![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Минское замчище
Укрепленный центр Минска, его детинец, был сооружен во 2-й половине 11 века. Он был расположен на правом берегу Свислочи при впадении в нее реки Немиги. Замок имел форму неправильного овала. Протяженность замчища от берега Свислочи с востока на запад составляла около 270 м, с севера на юг - 100-150 м. Площадь укрепленной части была около 3 га. По краю замчище окружал оборонительный вал, который сооружался в два этапа. Вал имел внутреннюю деревянную конструкцию, которая укрепляла песочную насыпь от расползания и предохраняла от подкопов неприятеля в случае осады. Затем вал был значительно увеличен. Особое значение в обороне города придавалось въездным воротам. Минская брама представляла собой объемное сооружение. Воротные укрепления Минска по своим фортификационным качествам и техническому решению являлись выдающимся образцом деревянного военного зодчества своего времени. В конце 12 - первой половине 13 вв. брама была разрушена. 47. Первые школы отечественного каменного зодчества (Полоцкая и витебская школы зодчества). Развитие зодчества и искусства Беларуси в IX – XIII вв. Началом зарождения отечественного каменного зодчества можно считать 1044 – 1066 гг. когда в Полоцке по инициаиве князя Всеслава Чародея был возведён Полоцкий Собор. (Подобные значительные храмы существовали в Киеве и Новгороде). Анализ архитектурных особенностей Полоцкой Софии демонстрирует, что строился храм местными мастерами по технологии непосредственно заимствованной из Византии. Собор размещался в центре детинца и в своём первоначальном виде был пятинефовым трёхапсидным, крестовокупольным храмом и имел от 5 до 7 башен. Стены были сложены из камней, которые чередовались с рядами плинфы. На фундаменте сохранились имена зодчих – Давид, Тома, Микула, Пётр и др. Крупные входные порталы находились в центрах западного, южного и северного фасадов храма. В восточной его части размещались апсиды и алтарь. Внешний декор Полацкой Софии был ограничен двумя рядами плоских ниш, которые чередовались с большими оконными проёмами. Этот храм использовался киевскими князьями во время официальных мероприятий. Кроме того, здесь находился государственный архив и скрипторий. Позднее Софийский собор несколько раз перестраивался. До наших дней от храма XI века сохранились фрагменты апсид высотой до 9 м и фрагменты стен. Характерные черты Полоцкой школы зодчества: 1 – оригинальный башнеподобный центричный трёхнефовый тип храма с толстыми стенами, где боковые нефы более узкие, чем центральный, а конструкция потолка предусматривает наличие килеподобных кокошников. 2 – кладка из плинфы с «спрятанным рядом», что создавало красивые двухцветные фасады. 3- большая центральная апсида сильно выступала за периметр стен, а две небольшие боковые апсиды были спрятанны в толще алтарной стены. 4 – лаконичность внешнего декора 5 – маёликовый пол храмов, набранный из разноцветных керамических плиток 6 – влияние западноевропейских архитектурных традиций. Среди наиболее значительных памятников Полоцкой школы зодчества XII века в первую очередь необходимо отметить Спасо-Ефросиньевскую церковь, которая была построена в 1133 – 1161 гг. по заказу Ефросиньи Полоцкой местным зодчим монахом Иоанном. Размеры этого трёхнефового храма 18\10 м с толщиной стен до 1, 8 м Башнеподобная по своей композиции церковь имела боле низкие переднюю и алтарную части и высокий центральный объём, который служил своеобразным пъедесталом для большого купола. Храм имел всего одну большую апсиду, которая выступала за периметр стен до 3, 8 м. Перед главным молитвенным залом были сооружены две кельи, предназначенные для Ефросиньи и её сестры Епраксии. К сожалению, первоначальный вид церкви был уничтожен в 1830 году, когда её перестроили в стиле классицизма.
|