Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для подготовки к экзамену






Подготовка студентов к экзамену по дисциплине «Педагогика», разделу «Технологии целостного педагогического процесса и педагогический менеджмент» должна осуществляться с начала занятий и на всём протяжении изучения предмета в процессе слушания полного курса лекций и участия в семинарах и лабораторных работах.

На протяжении всего процесса занятий, и особенно в период непосредственной подготовки студентов к экзамену, исключительно важное место принадлежит самостоятельной работе студентов с учебниками, учебно-методическими пособиями, нормативным материалом. Пользуясь конспектами лекций, планами семинарских и лабораторных занятий, материалами портфолио, студенту надлежит внимательно изучить рекомендованную литературу, монографии и статьи, Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации».

В целях оказания методической помощи студентам при подготовке к экзамену предлагается примерный перечень вопросов.

Раздел «Знать»:

1. Сущность педагогического мастерства и сферы его проявления. Содержание педагогического мастерства.

2. Типы педагогических задач и этапы их решения. Проявление мастерства учителя в решении педагогической задачи.

3. Понятие о технологии конструирования педагогического процесса. Проектировочная деятельность педагога.

4. Общие подходы к планированию учебно-воспитательного процесса. Этапы тематического планирования учебного материала учителя - предметника.

5. Понятие педагогического общения и его функций. Характеристика стилей педагогического общения.

6. Понятие о культуре речевого поведения учителя. Технология диалогического общения.

7. Сущность, содержание и направления деятельности классного руководителя.

8. Место педагогического мониторинга в деятельности классного руководителя.

9. Управление системой образования Российской Федерации.

10. Характеристика школы как открытой образовательной системы. Управление развитием школы.

11. Сущность педагогического менеджмента.

12. Сущность понятий «новшество», «инновация», «инновационный процесс», «нововведение». Характеристика нововведений в сфере образования. Критерии инноваций.

13. Аттестация педагогических кадров. Формы и порядок аттестации.

14. Нормативно-правовое сопровождение образовательной сферы.

15. Права ребёнка и формы его правовой защиты.

Раздел «Знать+уметь»:

1. Опровергните утверждение «Педагогическая техника является лишь вспомогательным средством решения профессиональных задач».

2. Выявите общие подходы к планированию учебной и воспитательной работы в современной школе.

3. Подтвердите или опровергните утверждение о том, что диагностичность является общим требованием реализации технологии конструирования педагогического процесса.

4. Обоснуйте положение о том, что приступая к конструированию педагогического процесса, учителю особенно важно видеть место каждой педагогической задачи (будь то урок или внеклассное воспитательное мероприятие) в структуре целостного педагогического процесса.

5. Путём самоанализа оцените свою готовность к реализации технологии конструирования педагогического процесса в современной школе.

6. Обоснуйте положение о том, что методическая работа в школе является фактором повышения педагогической культуры.

7. Составьте сопоставительную таблицу с характеристиками функций авторитарного и гуманистического управления:

 

Функции управления Стиль управления
Авторитарный Гуманистический
Целеполагание    
Планирование    
Организация    
Контроль    

 

8. На основе Федерального закона РФ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ раскройте основные принципы государственной политики в сфере образования.

9. Предложите формы участия обучающихся в самоуправлении образовательной организации. Как при этом обеспечить их активность?

10. Определите причины конфликтов в педагогическом общении, приведите примеры.

11. Охарактеризуйте этапы педагогического общения.

12. Дайте характеристику основных направлений организаторской деятельности классного руководителя.

13. Дайте характеристику нововведениям в содержании образования, внутренней организации школьной деятельности, в сфере отношений «учитель-ученик».

14. Спроектируйте программу самопознания и саморазвития с учётом особенностей профессиональной деятельности.

15. На основе Федерального закона РФ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. №706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» составьте перечень платных образовательных услуг.

16. Предложите формы участия обучающихся в самоуправлении образовательной организации. Как при этом обеспечить их активность?

 

Раздел «Знать+уметь+владеть»:

1. Приведите конкретные примеры того, какмастерство учителя проявляется в решении образовательных, воспитательных и развивающих педагогических задач.

2. Составьте краткий план урока (с учётом профиля подготовки).

3. Разработайте модель плана работы классного руководителя «Ключевые дела» по предложенной схеме.

Месяц Ключевое дело месяца, подготовка к нему Ответственный
Январь    
Февраль    
Март    

 

4. В учительской возник спор. Одни утверждали, что любое внеклассное мероприятие должно быть тщательно спланировано, отрепетировано и только после этого проведено. Одна учительница возразила: «А если мы диспут готовим? Он ведь должен быть диспутом, а не заранее подготовленным и разыгранным спектаклем. Не следует с учителя спрашивать его сценария. Педагог должен лишь чётко знать, к чему он должен привести ребят в ходе диспута, и не только не сторониться каверзных вопросов, но считать их вполне естественными. Ведь ребята идут на диспут, чтобы разобраться в путанице чувств, которые не столько являются их убеждениями, сколько им кажутся». Чья точка зрения, на ваш взгляд, более справедлива? Следует ли заранее готовить диспут или другое воспитательное мероприятие по жёсткому сценарию?

5. Обоснуйте необходимость существование института классного руководства?

6. Предложите варианты речевого поведения учителя в типичных коммуникативных ситуациях педагогического взаимодействия.

7. Составьте свод педагогических правил обеспечивающих культуру диалогического общения?

8. Разработайте примерный вариант программы по индивидуальной поддержке учащихся на основе взаимодействия «классный руководитель-ученик-родители».

9. Используя технологию принятия управленческих решений предложите вариант действий директора школы по урегулированию конфликта, описанного в приведенной ниже ситуации:

Елена Александровна – опытный и квалифицированный педагог с большим стажем. Директор ценит ее, а коллеги относятся с большим уважением. Будучи классным руководителем в 7 «А» классе, Елена Александровна очень добросовестно относится к своим обязанностям: регулярно проводятся классные часы, класс участвует во всех общешкольных мероприятиях, дети неплохо учатся, да и с дисциплиной в классе все в порядке. Но в этом году в 7 «А» пришла молодая учительница математики Зоя Павловна, только что окончившая педагогический вуз. Дети буквально влюбились в новую учительницу. Еще бы: увлекательные уроки с математическими играми, сочинением сказок, воображаемыми путешествиями, по-настоящему дружеские отношения с учениками, замечательное чувство юмора. Даже в поход вместе сходили. В конце концов дети стали просить Зою Павловну, не имевшую «собственного» класса, стать их классным руководителем. Сначала это выглядело как шутка, но в один прекрасный день к директору пришли родители учеников 7 «А» и предъявили это требование вполне официально, мотивируя это тем, что молодой педагог лучше понимает детей, более энергична и творчески относится к работе – детям с ней «не скучно». Дети же, решив во что бы то ни стало добиться своего, объявили Елене Александровне бойкот, стали игнорировать ее требования, срывать внеклассные мероприятия: «Вы сами от нас откажетесь».

10. Составьте примерную должностную инструкцию специалиста по социально-правовой защите детей.

11. Предложите организационную структуру школы, которая, с вашей точки зрения, наиболее воплощала бы идеи демократизации и гуманизации образования.

12. Выберите тему урока по предмету и сформулируйте триединую образовательную цель и задачи.

13. Составьте перечень правил жизни классного коллектива и прокомментируйте условия их составления.

14. Предложите способы установления контактов и поддержания взаимодействия с коллегами в педагогическом коллективе, продемонстрируйте один из них.

15. Предложите способы конструктивного речевого взаимодействия, продемонстрируйте один из них.

16. Предложите способы самообразования, профессиональной самореализации и самовыражения.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал