Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законодательные акты, регулирующие образовательные отношения в Российской Федерации






 

Государственная политика в области образования отражена в ряде правовых документов, действующих на территории РФ.

Нормативно-правовой акт – письменный документ органа власти или управления, содержащий нормы права.

Нормативно-правовые акты можно разделить на несколько уровней.

Федеральный уровень. Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации федеральная правовая система включает Конституцию, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные акты палат Федерального Собрания, указы Президента, постановления Правительства, акты органов исполнительной власти.

Конституция РФ в ст. 43 гарантирует каждому право на доступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Предусматривается также, что каждый вправе на конкурсной основе (по результатам сдачи ЕГЭ) бесплатно получить высшее профессиональное образование. Среднее общее образование является обязательным. Родители или заменяющие их лица должны обеспечить достижение детьми данного образовательного ценза. РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Право на образование является неотъемлемым элементом государственных гарантий в области социальной защиты населения, и государство, провозгласившее себя социальным, обязано обеспечить его реализацию.

Федеральные законы в области образования:

– разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ;

– регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами РФ. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории РФ;

– вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов РФ и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

При этом законы и иные нормативные правовые акты в области образования, принимаемые субъектами РФ в соответствии с их статусом и компетенцией, не должны противоречить федеральным законам. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с федеральными законами.

Общим Федеральным законом в области образования является Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, поскольку:

– устанавливает основы правового регулирования образовательных отношений во всех отраслях образования, структуру системы образования и ее основные элементы;

– определяет общие требования к основным образовательным программам, организации образовательного процесса, приему граждан в образовательные организации;

– закрепляет общие принципы управления системой образования и ее финансового обеспечения;

– регламентирует правовое положение участников образовательного процесса и т.д.

Федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории государства в отличие от нормативных актов субъектов, которые применяются только на их территории. К Федеральным законам также относят: Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Семейный кодекс, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и другие ФЗ субъектов РФ;

Подзаконные нормативные акты являются дополнительными к основным Федеральным законам, регулирующим отношения в области образования, и конкретизируют некоторые вопросы образовательной политики. К ним относят: Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые по вопросам образования и др;

Региональный уровень законодательства об образовании (законодательство субъектов РФ) также, как федеральный, характеризуется множественностью и разнообразием видов законодательных и подзаконных актов. В литературе выделяются следующие основные группы региональных законов и подзаконных актов:

законы субъекта Российской Федерации, касающиеся общих вопросов образовательной деятельности, регулирование которых на федеральном уровне по мнению регионального законодателя явно недостаточно для успешного ее осуществления и в основу которых субъектами Российской Федерации положен Федеральный закон «Об образовании в РФ»;

законы, регулирующие экономические отношения в сфере образовательной деятельности;

законы, регулирующие трудовые, социальные и иные отношения работников образовательных учреждений, регулируемых субъектами Российской Федерации;

законы и иные нормативные правовые акты, осуществляющие правовое регулирование деятельности образовательных организаций в сферах, смежных с образовательной.

К нормативно-правовым актам субъектов Российской Федерации относят:

– Конституция – основной закон республики, определяющий ее статус;

– Уставы края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения;

– Законы субъекта РФ – региональные законы

– Постановления правительственного органа субъекта РФ;

– Указы президента республики (издаются на основе и во исполнение Конституции РФ, и конституций республик и законов);

– Постановления правительства субъектов РФ;

– Постановления главы администрации края, области, автономной об-ласти, автономного округа, города федерального значения;

– Приказы, инструкции, постановления министерства, ведомств субъектов РФ.

Уровень органов местного самоуправления.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере образования, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования (района, города, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, села, поселка, микрорайона и т.п.).

К числу этих актов относятся акты представительных органов городов, районов, сел, поселков, акты, принимаемые на сельских, поселковых сходах (обычно там, где не создаются представительные органы), акты глав администрации местного самоуправления. Эти акты принимаются в пределах компетенции указанных органов, определяемой федеральными законами и законами субъектов федерации, регулирующими оношения в сфере образования.

Акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, не могут быть отменены общегосударственными органами или органами субъектов федерации, они могут быть только обжалованы в судебном порядке.

Локальный уровень.

Учет особенностей образовательных отношений, которые складываются в конкретной образовательной организации, осуществляется путем принятия локальных нормативных актов, т.е. актов, которые принимаются непосредственно в данной образовательной организации (на общем собрании или конференции, на совете учреждения или его руководителем) и распространяются только на сотрудников данной организации и обучающихся в ней лиц (ст. 30 ФЗ «Об образовании в РФ»).

К локальным актам образовательной организации относят:

– Положение о Попечительском совете образовательной организации;

– Положение о Совете образовательной организации;

– Положение о Педагогическом совете;

– Положение о родительском комитете;

– Договор образовательной организации с родителями;

– Договор образовательной организации с учредителями;

– Правила поведения обучающихся;

– Правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

– Договор (контракт) с сотрудниками;

– Должностные инструкции сотрудников, в том числе административно-хозяйственного персонала, педагогов дополнительного образования, методистов, социального педагога, психолога и др.

– Положение о методическом объединении педагогов;

– Инструкция по безопасности и правилам работы на травмоопасных участках, рабочих местах, в учебных кабинетах;

– Решения Педагогических советов, приказы по образовательной организации;

– Положение о массовых мероприятиях с детьми (конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки...) и т.п.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал