Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Словообразовательная калька– см.:Калька словообразовательная.
Словообразовательная модель – уровень словообразовательной абстракции, который объединяет пары слов (или слов и сочетаний слов), находящиеся в отношениях словообразовательной производности и обнаруживающие общность а) частеречной принадлежности производящей базы и производного слова, б) формантов, ср.: немой → немота, красный → краснота (Ю.А. Гвоздарёв). Словообразовательная мотивация – «семантическая и структурная обусловленность одного однокоренного слова другим» (А.Н. Тихонов). Словообразовательная пара – пара слов, находящихся в отношениях словообразовательной мотивации (или синхронной словообразовательной производности), ср.: клеить → заклеить. Словообразовательная парадигма – ряд слов, объединённых общностью мотивирующей основы, ср.: весн-а – весн-ой (наречие), весн-янк-а, весн-ушк-а, весен-н-ий, пред-весен-н-ий, про-весень, весн-о-вспашка. Словообразовательная цепочка – ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной мотивированности, ср.: учить → учитель → учительница. Исходное слово цепочки немотивированное, каждое последующее отличается от предыдущего только одним формантом; одно слово может выступать по отношению к одному слову как мотивированное, а к другому – как мотивирующее. Словообразовательное гнездо – вся совокупность однокоренных слов, связанная в определённом порядке отношениями синхронной словообразовательной производности. Возглавляет гнездо одно исходное синхронно непроизводное слово. Словообразовательное значение – «обобщённое значение ряда мотивированных слов с одним и тем же формантом, отличающее все эти слова от их мотивирующих» (И.С. Улуханов и В.В. Лопатин). Словообразовательное значение – значение, которое является общим для ряда слов, объединённых одними и теми же особенностями словообразования. Словообразовательный способ – уровень словообразовательной абстракции, который объединяет пары слов (или слов и сочетаний слов), находящиеся в отношениях словообразовательной производности и обнаруживающие общность типа форманта, ср.: петь → запеть, весёлый → развесёлый (Ю.А. Гвоздарёв). Словообразовательный тип – уровень словообразовательной абстракции, который объединяет пары слов (или слов и сочетаний слов), находящиеся в отношениях словообразовательной производности и обнаруживающие общность а) семантических отношений, б) частеречной принадлежности производящей базы и производного слова, в) формантов, ср.: немой → немота, слепой → слепота, глухой → глухота (Ю.А. Гвоздарёв). Слог – минимальная произносительная единица, не имеющая собственного значения.
|