Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация хирургической помощи 1 страница
Хирургическая помощь в Российской Федерации осуществляется на нескольких этапах: первая медицинская помощь (доврачебная и врачебная), поликлиническая и стационарная хирургическая помощь. Последние виды помощи оказывают в основном врачи; поликлиническую — средний медицинский персонал. Квалифицированную хирургическую помощь больной получает в стационарных условиях. Повреждения и большинство хирургических заболеваний требуют оказания первой помощи. Первая помощь заключается в выполнении простейших манипуляций, направленных на спасение жизни больного, и в последующем в транспортировке больного в стационары для оказания специализированной хирургической помощи. Повреждения, требующие неотложной помощи, возникают при механических, температурных, электрических, химических и биологических (укусы животных и насекомых) воздействиях. Пострадавшего прежде всего необходимо изолировать от повреждающих факторов (например, вынести из горящего здания, извлечь из машины, прекратить действие тока и др.). Затем необходимо выполнить простейшие манипуляции для устранения опасных для жизни больного нарушений общего состояния (остановка кровотечения, восстановление дыхания при асфиксии, проведение реанимационных мероприятий, иммобилизация конечностей подручными средствами при повреждении опорно-двигательного аппарата). При оказании первой помощи необходимо устранить неблагоприятные факторы окружающей среды (согреть больного в холодное время года, перенести в прохладное место — в жаркое). Первую помощь оказывают люди, находящиеся рядом с пострадавшим, и медицинские работники в составе бригад скорой и неотложной помощи. Первая медицинская помощь, оказываемая медицинскими работниками, является квалифицированной, так как осуществляется с применением необходимой аппаратуры и лекарственных средств, поддерживающих жизнедеятельность пострадавшего. Первую медицинскую помощь оказывают и в экстремальных обстоятельствах, поэтому врач должен сохранять спокойствие и самообладание. Правильно оказанная первая медицинская помощь в большинстве случаев позволяет спасти жизнь пострадавшему и способствовать успешному лечению при дальнейшей квалифицированной медицинской помощи. Поликлиническая хирургическая помощь призвана выявлять больных с хирургической патологией и направлять их для планового оперативного лечения в хирургические стационары; проводить реабилитацию больных после хирургического лечения; выполнять небольшие по объему оперативные вмешательства в амбулаторных условиях. Для оказания хирургической помощи в поликлинике предусмотрен кабинет врача-хирурга, рядом с которым находится перевязочная, оснащенная так же, как и в хирургическом стационаре. В перевязочной, помимо перевязок, производят минимальные оперативные вмешательства и манипуляции (вскрытие гнойников, лечение ушибов и др.). В связи с развитием современных технологий и анестезиологии объем оказания хирургической помощи в поликлинических условиях значительно S возрастает. В некоторых поликлиниках имеются дневные стационары, в состав которых входит операционный блок с послеоперационными палатами и анестезиологической службой. Это позволяет значительно расширить объем оперативных вмешательств в условиях поликлиники, не прибегая к стационарному лечению (стационарзамещающие технологии). Это имеет немаловажное значение в экономическом плане и в реабилитации больных после операции. В дневных стационарах поликлиник оперируют по поводу варикозной болезни, используя эндоскопические методы лечения (см. рис. 1.1), в том числе по поводу декомпенсированных форм заболевания. Широко применяют методы пластической хирургии, одним из направлений которой являются оперативные пособия по поводу грыж брюшной полости. Проводят операции по поводу доброкачественных образований кожи и подкожной клетчатки. Эндоскопическая аппаратура позволяет выполнять оперативные пособия при повреждении опорно-двигательного аппарата (артрозы, повреждение менисков и др.). Для оказания помощи при острых повреждениях опорно-двигательного аппарата в структуру поликлиники может входить травматологический кабинет, или он размещается отдельно — в травматологическом