Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретические модели управления
Управление является процессом, который происходит в определенной внешней среде, существенно влияющей на то, каким образом протекает этот процесс. Р. Н. Фармер и В. М. Ричмен разработали свою модель в середине 60-х гг. XX в. для ответа на вопрос, что и каким образом влияет на поведение менеджеров. При этом осознавалось, что практика менеджмента оказывает существенное влияние на эффективность управленческого труда. В модели Фармера - Ричмена подчеркивается значение внешних институциональных и культурных факторов. Второй важный момент - указание на то, что это воздействие осуществляется через управленческие процессы. Например, МНК с культурой, ориентированной на выполнение задач, приходя в страну, где культивируется поддержание хороших отношений, необходимо или специально отбирать людей, или устраивать тренинги. В противном случае способы управления, принятые в фирме, будут неадекватно восприниматься персоналом. Модель Фармера - Ричмена критиковали за статичный характер, так как в ней не отражено влияние развития общества на внешние факторы. Другим слабым пунктом считается то, что предприятие в этой модели реагирует на изменение внешней среды пассивно, путем адаптации. А.Р. Негандхи и С.В. Прасад указали, что в одинаковой окружающей среде фирмы должны бы были, согласно модели Фармера-Ричмена, вести себя одинаково, но в действительности это не так. Негандхи и Прасад сделали акцент на наличии у предприятий управленческой философии, которая выражается в особом отношении к работникам, потребителям, поставщикам, акционерам, правительственным или муниципальным органам. В их модели именно управленческая философия является фактором, решающим образом влияющим на поведение фирмы. Эмпирические исследования подтвердили значимость рассмотренных выше моделей и несомненность влияния институциональных и культурных факторов на формирование стилей руководства. С точки зрения национальных различий в стиле руководства такие факторы, как система ценностей, интенсивность различных типов потребностей, картина мира, особенности процесса познания, восприятие риска, пути формирования менеджмента и искусство межличностного общения, различаются от страны к стране. Различные формы интеграции и консолидации международного бизнеса стали реальностью не только для крупных и очень крупных компаний, но и для многих представителей среднего и малого бизнеса развитых стран мира. Эта тенденция неуклонно растет. Пекинский форум стран АТЭС в ноябре 2014 года в Итоговой декларации зафиксировал огромную заинтересованность стран и большой потенциал в этом направлении. Перечисленные выше факторы оказывают серьезное влияние на сближение школ национального менеджмента разных стран мира. К числу важных факторов, стимулирующих этот процесс, следует отнести: 1. Активное функционирование известных международных институтов, директивные документы которых в форме законов, подзаконных актов, правил и норм обязательны для исполнения практически всеми или многими странами мира. Законы в области международного публичного права, международного торгового права, международного морского права и права международных перевозок, охраны окружающей среды, международного авторского права и другие не только обязывают к определенному поведению, выполнению обязательных процедур, соблюдению определенных условий и пр., но и стимулируют разработку и принятие национальных законов, норм и правил, адекватных международным требованиям и нормам. Заинтересованность разных стран в развитии и расширении международной торговли стимулирует также унификацию международного таможенного законодательства и сближение различных таможенных институтов. 2. Обучение широкого круга специалистов и менеджеров разных стран мира современным правилам и нормам международной экономической деятельности в целях успешного развития международной торговли и предпринимательства. Такое образование, получаемое в передовых университетах, коммерческих академиях и школах МВА, стимулирует единообразие методических подходов и решений многих сложных типичных и нетипичных задач международной экономической деятельности менеджерами разных стран. 3. Характерная для постиндустриальной эпохи общемировая тенденция к росту категории «знания», обеспечиваемая современными информационными средствами и технологиями, ростом телекоммуникационных возможностей и услуг, присутствием широкого круга ведущих компаний высоких технологий на глобальных рынках. Эта постоянно реализуемая тенденция - база для сближения идеологий и традиций менеджмента разных стран мира. 4. Стремление правительств и других государственных структур разных стран, а также национального бизнеса к росту доходов и получению дополнительных благ в условиях активной интернациональной деятельности. 5. Общие международные сверхзадачи всех стран мира по борьбе с терроризмом, наркотиками, бедностью, опасными для жизни болезнями, по охране окружающей среды. 6. Задачи государственного стимулирования роста рождаемости в странах, где эти показатели очень низки, что подтверждается общими проектами, например стран ЕС, в этой области. 7. Расширение международных культурных связей, развитие туризма и широкого международного общения, преодоление вредных последствий религиозных и этнических конфликтов, уродливых и преступных националистических движений (фашизма, ваххабизма и др.), равно опасных как для международного сообщества, так и для народов конкретных стран. Приведенные выше факторы - не только потенциальная, но и реальная сила, оказывающая постоянное воздействие на современный порядок мироустройства, геополитическое положение стран и их блоков. Вместе с тем существуют факторы, препятствующие сближению различных национальных школ менеджмента. В их число входят: крайняя экономическая отсталость и закрытость ряда стран мира, живущих, по существу, в доиндустриальной эпохе; слабость рыночного законодательства и недостаточное соблюдение законов в странах переходного периода; активная коррупция и теневой бизнес, приносящие и огромный ущерб; низкий образовательный уровень, отсутствие профессиональных национальных кадров, способных работать в отраслях высоких технологий XXI века; наличие в отдельных странах жестких тоталитарных политических режимов, исключающих активное и открытое международное сотрудничество. Вопросы для обсуждения 1. Какие три модели отношений имеются с точки зрения совместимости и преемственности различных международных и национальных институтов? 2. В чем сущность моделей «прямого» и «опосредованного» воздействий? 3. В чем различия понятия «институт» по Д. Коммонсу и Д.Норту? 4. Назовите факторы, влияющие на процесс сближения национальных школ менеджмента. 5. Опишите модели Фармера - Ричмена и Негандхи - Прасада.
|