![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Дыхательные пути представляют собой самоочищающуюся фильтрационную систему, которая обеспечивает очистку вдыхаемого воздуха
Дыхательные пути представляют собой самоочищающуюся фильтрационную систему, которая обеспечивает очистку вдыхаемого воздуха. Защитные рефлексы – это кашель и чихание, способствуют эвакуации инородных частиц из дыхательных путей. И кашель, и чихание возникают эпизодически, не влияя на газообмен в легких. Однако частые приступы кашля, появление спастического кашля могут свидетельствовать о наличии респираторной патологии. Они вызывают длительное повышение внутригрудного давления, ухудшают вентиляцию альвеол и кровообращение, особенно в сосудах малого круга кровообращения. Выбор и применение противокашлевой терапии предполагает знание следующих аспектов: причина кашля; особенности формирования кашлевого рефлекса (особенно у детей); механизм действия противокашлевых препаратов.
Цель: усвоить достаточный объем теоретических знаний и практических навыков для проведения максимально рациональной лекарственной терапии у конкретного больного. Применять методологию выбора эффективных и безопасных ЛС, а также их комбинаций, учитывая индивидуальные особенности организма, ход и форму заболевания, имеющиеся сопутствующей патологии на основе данных доказательной медицины.
Студент должен знать: ● общую семиотику заболеваний и состояний, требующих назначения противокашлевых ЛС; ● этиопатогенез и диагностические критерии данных заболеваний и патологических состояний; ● принципы фармакотерапии; ● клиническую фармакологию противокашлевых ЛС (клиническую классификацию, фармакодинамику, особенности фармакокинетики, побочное действие, особенности взаимодействия с другими лекарственными средствами, возрастные особенности применения); ● клинико-фармацевтическую характеристику препаратов, используемых при заболеваниях полости носа; ● методы оценки клинической эффективности и безопасности препаратов основных фармакологических групп.
Студент должен уметь: ● осуществлять выбор оптимальных направлений фармакотерапии у конкретного больного; ● в конкретной клинической ситуации выбирать оптимальные лекарственные препараты в каждой фармакологической группе, учитывая особенности их фармакодинамики и фармакокинетики, взаимодействия с одновременно или предварительно назначенными лекарствами; ● определять основные методы (клинические и дополнительные) обследования больного для оценки эффективности и безопасности назначения ЛС; ● владеть навыками профилактики и коррекции нежелательных эффектов ЛС.
Основные понятия темы:
Кашель – это сложная рефлекторная реакция дыхательных путей, основной функцией которой является восстановление их нормальной проходимости.
Рефлекторная дуга кашлевого рефлекса включает: рецепторы, кашлевой центр, афферентные и эфферентные нервные волокна, а также исполнительное звено - дыхательные мышцы.
Противокашлевые лекарственные средства – это препаратысимптоматического действия, которые ослабляют или подавляют кашлевой рефлекс. Наиболее эффективно кашель подавляется на двух уровнях - рецептором и кашлевым центром.
Рекомендуемая литература ● Клиническая фармакология: учебник / Кол.авторов: за ред.. О.Я. Бабака, А.Н. Биловола, И.С. Чекмана. – 2-е вид., перероб. та доп. – К.: ВСИ «Медицина», 2012. – 726 с. (С.391-394) ● Клиническая фармакология: национальное руководство / под ред.Ю. Б. Белоусова, В. Кукеса, В. К. Лепахин, В. И. Петрова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 976 с. (С.766-769) ● Клиническая фармакология по Гудману и Гилман.Москва. - Изд.дом " Практика". - 2006. - книга вторая. - С.507-512; с. 578; - Книга первая. - С.177-186; с. 196-198 ● Клиническая фармация (фармацевтическая опека): Учебник для студентов высших медицинских (фармацевтических) учебных заведений / Под ред.В. П. Черных, И. А. Зупанца. - Харьков: Золотые страницы, 2012. - 776 с.
Вопросы для теоретической проработки темы:
1. Классификация противокашлевых ЛС. 2. Механизм действия противокашлевых препаратов центрального и периферического действия. Особенности фармакокинетики. 3. Показания для назначения наркотических противокашлевых препаратов. 4. Осложнения терапии и противопоказания к назначению противокашлевых ЛС. 5. Особенности назначения в зависимости от характера кашля. 6. Взаимодействия противокашлевых лекарственных средств с препаратами других фармакологических групп. 7. Назвать группы препаратов, используемых при заболеваниях полости носа. 8. Клинико-фармацевтический выбор препарата в зависимости от характера выделений из полости носа. Задания для самостоятельной работы над темой:
|