пункте. Травматологический пункт и кабинет оснащены всем необходимым для оказания специализированной помощи — рентгеновской службой, перевязочной для наложения гипсовых повязок и др. При несложной травме в травматологическом кабинете производят репозицию и иммобилизацию. При тяжелых травмах, требующих хирургического вмешательства, больных госпитализируют в травматологические отделения стационаров. Основную хирургическую помощь оказывают либо в хирургических стационарах общего профиля, либо в специализированных отделениях — кардиологическом, пульмонологическом, гастроэнтерологическом и др. Существует сеть научно-исследовательских хирургических институтов, где разрабатывают новые направления и методы лечения хирургических больных (Институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского в Москве, Институт скорой помощи имени Ю. Ю. Джанелидзе в Петербурге, Институт хирургии имени А. В. Вишневского и др.). На базах хирургических стационаров размещают кафедры хирургии медицинских институтов, которые также активно разрабатывают новые методы диагностики и лечения хирургических больных и являются базой подготовки хирургических кадров. Результаты исследований, новые методы лечения публикуются в медицинской литературе (медицинские журналы, монографии), докладываются на заседаниях хирургических обществ. Правовые основы деятельности врача, в том числе и хирургические, основываются на Конституции Российской Федерации, Законе «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г. и «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. В статье 41 Конституции Российской Федерации приводятся основные гарантии государства гражданам в сфере здравоохранения. Определены основные виды медицинской помощи, которые граждане могут получить в системе обязательного медицинского страхования, т. е. бесплатно. В то же время граждане Российской Федерации могут получать специализированную медицинскую помощь в медицинских учреждениях федерального значения в системе добровольного медицинского страхования. На основании этих законов специализированная медицинская помощь стала более доступной для граждан. Правовые взаимоотношения между врачом и пациентом закреплены в документе «Основы законодательства Российской Феде- рации об охране здоровья граждан», где перечислены основные права пациента (статья 30). В статье 58 отражены обязанности лечащего врача; статья 61 посвящена врачебной тайне; в статье 32 гарантировано право пациента на добровольное (письменное) информационное согласие на медицинское вмешательство; в статье 33 указано право пациента на отказ от вмешательства. Эти положения имеют для хирургической деятельности одно из основополагающих значений. Информационное согласие является юридическим подтверждением согласия пациента на проведение диагностических процедур, лечения, в том числе и оперативного, обезболивания. Согласно данной статье закона, каждый человек имеет право выбора методов диагностики и лечения. На основании Российского законодательства пациент имеет право на получение копий медицинских документов, отражающих состояние его здоровья и проводимого лечения. В законодательстве также предусмотрено право пациента на проведение медицинской экспертизы по оказанию ему медицинской помощи. Основные документы, на основании которых проводится такая экспертиза, — амбулаторная карта больного, где отражено лечение больного в поликлинике, и история болезни, где зафиксированы все проводимые исследования и лечение больного при нахождении его в стационаре, а также исходы заболевания. Исходя из этого, врач должен тщательно оформлять медицинскую документацию, так как она является основным доказательным документом при возникновении юридических конфликтов между пациентом или его родственниками и медицинскими работниками. В последние годы отмечается повышение правовой грамотности населения, о чем свидетельствует увеличение числа жалоб и исковых требований пациентов при оказании им медицинской помощи. Ответственность медицинских работников за неправильное лечение может быть гражданской, уголовной, административной и дисциплинарной. Если ошибка врача доказана, пациент может получить материальное возмещение за понесенный ущерб, а врач — понести материальную ответственность, вплоть до уголовного наказания. 2.2. Этика и деонтология в хирургии Медицинская деонтология (греч. dentos — должное, надлежащее, + logos — учение) — нормы поведения, которые должны соблюдать медицинские работники при выполнении своего профессионального долга, в первую очередь — взаимоотношение с больными. Индивидуальный подход к каждому пациенту на всех этапах лечебно-диагностического процесса, поведение врача с родственниками больного и взаимоотношения с коллегами являются составляющими деонтологии. Основы медицинской деонтологии заложены Гиппократом. В книге «О враче» он пишет: «Врач должен быть справедливым при всех обстоятельствах, ибо во многих делах нужна бывает помощь справедливости, а у врача с больными — немало отношений». В книге «О благоприличном поведении» наиболее полно представлены практические правила поведения врача у постели больного: «Врачу следует иметь своим спутником некоторую вежливость, ибо суровость в обращении мешает доступности к врачу как для здоровых, так и для больных». Аналогичные наставления мы находим в книге «Наставления», в которой Гиппократ уделяет большое внимание и взаимоотношениям между коллегами: «Нет ничего постыдного, если врач, затрудненный в каком-либо случае у больного и не видя ясно, по причине своей неопытности, просит пригласить других врачей, с которыми он мог бы совместно выяснить положение больного и которые посодействовали бы ему найти помощь». Деонтология тесно взаимосвязана с врачебной этикой. Медицинская этика — учение о нормах нравственного поведения, морали и общественном долге врача. Знаменитая клятва Гиппократа является кодексом этики медицинского работника. В ней сконцентрированы основные постулаты, которые определяют нравственные качества медицинского работника (прежде всего не навреди больному, входи в дом больного исключительно для его пользы, в отношении с ним воздержись от всего злонамеренного и аморального, считай человеческую жизнь безусловной ценностью, никогда не давай больному смертельных средств, храни врачебную тайну, не урони авторитета благородной медицинской профессии и др.). Не случайно текст «Клятвы Гиппократа» принят за основу присяги, которую произносят выпускники медицинских институтов после их окончания. Большое значение имеет первый контакт, от которого зависит, сможет ли врач установить доверительные отношения с пациентом. Врач обязан опрятно выглядеть — еще Гиппократ в книге «О враче» писал о внешнем виде врача «...ему прилично держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных». Аккуратная прическа, чистый халат или операционный костюм, обязательно наличие головного убора являются первым мостиком к доверительным отношениям между больным и медицинским персоналом. Больные имеют различное социальное происхождение, интеллект, образование, характер. Больной может быть неопрятен, капризен, мнителен; среди них нередки алкоголики, наркоманы. Врач не должен своим пренебрежительным поведением, брезгливостью выказывать свое отношение к такому пациенту, помня, что перед ним прежде всего страждущий, больной человек, которому должно оказать медицинскую помощь. Больные люди очень чувствительны и четко улавливают фальшивые нотки в поведении врача. Во время беседы врач должен быть внимательным, терпеливо выслушивать больного, даже если он вдается в детали, не относящиеся к его заболеванию. Успокаивающая, доверительная беседа помогает уменьшить стресс у больного; у хирургических больных это способствует уверенности в благополучном исходе предстоящей операции, уменьшает чувство страха. Любой больной должен испытывать сочувствие со стороны медицинского персонала. Даже если врач молча, сидя у постели больного, сочувственно положит свою руку на руку больного, это придаст ему дополнительные силы в борьбе со своим недугом. Немаловажное значение имеет уважительное отношение к больному. При разговоре с коллегами, другими больными не следует выказывать негативные реакции по отношению к больному, ибо это может привести к непоправимым последствиям. Слово может очень сильно ранить пациента, и все усилия врача в процессе лечения не будут иметь должного эффекта. Случайно услышав и неправильно истолковав слова своего лечащего врача, пациент теряет доверие к такому врачу, назначаемому им лечению. Важное значение во взаимоотношениях врача и больного имеет понимание врачом больного; это укрепляет уверенность больного в том, что врач сумеет разобраться в его заболевании и вылечит его. Одним из основополагающих моментов во взаимоотношении между пациентом и медицинским персоналом является поддержка больного. Врач, показывая своими действиями, что он стремится сделать максимально возможное для больного, усиливает его желание выздороветь и способствует благоприятному исходу заболевания. Полное взаимопонимание между врачом и больным облегчает лечебный процесс, однако бывают ситуации, когда должного контакта не возникает. Некоторые больные заведомо негативно относятся к врачам и медицине, часто провоцируют медицинский персонал на создание конфликтной ситуации. Подобному поведению больных способствуют случаи, когда у больного уже имеется отрицательный опыт лечения его самого или родственников. Таким больным важно показать, что судьба их небезразлична для врача, и проявить максимальную выдержку для предотвращения конфликта. Необходимо помнить, что переубеждать больного следует не словами, а действиями врача. Существует и другая ситуация во взаимоотношениях между врачом и больным. Больной внешне показывает, что готов к сотрудничеству с врачом, а на самом деле недоверчиво относится к проводимому им лечению. Такое отношение важно вовремя распознать. Среди «конфликтной» группы довольно часто встречаются пациенты, склонные к оценке действия врачей в судах, и в последние годы прослеживается стойкая тенденция к возрастанию числа таких случаев. Не оспаривая законного права пациента оценки действий врача, особенно если лечение оказалось неэффективным, врач должен быть уверен, что честно и грамотно исполнил свой долг. Чтобы избежать подобных ситуаций, в процессе лечения врач должен доступно, в рамках дозволенной информации, объяснять больному суть, методы и ожидаемый результат назначенных лечебных манипуляций. Немаловажным аспектом деонтологии является постоянное повышение медицинскими работниками своей квалификации, использование в работе новых научных достижений, рациональных методов исследования и лечения больного. Большое значение имеет доверительный контакт не только с больным, но и с его родственниками; при этом врач должен помнить, что делиться информацией, особенно неблагоприятной, позволительно только с теми лицами, которым доверяет сам больной. Довольно часто информация о состоянии здоровья больного может быть использована в корыстных целях, поэтому дальним родственникам, сослуживцам можно давать достоверную, но минимальную информацию о состоянии больного, адресуя их за более полной информацией к ближайшим родственникам. Такая тактика позволяет избежать конфликтов и печальных последствий в судьбе больного. Многие родственники очень эмоционально переживают болезнь близкого человека, расстроены, порой плачут. В таких случаях врач должен быть особенно деликатен, показать что ему небезразлична судьба больного. Если обращение с родственниками сухое, казенное, это вызывает негативную реакцию с их стороны. И хотя врач все делает правильно, у родных больного возникает ощущение формального подхода к лечению, и если оно оказывается недостаточно эффективным, может возникнуть конфликтная ситуация. Очень сложно общаться с родственниками безнадежных, особенно онкологических больных. Врач должен быть хорошим психологом, уметь в максимально щадящей форме информировать родственников о диагнозе и прогнозе. Вместе с тем бывают ситуации, когда для облегчения страданий безнадежного больного медицинский персонал предпринимает немало усилий, а действия родственников носят наблюдательный характер; порой они даже не посещают больного человека, у которого нет надежды на выздоровление. Это наносит огромную психическую травму тяжелобольному человеку, поэтому врач по возможности деликатно, но определенно должен донести это до родственников. При беседе с родственниками, так же как и с больными, необходимо учитывать их интеллектуальный и образовательный уровень. У родствен- ников часто возникают вопросы, правильно ли лечат больного, почему не используют те или иные методы лечения. Врач должен тактично и доходчиво объяснить близким, почему он лечит данного больного именно так, а не иначе, стараясь, чтобы у них не осталось ни малейших сомнений относительно квалификации врача. В некоторых ситуациях возникает необходимость направить больного в другие лечебные учреждения, где ему может быть оказана более квалифицированная помощь — это не значит, что врачи расписываются в собственной беспомощности. Ведь самое главное — сделать все для блага и скорейшего выздоровления больного человека. Очень важный раздел медицинской деонтологии — отношение между коллегами. Врач должен тактично и уважительно относиться к среднему и младшему медицинскому персоналу, которые являются основными помощниками врача в борьбе за здоровье пациента. Опытная медицинская сестра часто умеет и знает больше, чем молодой начинающий врач. Пренебрежительное отношение со стороны врача к среднему и младшему медицинскому персоналу недопустимо, так же как и обсуждение действий одного врача другими в присутствии медицинских сестер. Медицинская тайна является профессиональной тайной, которая имеет силу закона. Морально, этически и юридически медицинские работники не имеют право разглашать информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе и его возможном прогнозе. Ни один врач не застрахован от ошибки. Их следует обсуждать и анализировать только в кругу специалистов гласно. Существуют специальные врачебные комиссии, где коллеги вправе высказать свое мнение по поводу неправомерных или неквалифицированных действий врача. Более того, врач сам должен досконально проанализировать причины, которые привели к ошибочному лечению, подобной ситуации и не повторить ошибки. Научно-технический прогресс, изменение общественного мнения ставят перед медиками новые этические проблемы, одной из которых является клонирование. Клонирование тканей и органов может, с одной стороны, продлить жизнь многим тяжело больным людям, а с другой — использовано во вред человечеству. Никто не может дать гарантии, что может быть произведено клонирование убийц, насильников, политических преступников. Именно поэтому практически все страны мира юридически запретили клонирование человека. В настоящее время широко применяется терапия фетальными тканя- ми — тканями плода, взятыми во время медицинского прерывания беременности, особенно при поздних сроках. Из всех морально-этических проблем медицины самой сложной является эвтаназия — сознательное действие врача, способствующее преждевременной смерти безнадежно больного человека, с его согласия и по его просьбе, для прекращения невыносимых боли и страданий. Сторонники эвтаназии приводят различные доводы в ее пользу. По их мнению, это гуманный способ избавления больного от страданий; приводят также экономические доводы — поддержание жизни безнадежно больных требует дорогостоящей аппаратуры и лекарств. В нашей стране эвтаназия запрещена. Вместе с тем имеется и другой путь помощи этой тяжелой группе больных — помещение их в хоспис. Хоспис — специальное медицинское учреждение, где больным созданы максимально комфортные условия, проводит-I ся постоянное обезболивание, заботой и вниманием скрашиваются их последние дни. ЧАСТЬ I I Общие вопросы хирургии Глава 3. ОБЩИЙ УХОД ЗА ХИРУРГИЧЕСКИМИ БОЛЬНЫМИ 3.1. Клиническая гигиена медицинского персонала Клиническая гигиена медицинского персонала имеет очень важное значение. В первую очередь — это защита от инфицирования во время выполнения своих профессиональных обязанностей. Вторым ключевым моментом является профилактика внутрибольничной инфекции и защита пациентов. Защита медицинского персонала является одним из основных пунктов профилактики внутрибольничной инфекции. Особенно это важно в настоящее время, когда высок уровень инфекций, передающихся гематогенным путем. При приеме на работу медицинские работники проходят полное медицинское обследование, при этом основное внимание уделяют выявлению бактерионосительства. Если при обследовании обнаруживают хронические воспалительные заболевания (хронический тонзиллит, кариозные зубы и др.), то перед приемом на работу эти сотрудники должны быть санированы в обязательном порядке. Ежегодно медицинские сотрудники проходят диспансеризацию, которая в обязательном порядке включает бактериологический контроль, проведение анализов на вирусный гепатит, ВИЧ-инфекцию, реакцию Вассермана. Медицинский работник должен быть образцом чистоты и аккуратности, соблюдать правила личной гигиены и гигиены одежды. В раздевалке медицинский персонал меняет свою повседневную форму одежды на рабочую. Это необходимо как для защиты медицинского персонала и их близких, так и для профилактики внутрибольничной инфекции. На верхней одежде, особенно на вязаных и шерстяных вещах, возможно наличие патогенной микрофлоры, которая попадает во время нахождения медицинских работников в общественных местах, транспорте. С другой стороны, несмотря на проводимые мероприятия, в хирургических отделениях в большом количестве находится патогенная микрофлора, которую можно с одеждой принести домой и тем самым спровоцировать развитие инфекции у близких родственников медицинского персонала. На рабочем месте медицинский персонал в специально отведенном помещении переодевается в рабочую одежду. Вместо верхней одежды обычно надевают специальный костюм, поверх которого — чистый белый халат; в качестве головного убора используется медицинская шапочка или косынка. В настоящее время во многих стационарах используются одноразовые халаты и шапочки. Халат должен быть чистым, полностью застегнутым, а шапочка полность закрывать волосы. Материал, из которого сделан халат и рабочий костюм, имеет большое значение: он не должен вызывать образования статического заряда и при движении не вызывать искрения, так как это может привести к возгоранию легковоспламеняющихся веществ (например, эфира, кислорода). Наиболее подходящим материалом для одежды медицинского персонала является хлопок; ткани из хлопка практичны и легко стираются. Выходить за пределы больницы в спецодежде не следует. Перед посещением туалета халат и шапочку снимают и оставляют в специально отведенном шкафчике. Медицинский персонал, работающий в стационаре, должен носить в отделении сменную обувь — кожаные тапочки на резиновой подошве, кото- рые легко поддаются обработке. Не рекомендуется использовать войлочные или меховые тапочки, которые легко впитывают грязь. Медицинский работник должен тщательно следить за чистотой своего тела, кожными покровами, особенно рук. После завершения трудового дня целесообразно принять душ на работе или сразу по возвращении домой. При возникновении кожных заболеваний, дерматитов необходимо своевременно принимать меры. При гнойных заболеваниях кожи медицинские работники временно должны быть отстранены от работы. Прическа должна быть простой, длинные волосы полностью убирают под головной убор. Ногти на руках должны быть коротко подстрижены, содержать их необходимо в чистоте. В области ногтевого валика не следует обрезать кожицу, так как при этом открывается щель между ним и ногтем, где скапливаются микроорганизмы. Заусеницы удаляют специальными острыми щипчиками. Недопустимо ношение на работе колец и других украшений; покрывать ногти лаком категорически запрещается. Важное место в гигиене медицинского персонала имеет уход за руками. Необходимо тщательно в быту охранять руки от загрязнения, стараться избегать физической работы, связанной с их повреждением, предохранять руки от трещин, царапин, заусениц, мозолей. При выполнении домашней работы целесообразно пользоваться нитяными или резиновыми перчатками. В течение рабочего дня медицинскому персоналу приходится неоднократно мыть руки и обрабатывать их растворами антисептиков. Для профилактики инфицирования и повреждения рук необходимо каждую рабочую смену менять полотенце; лучше пользоваться одноразовыми салфетками. Чтобы не повредить эпителий при пользовании полотенцем, следует избегать втирающих, насильственных движений, нельзя пользоваться жесткими щетками для мытья рук. В результате частых обработок рук кожа истончается, становится сухой, что способствует ее легкой травматизации, поэтому полезно смазывать руки в течение и в конце рабочего дня питательными, смягчающими кремами. Можно использовать раствор, состоящий из равных частей спирта, глицерина, нашатырного спирта и дистиллированной воды. У некоторых медицинских работников могут возникать дерматиты на антисептические препараты, поэтому им необходим индивидуальный подбор антисептических щадящих средств. Так как медицинскому персоналу в ходе своей профессиональной деятельности приходится работать с биологическими жидкостями (кровь, раневое отделяемое и др.), для предупреждения и профилактики инфицирования необходимо использовать средства индивидуальной защиты. Для защиты глаз используют специальные очки, полость рта и носа защищают с помощью марлевых салфеток, все манипуляции выполняют в специальных медицинских резиновых перчатках. Перчатки следует надевать на рукава халата, чтобы не было незащищенных участков кожи. Поверх медицинской одежды при необходимости надевают резиновый или полиэтиленовый фартук. При попадании на халат или рабочий костюм биологического материала необходимо сразу снять одежду и замочить ее в 3 % растворе хлорамина на 60 мин; при этом предварительно тщательно обработать место, куда попал биологический материал. Затем одежду необходимо сдать в стирку. Недопустимо стирать рабочую одежду в домашних условиях. При попадании биологических жидкостей в глаза их необходимо промыть проточной водой и закапать раствор борной кислоты (1 %) или промыть слабым раствором перманганата калия. .17 Если биологическая жидкость попала в полость рта, необходимо тщательно несколько раз прополоскать ее водой, а затем этиловым спиртом (70 %) или 0, 05 % раствором перманганата калия. Если при выполнении манипуляций биологические жидкости попадают в нос, надо немедленно промыть его водой, ввести в носовые ходы раствор перманганата калия или борной кислоты. Если при выполнении манипуляций произошло повреждение перчаток, их необходимо незамедлительно снять. Перчатки снимают таким образом, чтобы кожные покровы не соприкасались с их грязной поверхностью. Для этого перчатку сначала на одной руке снимают как чулок до пальцев, затем делают это на другой руке. Затем одновременно перчатки снимают с пальцев обеих рук, после чего обрабатывают их раствором антисептика. Очень важно правильно надевать стерильные перчатки. Врачу перчатки помогает надевать сестра. • Если сестра без перчаток, она берет перчатку за манжетку, вкладывая при этом внутрь перчатки II и III пальцы обеих рук. Этими пальцами сестра растягивает манжетку перчатки, а затем подает ее ладонной поверхностью к хирургу, ориентируясь на его большой палец. После того как хирург введет в перчатку пальцы, он поднимает кисть вверх, а сестра, извлекая пальцы из перчатки, расправляет манжетку. • Если сестра одета в стерильные перчатки, то во избежание их инфицирования она пользуется другим приемом: берет перчатку за манжетку, кончиками пальцев выворачивает ее, прикрывая манжеткой свои пальцы; перчатка повернута к врачу ладонной поверхностью. После того как врач надел перчатку, сестра расправляет манжетку. • Если хирург надевает перчатки самостоятельно, то он берет ее за манжетку одной рукой, располагая ладонной поверхностью к себе, и вторую руку вводит в перчатку, не соприкасаясь с ее наружной поверхностью. Если при повреждении перчатки произошло повреждение руки, необходимо снять ее и обработать рану. При наличии незначительного кровотечения его не останавливают. Обрабатывают рану 70 % спиртом, после этого моют руки проточной водой с мылом и затем обрабатывают рану 5 % спиртовым раствором йода. В заключение на рану накладывают асептическую повязку. При получении травмы во время работы с биологическими жидкостями необходимо поставить в известность заведующего отделением и старшую медсестру отделения. Характер травм фиксируют в журнале регистрации несчастных случаев. В связи с широким использованием антибиотиков медицинский персонал может становиться носителями микроорганизмов (особенно опасен стафилококк), устойчивых к антибактериальным препаратам, источниками инфицирования для больных. Поэтому ежегодно медицинский персонал проходит диспансеризацию, включающую ЛОР-осмотр, осмотр стоматологом, бактериологическое исследование мазков со слизистой носоглотки на наличие патогенного стафилококка, флюорографию; сдает анализы на сифилис, ВИЧ, HBsAg. При обнаружении патогенной микрофлоры их носитель отстраняется от работы и ему проводится санация носоглотки. К работе допускают лишь после получения результатов анализов, удостоверяющих отсутствие патогенных микроорганизмов.
|