Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретический минимум. Существует несколько видов сокращения текста:план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, выписка.Сокращать текст можно разными способами: 1) исключить






Существует несколько видов сокращения текста: план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, выписка. Сокращать текст можно разными способами: 1) исключить отдельные его части (соответствующие определенным пунктам плана); 2) сократить изложение каждой части; 3) заменить развернутые предложения более простыми.

План – это логическая схема текста, выраженная в кратких формулировках, чаще всего в виде назывных или вопросительных предложений или тезисов. Планы бывают простые, состоящие из нескольких пунктов, и сложные, в которых некоторые или все пункты имеют подпункты.

Аннотация – это краткая характеристика книги, статьи или рукописи, их идейно-политической направленности, содержания, назначения, ценности и др. Аннотация может быть описательной или рекомендательной, общей или специализированной. Чаще всего она печатается мелким шрифтом на первой или на последней странице книги, в библиографическом указателе, в журнале, в газете – в любом месте, где специалисты стараются коротко и точно порекомендовать книгу.

Аннотация включает:
Библиографическое описание: – автор – название – издательство – год издания – количество страниц – наличие иллюстраций Текст аннотации: – жанр произведения – действующие лица – время и место действия – краткое содержание – тема – проблематика – адресат

 

Например: Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990.

Автор книги в популярной форме рассматривает педагогические и психологические проблемы индивидуализации, различные формы дифференциации обучения. Предлагается оригинальная методика индивидуализированной внутриклассной учебной работы в школе. Особое внимание уделяется углубленному изучению отдельных предметов, массовому использованию рабочих тетрадей для самостоятельной работы учащихся.

 

Тезисы – это 1) краткий научный текст, в котором изложены основные результаты исследовательской работы (те результаты, о которых автор хочет сообщить научному сообществу, т. е. наиболее яркие, достоверные, существенные), а также методология (пути и способы) их получения; 2) кратко сформулированные основные положения статьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке

Структура тезисов:

1. Проблема (сфера, область исследования, существующие точки зрения, существующие противоречия, неясности, неизвестность содержания исследуемого или его составляющих).

2. Собственно содержание (тема данного исследования, его цель, методы исследования, краткое описание содержания исследования, основные аргументы, подтверждающие результаты исследования).

3. Результаты (формулируются выводы, интерпретируются результаты).

 

Реферат – это работа, освещающая небольшой вопрос, по которому уже успела сформироваться общепризнанная в науке точка зрения. Объем реферата – 10-20 страниц (сюда не включаются титульный лист и возможные приложения).

Структура обычного реферата:

1) содержание;

2) введение (актуальность темы, цель, задачи, краткая характеристика структуры и использованной литературы);

3) несколько глав (от 2 до 5);

4) заключение (содержит ответы на поставленные задачи и общий вывод);

5) список литературы (или библиографический список).

 

Упражнение 71. Составьте в тетради план, аннотацию, тезисы, конспект научной статьи М.Р. Львова «О профессиях, связанных с речью». Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Речь нужна всем и можно сказать, что главная профессия связанная с речью – это сама жизнь человека. Но есть профессии трудовые – стари(н, нн)ые и новые, которые требуют и высокого уровня владения речью, и знания ее теории, хотя (бы) некоторых аспектов теории речи. Это (во) первых профессии, предметом которых служит речь, и профессии, в которых речь служит средством, орудием. К первой группе относятся профессии редактора, актёра, оратора, учителя, преподающего родной или иностра(н, нн)ый язык, риторику, культуру речи; переводчика, писателя, журналиста. Для этой категории специалистов речь выполняет роль не только предмета, но и средства. Ко второй группе относятся политики, преподаватели, лекторы по (не) языковым предметам, психологи(консультанты), режи…еры, радио- и (теле) ведущие, обозреватели, юристы, д…пломаты. В этом перечне разумеется представлены не все профессии.

