Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Имидж менеджера
Создание привлекательного имиджа является частью культуры делового общения. «Имидж» - это английское слово, которое означает «образ», «ореол». Образ - это одна из основных категорий психологии; это мысленная картинка, возникающая в сознании человека в результате непосредственного или опосредованного отражения действительности. Имидж - это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо, чего-либо. ;,.j Понятие имиджа включает в себя не только естественные свойства личности, но и социально выработанные: это связано с внешним обликом и внутренним содержанием человека, его психологическим типом. Следовательно, имидж состоит как минимум из трех компонентов: внешний облик, психологические свойства и социальные задатки. Имидж менеджера складывается из следующих четырех наиболее важных слагаемых [1]: /. Профессионализм и компетентность Менеджер должен быть талантливым. Но на практике из 100 человек только один способен проявить свой талант. Остальные 99 в основном всю жизнь занимаются не своим делом. Любое общество развивается, поэтому ему всегда нужны профессионализм и компетентность управляющих. Управление требует от менеджера динамизма, быстрой реакции на изменившуюся ситуацию и многое другое. Например, в компании «Дженерал Моторс» к менеджеру предъявляют пять требований. И на первом месте стоит требование компетентности. Каждый менеджер должен точно знать, как выполнить свою работу наилучшим образом, при этом манера выполнения, поведения у каждого своя (нет штампа). Эти знания будут получены только тогда, когда менеджер в достаточной степени усидчив и прилежен, чтобы добыть их из книг, достаточно принципиален и самокритичен, чтобы усвоить их из своего опыта и достаточно восприимчив, чтобы извлечь их из опыта других. Менеджер никогда не должен в своей работе учиться на своих ошибках. 2. Нравственная надежность менеджера Сегодня в нашем обществе людей, про которых можно сказать: это «человек чести», осталось единицы. Собственно говоря, для нравственного человека жить по моральным заповедям, ценностям, проверенным человеческим опытом, является просто необходимостью. Безнравственный же человек всегда находится в плену у собственных страстей и его идеал - вседозволенность. Нашему обществу необходим нравственно надежный менеджер, способный на самосовершенствование и прежде всего -духовное. Его внимание должно занимать все богатство челове- ческой культуры, т.е. он должен, просто обязан, иметь широкие гуманитарные знания. 3. Гуманитарная образованность менеджера У любого человека есть свое жизненное, мировоззренческое кредо. Менеджер, формируя свое мировоззренческое кредо, должен прежде всего обращать внимание на такие гуманитарные ценности, как. - социальная защищенность людей; - их здоровье; - экологическая безопасность; - духовное богатство людей. Наша система образования долгое время готовила управленцев-технократов, т.е. руководителей, забывавших во имя плана о бесценности жизни каждого из подчиненных. Американский ученый-психолог Доннел в течение пяти лет исследовал 2, 5 тысячи руководителей и выявил 5 причин, почему руководители взбираются вверх по лестнице карьеры, а затем падают: 1) их толкает вверх стремление получать более высокое жалование, а не забота о процветании организации; 2) их слишком волнуют символы их положения (машина, дом и т.д.); 3) они думают, прежде всего, о собственных интересах (плохой руководитель заботиться о себе, хороший - о «своих людях»); 4) они самоизолируются, уменьшая круг своего общения; 5) они скрывают свои мысли и чувства от подчиненных. сказывается на человеке. Например, глаз японца различает около 47 оттенков цвета, а глаз русского способен только на 7. Это следствие снижения у нас уровня гуманитарного воспитания: за период, начиная с 40-х годов и до сегодняшнего момента, количество гуманитарных предметов в школах уменьшилось на 1/3. Благодаря гуманитарной культуре человек приобретает возможность вбирать в себя различную информацию, подвергая ее чувственной рациональной обработке. Эта культура в той же Японии считается важнейшим компонентом внутреннего мира менеджера, составляющей его имиджа. 4. Менеджер обязан быть психотехнологом Психотехнология - это наука о практическом использовании психологических техник управления людьми. Как наука, психотехнология имеет своим объектом психику человека, которая рассматривается как динамическая система, обеспечивающая взаимодействие человека с окружающей средой. Психологическая деятельность менеджера реализуется в системе управленческого общения и представляет собой систему взаимосвязанных, внутренне не мотивированных, психотехник. Психотехника представляет собой систему взаимосвязанных операций, направленных на изменение операций, состояний, мотивов, установок и т.