Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Практические рекомендации. На каждом этапе работы с методикой решаются свои определенные задачи, например:
На каждом этапе работы с методикой решаются свои определенные задачи, например: Шаг 1: Объяснение смысла и краткое описание техники. Выбор ребенка, который будет работать по этой технике. Очень важно понятно объяснить смысл данной техники и кратко описать, что будет происходить. Вам необходимо получить согласие ребенка на такую работу. Например, вы можете сказать: Мы говорили о том, что надо научиться быть более уверенным в себе и уметь отстаивать свои интересы. Некоторым из вас кажется, что это очень трудно – обратиться к учителю за дополнительной помощью или с просьбой объяснить еще раз не понятую в классе тему, даже если от этого зависят ваши оценки. Я предлагаю вам поработать с методикой, которая называется «самомоделирование». Вы попробуете убедительно и спокойно обратиться к учителю или к кому-нибудь еще, и мы запишем это на аудиокассету. Затем мы послушаем, что получилось. Если вам не понравится, мы сотрем эту запись, и вы попробуете еще до тех пор, пока не почувствуете, что у вас получилось так, как надо. Потом вы возьмете эту кассету домой, послушаете еще раз и, возможно, попробуете повторить свое высказывание в реальной ситуации. Кто хочет быть первым? Выберите одного из желающих. Например, вы можете сказать: «Миша, как ты думаешь, это поможет тебе добиться желаемого? Хочешь попробовать? Мы будем тебе помогать и подсказывать». Шаг 2: Обсуждение вместе с детьми возможных моделей поведения. Запись на пленку проигрывания ребенком выбранной модели поведения. Вместе с ребенком решите, какие варианты поведения он будет отрабатывать. Напишите инструкцию на доске или большом листе бумаги, чтобы все видели. Спросите остальных, есть ли у них какие-либо дополнения или предложения. Например: Хорошо, Саша, давай попробуем записать твой голос на магнитофон. Со стороны он может показаться тебе несколько странным. (Уделите несколько минут на запись и прослушивание его голоса). Теперь давай для начала определим, что бы ты хотел спросить у учителя. После того я буду твоим учителем, а ты будешь задавать мне вопросы. Спрашивай то, что тебе нужно, и мы запишем это на магнитофон. Потом мы послушаем, а ты скажешь нам, что тебе нравится или не нравится в том, как ты говоришь. Остальные попробуют подсказать тебе, что надо изменить, чтобы твои вопросы звучали более убедительно. Ну что, давай попробуем? Ты готов? Шаг 3: Оценка группой попытки ребенка. Спросите ребенка, что ему не понравилось; спросите остальных, какие у них есть замечания и предложения. Не забудьте похвалить ребенка за первую попытку. Выясните у ребенка, что ему понравилось в записи, потом спросите остальных, что понравилось им (на этом этапе необходима только положительная обратная связь). Далее узнайте у ребенка, что бы он хотел изменить. После его ответа спросите у группы, что они могут посоветовать и как можно усовершенствовать поведение. Перемотайте ленту на начало. Шаг 4: Повторная запись до тех пор, пока ребенок не почувствует, что он доволен результатом. Убедитесь, что ребенок прислушался к мнению других детей прежде, чем повторять запись. Вы можете сказать, например: " Хорошо, Саша, продолжай дальше, когда будешь готов. Я по-прежнему буду твоим учителем, а ты – самим собой. Измени свой вопрос, как ты считаешь нужным». Продолжайте запись до тех пор, пока ребенок не почувствует, что у него получилось то, что требуется. Шаг 5: Подготовка домашнего задания. Попросите ребенка прослушивать кассету каждый день и пробовать задавать вопрос вслух в беседе с кем-нибудь (с другом, братом, сестрой) или про себя. Попросите его принести кассету на следующее занятие и рассказать всем о результатах своей работы. Если результаты будут положительные, спросите у ребенка, что он хочет попробовать дома еще. Не форсируйте события, следуйте собственному темпу ребенка. Эта техника может использоваться в группе в нескольких вариантах. Ребенок может pa6oraih один в то время, как остальная группа наблюдает за ним и поддерживает его усилия. С другой стороны, могут работать и несколько человек одновременно. Работа в небольшой группе может быть эффективной при условии, что несколько детей осваивают один и тот же навык, например, умение отвечать уверенно. В группе из восьми человек вы можете организовать две подгруппы но четыре ребенка. Кто-то один в каждой подгруппе будет отрабатывать выбранный навык, а остальные будут наблюдать, советовать и изображать окружение. Я, когда работала с подростками, разбивала группу на четыре пары, которые параллельно отрабатывали, например, умение вести себя уверенно, обращаться без стеснения за помощью и обмениваться мнениями и тут же записывали результаты своей работы на аудио пленку. Однако, если вы работаете с видеокамерой, то не стоит работать с подгруппами, поскольку шум и сутолока будут сильно мешать работе. Описанная техника наиболее эффективна в том случае, когда дети уже хорошо могут работать друг с другом, и уровень доверия в группе достаточно высок. Результаты могут быть крайне негативными, если ребенок, работающий по этой методике, не будет чувствовать себя достаточно уверенно перед лицом остальной группы, а также, если остальные дети не смогут или не захотят предоставить ему необходимую поддержку. Большинство детей с нормальной самооценкой с удовольствием работают по этой технике (даже начинают немного " играть на публику") и быстро добиваются положительных результатов. Застенчивым же детям, детям с заниженной самооценкой или детям с несформированными социальными навыками, возможно, лучше сначала посмотреть, как работают остальные, И заключительный совет: перед тем, как предлагать работать по этой технике в группе, проверьте магнитофон или видеокамеру!
|