Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По правам человека в высшей школе






 

Система образования по правам человека сформирована и совершенствуется под непосредственным руководством Министерства образования Республики Беларусь. Как нами уже отмечалось в главе II, в 1998 г. были приняты рекомендации по итогам парламентских слушаний по правам человека и специальное постановление Коллегии Министерства образования Республики Беларусь, в соответствии с которыми были введены обязательные спецкурсы во всех высших учебных заведениях[226]. В декабре того же года проведено выездное заседание Коллегии Министерства образования в городе Барановичи подвело первые итоги работы спецкурсов по правам человека. В следующем, 1999 г., Министерство образования активно содействовало разработке и утверждению правительством Республики Беларусь Национального плана преподавания и изучения прав человека на 1999 – 2004 гг.[227]

Под руководством управлений Министерства образования Республики Беларусь проведена определенная работа по выполнению мероприятий, предусмотренных Национальным планом развития образования. В том числе: в периодических изданиях и учебно-методической литературе напечатаны тексты Всеобщей декларации прав человека и Конвенции ООН о правах ребенка; международные и национальные документы по вопросам образования в области прав человека; определены в каждой области, в г. Минске учебные заведения (школы, ПТУ, ССНУ) для проведения экспериментальной работы по проблемам развития образования в области прав человека; напечатан ряд статей, посвященных образованию в области прав человека, прав ребенка в периодических педагогических изданиях; проведено определенное информирование родителей, общественности о положениях ВДПЧ, Конвенции о правах ребенка, Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» на родительских собраниях, во время работы лекториев, клубов, народных университетов; опубликован рекомендательный список художественной литературы, в которой отражена тема прав человека для детей, студентов, педагогов.

В соответствии с мероприятиями, предусмотренными Национальным планом развития (п. 27) Министерство образования с участием республиканского института высшей школы, Белорусского государственного университета и республиканского института профессионального образования провело в 2000 году Международную научно-практическую конференцию на тему «Проблемы прав человека в структуре и содержании профессионального образования»[228]. На конференции рассмотрены методологические, методические и организационные вопросы преподавания прав человека в высших и средних учебных заведений Беларуси и ряда зарубежных стран, проанализирован национальный и международный опыт образования в области прав человека. В частности, уточнено содержание и место спецкурсов «Права человека», «Права ребенка» в учебно-воспитательном процессе учреждений образования разных типов в 2000/2001 и последующих учебных годов.

При поддержке Министерства образования, Национального центра учебной книги и технических средств обучения Министерства образования Республики Беларусь были подготовлены ряд учебных пособий по правам человека, правам ребенка, что предусматривалось в п. 9. Национального плана преподавания и изучения прав человека. Республиканский институт высшей школы БГУ при участии специалистов Министерства образования провел ряд семинаров с преподавателями спецкурсов по правам человека, действующих в высших учебных заведениях республики.

Все это положительно повлияло на процесс становления республиканской системы образования по правам человека (первый этап функционирования: 1998 – 2001 гг.).

Вместе с тем в силу слабости контроля за реализацией принятых решений Национальный план оказался по многим пунктам не выполненным. Так, не выполнено требование рабочего плана Министерства образования по реализации Национального плана развития образования в области прав человека на 1999 – 2004 гг. (п.п. 5, 30), где записано: «Образовать в 1999/2000 гг. кафедры/лаборатории по правам человека в вузах, учреждениях и информационные центры». И если образование кафедры – дело, реализация которого требует времени, то создание лаборатории или кабинета прав человека вполне реально. Это серьезное упущение, отрицательно повлиявшее на процесс функционирования системы образования правам человека. Не выполнены и многие другие положения из намеченных мероприятий Национального плана преподавания и изучения прав человека. В том числе: разработать и издать хрестоматии для чтения по проблемам прав ребенка (п. 13), организовать конкурсы сочинений, стихотворений, песен среди школьников, учащихся на темы прав человека, прав ребенка (п. 20); кинофестивали, посвященные правам человека; провести республиканский конкурс «Учитель года» в области образования по проблемам «Права человека», «Права ребенка». Ежегодно награждать лучших педагогов, работников образования за достигнутые успехи в развитии образования в области прав человека (п. 35, 36). В пункте 37 Национального плана записано: «развивать международное сотрудничество органов и учреждений образования по проблемам развития образования в области прав человека». Фактически, в последние годы оно прервано.