д. у личности, на которую оказывает воздействие менеджер. Он должен рассматривать психотехнологию как систему практических действий, которые опираются на системный анализ общения. Определив основные составляющие, можно попытаться создать имидж. В основу формирования имиджа положены следующие принципы: • принцип повторения, который опирается на свойства человеческой памяти: хорошо запоминается та информация, которая повторяется. Людям требуется время, чтобы сделать воспринятое сообщение своим. А многократное повторение адаптирует психику человека; • принцип «двойного вызова» означает, что восприятие сообщения осуществляется не только и не столько разумом. Важнейшую роль играют подсознательные психические процессы, эмоциональная сфера психика. Чтобы побудить человека к действию, надо сделать ему «двойной вызов», т.е. обратиться к сознанию и подсознанию. Следовательно, секрет воздействия имиджа - в обращении к бессознательному - недоступному, но реальному. Имидж, как и реклама, воздействует по формуле Aida, где A {attention) - привлечение внимания; i (intevest) - пробуждение интереса к имиджу; Д (demand) - возбуждение потребности осуществить действие; A (action) - побуждение к совершению действий. Таким образом, чтобы иметь привлекательный имидж, руководитель должен обладать следующими достоинствами: - быть всесторонне образованным; - использовать те моральные ценности, которые являются «золотым фондом» человечества; - уметь воздействовать, влиять на людей, - быть лидером. Один из первых отечественных специалистов по имиджиро-ванию В.М. Шепель выделяет три группы качеств, обладание которыми дает шансы решить проблему имиджа [2]. Первая группа характеризуется такими природными качествами, как: коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми), эмпатичность (способность к сопереживанию), рефлексивность (способность понять другого человека), красноречивость (способность воздействовать словом). Эти качества можно обозначить обобщенным понятием «умение и желание нравиться». Во вторую группу входят характеристики личности как следствие ее образования и воспитания. К ним относятся нравственные ценности, психическое здоровье, владение набором че-ловековедческих технологий (межличностное общение, деловой спич, умение преодолевать конфликтные ситуации). К третьей группе следует отнести то, что связано с жизненным и профессиональным опытом личности. Особенно следует выделить интуицию в ситуации общения. Самоуверенность и стандартность поведения чаще всего воспринимаются отрицательно. Имидж - результат умелой ориентации в конкретной ситуации, правильный выбор своей модели поведения. Гете говорил, что «поведение - это зеркало, в котором каждый показывает самого себя». Человек осваивает те модели поведения, которые приносят ему успех. Не следует забывать, что при выборе модели поведения мы не столько зависим от самих себя, сколько от многих внешних обстоятельств. Чем ниже жизненный уровень общества, тем больше его граждане озабочены бытовыми нуждами. В обществах с высоким жизненным уровнем люди предрасположены к решению духовно значимых проблем. Однако и в первом, и во втором случае большое значение имеет духовная активность людей. Духовно ослабленный человек наиболее зависим от внешних условий. Личный имидж - это средовое явление. Он выступает как людское признание, как оценочное отношение какой-то группы или слоя людей. Не исключено, что та или иная людская среда может иметь не самый лучший вкус, воспитанность, эрудицию и профессионализм. В подобных случаях создающему свой имидж нельзя терять голову и идти на поводу у толпы. Конечно, надо считаться с мнением окружающих, но не обманываться им, а поэтому постоянно ставить перед собой высокую планку в культуре, эрудиции и профессионализме. Появление этих качеств, всегда впечатляюще действует на людей. Удачный имидж - это способность человека внушить окружающим, что носитель этого имиджа является воплощением в себе только положительных качеств. Понятно, что только на хорошей внутренней основе легче построить привлекательный имидж. А) Велика роль одежды в представлении человека. Умение подобрать одежду, а еще важнее - носить ее по-хорошему манерно составляет важную часть имиджирования. По одежде можно судить о вкусах человека, его материальном и социальном положении. Это своеобразная визитная карточка. Существует несколько назначений одежды, например, социально-ролевое. На ряде предприятий имеется фирменная одежда. Она характеризуется не только определенным фасоном, но и разнообразием цвета. На таких предприятиях по рабочей одежде можно легко отличить рабочих от служащих. Есть салонная одежда - для официальных встреч - это фрак и смокинг. Так, во фраке без пальто или