Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Романский стиль в отечественном храмовом зодчестве
Культовые сооружения в романском стиле были распространены в Западной и Центральной Европе. В восточноевропейских государствах они так же возводились, но не так активно и с учётом архитектурных традиций Византии. В целом романские храмы продолжали развитие раннехристианского европейского зодчества. Среди типов культовых сооружений преобладали базилики и ротонды. Наиболее значительные храмы XII – XIII вв. кроме продольных нефов имели и поперечный (трансепт), в месте пересечения которых возводилась башня с большим куполом. Все части храма были отделены, а хоры были сделаны недоступными для прихожан. Между собой нефы разделялись массивными колоннами и полкруглыми арками, создававшими впечатление о сверхустойчивости конструкции храма. Содействовали этому и высокие целиндрично-ребристые своды, которые пришли на смену обычному плоскому деревянному потолку. До середины XI в. европейские храмы украшались фресками, а позднее техника строительства усложнилась, стены и своды получили более сложную конфигурацию, и поэтому больше внимания стало уделяться лепному декору. Распространились объёмные монументальные рельефы, которые украшали порталы, фасады и внутренние интерьеры. При этом лепнина сохранила органичную связь с поверхностью стены, как бы прорастая особыми элементами декора, например, фигурки сказочных химер. На Беларуси романские храмы не получили значительного распространения из-за сильного влияния, византийских по характеру, Полоцкой и Гродненской школ зодчества. Однако, устойчивые контакты отечественных городов с Европой обусловили проникновение и сюда особых элементов романской архитектуры. Так в Полоцке в XII в под влиянием романского стиля была проведена реконструкция Софийского Собора, стены которого укрепили контрфорсами. Кроме этого к боковым стенам храма достроили полуоткрытые галереи, а со стороны апсид возвели комплекс каплиц-захоронений. В Гродненской школе зодчества проявлением романского стиля в первую очередь стало использование щлифованного камня для украшения фасадов и голосников, которые по форме были ближе к европейским аналогам. Однако, наибольший интерес при изучении влияния романской традиции на храмовое зодчество Беларуси имеет Минская замковая церковь, элементы которой были выявлены во время раскопок 1949 года на территории детинца. Согласно предположениям учённых, этот храм возводился польскими мастерами на месте деревянной церкви, сожжённой в 1067 году и имел характерные черты романского стиля. К сожалению, его строительство по невыясненным обстоятельствам так и не было завершено (стены возвели на высоту чуть выше 1 м), но сохранившиеся фрагменты свидетельствуют про оригинальность конструкции Замковой церкви. Это был небольшой, размерами 12\16 м трёхнефовый трёхапсидный храм с четырьмя столбами, на которые был должен опираться купол. Главная апсида храма выступала за периметр стен более чем на 4 м, что было типично для византийских храмов. Но то, что этот выступ в стене сглаживался выступающими боковыми апсидами, было достаточно оригинальным решением. Необычным для отечественной архитектуры был фундамент церкви, который включал деревянные элементы. Такое отступление от Византийских традиций можно объяснить только тем, что во время строительства храма Минск был независим от Полоцка и пртендовал на создание самостоятельного княжества. Но в 1084 г. Минск сново был разрушен войсками Владимира Мономаха. Да и Полоцк восстановил здесь свою власть. Вероятно по этим причинам возведение церкви в Минске было остановлено, запасы камня пошли на укрепление внешнего вала, а недостроенный храм превратился в городской некрополь, где археологи нашли 21 захоронение. В середине XIII века фрагменты Замковой церкви окончательно засыпали землёй, что и спасло их от дальнейшего разрушения. В 1993 году в честь храма на берегу реки Свислочь был создан небольшой мемориал – из плиток выложен контур храма и установлен памятный знак, посвящённый 200-летию Минской епархии.11 Кроме Минска романские храмы очевидно возводились и в других городах Беларуси. Благодаря Ипатьевской летописи известно, что одновременно с возведением “волынских башен” в Бресте и Каменце были построены и каменные храмы. К сожалению, Каменецкая Благовещенская церковь была разрушена ещё в средневековье, а фрагменты церкви св. Петра в Бресте уничтожили в XIX век при строительстве крепости. Эти храмы были возведены в технике балтийской кладки из кирпича большого размера. Скорее всего, они были крестовокупольные с тремя апсидами. Т.о. проникновение на белорусские земли романских традиций в XI – XIII вв. положило начало новой архитектурной традиции, при которой местные зодчие использовали отдельные элементы различных стилей и перенимали прогрессивные строительные навыки разных школ. Такой подход существовал в Беларуси и в дальнейшем, что привело к созданию уникальных памятников архитектуры мирового значения/12 Влияние романской традиции на храмовое зодчество Беларуси (Минская замковая церковь). 59.Влияние романской традиции на храмовое зодчество Беларуси (Минская замковая церковь). 60. Романский стиль в искусстве Беларуси XII- XIII вв. Романский стиль – это архитектурно-художественное направление, которое возникло в Европе на основе синтеза античной, византийской, мусульманской и французской культурных традиций. Последняя при этом имела определяющий характер, так как Франция и стала регионом, где стиль зародился и достиг своего расцвета. Способствовало этому так называемое “Каролингское Возрождение” – культурно-экономический подъём Европы во время правления императора Карла Великого. При этом романский стиль стал первой европейской художественной системой, которая проявилась во всех направлениях культурной жизни и господствовала до конца XII века. Несмотря на то, что своего апогея этот стиль достиг в западной Европе, его влияние ощутили все европейские страны. На Беларусь романский стиль проник через контакты с Галицко-Волынским княжеством, а так же Польшей. Вместе с тем он так и не смог стать доминирующей культурной традицией и проявился только в особых памятниках отечественного зодчества и искусства. Широкое распространение романского стиля объяснялось подобием феодального строя, существовавшего в европейских державах того времени. К тому же этому содействовало укрепление католической церкви, которая в значительной степени определяла направление культурного развития в феодально-раздробленной Европе. Многочисленные монашеские ордена стали главными заступниками и опекунами нового стиля. Лучшие зодчие, декораторы, резчики, скульпторы, золотари и переписчики книг были монахами. Только в XII в. появились первые светские передвижные артели мастеров, но церковь оставалась их главным заказчиком. Каменные сооружения в романском стиле преимущественно возводились в сельской местности около рек на возвышенности. Они господствовали над местностью, создавая впечатление земного проявления идеального «храма Божьего» или недосягаемой величины и неограниченного могущества замка местного феодала. Романские сооружения хорошо вписывались в окружающий пейзаж, их компактные формы и четкий силуэт частично повторяли и обогощали природный рельеф. Способствовало этому и то, что при сооружении использовали каменные блоки или валуны, которое хорошо сочетались с окружающим ландшафтом. Характерные черты романского стиля: 1 – основное место в зодчестве того времени занимал конструктивизм, когда сооружения получали точную монументальную форму и представляли собой систему простых объёмов кубичной или цилиндрической формы, гармонично объединённых в одну композицию; 2 – как светские, так и культовые сооружения того времени носили, подчёркнуто оборонительный характер. Их наружный вид был наполнен спокойствием и торжественно-суровым величием. Они имели массивные башни и стены, толщина которых подчеркивалась узкими окнами-бойницами, а также ступенчатыми входными порталами. 3 – строения того времени почти полностью были лишены внешнего декора. Внешние стены укреплялись контрфорсами (вертикальный выступ на стене здания с целью её укрепления), прорезались плоскими нишами с полциркульными завершениями, аркатурными фризами и галереями, которые не нарушали монолитной целостности здания. Для украшении храмов использовались витражи. Они устанавливались как в обычные оконные проёмы в боковых стенах, так и в круглое окно-розу, которое обычно размещалось над входом. Таким образом, появление романского стиля свидетельствовало о начале формирования в Европе собственной феодальной культурной традиции, которая заложила основы для дальнейшего развития архитектуры и искусства. Усовершенствование оборонительных сооружений городов Беларуси. Оборонительные сооружения древних городов Беларуси включали в себя ров и вал с деревянными стенами, которые окружали детинец, окольный город и некоторые из посадов. Усложнение системы укреплений сначало осуществлялось через возведение по углам крепости и при входе многоярусных деревянных башен. Однако, в XII – XIII вв. на Беларуси обострились междуусобные войны, и возросла внешняя угроза со стороны крестоносцев и монголо-татар. Это потребовало укрепления традиционных оборонительных сооружений, которые были уже не в состоянии гарантировать безопасность. Гродно и Полоцк смогли заменить деревянные стены детинцев на каменные, однако отсутствие большого