Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кафедра прав человека – центральное звено системы управления






В Национальной программе развития системы образования правам человека на 1999 – 2004 г.г. и рабочего плана Министерства образования Республики Беларусь по выполнению национальной программы действий[238] содержится требование к вузам открыть кафедры прав человека. Тем не менее, ни в одном из высших учебных заведений республики не выполнена упомянутая рекомендация. Проигнорированы и мои предложения, направленные на положительное решение проблемы, [239] а также рекомендации научно-практической конференции. Так на Международной научно-практической конференции на тему «Права человека: ООНовское измерение и их реализация на рубеже XXI века», проведенной в Брестском государственном университете в 1998 г., принята рекомендация: «Конференция считает возможным внести предложения об образовании в Брестском госуниверситете кафедры прав человека и учебно-методической лаборатории. Кафедра прав человека будет способствовать расширению международных связей университета, его становлению, как университета европейского типа[240]. Сказалось отрицательное отношение к этой идее и недооценка необходимости образования по правам человека со стороны ректоратов высших учебных заведений, отсутствие необходимого финансирования, а также и другие причины.

Вместе с тем, после семилетнего преподавания прав человека в высшей школе, необходимость открытия кафедр прав человека стала еще более очевидной и необходимой. В связи с этим выскажу некоторые соображения по вопросу организации работы кафедр.

Поскольку кафедры прав человека – дело новое, есть необходимость рассмотреть подробнее вопросы содержания их работы и функционального значения, опираясь в том числе и на опыт работы кафедры прав человека, созданной еще в 1993 году в Академии МВД Республики Беларусь и функционирующей на общественных началах в период 1993 – 1998 гг. под руководством доктора юридических наук, профессора, первого заместителя начальника Академии МВД И.И. Басецкого[241]. Кафедра прав человека имела целью утверждение в учебно-воспитательной и научно-исследовательской работе первенство общечеловеческих ценностей, пропаганду прав человека. Кафедрой осуществлены следующие основные мероприятия:

- подготовлена международная научно-практическая конференция, проведенная в Академии МВД РБ в 1998 г. на тему «Проблемы совершенствования деятельности органов внутренних дел в современных условиях и подготовки кадров для системы МВД»;

- организована и проведена специальная научно-методическая конференция профессорско-преподавательского состава и сотрудников Академии по вопросам прав человека;

- проведено расширенное заседание Совета Академии, где принята программа реализации концепции прав человека в учебно-воспитательной и научно-исследовательской работе, утверждены конкретные мероприятия;

- проанализированы учебные программы и тематические планы преподаваемых в Академии МВД дисциплин, внесены предложения по включению в учебный процесс разделов и тем, отдельных вопросов по правам человека;

- разработан тематический план специального курса;

- организована подготовка текстов лекций, методических и дидактических материалов, учебных видеофильмов по наиболее актуальным вопросам обеспечения и защиты прав человека;

- создан специальный учебно-методический кабинет кафедры прав человека;

- организована серия публикаций в республиканских и иных газетах, пропагандирующих идею защиты прав человека;

- велась работа с целью организации и осуществления научного исследования по проблемам реализации в деятельности ОВД концепции прав человека, принципов и положений важнейших документов ООН поэтому вопросу.

Кроме того, сотрудники кафедры принимали непосредственное участие в симпозиумах, заседаниях «круглых столов», семинарах по различным аспектам прав человека, проведенных как в Беларуси, так и в других странах. Кафедра поддерживала непосредственные связи с учреждениями ООН в Республике Беларусь, которые регулярно обеспечивали ее документами и материалами ООН по правам человека, научной и специальной литературой. На этой основе коллектив кафедры подготовил и выпустил ряд собственных учебников, учебных пособий, методических документов и дидактических материалов, создал учебные видеофильмы.

