Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подпись. Цель занятия: 1. Студенты должны усвоить физиолого-гигиенические особенности влияния естественного и искусственного освещения на здоровье человек
ТЕМА: МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЕСТЕСТВЕННОГО И ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ Цель занятия: 1. Студенты должны усвоить физиолого-гигиенические особенности влияния естественного и искусственного освещения на здоровье человек (функциональное состояние зрительного анализатора, биологическое действие, влияние на ЦНС, работоспособность, санитарное состояние помещений, эффективность лечения больных и т.д.). 2. Ознакомиться с гигиеническими требованиями к естественному и искусственному освещению, показателями, их оценки, нормативами в обитаемых помещениях, включая детские, лечебные учреждения. 3. Освоить расчетные и инструментальные методы исследования естественного и искусственного освещения в помещениях различного назначения с гигиенической оценкой полученных результатов исследований. 4. Научиться оценивать инсоляционный режим в жилых помещениях, детских, лечебных учреждениях, принимать меры по оптимальному размещению больных в палатах с разным инсоляционным режимом. ОБЪЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 1.Дать описательную характеристику естественному и искусственному освещению учебной комнаты (лаборатории) кафедры. 2.Провести исследование и оценить естественную освещенность в учебной ком- нате по следующим геометрическим (графическим) показателям: определить световой коэффициент, угол падения, угол отверстия на рабочем месте и коэффициент глубины заложения в учебной комнате. З.Ознакомится с устройством и правилами работы объективного люксметра. 4.Определить и оценить абсолютную освещенность и коэффициент естественной освещения (КЕО) в учебной комнате и на рабочих местах. 5.Рассчитать и оценить инсоляционный режим в учебной комнате. 6.Рассчитать и оценить инсоляционный режим в детских и лечебных учреждениях по выданной преподавателем индивидуальной задаче. 7.Рассчитать и оценить искусственную освещенность в учебной комнате через удельную мощность (по методу ватт). 8.Результаты всех выполненных исследований оформить протоколом по приведенной ниже форме с заключением и рекомендациями по оптимизации инсоляционного режима, естественной и искусственной освещенности в обследованном помещении. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1.Физиолого-гигиеническое значение видимого спектра солнечной радиации. 2.Гигиенические критерии оценки естественного освещения. Дайте определение понятия " освещенность", единицы освещенности. 3.Факторы, влияющие на уровень освещения в помещениях. 4.По каким показателям оценивается естественная освещенность в помещениях, их гигиенические нормативы. 5.Что понимается под инсоляционным режимом в обитаемых помещениях, его типы и гигиеническое значение для жилых помещений, детских и лечебных учреждений. 6.Источники искусственного освещения; разновидности его организации в жилых помещениях, детских и лечебных учреждениях. 7.Гигиенцческие требования к искусственному освещению и сравнительная гигиеническая оценка различных источников искусственного света. 8.Каким прибором измеряется и объективно оценивается освещенность, его устройство и правила работы. 9.Что такое коэффициент естественной освещенности (КЕО), его определение и гигиенические нормы в помещениях различного назначения. 10.Что называется световым коэффициентом и как он определяется? Каковы его гигиенические нормы. 11.Как измеряется и какое значение имеют углы освещения, глубина заложения. Каковы их гигиенические параметры для жилых помещений, детских, лечебных учреждений. 12.Какие гигиенические требования предъявляются к искусственному освещению и каковы их гигиенические нормы. 131 Способы определения и оценка искусственного освещения. Практически вся жизнь человека, кроме периода сна, проходит в световых условиях. Зрение приносит человеку наибольшее количество (80-85%) информации об окружающем мире. Освещение, отвечающее гигиеническим требованиям, обеспечивает наилучшие условия для зрительной работы, оптимальную общую работоспособность, благоприятствует здоровью и хорошему самочувствию человека. Недостаточное и нерациональное освещение ухудшает функцию зрения, уменьшает умственную и физическую работоспособность, понижает газообмен, азотистый, минеральный, суточный обмен веществ; изменяет кроветворение, ухудшает заживление ран, влияет на эмоциональное состояние, самочувствие; способствует развитию ряда заболеваний, в частности, близорукости у детей, создает повод к возникновению травм т.д. Освещение, отвечающее гигиеническим требованиям, должно обеспечивать: -количественно достаточную степень освещенности, оптимальную для работы и самочувствия человека; -качественно постоянную во времени, равномерную в пространстве и отсутствие теней; -отсутствие чрезмерной яркости в пределах рабочей зоны; -отсутствие блесткости прямой и отраженной. Под освещенностью понимается поверхностная плотность светового потока, падающего на освещаемую поверхность. Определяется она как отношение светового потока к величине освещаемой поверхности. Единица освещенности - люкс (лк), представляет собой освещенность поверхности в 1 м2, на которой равномерно распределен световой поток, равный 1 лм. При гигиенической оценке освещенности необходимо учитывать назначение помещения, характер выполняемой работы: минимальные размеры объекта различения; контраст фона с объектом различения и коэффициент отражения фона; дополнительные особенности - повышенная опасность травматизма (нервно-психическое напряжение), различение деталей на быстро движущихся поверхностях, продолжительная зрительная работа в течение смены, восприятие объекта с большого расстояния.
|