![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственная политика в области образования
Право на образование рассматривается как конституционное, основное, естественное право человека. Главенствующее положение права каждого человека на образование в системе прав и свобод человека и гражданина обуславливает разработку комплекса мероприятий перспективного и текущего характера по обеспечению прав человека в области образования. Речь, в первую очередь, идет о разработке на национально-государственном уровне политики в области образования. Основной задачей государственной политики в области образования является не просто создание такой системы образования, которая социально, ментально и культурно отражала бы потребности общества и государства и органично вписывалась бы в русло международной системы образования, но и обеспечение ее законодательными основами, регулирующими соблюдение основных гарантий права на образование. Основными предпосылками возникновения образовательной политики являются: – глобальный переход человечества к индустриальной и постиндустриальной цивилизации, рационализация профессиональной деятельности человека; – усиление взаимозависимости воспитания и образования, культуры и образования, ментальности и образования как способа сохранения и развития цивилизованности отдельных государств; – альтернативный характер развития самого образовательного процесса, его комплексности, системность и структурность содержательного и организационного порядка; – необходимость обеспечения общечеловеческих потребностей образовательной деятельности, обогащения с собственным опытом предоставления образовательных услуг; – информатизация общественной жизни и в целом – инновационный характер развития сферы образования. Именно с воздействием этих образовательных обстоятельств связано возникновение образовательной политики современных государств. Объектом образовательной политики является сама система образования в ее целостном виде. Она официально закрепляется в каждом государстве в виде структурных элементов системы образования (начальное, среднее, высшее и т.п.). Можно выделить следующие основные структурные компоненты образовательной политики: – государственная образовательная политика; – образовательная политика институтов гражданского общества; – региональная образовательная политика; – муниципальная образовательная политика. Образовательная политика может функционировать в автономном режиме с достаточной степенью самостоятельности как отдельная отрасль политики и политического процесса, направленная на решение определенных задач. Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются (ст 4. ФЗ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.12 г.): 1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование; 2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации; 3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования; 4) определение правового положения участников отношений в сфере образования; 5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства; 6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Цели и задачи современной образовательной политики реализуются через требования ее принципов. Образовательная политика исходит из того, что в ее основании лежат вполне определенные принципы, отражающие закономерные потребности развития и совершенствования личности. Образовательная политика каждого государства определяется в них, исходя из специфики данного этапа общественного развития, возможностей общества по обеспечению образовательной сферы, уровня зрелости общественных отношений и самой личности. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах (ст 3. ФЗ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.12 г.): 1) признание приоритетности образования; 2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; 3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; 4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства; 5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе; 6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания; 8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека; 9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные Федеральным законом «Об Образовании в РФ», информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций; 10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями; 11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования; 12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.: Современная стратегическая линия в сфере образования реализуется в основном посредством государственного протекционизма, государственного участия в управлении образованием, созданием его национальных систем, определением принципов и содержания их функционирования и развития. Тем самым образовательная политика приобретает статус государственной образовательной политики.
|