Все это отрицательно повлияло на процесс дальнейшего функционирования республиканской системы образования. Продолжает работать механизм торможения важнейшего ее звена – бюрократизация системы управления, в том числе и системы образования. Отрицательно сказываются сущностные черты бюрократии: абсолютизация своих интересов, идеализация чиновника как важнейшего элемента системы управления, обожествление роли и власти существующего государства, другие. На это обращают внимание многие ученые – специалисты по правам человека: Л.Ф. Евменов, В.А. Божанов, Н.Н. Белякович, И.В. Котляров и другие[229].

Отрицательно повлиял на процесс реализации права на образование в определенной степени фактор коррупции в высших учебных заведениях республики. Об этом, в частности, неоднократно сообщалось в центральной и местной прессе[230]. Одновременно восторжествовала позиция, в соответствии с которой новые проекты, новые идеи по правам человека должны появляться и реализовываться, в основном, в столице. Отсюда недооценка вклада специалистов, работающих в областных вузах. А могли бы обобщить опыт, помочь, скажем, в открытии образовательного Центра или учебно-методической лаборатории в Брестском государственном университете имени А.С. Пушкина, других высших учебных заведениях.

Сказывается консерватизм части преподавателей высших учебных заведений, а также недооценка с их стороны гуманистической направленности системы обучения правам человека в целом. Налицо по-прежнему нехватка специалистов в области обучения правам человека. В большинстве своем – это люди, которые в силу обстоятельств занялись этой проблемой. Это особенно проявляется в технических вузах. Но, с другой стороны, в республике малоэффективная система подготовки и переподготовки кадров преподавателей спецкурсов. РИВШ БГУ проводит учебные курсы для преподавателей прав человека, но большинство вузов не направляет своих преподавателей. Тем, кто всерьез занимается преподаванием, не созданы соответствующие условия для их работы. На это, в частности, указывали многие участники международной научно-практической конференции, состоявшейся в 2004 году, которая рассматривала итоги выполнения Программы Десятилетия образования в области образования прав человека Организации Объединенных Наций. В результате, система образования правам человека во многом работает малоэффективно. Она не развивается, как бы остановилась на уровне 2001/2002 г.

Как известно, принципиальную важность также имеет состояние среды, в которой работают преподавательские кадры. Необходимо такая среда, в которой в полной степени реализовывались права и свободы преподавательских кадров, они в полной степени ощущали свои обязанности и свою ответственность. Есть смысл и необходимость напомнить о них, руководствуясь рекомендациями ЮНЕСКО о статусе преподавательских кадров в высших учебных заведениях[231].

Преподавательские кадры высших учебных заведений, как и другие группы и индивидуумы, должны пользоваться гражданскими, политическими, социальными и культурными правами, признанными на международном уровне в отношении всех граждан. Поэтому все преподавательские кадры высших учебных заведений должны пользоваться правом на свободу мысли, совести, религии, слова, собраний и ассоциаций, а также правом на свободу и безопасность личности и свободу передвижения. Как граждане они не должны сталкиваться ни с какими препятствиями или ограничениями в осуществлении своих гражданских прав, включая право содействия социальным изменениям путем свободного выражения своего мнения о государственной политике и политике, затрагивающей высшее образование. Они не должны подвергаться никаким наказаниям в результате только лишь осуществления своих прав. Преподавательские кадры высших учебных заведений не должны подвергаться произвольному аресту или задержанию, пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему человеческое достоинство обращению. В случае грубого нарушения прав преподавательских кадров высших учебных заведений они должны иметь право на подачу апелляции в соответствующие национальные, региональные или международные органы, такие, как учреждения системы Организации Объединенных Наций, а организации, представляющие преподавательские кадры высших учебных заведений, должны в таких случаях оказывать им всестороннюю помощь.

