Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационно-правовое обеспечение деятельности образовательной организации






Организационно-правовое обеспечение функционирования и развития общеобразовательной организации включает комплекс взаимосвязанных документов, регламентирующих структуру, задачи и функции учебного заведения, организацию его работы, права и обязанности, ответственность руководителя, работников.

Организационно-правовое обеспечение деятельности образовательной организации определяют:

– договор с учредителем;

– устав;

– свидетельство о государственной регистрации;

– лицензия на право ведения образовательной деятельности;

– коллективный договор;

– правила внутреннего трудового распорядка;

– структура и штатная численность;

– штатное расписание;

– должностные инструкции.

Взаимоотношения между образовательной организацией и ее учредителем регулируются учредительным договором, заключенным между ними в соответствии с Законодательством Российской Федерации. Договор должен четко определять взаимные обязательства сторон, их ответственность за выполнение этих обязательств. Примерные формы таких договоров рекомендованы Министерством образования и науки РФ.

Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» определяет порядок создания и регламентации, функционирования и развития образовательной организации. Для регистрации образовательной организации учредитель представляет документы в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (его территориальный орган), в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уведомляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации по лицензированию образовательной деятельности, о государственной регистрации образовательной организации.

С момента регистрации образовательная организация получает права юридического лица и может осуществлять финансово-хозяйственную деятельность, предусмотренную его уставом и направленную на подготовку образовательного процесса.

Однако чтобы вести или заниматься образовательной деятельностью, необходимо получить лицензию (разрешение). Для получения лицензии необходимо представить документы, подтверждающие существование комплекса условий, обеспечивающих проведение образовательного процесса: наличие учебных помещений и оборудования, достаточный образовательный ценз педагогических работников, соблюдение санитарно-гигиенических норм и т.д. (см. Положение «О порядке лицензирования образовательных организаций»). Содержание, организация и методика образовательного процесса предметом экспертизы не являются.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения (ст.91 ФЗ «Об образовании в РФ»).

Обладание лицензией не может служить основанием для выдачи выпускникам образовательной организации документа государственного образца об образовании. Условием получения такого права является государственная аккредитация образовательной организации.

Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (ст.92 ФЗ «Об образовании в РФ»).

Именно свидетельство о государственной аккредитации подтверждает государственный статус образовательной организации, то есть ее тип и вид, которые определяются в соответствии с условием и направленностью реализуемых образовательных стандартов; право выпускников на получение документа об образовании государственного образца.

Аккредитация проводится аккредитационным органом – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования на основании заявления образовательной организации.

Предметом аккредитационной экспертизы является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.

В соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в РФ» каждое образовательная организация должна иметь свой устав, регламентирующий все основные стороны ее деятельности.

Устав является организационно-правовым документом, в котором закрепляются структура, функции, права и обязанности общеобразовательной организации, вытекающие из Федерального закона РФ «Об образовании в РФ» и Типового положения об общеобразовательном учреждении, полномочия, дополнительно переданные общеобразовательноой организации учредителем, а также иные необходимые вопросы, не противоречащие действующему законодательству и необходимые для осуществления деятельности учебного заведения.

Устав разрабатывается образовательной организацией самостоятельно и утверждается его учредителем. В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация (ст. 25 ФЗ «Об образовании в РФ»):

1) тип образовательной организации;

2) учредитель или учредители образовательной организации;

3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

4) структура и компетенция органов управления образовательной организации, порядок их формирования и сроки полномочий.

При изменении законодательной базы руководитель школы обязан привести устав в соответствие с новыми требованиями. Все дополнения и изменения оформляются отдельным документом, подписываются учредителем и являются неотъемлемой частью устава.

В соответствии с уставом образовательной организации определяются ее структура и штатная численность персонала. В этом документе указываются наименования должностей, а также штатная численность персонала общеобразовательной организации.

Документ должен составляться на бланке образовательноой организации, согласовываться с главным бухгалтером, утверждаться руководителем организации.

Должностной и численный состав учебного заведения закрепляется в штатном расписании.

Штатное расписание составляется на бланке образовательной организации, содержит перечень должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы по штатному расписанию. Штатное расписание утверждается руководителем организации, заверяется печатью и согласовывается с учредителем.

Организация имеет право вносить изменения в штатное расписание в пределах установленного для нее фонда оплаты труда.

Немаловажное значение в регулировании процессов функционирования и развития образовательной организации играет такой правовой акт как коллективный договор, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем (в школе им является директор) и работниками. Порядок разработки и заключения коллективного договора регулируется Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11.03.1992 г. с дополнениями и изменениями от 24.11.1995 г. Действия коллективного договора определяются в п. 14 данного Закона.

Правовое положение педагогического, административного, обслуживающего персонала образовательной организации регламентируется должностной инструкцией.

Текст должностной инструкции разрабатывается на основе Трудового кодекса РФ, Федерального закона РФ «Об образовании в РФ», Типового положения об общеобразовательном учреждении, Тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников образовательных организаций, устава образовательной организации и состоит из следующих разделов:

– общие положения;

– функции;

– должностные обязанности;

– права;

– ответственность;

– взаимоотношения, связи по должности.

Должностные инструкции разрабатываются специалистами, занимающими данную должность, утверждаются руководителем образовательной организации, доводятся до сведения работников под расписку.

Распределение должностных обязанностей между руководящими работниками образовательной организации фиксируется приказом руководителя.

Основанием для внесения изменений в должностную инструкцию является приказ руководителя организации.

Комплекс документов, отражающих вопросы организационно-правового обеспечения деятельности образовательной организации, способствует эффективному управлению процессами функционирования и развития учебного заведения.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал