Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. На основании многолетней опытно-экспериментальной работы нами сделаны следующие выводы:






На основании многолетней опытно-экспериментальной работы нами сделаны следующие выводы:

1. В Беларуси накоплен определенный опыт работы системы образования по правам человека. Значительные результаты достигнуты по выполнению рекомендаций, зафиксированных в Программе «Десятилетие образования в области прав человека ООН (1995 – 2004 гг.)». Созданная в республике система образования правам человека поднимает авторитет страны на международной арене, так как в других странах СНГ, Европы ничего подобного нет. Беларусь является единственной страной, где налажена такая система обучения правам человека. Накопленный опыт и методика позволяет ввести полноценный учебный курс «Права человека». Этого также требует интересы дальнейшего развития системы образования по правам человека, необходимость повышения уровня ее гуманизации и гуманитаризации. Введение учебного курса по правам человека поднимет на более качественную ступень в целом систему образования по этим знаниям.

2. Каждый студент и преподаватель высшего учебного заведения должен знать свои права и обязанности. Каждый должен научиться пользоваться правами и свободами. Каждый должен иметь возможность защищать свои права и свободы. Только при соблюдении этих трех условий возможна реализация высшей ценности – ценности человека.

Большое теоретическое и практическое значение для понимания роли прав человека в развитии личности имеет научное обоснование общечеловеческой ценности прав человека. Нередко это положение отвергается на том основании, что права человека в той или иной мере нарушаются во всех странах мира. Однако, как справедливо отмечает Л.Н. Столович, – «уничтожение явлений, обладающих ценностью, не есть уничтожение самих ценностей»[259].

Нет сомнения, что такие общечеловеческие ценности, как жизнь, свобода, честь, безопасность, развитие, счастье, уважение человеческого достоинства, сопротивление угнетению и социальной несправедливости и другие права человека в любом современном обществе рассматриваются как безусловная ценность, ибо от их обеспечения зависит социальный прогресс и дальнейшее развитие человечества.

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать по отношению к другим в духе братства». Система образования правам человека в большой степени помогает воспитывать нужные качества. Она утверждает цивилизованные, демократические формы общения. В их основу положен принцип толерантности, что означает способность человека позволить другому быть другим, иным, не похожим на тебя.

3. Обучение правам человека является важнейшим фактором формирования гражданской политической культуры. Оно имеет не только теоретико-методологические, но и практические аспекты. Оно ставит своей задачей научить человека «обращаться» с властью так, как она того заслуживает. Права человека учат молодежь строить свои отношения с властью на правовой основе. Понимание противоречивой природы власти – ее способности не только защищать, но и нарушать права человека – вооружает человека уверенностью в своей правоте.

4. В настоящее время одна из главных задач заключается в том, чтобы сделать образование в области прав человека непрерывным, ибо человек на протяжении всей своей жизни постоянно нуждается в современных знаниях, дающих ему силу и умение преодолевать трудности и добиваться реализации своих прав и основных свобод. Важнейший этап непрерывного образования в области прав человека – образование в средней образовательной школе. Учитывая принципиальную важность этой стадии, отметим следующие моменты. Участники международной научно-практической конференции «Десятилетие образования в области прав человека Организации Объединенных Наций: белорусский и международный опыт» проанализировали опыт и проблемы организации образования в области прав человека в школах, гимназиях и лицеях, внесли конкретные предложения, направленные на их реализацию[260]. В их числе: ввести, в первую очередь, в старших (выпускных) классах специальный учебный курс, имеющий своей целью практическое овладение учащимися способами реализации своих прав и свобод; подготовить пакет методических разработок, включая и варианты поурочного планирования, для учителей, которые будут работать по этому курсу; предусмотреть в планах подготовки и переподготовки педагогов всех профилей и администрации школ изучение проблем данной тематики, использование тренингов по практическому овладению способами реализации своих прав и другие методики; создать юридическую, методическую, консультационную базу для развития реального ученического самоуправления и другие.

Важнейшая составляющая непрерывного образования – образование по правам детей. Современное образование неразрывно связано с учением относительно прав детей и человека, с учением о правах детей и взрослых, с учение через применение прав детей и взрослых. Как считает Гюрова В.Т., доктор наук из Софийского университета им. Св. Климента Охридского, «образование по правам детей – основная часть науки о жизни»[261]. Усваивание «науки о жизни» проходит через изучения и применения основных прав детей в школе (в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка). Изучая и упрочняя свои права в школе (при подходящей организации учебной и внеучебной деятельности), дети обучаются гражданскому поведению, готовятся к жизни граждан демократического общества[262]. Задача высших учебных заведений – помочь школам, лицеям, гимназиям повысить эффективность научно-методического обеспечения системы образования правам человека и правам ребенка.

Введение обеспечения непрерывного образования имеет огромное значение и для отдельного человека, и для общества, и для государства, т.к. только политически активный и образованный в области прав человека гражданин может содействовать формированию социально-правового и гражданского общества в обеспечении успешного развития своей страны. О том, что человек должен знать свои права для борьбы с бюрократизмом, беззаконием, бесхозяйственностью, говорит Президент Республики Беларусь, выступая в Парламенте, перед делегатами Всебелорусского народного собрания и на других форумах[263].

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ:

Оптимальный вариант учебного курса «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»:

структура, содержание


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал