Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Языковые особенности научного стиля речи
а) Фонетический уровень: Звучащая научная речь чаще всего монотонна и обладает малой выразительностью. Речь в дискуссии отличается большей эмоциональностью и экспрессивностью. Стиль произношения отличается логическим выделением смысловых центров, размеренным темпом речи, повествовательной интонацией. б) Словообразовательный уровень: Научная речь отражает интернациональный характер: в ней частотны слова, образованные от иноязычных корней (социум, молекула, атом, аммоний, гидроксиламин) и с помощью иноязычных морфем (би лингвизм, деци метр). В научном стиле больший удельный вес имеют сложные слова (углеводород, электроэнергия, вогнуто-выгнутые). Специфичными для научного стиля являются символические обозначения (S-образное строение, П-образная цепь). в) Лексический уровень: Основу лексики научного стиля составляют характерные для книжных стилей в целом слова и выражения: исполнять, рассматривать, основы, опыт, результаты и т.д. Почти каждая лексическая единица обозначает понятие или абстрактный предмет. Точно и однозначно называют специальные понятия научной сферы общения и раскрывают их содержание особые лексические единицы – термины. Термин стремится к однозначности. Примеры терминов: атрофия, диапазон, призма, радиолокация, симптом, сфера, фаза, низкие температуры, керметы. Термины делятся на общенаучные (употребительные в разных областях науки): сфера, анализ, гипотеза и узкоспециальные (употребительные в рамках одной науки): известкование, импульс, местоимение. Нередко термины одной науки переносятся в сферу другой. В среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-20 % общей лексики данного стиля. Почти в каждой науке широко используются сокращения и аббревиатуры, например, ЭМУ (электронно-моделирующее устройство), Н – водород и так далее.
г) Морфологический уровень: Названия понятий в научном стиле преобладают над названиями действий, это приводит к меньшему употреблению глаголов и большему употреблению существительных. Формы единственного числа имен существительных используются в значении множественного числа: Волк – хищное животное из рода собак; Липа начинает цвести в конце июня. Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа: смазочные масла, шумы в радиоприемнике, большие глубины. Частотны существительные, обозначающие абстрактные понятия: величина, объем, возможность и др. Практически не используются формы 2-го лица и местоимения ты, вы. Наиболее часты в научной речи отвлеченные по значению формы 3-го лица и местоимения он, она, оно. Используется естоимение мы: Мы приходим к результату. Мы можем заключить. Специфической чертой научного стиля является использование полнознаменательных слов в роли предлогов: по мере, в течение, в случае, путем, посредством.
д) Синтаксический уровень: Характерна тенденция к сложным построениям, что способствует передаче сложной системы научных понятий. Распространены разные типы сложных предложений, с использованием составных подчинительных союзов: вследствие того что; ввиду того что, в то время как и пр. Средствами связи частей текста служат вводные слова и сочетания: во-первых, наконец, с другой стороны, указывающие на последовательность изложения. Предложения однообразны по цели высказывания – они почти всегда повествовательные. Часто встречаются неопределенно-личные, обобщенно-личные и безличные предложения: Скорость изображают направленным отрезком; Рассмотрим следующий пример; Сравним предложения. Подстили научного стиля: - собственно научный подстиль обслуживает сферу науки (тексты создаются специалистами); жанры: монография, научная статья, словарь, диссертация, и т.д. Это самый строгий, насыщенный сложными терминами подстиль. - научно-учебный подстиль обслуживает учебную сферу (тексты рассчитаны на обучение специальности, их содержание приспособлено к задачам и условиям обучения); жанры: учебники, учебные пособия, лекции и т.д.; - научно-популярный подстиль ориентирован на распространение знаний среди широких слоёв населения (тексты создаются не только специалистами в данной научной области, но и журналистами, писателями, их содержание максимально упрощено для всех тех, кто желает расширить свой кругозор); жанры: статья научно-познавательных журналах, например, «Вокруг света», «National Geographic»; в этом стиле написана книга Л.В. Успенского «Слово о словах».
5. Жанры стиля: монография, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация, научный отчёт. Эти жанры относятся к первичным, то есть созданным автором впервые.К вторичным текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация. При подготовке вторичных текстов происходит свёртывание информации в целях сокращения объёма текста.
Упражнение 78. Определите функции выделенных в научном тексте элементов. Определите подстиль, к которому относится данный текст. Явление механического движения тел (материальных точек) состоит в том, что положение тела относительно других тел, т. е. его координаты, с течением времени изменяется. Чтобы найти координаты тела в любой момент времени, нужно знать начальные координаты и вектор перемещения тела. Изменение координаты тела равно проекции вектора перемещения на соответствующую ось координат. Прямолинейное равномерное движение – это самый простой вид движения. При таком движении нужно определять лишь одну координату потому, что координатную ось можно направить вдоль направления движения тела. Координату х тела (материальной точки) в любой момент времени t можно вычислить по формуле: Ответ: т.е. –_______________________________________________________________________________ Вектор, координата – _________________________________________________________________ – _____________________________________________________________________ Механическое (движение), материальные (точки), прямолинейное равномерное (движение)– ____________________________________________________________________________________ Подстиль – __________________________________________________________________________ Упражнение 79. Выделите в тексте слова и обороты, которые не характерны для собственно-научного подстиля. Выпишите 10 терминов и терминологических выражений:
Швейцарский физик В. Паули предположил, что вместе с протоном и электроном при распаде нейтрона рождается какая-то частица-«невидимка», которая уносит с собой недостающую энергию. Частицу эту приборы не видят, потому что она не несёт электрического заряда. Значит, она не способна производить ионизацию атомов, расщеплять ядра, то есть не может вызвать эффекты, по которым можно судить о появлении частицы. Конечно, нелепо утверждать, будто частица, какой бы таинственной она не была, вообще ни с чем не взаимодействует. Иначе введение такой частицы в физику означало бы замаскированный отказ от закона сохранения энергии. Выходило бы, что энергия теряется вместе с частицей безвозвратно и навсегда. Вот почему Паули предположил, что гипотетическая частица просто очень слабо взаимодействует с веществом и поэтому может пройти сквозь большую толщу вещества, «не рассекретив» себя. Этой частице Ферми дал имя нейтрино, что означает «нейтрончик». Масса покоя нейтрино, как и предсказывал Паули, оказалась равной нулю. За этими словами кроется простой смысл: покоящихся нейтрино нет. Едва успев появиться на свет, эти крошки сразу движутся со скоростью 300 000 км/с. Подсчитали, как взаимодействуют нейтрино с веществом в слое определённой толщины. Результат оказался далеко не утешительным с точки зрения возможности поймать эту частицу экспериментально. Нейтрино способно пройти в свинце расстояние, равное расстоянию, проходимому светом в вакууме за несколько лет. Ответ:
|