Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологические аспекты правовой социализации
Сущность правовой социализации1 личности. Каждый человек с момента своего рождения проходит непрерывный путь развития, длящийся всю жизнь, но особенно значимый по своим результатам и последствиям в первые 15—25 лет. Суть его — в социализации, т.е. усвоении личностью социальных ценностей (речи и знаний, человеческого мышления и сознания, отношений к окружающему и самому себе, умений и навыков, норм поведения, привычек, качеств, потребностей, способностей и др.), которые выработаны предшествующими и существующим поколениями людей и воплощены в окружающей предметной и духовной действительности. Человек, рождаясь по существу животным, обладающим, по выражению выдающегося отечественного психолога А.Н. Леонтьева, 2 одной способностью - стать человеком, личностью, становится им в прижизненном развитии (онтогенезе). Перед родившимся человеком огромный «магазин» достижений человеческой цивилизации, и что он выберет из него, сделав своим достоянием, таков он и будет, такова будет и его жизнь. Усвоение происходит, к сожалению, далеко с неодинаковой успешностью у разных индивидов. В жизни встречается немало таких молодых, да и взрослых людей, которые только чуть поднялись над исходным животным уровнем и их жизнь определяют слабо социализировавшиеся биологические и материальные потребности. Начавшись более или менее успешно, в какой-то период положительная тенденция может смениться на отрицательную (асоциализация). Преодоление возникших временных отрицательных изменений на положительные именуется ресоциализацией. Обследования показывают, что процесс правовой социализации нередко запаздывает и чаще не достигает требуемого уровня развития, что объясняется субъективными причинами разного масштаба и уровня, ослаблением внимания государства и общества к позитивному регулированию правовой социализации, особенно подрастающего поколения, молодежи, недостаточно квалифицированным подходом к психологическим особенностям правовой социализации. Основные психологические особенности процесса правовой социализации. Главные закономерности правовой социализации в своей основе имеют социальную, педагогическую и психологическую природу. Различия общей социализации и правовой — в содержании присваиваемых ценностей, ее времени протекания, в психологических трудностях овладения разными знаниями, навыками, отношениями, привычками и др. Темпы, трудности и результаты общей социализации отражаются и на правовой, хотя есть и обратное влияние второй на первую. Правовая социализация личности и ее результаты — процесс не статичный, застывший, а развивающийся под влиянием совокупности сопутствующих ему жизненных обстоятельств. Правовая психология в любом возрасте при относительной ее устойчивости меняется (принцип развития). Вопрос в том, что меняется, в какой степени, с какой скоростью, с какими трудностями. С возрастом сформированные предшествующей жизнью особенности правовой психологии приобретают большую устойчивость, но все же меняются. Поэтому правовая социализация людей нуждается в постоянной оценке изменений, происходящих в их психологии, выборе таких средств и способов воздействий, которые способствовали бы прогрессивным изменениям и предупреждали нежелательные. Правовая социализация личности протекает под влиянием как целенаправленных воздействий, так и стихийных, спонтанных, с которыми она сталкивается в ходе жизни, начиная с детских лет. Преобладание стихийности всегда чревато задержками и деформациями в правовой социализации. В условиях современных тенденций криминализаци общества, снижения уровня культуры и морали преобладание стихийных влияний особенно нетерпимо. Необходимо резкое преодоление стихийности и придание правовой социализации граждан, начиная с дошкольного возраста, целенаправленного, организованного и регулированного характера. Сущность правовой социализации здоровой личности, как отмечено выше, социальна. Ее протекание и результаты обусловлены в решающей степени прижизненно, общественными обстоятельствами (принцип социальной обусловленности), а не врожденно и не биологически. Поэтому главные регулятивные возможности совершенствования правовой социализации лежат в социальной сфере, они — в возможностях общества и людей, отвечающих за законность и правопорядок, а также руководителей, родителей, коллективов, всех граждан — патриотов своей страны. Непосредственные факторы, влияющие на процесс правовой социализации, лежат в социально-психологическом феномене, именуемом образ жизни. Это целостная микросистема материальных условий, круга людей, с которыми он постоянно общается, и собственной активности человека, слитых в воздействующий на него комплекс. Важно оценить, как этот микромир влияет на правовую социализацию, попытаться усовершенствовать его влияние, а в необходимых случаях по возможности вообще сменить его. Сами условия и их влияние во многом зависят от того, что делает находящийся в них человек: поддерживает их, одобряет, приспосабливается или пытается изменить. Классическая формула: обстоятельства так и настолько влияют на психологию человека, как и в какой степени он влияет на них. Так, члены одного и того же коллектива, находящиеся, вроде бы, в одинаковых условиях, сами создают себе разные условия, если один, например, постоянно нарушает трудовую дисциплину, а второй не только служит образцом исполнительности, но и принимает активное участие в борьбе за образцовый порядок. Это объясняет, почему люди, живущие рядом, в одной микросреде, развиваются в действительности по разному. Включение человека в деятельность по укреплению справедливости, дисциплины и законности выступает поэтому важным способом его собственного правового развития. Содержательно изучение процесса правовой социализации и воздействий на него связано с поэлементным подходом, т.е. прослеживанием изменений каждого из элементов правовой психологии личности, описанной в § 1.2, их взаимовлияний и целостного проявления. Решающее значение при этом имеет контроль за развитием подструктуры правовой направленности и поиск путей ее развития до уровня, отвечающего требованиям правовой культуры. Возможности совершенствования регулирующих воздействий на процесс правовой социализации. Изначальная психологическая задача, которая относится к уровню государственных органов, органам власти на местах и к каждому коллективу, группе — это задача коренного перелома в отношении к правовой социализации граждан, подрастающего поколения, к преодолению преобладающей стихийности этого процесса, создание системы регулирования правовой социализации, основанной на упреждении отставания или деформаций ее. Задача эта столь же актуальна, сколь и сложна, особенно в условиях современной России. Подход к созданию такой системы ныне следует искать не в затратных мерах, а в интенсификации предусмотренных и актуализации возможных мер. Требуется система мер, к которым могут быть отнесены: законодательные, организационные, образовательно-пропагандистские, кадровые, методические, научные. Вместо отдельных, разрозненных и частично устаревших законодательных актов желательно иметь единый пакет: закон о правовой социализации и правовом воспитании населения, а в дополнение к нему — ряд подзаконных актов по главным направлениям деятельности. Назрела необходимость создать систему управления процессами правовой социализации и правового воспитания населения от центра на федеральном уровне до органов на местах, объединив их в единую систему под единым управлением, обеспечивающих их тесное взаимодействие по вертикали и горизонтали. В нее целесообразно функционально включить все существующие органы, имеющие отношение к правовой социализации и правовому воспитанию (отделы профилактики правоохранительных органов, детские комнаты, инспекции по профилактике правонарушений несовершеннолетних, органы, исполняющие наказания, преподавателей правовых учебных дисциплин, психологов и социальных педагогов образовательных учреждений и др.), заполняя временно пустующие в системе управления органы советами, общественными формированиями, периодически проводимыми координационными совещаниями, организацией консультаций, общественных проверок и др. В последнее десятилетие заметно расширилось изучение права в различных образовательных учреждениях и все же имеются возможности качественного улучшения его. В контексте рассматриваемого вопроса можно отметить необходимость включения в программы юридических и педагогических образовательных учреждений вопросов правовоспитательной работы, которые зачастую вообще отсутствуют в них. В учебные планы следует включить «Юридическую педагогику», которая вообще не изучается. Изучение вопросов права должно быть обязательным во всех учреждениях, работающих с подростками и молодежью. Это изучение имеет мировоззренческое значение и должно быть поставлено на чрезвычайно высокий уровень с использованием специальных интенсивных психолого-педагогических технологий. Имеющиеся данные позволяют говорить, что это изучение сейчас весьма далеко от совершенства. К изучению права нередко относятся как к третьеразрядной дисциплине, уроки скучны и малоэффективны. Правовое воспитание разумно начинать с детских садов, с семьи. Есть необходимость говорить о создании на новом качественном и содержательном уровне системы правового всеобуча населения, охватывающего молодые семьи, молодых родителей, преподавательский состав, воспитателей всех категорий, работников учреждений, государственных служащих, персонал правоохранительных органов и др. В серьезном и существенном усовершенствовании нуждается система правовой пропаганды, участие в которой средств массовой информации, учреждений искусства, культуры, досуга, видеорынка сегодня не выдерживает никакой критики. Нуждается в продуманных решениях работа по подбору кадров, обладающих способностями к регуляции процесса правовой социализации. Здесь уместен психологический отбор по способностям. Опыт свидетельствует о необходимости особой подготовки отбираемых кадров, их специализации по проблемам правовоспитания. Даже лицам с базовым педагогическим и психологическим образованием требуется немало времени, чтобы понять способы решения этих своеобразных проблем. Нужна подготовка юристов-педагогов и юристов-психологов, а остальным нужна дополнительная специализация. В улучшении психологической и педагогической подготовки по рассматриваемым проблемам нуждаются все сотрудники правоохранительных органов. Никакой интенсификации регулирования процессов правовой социализации невозможно добиться без перечисленных мер; неудачи обеспечены, и вновь по привычке будут выдвигаться обоснования необходимости затратных мер, безмерного увеличения числа работников и т.п., хотя даже десять бездарных и некомпетентных работников не могут заменить одного подлинного профессионала. Меры методического обеспечения — издание учебной литературы, наглядных пособий, учебных фильмов, методических разработок, распространение передового опыта, массовое использование интенсивных психолого-педагогических технологий, специальная разработка методик работы с различными группами населения и по отдельным трудным вопросам и другое — необходимая часть системы мер. Перефразируя слова Ромена Роллана, можно сказать, что мы, конечно, сейчас слабы, чтобы быстро и эффективно решить задачу радикального улучшения правовой социализации населения, но достаточно сильны для того, чтобы хорошо поработать в этом направлении.
1 От лат. socialis - общественный. 2 Леонтьев А.И. Деятельность. Сознание. Личность. — М, 1975. 3 См.: Гойман В.И. Действие права (методологический анализ). - М, 1992.
|