Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ценообразование на рынках различных типов.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Введение в ценообразование.
Сущность и функции цен. Цена – это важнейшая экономическая категория, сущность которой проявляется через выполняемые ею функции. Функции цен: 1) Учетно-измерительная – отражает возможность использование цены для измерения результатов и сопоставимого учета различных экономических процессов. Цена выступает как денежное выражение труда и его полезности. При помощи данной функции имеется возможность сравнивать различные товары и услуги между собой и организовывать товарообмен. Кроме того, цена является важнейшим источником экономической информации и участвует в расчете всех стоимостных показателей и многих коэффициентов. 2) Регулирующая функция (функции балансирования спроса и предложения). Цена свидетельствует либо о равновесном состоянии рынка, либо о наличии диспропорции на рынке. Выполняя данную функцию, цена выступает: 1. В роли индикатора 2. В роли регулятора 3) Стимулирующая. Цена может оказывать стимулирующие или сдерживающие воздействия, как на продавца, так и на покупателя товара. Направление этого воздействия противоположно. На производителя воздействие проявляется через уровень цены и её структуру. На потребителя воздействие проявляется через уровень цены, скидки и надбавки к цене, диффиринцированное ценообразование. Ценообразование на рынках различных типов. В зависимости от положения продавца на рынке выделяют 4 основных типа рынка: 1. Рынок свободной конкуренции; 2. Рынок монополистической конкуренции; 3. Олигополия; 4. Монополия. Деятельность продавца в области стратегии и тактики ценообразования во многом определяется тем, на каком типе рынка он работает. Рынок свободной конкуренции и его основные характеристики. 1) Большое количество продавцов и покупателей товара, в результате чего доля каждого продавца на рынке незначительна. 2) Полная мобильность всех ресурсов, создающая легкость вступления на рынок и выхода и него. 3) Однородность товаров и услуг, в результате которой продавцы и покупатели относится к друг другу безразлично. 4) Информированность продавцов и покупателей о ситуации на рынке В области ценообразования соблюдаются следующие закономерности: o Цена предложения примерно равна цене спроса. o Высокая эластичность спроса и предложения по цене. o Отрицательная перекрестная эластичность спроса. o Преимущественное распространение получает адаптивная политика цен – это приспособление к ценам конкурентов. Главной задачей продавца является контроль за издержками. Монополистическая конкуренция – это рыночная структура, в которой многие продавцы конкурируют при продаже дифиринцированных товаров на рынке. 1) Товар каждого продавца является несовершенным заменителем товара, предлагаемого другими фирмами. Диффиринциация товара возникает из-за различий в потребительских свойствах, качестве и рекламе. Большое значение имеет имидж фирмы. 2) На рынке существует относительно большое число продавцов, доля каждого из которых может составлять от 0 до 10%. 3) Есть условия для свободного входа и выхода, однако могут существовать и барьеры. Особенности ценообразования: - При установлении цены продавцы учитывают, прежде всего, реакцию покупателей, а не конкурентов. - Ценообразование осуществляется в условиях монополии производителя при установлении цены на свой товар, ограниченный наличием конкурентных заменителей товаров других производителей. - Преимущественное распространение получает ценностный подход к ценообразованию. - Производители стремятся выработать собственную стратегию цен. Олигополия и её основные характеристики. 1) Несколько предприятий, как правило до 10, обеспечивают весь рынок или его основную часть. 2) Товар может быть как однородным, так и диффиринцированным. 3) Имеются серьезные барьеры для входа на рынок 4) Некоторые предприятия занимают долю рынка более 20 % и способны влиять на цены и объемы продаж. Особенности ценообразования: - Предприятия осознают свою зависимость от конкурентов и учитывают их реакцию при назначении цены, определении объема продаж, формировании ассортиментной политики. - Деятельность фирм в области ценообразовании часто регулируется государством. - Особую опасность представляют «ценовые войны». Монополия характеризуется присутствием на рынке единственного производителя, отсутствием близких заменителей товара, а также отсутствие возможности появления конкурентов из-за существующих барьеров. В области ценообразования: - Фирма монополист не зависит от цен, складывающихся на рынке, а сама их устанавливает. - Монополист должен учитывать возможность переключения спроса на товары – неполные заменители. - Деятельность монополистов в области ценообразования регулируется государством.
|