Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации. Лектору целесообразно придерживаться предложенной структуры и последовательности изложения материала
Лектору целесообразно придерживаться предложенной структуры и последовательности изложения материала, использовать фактический материал, не уходить от острых вопросов. Один из них – существует ли на Белоруссии такая проблема. Некоторые ученые, государственные работники отрицают наличие проблемы. Это ненаучная и необъективная позиция. Проблема реализации прав человека, их поощрения и защиты – это вечная проблема, касающаяся всего мира. Является неправильным утверждение о том, что ситуация в Беларуси с правами человека гораздо хуже, чем в большинстве стран мира, странах СНГ. Перейдем к содержанию лекции. 1. По первому вопросу принципиально важным является изложение второго раздела действующей Конституции Республики Беларусь «Личность, общество, государство». Надо отметить, что в соответствии со статьей 21 Конституции обеспечение прав и свобод граждан является высшей целью государства[179]. Необходимо также хотя бы кратко рассказать о той работе, которая была проведена по приведению нормативно-правовых актов, принятых в Республике Беларусь, в соответствие с требованиями международно-правовых актов в области прав человека. 2. При изложении второго вопроса необходимо указать факторы, влияющие на современное состояние и развитие прав человека и гражданина в Белоруссии. Положительные моменты в состоянии прав человека: реализовано право на самоопределение; право на свободу совести; права национальных меньшинств; право на создание общественных объединений; реализуются права человека на образование, здоровье, безопасность и труд и другие. К месту будут ссылки на международные организации и международные документы. К примеру, на Доклад о развитии человека, подготовленный Программой развития ООН за 2002 – 2003 г.г., где отмечается место Беларуси среди стран мира по индексу человеческого развития. Известно, что Беларусь по этому показателю опережает все страны СНГ. В то же время в силу распространенности бедности не реализуется для многих такое право, как право на достойный человека уровень жизни; нарушаются права женщин, молодежи в экономической и социальной сферах. В последнее время несколько ухудшилась ситуация с реализацией права на труд и здоровье. Есть примеры нарушений прав и свобод человека: в области информации, проведения митингов и демонстраций, взаимоотношений между чиновниками и личностью и др. Все это говорит о том, что проблема прав человека в Беларуси в XXI веке требует дополнительных усилий для создания условий в деле их реализации в жизни общества. 3. Для улучшения положения с правами человека в Республике Беларусь необходимы соответствующие экономические, политические и социальные условия, обеспечение на практике принципа взаимной ответственности государства и личности. В частности: необходим выход на новые рубежи прежде всего в становлении социального правового государства и создании социально-ориентированной рыночной экономики, дальнейшее развитие гражданского общества, в котором на первое место выступают права человека, закрепленные в законе; назрел вопрос совершенствования национальной системы защиты и обеспечения прав человека, которая при ее окончательном становлении должна включать институт уполномоченного по правам человека. Лектору целесообразно использовать ряд источников научного характера[180]. Кроме того, необходимо использовать материалы 3-го Всебелорусского собрания, которые свидетельствуют о том, что достижения за последние 5 лет в социально-экономической сфере способствовали укреплению тенденции на признание и реализацию прав человека[181].
|