Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фонетические процессы






1. Оглушение звонких парных в слабых позициях: на конце слова: род [ро́ т], флаг [фла́ к] и перед глухими согласными: селедка [с’иэл’о́ тка], в траву [фтраву́ ].
2. Озвончение глухих парных перед звонкими (кроме сонорных и [в], [в’]): косьба [каз’ба́ ], к дереву [гд’э́ р’иву].

3. Упрощение – в сочетании из трех согласных один не произносится:


снт – [сн]: устный – у[сн]ый;
здн – [зн]: поздний – по[зн]ий;
лнц – [нц]: солнце – со[нц]е;
рдц – [рц]: сердце – се[рц]е.


4. Смягчение – процесс, при котором твёрдые согласные становятся мягкими под влиянием последующих мягких: зави[с’]ть, ка[з’]нь, ле[с’]ть.

5. Уподобление – процесс, при котором сочетание нескольких разнородных согласных произносится как один долгий (например, сочетания сч, зч, шч, здч, стч произносятся долгий [ш’], а сочетания тс(я), тьс(я)произносится как один долгий [ц]): объе[ш’]ик, весну[ш’]атый, му[ш’]ина, гна[ц]а.

6. Редукция – это ослабление произношения гласных звуков в безударной позиции: [дом] – [д^ма́ ] – [дъмь^во́ j’].

Образец фонетического разбора слова:

Морковь – 2 слога, 4 согл., 2 гл.

м – [м] – согл., зв., непарн., тв., парн.

о – [а] – гласн., безударн.

р – [р] – согл., зв., непарн., тв., парн.

к – [к] – согл., глух., парн., тв., парн.

о – [о́ ] – гласн., ударн.

в – [ф’]– согл., глух., парн., мягк., парн.

ь -----

7 букв, 6 звуков

Упражнение 1. Укажите способы обозначения мягкости согласных в приведённых ниже словах.

Кедр, лёд, читать, зорька, зеркало, полька, возьми люк, летопись, рябчик, фюзеляж, апрель, капля, букварь, кювет, восемь, пир.

 

Упражнение 2. Определите, какие слова затранскрибированы. Запишите их.

[ры́ ца], [в’иэрну́ ца], [баи́ ца], [м’э́ снас’т’], [б’э́ зна], [рацтво́ ], [л’о́ хкиj’], [адга́ тка], [игза́ м’ин], [с’j’э́ м], [дро́ п’], [пач’иркн’и́ ], [фтаро́ ва], [п’иэтно́ ], [j’э́ л’н’ик], [фса́ т].

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение 3. Запишите текст в соответствии с нормами русской орфографии и пунктуации.

[д’э́ н’ са́ мъвъ утра́ хму́ р’илс’ь // з’д’э́ с’/ на этъм н’эпр’ив’э́ тл’ивъм с’э́ в’ирнъм мо́ р’ь / на иво́ пусты́ нъх астрава́ х и пр’ибр’э́ жjах / кру́ глъj’ го́ т н’иэна́ с’т’ьj’э//] (И.А.Бунин)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

[бы́ т’ ч’илав’э́ кам ф ч’илав’э́ ч’искам о́ пщ’иств’э во́ фс’и н’и т’а́ шкаj’а аб’а́ занаст’ / апрасто́ j’э разв’и́ т’иj’э вну́ тр’н’эj’ патр’э́ бнаст’и / н’икто́ н’игавар’и́ т / што напч’иэл’э́ л’иэжы́ т св’иэщ’э́ ный’ до́ лк д’э́ лат’ м’о́ т / патамушто ана́ пч’иэла́ //] (А.И.Герцен)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Упражнение 4. Затранскрибируйте слова: ель________, ёж_______, юг_______, яд________, приезд________, жуём________, уют________, сиять________, съел________, льёт_______, вьюк_______, судья________, жена_______, шестой ________, цена________, огурец________, обезьяна________, мёд________, клюв________.

Упражнение 5. Распределите слова по трем столбцам. Запишите в тетради их ранскрипцию.

Количество букв и звуков в слове совпадает Количество звуков в слове больше, чем букв Количество звуков в слове меньше, чем букв
     

 

Кость, въезд, её, ёжик, женитьба, есть, короед, мозг, молоко, отбросил, подружиться, подсчет, приют, сбежал, ферзь, соевый, рушится, целиком, шведский, ясно, широкая.

 

Упражнение 6. Определить фонетический процесс, который происходит с подчёркнутыми в транскрипции звуками. Например: сделать [ з'д’ э́ лат’] – озвончение

молотьба [мала д’б а́ ] – будка [бу́ тк а] –

кость [ко́ с’т’ ] – песня [п’э́ с’н’ а] –

жизнь [жы з’н ’] – отчет [ а ч’о́ т] –

гвозди [гво́ з’д’ и] – дверь [ д’в’ э́ р’] –

с чем-то [ щ’ э́ мта] – расщепить [ра щ’ ип’и́ т’] –

изжить [и ж ы́ т’] – рентген [риэ нг’ е́ н] –

под уздцы [паду с цы́ ] – голландцы [гала́ н ц ы] –

отбор [а дб о́ р] –

 

Упражнение 7. Подчеркните слова, в которых имеются ошибки в транскрипции звуков.

П[у]ловер, уполном[о]чивать, брел[о]ки, инци[н]дент, дерма[-]тиновый, бессребре[н]ник, празне[н]ство, задолж[ен]ность, по[д]черк, перепл[о]ченный, конста[н]тировать, в[ы]сокосный, быти[j’о], здра[в]ствовать, було[ш]ная, по[д]скользнуться, отвес[т]ный.

 

Упражнение 8. Запишите слова в два столбика.

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука
     

Петли, полёт, скамья, язык, ругаться, блистающий, мясо, воркование, уходя, влево, любить, слушают, молодая.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал