![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вариативные формы реализации Программы
Вариативные формы реализации Программы
При реализации Программы используются новые формы: проектная деятельность, ситуации, мастерская, коллекционирование, викторины и конкурсы и др Изменяются в соответствии с обновлённым содержанием и старые, классические формы: беседа, разговор, экскурсии, наблюдения, рассматривания и др., которые не теряют своей актуальности в образовательной деятельности. Все формы носят интегративный характер, т. е. позволяют решать задачи двух и более образовательных областей, развития двух и более видов детской деятельности. Игра — это не только ведущий вид деятельности дошкольников, она является основной формой реализации Программы, успешно используется при организации двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкально-художественной деятельности. В игре как деятельности детей можно выделить две основные формы — сюжетную игру и игру с правилами. Сюжетная игра может быть ролевой, в которой ребёнок выполняет роль, действуя от первого лица («Я доктор»), и режиссёрской, при осуществлении которой ребёнок выполняет роль от третьего лица, присваивая её игрушке. В играх с правилами, которые имеют исключительно совместные формы, основным моментом являются конкурентные отношения между играющими, регламентируемые обязательными для всех правилами. Подвижные игры — оптимальная основа для физического, личностного и интеллектуального развития ребёнка. Подвижные игры классифицируются по разным параметрам: по возрасту, по степени подвижности ребёнка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью), по видам движений (игры с бегом, прыжками, метанием и т. д.), по содержанию (подвижные игры с правилами, спортивные игры). К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры, в которых дети упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазанье, перелезании, бросании, ловле, увёртывании и т. д; к спортивным играм — баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др. Театрализованные игры имеют особое значение для социализации и культурации дошкольника. Широкое воздействие театрализованной игры на развитие личности ребёнка связано с тем, что в ней, как интегративном виде деятельности, объединяется литературная (текст), музыкальная (напев, танцевальные движения, музыкальное сопровождение) и изобразительная (изготовление элементов декораций, костюмов, афиш) художественная деятельность. Участие детей в театрализованных играх обеспечивает реализацию содержания Программы во всех образовательных областях: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие» и «физическое развитие». Характерными особенностями театрализованной игры является литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей. Театрализованные игры также можно поделить на две основные группы: драматизации и режиссёрские. В игре-драматизации ребёнок, исполняя роль артиста, самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами игры-драматизации являются игра-имитация образов животных, людей, литературных персонажей; ролевой диалог на основе фрагмента текста; инсценирование произведения; постановка спектакля по одному или нескольким произведениям; игра-импровизация с разыгрыванием одного или нескольких сюжетов без предварительной подготовки. В режиссёрской театрализованной игре ребёнок, действуя игрушками или их заменителями, организует деятельность как сценарист и режиссёр, озвучивая роли героев и комментируя сюжет. Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольные плоскостной и объёмный, игрушечный, кукольный (би-ба-бо, пальчиковый, марионеток) и т. д. В педагогической работе по социально-коммуникативному и познавательному развитию дошкольников большая роль принадлежит дидактическим играм: подвижным («Хромая курица», «Колдун», «Коршун», «Оленьи упряжки» и др.), настольно-печатным («Почини одеяло», «Доведи куклу до дома»), компьютерным («Помоги птенчику», «Поросята и волк» и др.). Дидактические игры для детей дошкольного возраста объединены в тематические циклы с учётом общности решаемых в ходе реализации Программы задач психолого-педагогической работы или на основе примерного календаря праздников. Педагогически целесообразной формой работы являются различные игровые ситуации, направленные на приобретение ребёнком опыта нравственно-ценных действий и поступков, которые он сначала выполняет на основе подражания, по образцу, а затем самостоятельно («SMS здоровья», «Фотограф чистоты», «Ожившие фотографии» и др.). Чтение — основная форма восприятия художественной литературы как особого вида детской деятельности, а также эффективная форма развития познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, решения задач психолого-педагогической работы таких образовательных областей, как «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие». В Программе формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг строится на организации систематического чтения, а также общения взрослого с детьми, имеющего предметный (содержательный) и эмоциональный характер. При реализации образовательной области «художественно-эстетическое развитие» ведется интеграция основных видов продуктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования и художественного труда ребёнка. Для развития продуктивной деятельности детей педагоги используют интегрированную образовательную деятельность, интегрированные циклы образовательной деятельности и интегрированные (тематические) дни, которые наиболее эффективны для формирования у детей тех интегративных качеств, которые они должны приобрести в результате освоения Программы. Одной из форм организации совместной деятельности взрослого с детьми и реализации Программы выступает мастерская. Мастерская как форма организации в первую очередь продуктивной деятельности в силу ярко выраженного интегративного характера позволяет также развивать двигательную (мелкую моторику), коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность. К психолого-педаго- гическим условиям организации образовательной деятельности с детьми в форме мастерской относятся: стиль поведения взрослого (непринуждённо-доверительный); рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа (место воспитателя за общим столом рядом и вместе с детьми); отношение педагога к выполнению общей работы (выполнение