Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Самостоятельная работа студентов. Семинарские занятия: общие методические рекомендации[182]
Семинарские занятия: общие методические рекомендации [182] 1. Темы семинарских занятий необходимо выбирать, исходя из общей структуры и содержания спецкурса. В нашем варианте учебного пособия рекомендуется проводить семинарские занятия после каждой главы. 2. К каждому семинарскому занятию готовится небольшой доклад, который раскрывает сущность проблемы, а также сообщения по другим вопросам. 3. С точки зрения методики в вузах определяющими формами занятий должны быть: работа над документами ООН, Совета Европы и ОБСЕ в области прав человека; беседы; видеофильмы, конкурсы, игры. В преподавании спецкурса обычно присутствуют три основных параметра, которые необходимо учитывать преподавателям высших учебных заведений, учителям, авторам пособий и учебной программы. Для их реализации необходимо: информировать учащихся и студентов об их правах; учить, как защищать права человека; приводить примеры защиты прав человека из реальной практики. 4. Семинарские занятия проводятся прежде всего для изучения фактов, деклараций и конвенций, принятых ООН. Преподавателю необходимо помнить о том, что слушатели должны не только знать права человека, но и усвоить эти знания для дальнейшего использования в жизненных ситуациях. Цель практической деятельности – обеспечить студентам возможность определить для себя, как они на самом деле относятся к существующим в мире проблемам в области прав человека. 5. Руководитель семинарских занятий должен привлечь внимание его участников к проблеме ответственности каждого человека перед людьми и законами общества. Вспомним слова русского философа Н.Бердяева: «Только ответственны свободны, только свободные ответственны». Ситуация в стране, положение самого гражданина только тогда кардинально изменится, когда каждый человек будет уверен в том, что необходимо выполнять свои обязанности перед обществом и государством, как и им – перед гражданином. 6. При подготовке к семинарским занятиям необходимо учитывать, что студенты интересуются положением прав человека в Республике Беларусь. Слушатели спецкурсов задают закономерные вопросы: Какими правами мы можем пользоваться? Куда и для кого необходимо обращаться при их нарушении? Какой механизм защиты прав человека может быть в условиях перехода к рыночным отношениям? и др. 7. Семинарские занятия необходимо использовать для формирования личной позиции каждого слушателя в отношении к проблеме прав человека и их защите. Необходимо его настраивать на возможно длительный процесс защиты прав человека. 8. При преподавании спецкурса «Права человека» необходимо ориентироваться на студентов как субъектов учебного процесса. Их участие в научных исследованиях, конкурсах, дискуссионных клубах, студенческих товариществах по защите прав молодежи и других мероприятиях поможет воспитывать чувство собственного достоинства, осознать свою принадлежность к высокому званию гражданина Республики Беларусь. 9. Важно проводить семинарские занятия, как и чтение лекционного материала так, чтобы уважать права человека в учебной аудитории. Надо чаще спрашивать, чего они сами «хотят». Вместе со студентами поработать над терминами. Можно попросить студенческую группу на занятиях, используя Всеобщую декларацию прав человека и Международные пакты, определить, каких прав они пока сами лишены. Хороший способ расширения их кругозора, повышения заинтересованности – приглашение для бесед по различным аспектам этой большой проблемы работников судов, активистов правозащитных организаций, бывших правозащитников. И последнее. Следует напоминать студентам, что права человека – это не то, что касается только других людей где-то в другом месте. Это касается прежде всего их самих и преподавателей вуза, жителей города, в котором мы проживаем. Поощряйте студентов размышлять о том, как они могли бы наилучшим образом использовать то, что узнали, для развития и защиты прав человека в своей среде. Факты и примеры, используемые преподавателем в процессе преподавания, следует брать, в основном, из местной жизни и жизни Республики Беларусь. В порядке обобщения заметим, что на семинарских занятиях должна присутствовать атмосфера аналитической работы, прежде всего, с документами, выработанными Международным сообществом в области прав человека. Таким, как: Всеобщая декларация прав человека; Международный Пакт об гражданских и политических правах Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах; Декларация ООН о развитии; Конвенция ООН о правах ребенка; Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод. В последнее время усиливаются рекомендации, исходящие от многих преподавателей прав человека, специалистов системы образования, ряда ученых, специализирующихся в этой области знаний, на предмет того, чтобы в учебном процессе расширить роль так называемых игр. По мнению автора монографии, это опасная тенденция, ее распространение в системе высшего образования даст отрицательный результат. Посредством игр студенты не смогут разобраться в сущности феномена прав человека, механизмах возможной их реализации. Преподаватели спецкурсов пойдут по пути поверхностного исследования проблемы, во многом окажутся в заблуждении насчет реальных возможностей студентов, уровня их познания прав человека. Предложения авторов книги «Деловые игры: теория и организация» о максимальном использовании в обучении правам человека деловых игр можно использовать в системе средней образовательной школе, а также в лицеях и гимназиях[183].
|