Следует обеспечивать соблюдение вышеуказанных международных норм в интересах высшего образования на международном и национальном уровнях. В связи с этим должен тщательно соблюдаться принцип академической свободы. Преподавательские кадры высших учебных заведений имеют право на академическую свободу, т.е. не ограничиваемое никакой установленной доктриной право на свободу преподавания и обсуждения, свободу проведения исследований, распространения и публикации их результатов, свободное выражение своих мнений в отношении учреждения или системы, в которых они работают, свободу от институциальной цензуры и свободу участия в профессиональных или представительных академических органах. Все преподавательские кадры высших учебных заведений должны иметь право выполнять свои обязанности без какой бы то ни было дискриминации, не опасаясь никаких репрессивных действий со стороны государства или с любой другой стороны. Преподавательские кадры высших учебных заведений могут в полной мере руководствоваться этим принципом в том случае, если среда, в которой они работают, благоприятствует этому, что требует демократии; отсюда следует, что развитие демократического общества является всеобщей задачей.

Преподавательские кадры высших учебных заведений имеют право на преподавание без всякого вмешательства при условии соблюдения признанных профессиональных принципов, включая профессиональную ответственность и интеллектуальную взыскательность в отношении норм и методов преподавания. Недопустимо требовать от преподавательских кадров высших учебных заведений проводить обучение вопреки их знаниям и совести или принуждать их использовать учебные программы и методы, противоречащие национальным и международным нормам, касающимся прав человека. Они должны играть ведущую роль в разработке учебных программ и планов.

Преподавательские кадры высших учебных заведений имеют право на проведение научных исследований без всяких запретов или вмешательства, руководствуясь своей профессиональной ответственностью и при условии соблюдения признанных на национальном и международном уровнях профессиональных принципов интеллектуальной взыскательности, поиска научной истины и исследовательской этики. Они также должны иметь право на свободную передачу другим лицам и на публикацию результатов исследований, авторами или соавторами которых они являются.

Преподавательские кадры высших учебных заведений имеют право заниматься профессиональной деятельностью вне своей работы, в частности, деятельностью, которая повышает уровень их профессиональных знаний и навыков или позволяет применять их знания для решения проблем, стоящих перед обществом, при условии, что такая деятельность не противоречит их главным обязательствам перед учреждением, являющимся их основным работодателем, в соответствии с политикой и правилами этого учреждения и национальным законодательством или практикой, там где они существуют. Они должны иметь право и возможность без какой бы то ни было дискриминации в соответствиями со своими способностями принимать участие в работе руководящих органов и критиковать деятельность высших учебных заведений, включая те, где они работают, одновременно уважая права других групп академического сообщества на участие в такой деятельности; они должны также иметь право выбирать большинство представителей в академические органы в рамках высшего учебного заведения.

Принципы коллегиальности[232] включают академическую свободу, совместную ответственность, политику участия всех заинтересованных лиц во внутренних структурах, обеспечивающих принятие и выполнение решений, а также развитие консультативных механизмов. Процесс коллегиального принятия решений должен охватывать управление и определение политики в области образования, учебных программ и планов, исследовательской деятельности, консультативно-лекторской работы, распределения средств и других соответствующих мероприятий, направленных на повышение уровня качества академической деятельности на благо общества в целом.

Разумеется, наличие индивидуальных прав и свобод предполагает соблюдение обязанности и ответственности преподавательских кадров высших учебных заведений. И прежде всего: академической свободе должна сопутствовать обязанность использовать ее в соответствии с долгом ученого, заключающемся в проведении исследовательской деятельности на основе добросовестного поиска истины. Необходимо, чтобы преподавательская, исследовательская и научная деятельность проводилась в полном соответствии с этическими и профессиональными нормами.