определённой части работы или такой же работы, как у детей) и т. п. Психолого-педагогическая работа по развитию ребёнка-дошкольника включает череду разнообразных, меняющихся ситуаций, которые позволяют узнавать что-то новое о людях, семье, обществе, государстве и самом себе. Ребёнок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий. Усложняясь, такие ситуации, как правило, позволяют активизировать у ребёнка познавательный интерес, а также сформировать определённый опыт. Источником для разработки педагогами ситуаций разных видов, как формы образовательной работы, может послужить многое: факты из окружающей жизни, художественная литература, рассказы людей, средства массовой информации, психолого-педагогическая литература и др. Условно образовательные ситуации можно разделить на следующие виды: ситуации морального выбора, ситуации общения и взаимодействия, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуативный разговор с детьми, практические ситуации по интересам детей, ситуационные задачи и др. Коллекционирование, как форма работы с детьми, эффективно используется при реализации задач практически всех образовательных областей. Коллекционирование — форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определённую ценность для ребёнка. Коллекционирование способствует систематизации информации об окружающем мире; формированию, развитию и поддержанию индивидуальных познавательных предпочтений детей; развитию мыслительных операций, речи и коммуникативных навыков. Наряду с развитием индивидуального собирательства в дошкольном возрасте широко используется коллективное коллекционирование. Инициатором групповых коллекций обычно выступает взрослый. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам с детьми 5—7 лет (создание коллекций «Школьные принадлежности»; «Животные России»; «Военная техника»; «Любимые герои детских книг»; «Герои сказок А. С. Пушкина» и др.). Смежной линией работы по коллекционированию является знакомство детей с индивидуальными коллекциями взрослых (педагогов и родителей). Экспериментирование и исследовательская деятельность позволяют ребёнку открывать свойства объектов, устанавливать причинноследственные связи, появления и изменения свойств объектов, выявлять скрытые свойства, определять закономерности. В поисковой активности ребёнка можно выделить три формы экспериментирования и исследования: практическое, умственное и социальное. Практическое экспериментирование и исследовательские действия направлены на постижение всего многообразия окружающего мира посредством реальных опытов с реальными предметами и их свойствами. Благодаря практическому экспериментированию дети могут определять плавучесть предметов, свойства воды и луча света, свойства магнита и др. Умственное экспериментирование, в отличие от практической формы, осуществляется только в мысленном плане (в уме). Умственные исследования осуществляются с помощью поисков ответов на поставленные вопросы, разбора и решения проблемных ситуаций. Особое место в работе педагогов с детьми занимает социальное экспериментирование, которое актуализируется в старшем дошкольном возрасте. Своеобразным объектом изучения и эксперимента становятся отношения ребёнка со своим социальным окружением: сверстниками, другими детьми (более младшими или более старшими), детьми противоположного пола, с взрослыми (педагогами и близкими). Проектная деятельность — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. Проектная деятельность дошкольников может быть условно разделена на три вида: познавательно-исследовательского, игрового и творческого характера. По продолжительности проекты бывают краткосрочными (от 1 недели до нескольких месяцев) и долгосрочными (от полугода до нескольких лет). Для детей до 4—5 лет характерны небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной деятельности мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с родителями. Для детей старшего дошкольного возраста (5—8 лет) проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.
Проекты внедряемые в образовательный процесс II младшей группы при реализации Программы:
Метод проектов включает в себя несколько этапов реализации в детском саду: погружение в проект; организация деятельности; осуществление деятельности; презентация результатов. Беседы, загадки, рассказывание, разговор используются при реализации всех образовательных областей Программы. Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей. Используются они в основном в старшем дошкольном возрасте, однако прообразы этих форм познавательной деятельности детей используются и в младших возрастах (3—5 лет). При этом они тяготеют к развлечениям с элементами викторины и конкурса. Викторина — игра в ответы на вопросы, обычно объединённая какой-либо общей темой. Конкурсы представляют собой дружественное состязание команд соперников. Дети могут состязаться в выполнении каверзных заданий, припоминании стихов и считалок на определённую тему, в поиске различий на картинках, в прохождении лабиринтов, в составлении пазлов, в игре в шашки и уголки и т. п. К формам совместной музыкально-художественной деятельности взрослого и детей относится слушание музыки, исполнение и творчество. Исполнительская деятельность детей — это посильное их возможностям пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, которые должны отличаться выразительностью и одновременно сохранять естественность, детскую непосредственность. Задача педагогов — грамотно конструировать образовательный процесс, согласовывая и интегрируя различные виды детской деятельности и соответственно формы, в которых они осуществляются, между собой. Дошкольный возраст самоценен тем, что позволяет ребёнку «осуществлять разные виды свободной деятельности — играть, рисовать, музицировать, слушать сказки и рассказы, конструировать, помогать взрослым по дому и саду и т. д. Эти виды деятельности ребёнок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги прежде всего радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких-либо жёстких норм и правил. Но вместе с тем многообразие этих видов деятельности (именно многообразие) даёт детям достаточно много знаний, умений и даже навыков, а главное — развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми. Таким опосредованным образом и решаются в дошкольном возрасте развивающе-образовательные задачи.
|