Кафедра прав человека призвана стать основным учебно-методическим структурным подразделением высшей школы, обеспечивающим проведение учебной, научной и воспитательной работы по правам человека. Ее деятельность должна быть направлена на подготовку специалистов, владеющих соответствующими знаниями в этой отрасли, умениями и навыками, соединяющими общую культуру и высокие моральные качества. Содержание работы кафедры должно соответствовать следующим направлениям государственной политики по развитию образования в области прав человека: информационное обеспечение, связанное с созданием в Беларуси разветвленной и многоступенчатой системы образования в области прав человека и демократии, определением ее оптимального содержания для каждого типа учебных заведений; комплекс мероприятий, являющихся продолжением учебного процесса (конкурсы, декады правовых знаний и др.); научно-методическое обеспечение учебного процесса; развитие международного сотрудничества.

При кафедре могут быть открыты лаборатории по правам человека, задачей которых станет: подготовка вспомогательного материала к лекциям и практическим занятиям; оказание консультативной помощи преподавателям спецкурсов; изучение и рассмотрение отечественного и зарубежного опыта по обучению правам человека; участие в работе по совершенствованию концепции образования в области прав человека; участие в подготовке и проведению семинаров, «круглых столов», научно-практических конференций. Лаборатория должна готовить материалы для региональных, республиканских и международных конференций по правам человека. Сотрудники лаборатории могут принимать участие в подготовке и издании учебно-методической литературы и, прежде всего, литературы по опыту и методике обучения правам человека и правам ребенка.

Образование кафедр прав человека будет способствовать развитию внешних связей высших учебных заведений. В положении о кафедре можно записать, что она, кафедра, устанавливает творческие связи и рамках учебной, учебно-методической и научно-исследовательской работы с аналогичными кафедрами высших учебных заведений дальнего и ближнего зарубежья, а также с научно-исследовательскими организациями соответствующего профиля.

Образование кафедр прав человека будет способствовать усилению связей со школой: оказывать методическую помощь в организации системы обучения правам человека в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях; вести пропаганду научных и других знаний в области прав человека, прав человека, прав ребенка и международного гуманитарного права; оказывать помощь в повышении квалификации учителей, руководителей.

Сегодня в ряде вузов преподавание прав человека возложено на юридические кафедры, многие посчитали эту задачу общей и для юристов, и для обществоведов, некоторые адресовали курс кафедрам социально-гуманитарного профиля. К примеру, в Брестском государственном университете им. А.С. Пушкина – это кафедра политологии и социологии. На заседании кафедры еще в 1994 году было принято решение поддержать автора монографии о преподавании прав человека в виде спецкурса на историческом факультете. В 2000 году в структуре кафедры образован сектор прав человека. В 2001 году начал работать под моим руководством методологический семинар по проблеме обучения правам человека. Кафедра не только обеспечивает с 1998/1999 учебного года деятельность спецкурсов по правам человека на факультетах университета, но и активно участвует в подготовке и проведении конференций, семинаров, заседаний «круглых столов». О них сообщалось в предыдущих материалах монографии. В настоящее время готовится межвузовская конференция на тему «Права человека в XXI веке: состояние, развитие, проблемы реализации», которую планируется провести в конце 2006 г.

Наш опыт показывает: необходимо твердо исходить из того, что права человека – интегральная, социально-общественная дисциплина, имеющая свой предмет изучения, характерные черты, категории, научный аппарат, и, стало быть, ее преподавание должно носить междисциплинарный характер. Следовательно, нужно образовывать кафедры прав человека, как общевузовские, где могли бы сотрудничать в области обучения правам человека обществоведы, юристы, политологи, философы, другие представители наук об обществе.

И еще. В переходный период, если не хватает нагрузки и преподавателей с учеными званиями, что затрудняет учебный процесс на кафедрах прав человека, можно пойти временно на создание кафедр «прав человека и гуманитарных наук» или наоборот, «гуманитарных дисциплин и прав человека» могут быть и такие объединения: кафедра «политологии и прав человека», кафедра «конституционного права и прав человека» и другие. Но это как переходное явление.