Преподавательским кадрам высших учебных заведений следует стремиться к достижению как можно более высоких стандартов в своей профессиональной работе, поскольку их статус в значительной мере зависит от них самих и качества работы. Они должны вносить свой вклад в подотчетность высших учебных заведений перед государственными органами, не поступаясь вместе с тем той степенью институциональной автономии, которая необходима для их работы, профессиональной свободы и продвижения знаний.

В целом, назрел вопрос серьезного совершенствования стиля и методов управления системой образования правам человека. Необходимо отказаться от ее недооценки, от отношения к ней как к чему-то третьеразрядному. Необходим тщательный анализ отрицательных тенденций и недостатков. Наконец, необходима реализация конкретных мероприятий, направленных на становление полноценного учебного курса «Права человека». Целесообразным является создание Национального образовательного Центра по правам человека. Его функции:

а) разработка и организация издания учебных программ, учебников, учебных и учебно-методических пособий для обучения студентов правам человека, основам демократии и международного гуманитарного права;

б) проведение конференций, симпозиумов, семинаров, курсов по вопросам образования в области прав человека и международного гуманитарного права;

в) обобщение и распространение передового педагогического опыта

по вопросам образования правам человека и международного гуманитарного права;

г) научные исследования по проблемам образования в области прав человека;

д) разработка учебных планов, программ, учебных пособий для распространения знаний о правах человека, правах ребенка и международному гуманитарному праву среди работников государственных органов и организаций, общественных объединений населения;

е) экспериментальная работа в учреждениях высшего образования разных типов по разработке и внедрению оптимальной модели специальных курсов, современных методик и технологий для обучения правам человека, основам демократии и международному гуманитарному праву;

ж) оказание консультативной помощи студентам по вопросам прав человека и международному гуманитарному праву;

з) координация образовательной и научно-методической деятельности органов и учреждений образования по реализации международных и национальных актов государственных программ по вопросам образования правам человека;

и) развитие международного сотрудничества с международными организациями, государственными учреждениями общественными объединениями по вопросам образования правам человека, основам демократии и международного гуманитарного права.

В целях усиления координации, оказания помощи учебно-методического и научного характера высшим учебным заведениям, также целесообразно создание при Министерстве образования республики Беларусь Координационного Центра по образованию в области прав человека. Его основными задачами могут быть:

а) выявление национальных потребностей в области образования по вопросам прав человека;

б) разработка национальных планов действий;

в) обеспечение координации с региональными и международными органами, занимающимися реализацией программ по образованию в области прав человека ООН;

г) обобщение и распространение передового опыта и технологий в области обучения прав человека, другие.

С точки зрения перспективы полезным будет расширение контактов, проведение совместных мероприятий с общественными организациями, которые имеют опыт работы в области образования правам человека. Такими, как Республиканское общественное объединение Белорусская секция Международного общества прав человека, которая действует с 1996 года. Активно участвует в проведении конференций, семинаров, заседаний «круглых столов» с обсуждением различных аспектов состояния прав человека. Так, с ее активным участием были проведены в Брестском государственном университете: Республиканская научно-практическая конференция «Права человека в республике Беларусь: механизмы защиты и реализации, проблемы преподавания» (1996 г.); Международная научно-практическая конференция «Права человека: ООНовское измерение и их реализация на рубеже XX-XXI» (1998 г.); заседания «круглых столов» на темы «Уполномоченный по правам человека – важнейшее звено Национальной системы защиты прав человека» (2000г.), «Десятилетие образования в области прав человека ООН: местный и республиканский опыт, перспектива» (2004 г.), «Экономические, социальные и культурные права: состояние, развитие и пути реализации» (2005 г.). В 2000 году при поддержке Международного общества прав человека и активном участии сотрудников Министерства обороны Республики Беларусь в городе Минске организацией проведен семинар на тему «Распространение знаний о Международном Уголовном Суде в странах Восточной Европы»[233].

