Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Метод историзма
При изучении прав человека нельзя обойтись без метода историзма. Необходимо проследить, как возникали предпосылки прав человека у разных народов. История отражает постоянные изменения в положении человека, в его представлениях, в социальной среде. В то же время она с помощью теории соединяет все моменты в целостной протяженности (биографии). Все познается в развитии, с одной стороны, истории научной рефлексии, т.е. изучения того, как мыслители отражали права человека в своих трудах, а, с другой, как закреплялись и охранялись права человека политиками и юристами в документах и на практике. В главе 2, 4 и 5 монографии речь идет уже о практике. Практика – критерий всех теорий и ее изучение нуждается также в особых методах. Здесь, помимо указанных выше, применяются также аналитический, конкретно-социологический и другие методы[188]. При выборе методов изучения прав человека автор монографии учитывал, что утвердились подходы к их анализу, нередко противопоставляемые друг другу. С одной стороны, это – представления, что права человека реально существуют только в рамках политико-юридической системы (позитивистские концепции). С другой стороны, права человека рассматриваются как присущие человеку априори (с рождения и даже до рождения), независимо от того, реализуются они или нет (естественно правовая теория). Названные методологические подходы нередко или абсолютизируют положения конституций (позитивизм), или рассматривают права человека независимо от правоохранительной практики государства (естественно-правовой подход). Противопоставление стало контрпродуктивным. Названные методы необходимо дополнить системой интерактивных методов обучения педагогике. Они рассмотрены в педагогической литературе[189]. Учитывая специфику прав человека, назовем следующие: создание благоприятной атмосферы установления коммуникаций в педагогическом процессе, а также дискуссии, круглые столы, интервью и свобода выбора. Применение метода под названием «свобода выбора» расширяет возможность участников педагогического процесса регулировать и активизировать свое поведение и педагогическое взаимодействие, повышает их ответственность за осуществляемый выбор. Применение метода моделирования на занятиях по правам человека позволяет развивать творческие способности и воображение студентов; стимулировать нахождение проблемы и ее решение в условиях, моделирующих жизнь; предлагать студентам свободную дискуссию для обсуждения различных предложений. При этом обсуждение жизненных ситуаций лучше всего осуществлять в небольших группах; такая работа позволяет приобретать навыки сотрудничества.
|