плаща по улицам не ходят, а смокинг не надевается на мероприятия, начинающиеся до 17 часов (многие отечественные эмигранты в поисках работы за границей не раз убеждались, насколько они нелепо выглядели на визите у работодателя в мятом и без галстука костюме). Существуют еще и классический, традиционный, экстравагантный стили, и каждый из них, дополняя друг друга, все же уместен каждый в своем конкретном случае, включает в себя элементы, характерные только для него. Еще Ж. Сименон в своих рассказах показывал, насколько одежда преображает людей, какой несет в себе информативный потенциал, характеризующий личность. Другое назначение одежды - функциональное. Куда вы идете -на работу, в гости, официальный прием? Неприлично пойти в ресторан в спортивной одежде. Как говорится - всему свое время. Существует такое понятие - одеваться со вкусом. Оно универсально по своей трактовке, ибо вкусы людей зависят от многих обстоятельств. Среди них ведущая роль отводится общей культуре, материальным возможностям, возрасту. Имеется некий стандарт «хорошего вкуса». Чтобы его выдержать, надо при выборе одежды и ее ношении принимать во внимание эстетику времени, социальный статус. Б) украшения, аксессуары. Предназначение украшений - придавать человеку некий шарм. Ношение украшений - это показатель не материальных возможностей, а культуры и изысканности. Специалисты по имиджу считают, что деловой человек обязательно должен иметь кожаный, желательно темно-коричневый атташе-кейс, пишущую ручку достойного класса, очки, которые действительно придают лицу деловое выражение, авторитетность. Оправа к ним должна быть пластмассовой или роговой. Не стоит носить на рабаге темные очки, тшс как человек в таких очках, как показывают исследования, не вызывает должного доверия. Итак, существует множество мелочей, которые придают вашему образу и стилю индивидуальность и которые незаменимы для делового человека. Список рекомендованной литературы 1. Психология управления. Курс лекций. М., 1997. 2. Практическая психология для менеджеров. М., 1996. 11.10. Социально-психологический климат в коллективе В современных условиях развития общества постоянно растет интерес, и не только среди социальных психологов, социологов, но и практических работников к явлению, которое получило название морально-психологического, нравственного или социально-психологического климата коллектива. Этой теме посвящено большое количество публикаций, в которых рассматриваются как общие вопросы, связанные с характеристикой природы, роли и факторов климата, так и специальные вопросы данной проблемы: регулирование и управление, формирование и совершенствование социально-психологического климата коллектива. Социально-психологический климат - это не только проблема сегодняшних социально-психологических сложностей прогресса, но и одновременно и проблема решения завтрашних перспективных задач, связанных с моделированием новых, более совершенных, чем прежде, человеческих отношений и человеческих общностей. Не только в социологии, но и в психологии, утвердилась точка зрения, согласно которой главной структурной образующей СПК является настроение. А.Н. Лутошкин в своей книге «Психологический климат первичного производственного коллектива» писал, что психологический климат коллектива - это общий настрой коллектива, в котором соединяются настроения людей, их душевные переживания и волнения, отношения людей друг к другу, к работе, к окружающим событиям. Главным, что образует психологический климат, является эмоциональное состояние или настроение коллектива. Настроение - это как бы итог всех событий, происходящих вокруг человека, которые отражаются в его чувствах, отношениях, переживаниях. Таким образом, климат коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности. Одной из сторон здорового психологического климата является организация материального и морального стимулирования работников. Требование соблюдения принципа единства материальных и моральных стимулов к труду подтверждается самой жизнью. Необходимо иметь в виду, что само материальное поощрение имеет свою нравственную оценку. Материальное вознаграждение, полученное в коллективе, предстает не только как материальное вознаграждение, но и как признание заслуг данного работника перед коллективом, как благодарность коллектива за добросовестный труд. Возрастание моральных стимулов идет не за счет умаления роли материальных стимулов, а наряду с ними. Необходимо постоянно иметь в виду, что преуменьшение, а тем более игнорирование моральных стимулов, способствует раздуванию (особенно у менее сознательной части работников) психологии корыстолюбия, неверия в высокие нравственные качества людей. Поэтому очень важно, как уже отмечалось, чтобы материальное поощрение применялось наряду с общественным признанием заслуг работников, с широким моральным стимулированием. Важное значение имеет своевременность поощрения. Это благотворно скажется на социально-психологическом климате коллектива и будет способствовать развитию творческого подхода к делу. В тесной связи с правильным использованием материальных и моральных стимулов для формирования здорового психологического климата в коллективе находится работа по воспитанию дисциплины труда. Дисциплина и организованность - важнейшие показатели жизнедеятельности коллектива. Дисциплина и организованность отражают социально-психологический климат коллектива. И здесь поучителен опыт замечательного педагога А.С. Макаренко. Учитывая, что дисциплина и труд - решающие условия успешного воспитания в коллективе, он продумал систему аргументов, подтверждающих их необходимость для каждого человека и творческой жизни человека, творческой жизни коллектива: - дисциплина нужна коллективу для того, чтобы он быстрее достигал поставленных целей; - дисциплина необходима, чтобы каждый отдельный человек развивал умение преодолевать препятствия и совершать трудную работу; - в каждом коллективе дисциплина должна быть поставлена выше интересов его отдельных членов; - дисциплина украшает коллектив и каждого члена коллектива; - дисциплина есть свобода, она ставит личность в более защищенное, более свободное положение и создает уверенность в своем праве и своих возможностях; - дисциплина проявляется не только тогда, когда человек делает что-либо приятное, но и когда он выполняет что-либо тяжелое, неожиданное, требующее большого напряжения, потому что убежден в необходимости и полезности этого для коллектива. Огромной силой, цементирующей коллектив, от которой зависит социально-психологический климат в нем, выступает сформированное и функционирующее на основе общественных отношений коллективное мнение работающих в коллективе. Коллективное мнение - это сложившаяся на основе общности интересов, целей и задач коллектива в процессе общения его членов совокупность относительно устойчивых (в отличие от коллективного настроения) представлений о всех сторонах жизни и деятельности данного коллектива и его членов: характере взаимоотношений между людьми, деятельности общественных организаций, условиях и характере труда, социально-бытовых условиях и т.д. Формирование общественного мнения в коллективе - весьма сложный процесс, ибо оно складывается прежде всего на основе общих экономических и идеологических факторов, действующих в обществе. В то же время на него оказывают влияние взаимоотношения работников данного коллектива, уровень мышления членов коллектива, их эмоциональное состояние и т.д. А.К. Уледов выделяет три этапа формирования общественного мнения: на первом - люди непосредственно переживают событие, рассуждают о нем, оценивают его. Это период возникновения представлений в сфере индивидуального сознания; на втором - мнение переступает границы индивидуального сознания и захватывает сферу общественного сознания. Это этап живого обмена между людьми представлениями, взглядами и оценками; третий этап - объединение различных мнений вокруг основных точек зрения по предмету обсуждения и формулирование общего мнения. Как показывает практика, где выше степень развития общественного мнения, эффективнее внедряются и закрепляются более прогрессивные формы взаимоотношений между людьми, там последовательнее ведется борьба за утверждение нравственных принципов, против всех отрицательных явлений, там здоровый климат. Одной из закономерностей развития общества является преемственность традиций. В традициях проявляется устойчивость, они выступают в качестве своеобразного условия дальнейшего совершенствования общества. Традиции выступают как фактор здорового психологического климата в коллективе. Что же такое традиции? На поставленный вопрос нельзя ответить категорично. При существующем разночтении в определении понятия «традиции» весьма сложно определить основные направления их исследования. Так, в словаре по этике они определяются как разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения. В энциклопедическом словаре говорится, что в качестве традиций выступают определенные общественные установления, нормы поведения, идеи, обычаи, обряды и т.п. Традиция (от лат. слова - передача, предания) - это естественный коммуникативный механизм общества. От того, насколько эффективно он работает, во многом зависят последующие успехи в развитии человечества. Через традиции осуществляется материализация духовных достижений общества. Например, нравственные традиции по своей сути есть концентрация морального опыта старших поколений, своеобразное общее достояние людей. Через них осуществляется коммуникативная функция морали - передача духовных ценностей и опыта от поколения к поколению. Традиции наряду с общественным мнением и настроениями образуют систему наиболее устойчивых социально-психологических состояний, в единстве характеризующих общественную психологию социальных групп, трудовых коллективов, различных неформальных объединений. Традиции являются также одним из элементов общего социально-психологического механизма организации людей и их поведения. Чем локальнее социальная сфера, тем значительнее в ней роль таких социально- психологических состояний, как групповое настроение, общественное мнение, морально-психологическая атмосфера, традиции. Нельзя обойти стороной и эмоции, как фактор психологического состояния человека. Психологическое состояние человека -это внутренние переживания, которые выражают его отношение к фактам, явлениям и сопровождаются чувственным тоном. Все, что происходит с нами и вокруг нас - не проходит мимо, а вызывает эмоциональное отношение, т.е. отношение человека к миру проявляется в форме эмоций - сильного чувства, проявляющего в сильном возбуждении или наоборот. Иногда даже разум не способен взять верх над эмоциями. Эмоциональное возбуждение мобилизуют силы человека, он иногда может сделать нечто невозможное, «прыгнуть выше головы» - такова сила эмоционального состояния человека. В последнее время появилось много публикаций, рассматривающих проблему эмоций человека. В одном из источников, а именно в книге Б.И. Додонова «Эмоции как ценность», дана следующая классификация эмоций: 1) Альтруистические эмоции (альтруизм - лат. «добро». «нежность») - это потребность в оказании помощи, покровительства; это чувство нежности, участия, умиления, жалости, чувство ответственности за кого-либо; 2) коммуникативные эмоции (коммуникация - связь, общение) - основываются на потребности в общении, желании поделиться переживаниями, найти отклик на свои переживания, чувство обожаемости кого-либо; 3) глорические эмоции (глория - лат «слава») - связаны с потребностями в самоутверждении; основная цель - пожинание славы, стремление завоевать почет; 4) пугнические эмоции (пугна - лат. «борьба») - это потребность в преодолении опасности и далее возникновение интереса к борьбе; это чувство спортивного азарта, чувство сильного эмоционального напряжения (этим отличаются каскадеры, альпинисты, которые не могут жить без трудностей; 5) романтические эмоции - представляют собой волнующее чудо окружающего мира, чувство значительности происходящего, ожидание некого ч}'да; 6) гностические эмоции (гкосис - лат. «знание») - представляют собой интеллектуальное чувство; чувство нового, в котором хочется отыскать знакомое, привычное, понятное. Это стремление преодолеть противоречие, радость открытия; 7) эстетические эмоции - в основе которых - жажда красоты, чувство возвышенного и величественного, чувство волнующего драматизма («сладкая боль», «горьковатость - приятное чувство одиночества»); 8) гедонистические эмоции (гедонизм - греч. «удовольствие») - связаны с удовольствием потребностей в душевном комфорте: приятно от вкусной пищи, тепла и т.д. Это чувство безмятежности (например, приятное бездумное возбуждение на танцах); 9) акизитивные эмоции (акузацьон - франц. «приобретение») - связаны с чувством, которое возникает от приобретения каких-то вещей, коллекционирования и т.д. 10) праксические эмоции (Пракситель - древнегреческ. Таким образом, знание о возможном эмоциональном состоянии конкретного человека позволяет правильно регулировать взаимоотношения в коллективе, проводить профилактические меры по улучшению СПК его членов. Особую роль среди всех других факторов формирования социально-психологического климата коллектива играют отношения руководства и подчинения, весь комплекс функций, выполняемых р5'ководителем. Руководитель должен уметь создавать в своем коллективе здоровый социально-психологический климат, подавая подчиненным личный пример скромности, человечности, справедливости, тактичного обращения с людьми, простоты и аккуратности. Все это, разумеется, должно осуществляться не за счет снижения требовательности к подчиненным, послабления в вопросах дисциплины или создания панибратских отношений. Высокая требовательность к людям есть признак уважения к ним, проявления веры в их силы и способности Соблюдение должностной субординации - непреложное условие правильных взаимоотношений между подчиненным и руководителем. Вместе с тем, субординация не исключает внимания к подчиненному, заботы о нем. Кроме того, учет особенностей темперамента и конкретных психологических состояний подчиненных является важным элементом в работе руководителя. В результате - такт, чувство меры, выработка наиболее деликатной линии поведения по отношению к людям. Контрольные вопросы и задания 1. Что такое деловой этикет? 2. Основные принципы этики делового общения. 