Белорусская ассоциация содействия ООН создана в 1989 году. Основным направлением ее деятельности является активное участие в формировании и развитии образования в области прав ребенка и прав человека. В связи с принятием в 1989 году Конвенции ООН о правах ребенка Белорусская ассоциация содействия ООН первая среди республик бывшего Союза и Восточной Европы провела в 1991 году Международную научно-практическую конференцию «Права ребенка: законодательство и практика». Конференция благодаря своему представительному характеру во многом способствовала принятию Верховным Советом в 1993 году закона о права ребенка Республики Беларусь. На ней был поставлен вопрос о необходимости введения преподавания прав ребенка в учебных заведениях страны. Члены Ассоциации активно участвовали в становлении системы образования правам человека[234].

Улучшать стиль управления системы образования правам человека необходимо и ректоратам высших учебных заведений. Ведущие университеты республики (Белорусский государственный университет, Белорусский национальный технический университет, Белорусский экономический университет, Военная академия и другие) по собственной инициативе и заинтересованности могли бы за истекшее время открыть кафедры прав человека или лаборатории. В эту группу высших учебных заведений можно включить Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина и Гомельский университет им. Сухого. В названных высших учебных заведениях работают специалисты в области прав человека, что позволяет открыть образовательные центры по правам человека. Открытие такого центра в университетах будет способствовать дальнейшей активизации учебно-методической и научно-исследовательской работы по правам человека. Образовательные центры могут оказывать методическую, научную, информационную помощь преподавателям спецкурсов по правам человека и правам ребенка, действующих во всех звеньях системы образования своего региона. Они повысят авторитет высшего учебного заведения, так как это позволит установить международные связи с вузами других стран по данной научной и педагогической проблеме. Как известно, руководство высших учебных заведений, действующих в областных центрах пытается поднять авторитет и вес своего образовательного учреждения, реализуя различные подходы и методы. При этом игнорируются возможности системы образования правам человека, хотя в целом, на уровне республики, она способствует повышению авторитета страны в мировом сообществе.

В большинстве высших учебных заведений не выполнены даже такие рекомендации из мероприятий, предусмотренных Национальным планом развития образования в области прав человека на 1999 – 2004 гг., на которые не нужны указания сверху, т.е. из управлений Министерства образования Республики Беларусь. В их числе: пропагандировать положения Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, закона Республики Беларусь «О правах ребенка», на предприятиях, организациях. Образовать для этой цели стенды (п.16); организовать систематическое информирование родителей, общественности о положениях Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, закона Республики Беларусь «О правах ребенка» на родительских собраниях, при работе лекториев, клубов, народных университетов (п.11); образовать в учреждениях системы образования информационные центры по правам человека, правам ребенка (п.5).

В большинстве высших учебных заведений проигнорированы рекомендации о специализации преподавателей прав человека, создании ими необходимых условий труда; о деятельности студенческих дискуссионных клубов и исследовательских групп.

Реализация вышеотмеченных рекомендаций опять-таки предполагает развитие демократических основ управления высшим учебным заведением. Принципиальное значение при этом имеет процесс становления и развития студенческого самоуправления. Администрация вуза должна поощрять создание и действие различных самодеятельных студенческих организаций: студенческий клуб, спортивный клуб, студенческие строительные отряды, хозрасчетные группы по ремонту общежитий, учебных и научных лабораторий, другие. Необходимо внести дополнения и изменения в уставы высших учебных заведений в той их части, где записано о правах и обязанностях студентов.