Образование кафедр прав человека окажет положительное воздействие на процесс становления учебной дисциплины «Права человека», существенно повысит эффективностьвсей системы образования в области прав человека.

Пора приводить учебный процесс в соответствии с государственными стандартами в области обучения правам человека и создания соответствующей научно-методической базы преподавания учебного курса «Права человека». Необходимо открывать кафедры прав человека и, прежде всего, начать с Белорусского государственного университета и Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина. Решение по открытию кафедр прав человека в Брестском государственном университете им. А.С. Пушкина, Белорусском государственном университете, Академии МВД Республики Беларусь может быть положительным при условии твердой и конкретной позиции Министерства образования Республики Беларусь.

Наряду с открытием кафедр прав человека, желательно полнее использовать возможности других кафедр. Такую позицию поддерживает доктор исторических наук, профессор Белорусского государственного педагогического университета им. М.Танка Э.Г. Иоффе и доктор философских наук, профессор БГУ А.Д. Гусев[242]. С ними солидарен и автор монографии, хотя, по моему твердому убеждению, необходимо идти по пути, прежде всего, образования кафедр прав человека.

Так, в программе курса «Политология», составленной коллективом преподавателей кафедры политологии и права БГПУ им. М.Танка, есть тема «Демократия как способ организации политической системы». Преподаватели в лекциях акцентируют внимание студентов на острых проблемах прав человека и на том, как в разных странах мира выполняются преамбула и отдельные статьи Всеобщей декларации прав человека.

Один из вопросов лекции «Демократия как способ организации политической системы» сформулирован так: «Права человека как основная проблема демократии». Преподаватель отмечает, что в демократической модели политического устройства общества особое место принадлежит правам человека.

Значительные возможности для изучения, углубления и расширения знаний по проблемам прав человека дают лекции и семинары по темам: «Политическая деятельность», «Политическая система общества», «Политический режим», «Государство как политический институт», «Основные политические доктрины современности».

Немалые возможности для преподавания прав человека содержит в себе курс социологии. В разделе «Политическая социология» одну из лекций желательно посвятить теме «Социология правосознания». Студенты должны понять, что личность как носитель права должна обладать, в первую очередь, тремя качествами: во-первых, знаниями правовых предписаний. Правовая информация, предоставленная индивиду, дает ему знания о правах и обязанностях, что, в свою очередь, ведет к расширению возможностей их использования; во-вторых, сформированным представлением о правомерном поведении. Понимание ценности последнего ведет к подражанию стереотипам, т.е. сложившимся в общественном сознании формам поведения, что является первой стадией правовой социализации личности; в-третьих, умениями и навыками участника механизма правовых предписаний.

Преподаватель социологии обращает внимание обучаемых на то, что повышенный интерес вызывает вопрос о правах и свободах человека, соблюдении гарантий, защите от произвола и возможности обжаловать действия администрации. Он подводит студентов к выводу, что надежными и эффективными формами повышения правовой активности граждан являются регулярное и правдивое информирование о состоянии преступности, участие людей в обсуждении и принятии законов.

Большие возможности для преподавания прав человека содержат темы «Социология личности», «Социология наций», «Социология семьи», «Социология образования», «Социология культуры», «Социология религии».

В плане лекции на тему «Социология личности» целесообразно выделить вопрос о теории и практике социализации личности. Студенты должны четко представлять, что ее важнейшим этапом является формирование личности. Студенты должны четко представлять, что ее важнейшим этапом является формирование правосознания как совокупности знаний оценочного механизма и элементарных навыков правового поведения и мотивационного механизма. Преподаватель акцентирует внимание студентов на том, что процесс социализации личности предполагает наличие определенного механизма воздействия, который, в свою очередь, имеет двойственный характер, точнее, выполняет две функции: механизма передачи личности программы правового поведения и механизма восприятия данной программы.

Использование возможностей курсов политологии и социологии способствует более высокому уровню преподавания курса по правам человека в вузах и претворению в жизнь положений Всеобщей декларации прав человека.

Права человека также изучаются всей наукой о государстве и праве. Учитывая значимость прав человека в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества, следует обратить особое внимание на механизм и процедуры их защиты, раскрыть ее конституционные, судебные, административно-правовые способы, показать особенности правоохранных механизмов в различных странах. При изложении теории прав человека необходимо учитывать ее неизбежное пересечение с иными юридическими науками – теорией государства и права, историей государства и права, историей политических и правовых учений, отраслевыми юридическими науками: конституционным, гражданским, уголовным, административным правом и др.

Целостное восприятие данной проблемы невозможно без философского осмысления сущности прав человека как неотъемлемого свойства личности и феномена мировой культуры и цивилизации.

Философия прав человека является составной частью философской антропологии, важнейшей задачей которой является исследование природы человека, служащей источником его неотъемлемых прав и свобод. Основными аспектами исследования являются вопросы феноменологии и онтологии, раскрывающие права человека как его атрибутивное свойство, формирующееся в контексте социального бытия.

В отечественной и зарубежной общественно-политической литературе она рассматривается в широком и узком смысле слова, что отражает разные уровни и диапазон анализируемых аспектов прав человека. В широком смысле слова философия прав человека – это философская доктрина, отражающая определенное мировоззрение, дающая соответствующую трактовку сущности права и прав человека как общественных явлений, их места и роли в развитии человека и общества. В узком, непосредственном смысле слова философия прав человека раскрывает сущность прав человека в контексте их различия и взаимосвязи между естественными, неотъемлемыми правами человека, представляющими собой общечеловеческую ценность, и позитивными, положительными правами гражданина данной страны, то есть субъективными юридическими правами индивида. Эта проблема имеет важное теоретическое и практическое значение, так как в первую очередь касается повседневной жизни человека в рамках определенной политической системы, создающей те или иные возможности для развития самобытной, автономной личности.

Философия прав человека – предмет изучения и их преподавания посредством философии как учебной дисциплины и науки. Важнейшими составляющими при этом являются: раскрытие диалектики прав человека и гражданина; духовно-нравственной сущности прав человека; роли и места прав человека в структуре социальных отношений; проблемы взаимосвязи прав, обязанностей и ответственности человека, вклада философов в создание науки о правах человека и другие.

Важнейшее направление исследования – идеология прав человека, ее взаимосвязь с идеологией белорусского государства. Начало исследованию положил доктор философских наук Гусев А.Д., выступивший с докладом по этой проблеме на Международной научно-практической конференции «Десятилетие образования правам человека Организации Объединенных Наций: белорусский и международный опыт»[243]. В нем отмечено, что идеология прав человека – это гуманистическая идеология, основанная на уважении человеческого достоинства. Такие человеческие ценности как жизнь, свобода, честь, безопасность, развитие, счастье, сопротивление угнетению и социальной несправедливости и другие права человека в любом современном обществе рассматриваются как безусловная ценность, ибо от их обеспечения непосредственно зависит социальный прогресс и дальнейшее развитие человечества. При этом важнейшей человеческой ценностью в современных исторических условиях является идея всеобщности и универсальности прав человека: «Все права для всех». Рассуждения «об особенностях» исторического развития, «славянской душе», «Белорусском менталитете» не должны трактоваться как «противопоказание», отторжение нашим народом общечеловеческой гуманистической концепции прав человека[244].

В общем, идеология прав человека затрагивает большой круг вопросов, имеющих не только теоретическое, но и большое практическое значение. Однако для того, чтобы эти гуманистические идеи получили массовую, сознательную поддержку людьми, человеком, обществом и государством, необходимо широкое развитие образования в области прав человека. Благодаря ему идеология прав человека превращается в личные убеждения людей, их жизненную позицию.

 

 

Учебно-методическая и научная литература


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал