Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Практические рекомендации. Ниже мы рассмотрим, как можно использовать технику обучения на примерах, чтобы помочь ребенку научиться справляться с насмешками и издевательствами других
Ниже мы рассмотрим, как можно использовать технику обучения на примерах, чтобы помочь ребенку научиться справляться с насмешками и издевательствами других детей. Шаг 1: Объяснение смысла методики. Например; Алиса, ты говорила, что хочешь сделать что-нибудь, чтобы прекратить насмешки и издевательства со стороны других детей в классе. Возможно, нам не удастся полностью прекратить их, но мы можем вместе подумать над тем, что можно сделать. Сначала мы попросим разных людей из группы показать тебе, каким образом можно вести себя в такой ситуации. Затем ты можешь попробовать сделать то же самое, чтобы самой почувствовать, что при этом происходит, и выбрать то, что тебе больше подходит. После того, как ты проделаешь это несколько раз в группе, ты можешь потренироваться дома или сразу попытаться вести себя по-другому, когда такая ситуация повторится. Хочешь попробовать? Заметьте, что наряду с объяснением руководитель группы пытаетсяполучить согласие от ребенка поработать с этой методикой. Шаг 2: Выделение вместе с группой элементарных составляющих поведения или наиболее корректных вариантов управления ситуацией. В ситуации с Алисой группа выдвигает следующие варианты поведения: • Выйти или пересесть на другое место. • Игнорировать насмешки. • Начать разговор с другом. • Обратиться к учителю, Сказать детям, чтобы они прекратили. Сказать детям, что тебе неприятно слышать их насмешки. Сказать самой себе: «Успокойся» и сосчитать до 10. Шаг 3: Процедура выбора детей (можно по желанию), которые согласны продемонстрировать требуемое поведение. В этой ситуации дети обычно охотно выражают желание продемонстрировать все варианты поведения в рассматриваемой ситуации. Шаг 4: Демонстрация примеров поведения ребенку, которому они предназначены. Один из членов группы играет роль Алисы, двое других изображают насмешников. Остальная группа дает подсказки и поддерживает ребенка, играющего роль Алисы. Настоящая Алиса наблюдает за сценкой. Шаг 5: Практическая отработка ребенком требуемого поведения и получение обратной связи от группы. После проигрывания ситуации ведущий спрашивает у Алисы, готова ли она сама попробовать повторить что-нибудь из показанного. Она соглашается и играет свою роль в той же ситуации. После того, как Алиса проиграла сценку, ведущий дает ей положительную обратную связь, хвалит за работу и просит других детей также высказать свои оценки. Группа помогает Алисе внести некоторые изменения в поведение – а именно, говорить более уверенно и уходить более демонстративно. Ведущий дает возможность Алисе проиграть ситуацию столько раз, сколько ей требуется, спрашивая после каждой попытки, как она себя чувствовала во время проигрывания. Члены группы также поддерживают Алису и обеспечивают обратную связь. В завершение ведущий спрашивает, что Алиса может и хочет сделать в качестве домашней работы (см. «Домашние задания»). Алиса решает, что она может попробовать обратиться к своей старшей сестре и потребовать не трогать ее вещи. На следующем занятии ведущий также возвращается к ситуации Алисы, подкрепляя ее попытки применить полученные знания в реальной жизни. Очень важно дать детям возможность в заключительной части занятия обсудить свое участие в процессе обучения. Вопросы могут быть, например, такими: (Ребенку, для которого проводилась игра) Что ты чувствовал, когда видел, как другие дети играли твою роль? Что ты узнал, наблюдая за ними? (Участникам ролевой игры) Что вы узнали, играя роль ____ ___? Как это помогло вам? (Всей группе) Как вы думаете, чем этот опыт может пригодиться вам?
Наконец, самая главная функция ведущего – это умение быть примером для членов группы. Если вы сами не демонстрируете детям определенные модели поведения, не следует ожидать этого и от них. Дети особенно нуждаются в том, чтобы им показали, как следует вести себя, например, как выражать сочувствие, хвалить другого за успехи, работать с незаконченными предложениями или принимать участие в обсуждении. Каждый раз, когда вы просите детей сделать что-нибудь новое, покажите пример, чтобы они поняли, что вы от них ждете. Они гораздо большему научатся, наблюдая, чем читая или слушая!
|