В уставах высших учебных заведений, по нашему убеждению, должны быть отражены следующие права студентов: получать высшее образование в соответствии с государственными стандартами; бесплатно пользоваться помещениями вуза, его обеспечением, учебной, научной и художественной литературой, техническими средствами обучения во время занятий и самостоятельной учебной работы; участвовать в исполнении научно-исследовательских работ; право направления обращений в адрес руководства высшего учебного заведения о качестве образовательно-воспитательного процесса; участвовать через своих представителей в органах управления; образовывать органы студенческого самоуправления; право на жилье (поселение в общежитии); право на охрану здоровья, которое обеспечивается бесплатным лечением в государственных учреждениях здравоохранения и дальнейшим развитием в высшем учебном заведении физической культуры и спорта и другие.

В уставах вузов должны быть записаны и обязанности студентов. В их числе: глубоко овладевать теоретическими знаниями, практическими способностями, современными методами научных исследований; самостоятельно получать необходимые знания; посещать лекции, практические, лабораторные, семинарские и иные занятия, предусмотренные расписанием занятий; в установленные сроки исполнять все виды занятий в соответствии с учебными планами и программами обучения; исполнять требования Устава, правила внутреннего трудового распорядка в университете, его общежитиях; быть носителями здорового образа жизни, культуры поведения в общественных местах и в самом вузе; уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц: студентов и преподавателей; беречь историко-культурное, духовное наследие, участвовать в охране природной среды; соблюдать Конституцию Республики Беларусь и ее законы.

В высших учебных заведениях желательно иметь комиссии по гласности. Она должна иметь право по собственной инициативе или по имеющимся у нее сигналам требовать информацию у любого администратора любой инстанции, кроме спецотдела; обязана информировать коллектив университета о жизни всех подразделений, вскрывать недостатки, публиковать пояснения руководителей по различным вопросам, приглашать к публичным выступлениям студентов, преподавателей, других сотрудников учреждения. Комиссия по гласности создает и использует стенную печать в виде стендов, объявлений, плакатов, газет, планшетов и т.п., а также приглашать корреспондентов газет, радио, телевидения.

В настоящее время в большинстве высших учебных заведений принижена роль профессорского собрания. В то же время профессорское собрание вуза может быть и должно быть постоянно действующим консультативным органом при ректорате высшего учебного заведения. Оно призвано сыграть существенную роль в решении многих задач, стоящих перед учебным заведением и прежде всего в становлении морально-психологического климата, достойного университета.

Доктор технических наук, профессор Брестского технического университета, ученый с мировым именем Северянин В.С. принимает активное участие в мероприятиях научного характера по правам человека, проводимых в Брестском техническом университете и Брестском государственном университете им. А.С.Пушкина. В частности, в проведенных конференциях на тему «50-летие ООН и пути дальнейшего укрепления дружбы и сотрудничества между народами» (1995), «Права человека: ООНовское измерение и их реализация на рубеже XXI века» (1998); в заседания «круглых столов» по темам: «Десятилетие образования правам человека ООН: местный и республиканский опыт, перспектива» (2004) и «Экономические, социальные и культурные права: проблемы реализации» (2005)[235], других. Реализация его идей, направленных на реформирование высшей школы[236], по нашему убеждению, создаст более благоприятные условия для реализации прав человека, их изучения в высшей школе. В качестве председателя Брестской областной организации Белорусского профессорского собрания он активно сотрудничает и оказывает помощь в подготовке и проведению конференций, заседаний «круглых столов», на которых обсуждаются проблемы прав человека. Его авторитет и соучастие, накопленный опыт может активно содействовать образованию Брестского образовательного пространства по правам человека с организационной структурой «Брестский образовательный и информационный центр прав человека».

Положительно повлияет на ситуацию с реализацией прав студентов и преподавателей создание в процессе развития университетов информационно-культурной среды, рассматриваемой как совокупность возможностей, предоставляемых университетом в рамках системы высшего профессионального образования и которая обеспечивает культуроемкость высшего образования, и как результат, воспитание в стенах его «духовной аристократии, аристократии таланта и интеллекта»[237].

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал