Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Б) Синтаксический уровень.
Широким понятием является язык художественной литературы: художественный стиль обычно используется в авторской речи, а в речи персонажей могут присутствовать и другие стили (чаще всего разговорный). В языке художественно литературы могут употребляется просторечия и диалектизмы, слова высокого, поэтического стиля, жаргонные, грубые слова, профессионально деловые обороты речи, публицистика. 5. Жанры стиля: роман, повесть, рассказ, новелла, эссе, стихотворение, поэма, баллада и т.д.
Упражнение 95. Установите соответствие термина и понятия: 1. Эпитет. А сопоставление предмета, явления 2. Гипербола Б красочное определение 3. Метафора В преувеличение 4. Сравнение Г обозначение целого через его часть 5. Метонимия Д преуменьшение 6. Литота Е замена названия описательным выражением 7. Олицетворение Ж замена слов на основании смежности 8. Перифраза З перенос свойств человека на неодушевлённые предметы 9. Синекдоха И сходство предмета по какому-либо признаку
Упражнение 96. Допишите начатую фразу. 1. Повторение слова или группы слов в начале смежных стихов или строф называется… 2. Постепенное повышение, последовательность в расположении ряда слов (обычно синонимов) по степени нарастания или ослабевания их смыслового и эмоционального значения – это… 3. Противопоставление понятий, явлений, образов называется… 4. Создание новых понятий при помощи соединения контрастных по значению слов – это… 5. Утверждение, высказанное в форме вопроса и не требующее ответа, называется… 6. Нарушение привычного порядка слов в предложении – это… 7. Построение, при котором все предложения, входящие в текст, строятся по одной и той же схеме, называется… 8. Приведённые откуда-либо дословные выражения– это… 9. Повторение слова или сочетания слов в конце смежных строк называется… 10. Намеренный пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося – это…
Упражнение 97. Подготовьте художественное описание любого растения. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 98. Найдите в тексте черты художественного стиля. Мещера – остаток лесного океана. Мещерские леса величественны, как кафедральные соборы. Даже старый профессор, ничуть не склонный к поэзии, написал в исследовании о Мещерском крае такие слова: «Здесь в могучих сосновых борах так светло, что на сотни шагов вглубь видно пролетающую птицу». По сухим сосновым борам идешь, как по глубокому дорогому ковру, – на километры земля покрыта сухим, мягким мхом. В просветах между соснами косыми срезами лежит солнечный свет. Стаи птиц со свистом и легким шумом разлетаются в стороны. В ветер леса шумят. Гул проходит по вершинам сосен, как волны. Одинокий самолет, плывущий на головокружительной высоте, кажется миноносцем, наблюдаемым со дна моря. Простым глазом видны мощные воздушные токи. Они подымаются от земли к небу. Облака тают, стоя на месте. Сухое дыхание лесов и запах можжевельника, должно быть, доносятся и до самолетов. Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши. Какой-то непонятный звон слышен в лесах – звучание вечера, догоревшего дня. (по К.Г. Паустовскому) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 99. Напишите в тетради анализ рассказа А.С. Баркова «Тетеревиная песня», используя следующий план:
1. Определить тему и идею /главную мысль/ данного произведения; проблемы, затронутые в нем; пафос, с которым произведение написано; 2. Показать взаимосвязь сюжета и композиции; 3. Рассмотреть субъектную организацию произведения /художественный образ человека, приемы создания персонажа, виды образов-персонажей, система образов-персонажей/; 4. Выяснить авторское отношение к теме, идее и героям произведения. 5. Определить особенности функционирования в данном произведении литературы изобразительно-выразительных средств языка; 6. Определить особенности жанра произведения и стиля писателя.
|