3. Какова роль переговоров в бизнесе? 4. В чем состоят рекомендации по развитию слушания? 5. Основные составляющие имиджа - в чем они? 6. О каких группах качеств говорит В.М. Шепель, обладание которыми дает шансы решить проблему имиджа? 7. Как можно построить привлекательный имидж менеджеру? 8. Почему растет интерес к такой проблеме, какой является социально-психологический климат? 9. Что является главной структурной образующей СПК? 10. От каких факторов зависит благополучие социально-психологического климата в коллективе? Список рекомендуемой литературы 1. Воронин В. Тренинг делового общения (методические рекомендации). М., 1994. 2. Имидж лидера. Психологическое пособие доя политиков. М, 1994. 3. Менеджмент. Учеб. пособие / Под ред. Ж.В. Прокофьевой. М., 2000. 4. ПарыгинКД. Социально-психологический климат коллектива. Л., 1981. 5. Психология управления. Курс лекций. М, 1997. 6. Панфилова АЛ. Деловые беседы. Л., 1989. 7. Практическая психология для менеджеров. М., 1996. 8. Сухарева В.А. Этика и психология делового человека. М., 1997. 9. Стрельцов ЮЛ. Человек в мире общения. М.; МГУК, 2000. 10. Старобинский Э.Е. Основы менеджмента на коммерческой основе. М., 1994. 11. ШепельВМ. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М, 1994. г YH I СОВРЕМЕННЫЕ лава All | ТЕАТРАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 12.1. Введение в технологические процессы театрального творчества Истоки «механического» подхода к разъяснению феномена сценического действа. В отечественной театральной литературе понятие «технология» появилось в 90-е годы нашего столетия. Однако, несмотря на столь малый срок существования, данный термин объединил множество теоретических подходов к творчеству в сфере театрального искусства, непосредственно связанных с практикой сценических постановок. С момента возникновения театра и по настоящее время эти подходы ставят перед собой задачу сущностного определения сценического представления как такового, законов его формирования и существования. Еще Аристотель (383-321 до Р.Х.) в «Поэтике» указывал на ведущий, по его мнению, источник, питающий творческого актера - «мимесис» (подражание), а в области театрального действия выделял шесть составляющих: «сказание», «характеры», «речь», «мысль», «зрелище», «музыкальную часть» [1, с. 647, 652]. Все эти элементы, по Аристотелю, должны иметь собственный механизм и набор средств для успешного воздействия на зрителя. Античный мыслитель настаивал на постоянном развитии упомянутых направлений и подчеркивал необходимость их органического сосуществования в границах представления. Кроме попытки глубокого проникновения в законы творчества, отметим у Аристотеля важную особенность - стремление к наукообразному анализу театрального искусства. Эта особенность послужила основанием формирования «механистического» подхода к определению процесса сценического действия. В современном искусствознании данный подход получил значительное развитие, поскольку присутствует в подавляющем большинстве театроведческих изысканий. Подобную тенденцию констатируем и в сущности театральной практики и педагогики, где наибольший упор делался и делается на усвоение актером (режиссером и т.д.) приемов ремесла, выработанных поколениями мастеров. Все это помогает молодому специалисту овладеть определенным количеством открытых до него приемов и обогатить данную совокупность собственными находками. История театрального искусства отмечает эффект применения актерами и режиссерами наиболее удачных приемов в нескольких спектаклях одного жанра. Актер, в совершенстве овладевший техникой использования тех или иных приемов, получает определенное амплуа (например: трагик, комик, герой, резонер, инженю и т.д.). Подобная дифференциация касается и общих законов существования спектакля. Жанру комедии, например, присущи эффектные трюки, яркие костюмы, динамичные мизан-сценические ходы, а трагедии - монументальность сценических форм (пластика, речь, костюм, сценография) и максимальная унификация персонажей по принципу «отрицательный - положительный». Столетиями формирующиеся в театре подходы к механизму создания спектакля диктуют определенные закономерности сценического воплощения персонажей различного типа (соответствующих амплуа актеров). Черты характера персонажа, согласно традиции, положенной еще античным театром, должны непременно отражаться во внешних формах характерности. Так, например, положительный герой должен быть статен, красив (симметричен), а отрицательный - хром, горбат, кос (асимметричен). Наиболее четко механический подход к объяснению законов театрального ремесла проявляется у французского просветителя и энциклопедиста Д. Дидро (1713-1784 гг.), который в знаменитом «Парадоксе об актере» пишет: «...