Для профессионального успеха бывает особенно важно владеть определе(н, нн)ыми сторонами или разделами теории и практики речи: так, переводчику, особенно синхро(н, нн)ому, важно в совершенстве владеть речью на двух языках как минимум при(чем) перекодировать содержание переводимой речи не по порядку слов, а целыми предложениями, блоками высказываний и перекодировать моментально. Ему необходима также теория билингвизма.

Политик должен быть хорошим оратором, знать теорию и практику риторики, иметь хорошо поставле(н, нн)ый голос, владеть быстротой реакций, уметь разгадывать скрытую мысль в речи своих о(п, пп)онентов. Жизнь показывает насколько важно для политика владеть культурой речи, как впрочем и общей культурой, быть эрудитом.

Актер должен развить в себе безотказную память, готовность памяти, способность входить в образ, ему необходимо тончайшее владение голосом, интонациями, жестами, мимикой. Необходимо знание литературы и ее теории, поэтики, сценической речи.

Д…пломату, помимо общей культуры речи, высокого уровня ее развития, нужно знание нескольких языков, не только знание, но и чутье этикета, моментальные речевые реакции и умение разгадывать мысль собеседника еще в большей степени, чем политику.

Логопеду необходимо знание физиологии механизмов речи, типичных ее нарушений, произносительных недочетов, а также сведения по гигиене органов речи.

(Львов М.Р.Основы теории речи. М., 2000. С. 170-171)

Упражнение 72. Составьте сложный план текста учебника о жизни и творчестве одного из русских писателей (по заданию учителя).

Упражнение 73. Составьте тезисы фрагмента критической статьи о произведении писателя, творчество которого вы изучаете в настоящее время.

Упражнение 74. Сравните аннотации. Напишите такую свою аннотацию на свою любимую книгу, чтобы, познакомившись с ней, у читателей возникло желание прочитать книгу.

· Воронкова Л.Ф. Девочка из города / Ил. художника И. Ушакова. – М.: Советская Россия, 1982. – 112 с., ил.

Поступок Дарьи Шалихиной удивил всю деревню. Война идет, своих детей трое, а она удочерила осиротевшую девочку из города. Но Дарью трудности не пугали: «Как-нибудь проживем!» Беспокоило другое: станет ли Валентинка звать ее мамой?

· Носов Е.И. Где просыпается солнце?: Рассказы / Переизд.; Худ. Л. Кузнецов. – М.: Дет. лит., 1990. – 32 с.: ил. – (Книга за книгой).

Рассказы известного прозаика о жизни ребят современной деревни.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение 75. Составьте аннотацию: а) на свою любимую книгу (художественную, мемуарную); б) на книгу из той области науки, которой вы интересуетесь. Постарайтесь написать ее так, чтобы заинтересовать этой книгой своих товарищей.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рецензия – это письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного произведения, спектакля, концерта, кинофильма. Обычно в рецензии одновременно даётся библиографическое описание книги, информация о её содержании, композиции, поднятых в ней проблемах. Присутствует также критический разбор и оценка книги, её темы, идейного содержания, языка и стиля, указывается значение в ряду других работ писателя, её роль в литературном процессе и в обществе.

 

План написания рецензии

1. Внимательно прочитайте (и перечитайте) рецензируемый текст.

2. Укажите название книги (рассказа, статьи), где и когда опубликована.

3. Уважите ее тему (о чем в ней рассказывается) и главную мысль.

4. В чем художественное своеобразие книги: язык и стиль произведения, мастерство автора в изображении персонажей.

5. Ваша общая оценка прочитанного.

6. Главное: высказывайте свое мнение, рассуждайте, анализируйте, не подменяйте оценку пересказом содержания.

Упражнение 76. Выберите из газеты любую понравившуюся вам статью (на нравственно-этическую, научную или художественно-эстетическую тему) и напишите рецензию, придерживаясь изложенных выше требований. В тексте составленной вами рецензии используйте вводные слова и обороты.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение 77. Напишите рецензию на одно из знакомых вам произведений научно-популярной литературы, пользуясь предложенной выше схемой.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал