Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 3. Теории культуры
Накопленный в международном бизнесе опыт и эмпирические исследования показали важность учета культурного аспекта. В этой связи возникает необходимость рассмотреть наиболее существенные подходы к исследованию культуры, оказывающие влияние на разработки в этой области. Под культурой (в широком смысле) следует понимать образ жизни и систему мировосприятия, присущие тому или иному народу (группе людей). Это определение охватывает все стороны жизни людей, по существу происходит отождествление конкретной культуры с данной страной. С точки зрения сравнительного менеджмента представляется важным включение в это понятие того, что обычно относится к материальной культуре, в том числе и различные технологии. Представим более узкое и конкретное определение культуры как совокупности ценностей и норм конкретного общества. Следовательно, тогда материальные объекты будут интересны нам только как знаки или как окружение той или иной культуры. Такое понимание культуры является в настоящий момент господствующим в сравнительном менеджменте и используется большинством исследователей. Культура характеризуется в этом случае как нечто невидимое и неосязаемое, но формирующее поведение людей. Важность культуры определяется выполняемыми ею в обществе функциями: адаптивная (адаптация к окружающей среде); коммуникативная (создание условий и средств общения); интегративная (люди одной культуры составляют одну социальную группу); социализация (процесс включения человека в определенную социальную группу). Феномен культуры обладает следующими характерными чертами: передается из поколения в поколение; постоянно развивается; формирует внутри себя особые субкультуры, характеризующиеся определенными культурными особенностями, принадлежащими локальным возрастным, профессиональным, половым и иным группам внутри данной культуры; несмотря на принадлежность к одной и той же культуре, люди могут по-разному воспринимать ее и оценивать, быть в большей или меньшей степени преданными ей, не принимать ее отдельные элементы или даже культуру в целом. До настоящего времени не выработано еще единой теории культуры, которая вобрала бы в себя основные частные теории. Соответственно пока невозможно представить в виде цельной картины и результаты исследований влияния культуры на управление, полученные в рамках сравнительного менеджмента. Ниже представлены подходы, каждый из которых дает определенный «срез» феномена культуры и соответственно вооружает практикующего менеджера теми или иными специальными рекомендациями
|