Общий неопределенный технический (выделения авт.) язык театра позволяет людям диаметрально противоположных убеждений признавать тут (т.е. в спектакле) свет очевидности» [2, с. 42]. Техницизм здесь представляется условием многогранности восприятия спектакля. Французский мыслитель предлагает введение условной знаковой основы сценического действия, которая в эпоху Станиславского будет стремиться от условности к натурально-символической природе. Театральное искусство XX века ищет новые подходы, приемы, способные разнообразить и развить сценический акт. Так, например, театральная семиология как наука о различении и соединении между собой различных знаков и знаковых систем зародилась во Франции для решения сложной проблемы применения неоднородных знаков в условиях сцены. Она ведет исследование преимущественно в пяти направлениях: а) поиск минимального знака и универсальной семиологической модели; б) определение свойств «автоматизма» и анализ коммуникативной семиологии; в) создание типологии знаковых моделей языка театра; г) разработка проблемы фетишизации кода; д) структурирование знаковых систем [3, с. 301-307]. Поскольку знак видится упрощенным значением фрагмента действительности (явления, предмета, процесса), то весь спектакль может быть представлен как динамичная модель взаимодействия знаков определенного рода. Подобная модель, по сути, есть проявление одной из форм технологического подхода к процессу и результату художественного творчества. Неоценимый вклад в развитие изучения феномена театра внесла система К.С. Станиславского. Проповедуемая Станиславским эстетика реализма не отвергла механического подхода к театральному искусству, а наиболее последовательно его придерживалась. Константин Сергеевич прямо говорил: о «внутренней» и «внешней» технике актера; о развитии существующего у актера психофизического аппарата путем систематического выполнения тренинга, понимаемого как совокупность различных упражнений и этюдов; о постижении законов сценического существования спектакля и т.д. [4]. В.Э. Мейерхольд продолжил в этом отношении исследование учителя и назвал науку о движении актера на сцене «биомеханикой». Теоретики и практики театрального искусства часто рассматривают спектакль как механическую модель, способную к художественному отражению действительности. Так, например, М.А. Чехов особо выделяет в структуре осуществления спектакля один из его компонентов - атмосферу. Основным принципом эпического театра Б. Брехта представляется техника дистанцирования актера и образа. Современные отечественные исследователи предлагают собственные модели создания и существования спектакля как результата деятельности единого театрального коллектива. К ним возможно отнести А. Сигалову, А. Васильева, Р. Виктюка, М. Захарова. Они первыми в восьмидесятые годы прошлого века, описывая театральный феномен, ввели новые элементы, его составляющие, объяснить природу которых возможно только паранауч-ным термином «энергетизм». Как и М.А. Чехов, эти режиссеры-практики предлагают оперировать маю изученным, но заявляющим право к существованию явлением, способным расширить поле сценических коммуникаций во время спектакля. Однако все перечисленные выше авторы, употребляя понятие «техника», остерегались пользоваться термином «технология». В последние десятилетия XX века свойственный нашей технократической эпохе стиль мышления стал более присущ исследователям театрального дела. Это обстоятельство позволило отечественному теоретику П.М. Ершову озаглавить свое сочинение «Технология актерского мастерства» [5]. Одной из особенностей данной научной работы видится стремление автора к раскрытию механизма актерского ремесла путем изображения информационного «поля» спектакля в виде динамичной картины взаимодействия потребностей, а также усилий образов к их удовлетворению. Данный, по сути, академический подход дает актеру и режиссеру возможность более точного понимания сверхзадачи образа и помогает сделать правильный отбор средств и методов в процессе сценического прочтения пьесы. Позитивный эффект технологического подхода к творчеству в сфере театрального искусства очевиден. Он требует объективного изучения, которое, возможно, будет предпринято в XXI веке. Изложенные выше наиболее значимые фрагменты теоретических изысканий в области театра убеждают в достаточной правомерности появления в современном театроведении понятий «техника» и «технология». Однако вопрос применения технологического подхода ко всем без исключения театральным практикам, полагаем, в определенной мере, дискуссионным. Это имеет объяснение при рассмотрении процесса творчества как совокупности взаимообусловленных элементов, имеющих рациональную и иррациональную природу. Если к сфере рациональности возможно применить «технический» подход, поскольку она познаваема логически, то явления второго направления, определяемые законами образно-ассоциативного мышления, объяснить «механически» часто не представляется возможным. К началу XXI века накопился огромный опыт, насчитывающий более чем 2, 5-тысячелетнюю историю сценической практики. Однако до сих пор так и не создано наиболее приемлемого учебника по актерскому мастерству и режиссуре, способного охватить все стадии формирования спектакля. Парадоксальность ситуации заключается в том, что развитие театральных традиций (понимаемых как совокупность театральной эстетики, манеры актерской игры и режиссерских приемов) осуществляется посредством усвоения определенных приемов и методов создания спектакля. Но описание всего многообразия сценического опыта, выведение универсальных «рецептов на все случаи жизни», видится определенной проблемой, объединяющей различные причины. Выделим из них наиболее важные: • в отличие от пространственных (живописи, скульптуры и архитектуры) и временных (музыка, литература) видов искусства, имеющих конкретные формы своего проявления, театр относится к синтетическим видам, поскольку объединяет признаки всех существующих искусств; • кроме этого, современным театроведением спектакль видится не как раз и навсегда созданное произведение, а как процесс искусственного моделирования действительности. Он носит характер многоуровневого отражения бытия, что дает возможность его многовариантного развития, как в отношении формы, так и содержания; • спектакль является результатом различного рода коммуникаций. Укажем наиболее устойчивые формы полиэлементарных связей: драматург - режиссер - коллектив театра - актер -зритель. В силу того, что театральное представление понимается как совокупность взаимоопределяющих компонентов, часто носящих случайный характер, выведение единой технологиче- ской системы, обеспечивающей его успешное существование, представляется мало возможным; • любое произведение искусства, исходя из своего определения, имеет характер уникальности и единичности. Появление множественности однотипных произведений влечет за собой их обесценивание. Создание и повсеместное внедрение единой технологической системы приведет к унификации не только самой деятельности, но и ее результатов, а это недопустимо. Поэтому в настоящее время возможно говорить только о современных технологиях, но никак не о едином технологическом подходе. История театрального искусства (во всем многообразии теоретических принципов) представляется как комплексное теоретико-практическое овладение техникой актерского мастерства и режиссуры.Современные театральные технологии широко используют достижения в области философии, психологии, социологии, логики, этики, эстетики, аксиологии, антропологии, естествознания и др. А поскольку они ставят объектом своего анализа только человека и его внутренний мир, то это дает возможность рассматривать театр как отражение совокупности антропологических изысканий. Театральные технологиив данном контексте могут быть представлены в виде особой точки зрения на феномен человеческого бытия и определенный способ отображения ее на сцене. Основные сферы технологического процесса создания произведения театрального искусства Введение единого технологического подхода, как следствие предполагает выпуск однотипных сценических произведений. Это противоречит основным условиям творчества в сфере искусства. Поэтому при изготовлении одного спектакля или серии различных имеет смысл говорить о едином технологическом процессе. Цель данного процесса, его структура и функциональные различия элементов работают на создание уникального продукта, единственного в своем роде спектакля. При переходе из состояния выпуска одного сценического произведения к другому театральный коллектив должен изменить многие технологические приемы и осуществлять новый спектакль новыми методами и средствами. Подобная смена технологии в реальной театральной практике встречается редко, но современные исследователи подводят к мысли о необходимости ее применения [6, 7. 8]. Современное искусствознание выделяет наиболее общие сферы применения театральных технологий: актерское мастерство, режиссуру и театральную педагогику. Рассмотрим некоторые наиболее заметные технологии. Список рекомендуемой литературы 1. Аристотель. Поэтика // Соч. в 4 т., М.: 1983. Т.4. 2. Дидро Д. Парадокс об актере. М.-Л, 1938. 3. Пави П. Словарь театра. М., 1991. 4. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М., 1957. 5. Ершов П.М. Технология актерского мастерства. М, 1992. 6. Ремез О.Я. Введение в режиссуру. М., 1987. 7. Гребенкин А.В. Возвращение к игре // Материшш семинара-практикума объединенной лаборатории педагогики и психологии творчества РАТИ «Актерские технологии». М., 2000. 8. Захаров МЛ. Контакты на разных уровнях. М, 2000.
|