количества природного материала делало такой путь сложным и дорогим. В средневековой Европе выход был найден в создании на территории города или крепости отдельного хорошо укреплённого объекта. Во Франции это были так называемые “донжоны”, которые представлляли собой комплекс каменных сооружений с большой башней-доминантой, приспособленной под жильё феодала. В Германии “бургфриды”, где население искало укрытие во время прорыва врага через внешний пояс укреплений На белорусские земли подобные оборонительные укрепления распространились из Западной Украины, а поэтому были известны под названием “волынские башни”. Романский стиль тут проявился · во-первых, в использовании природных камней и брускового кирпича больших размеров. · во-вторых, в вендской или балтийской системе кладки, когда два продольно положенных кирпича чередовались с одним поперечным · в-третьих, в определённой конструкции соединений и полуциркульных завершениях оконных проёмов и плоских ниш. В отличии от Западной Европы эти сооружения на Беларуси имели более упрощённую композицию (отдельно стоящие башни или башни обороняющие вход в крепость), а так же могли возводиться из дерева. Последние из которых изчезли только в XVI-XVII вв.по причине изменений в фортификационном деле и превращении замков в шикарные дворцы Единственная «волынская башня» на Беларуси сохранившаяся практически в неизменном виде – это Каменецкая или Белая вежа, расположенная в 40 км на север от Бреста Каменецкая башня 61. Готика. Особенности готики в Беларуси. 62. Замки на территории Беларуси в XIV– XVI вв. 63. Усовершенствование отечественного замкового зодчества в XIII – XVI вв. 64.Влияние готики на культовую архитектуру Беларуси XIV– XVI вв. 65. Готическое направление в белорусском искусстве. Готика. Усовершенствование отечественного замкового зодчества в XIV – XVI вв. В Западной Европе готичный стиль начал формироваться в XII веке во Франции и достиг своего развития в XV - XVI веках, когда существовала так называемая «пламенная готика» с повышенной декоративностью. В Беларуси исследователи выделяют раннюю (конец XIII – первая половина XIV вв) и позднюю (середина XIV – первая половина XVI вв) готику. В целом готика, как и романский стиль, развивалась в рамках феодальной системы, где архитектура по-прежнему сохраняла преимущественно крепостной или культовый характер. Вместе с тем, появление нового стиля свидетельствовало о переменах в средневековом обществе. Всё большее влияние начинают играть светские круги общества, что привело к развитию жилищного и общественного строительства. Складывались целые городские ансамбли, в которых соединялись светские, культовые и оборонительные сооружения. Формировался новый городской центр – рыночная площадь, от которой расходились улицы, застроенные 2 и 3 этажными жилыми сооружениями с высокими фронтонами. Под влиянием готики усовершенствовались и фортификационные сооружения. Города обносились мощными стенами с высокими башнями Характерные черты готического стиля: · Формирование новой каркасной конструкции сооружений, которая позволяет преодолеть массивность и приземлённость романских строений, значительно облегчить стены и своды, а так же существенно увеличить объём. Так же широкое использование контрфорсов. В результате существенно изменился внешний вид зданий. Арки и завершения оконных и дверных проёмов получили стрельчатую форму. Храмы значительно увеличили свои размеры, стали более утончёнными и величественными, что отражало стремление души на небо с отрывом от её земных проблем. Большие соборы того времени рассматривались в качестве высшего образца соединения архитектуры и изобразительного искусства, что должно было оказывать эмоциональное воздействие на верующих через пространство храма, направленность до небес его башен и сводов, насыщенностью внутренней динамикой скульптур, ирреальными светотенями от витражей. · Значительные изменения в искусстве, где углубился и усложнился синтез разных его направлений, что способствовало расширению количества сюжетов. Здесь по-прежнему доминировала религиозная тематика с признанием господства в мире высших сил, но основным видом изобразительного искусства стала скульптура, которая вновь после античности появилась на фасадах и алтарях культовых сооружений. При этом застылость романских статуй сменилась динамичной подвижностью готических изображений, выразительностью их драпировок. Скульптурное украшение храмов включало сцены из Святого писания, изображения фантастических животных (химер), светские скульптурные композиции из жизни ремесленников и крестьян. Появились в храмах того времени и створчатые алтари, где позолоченные скульптуры располагались в центре, а подвижные боковые части13 14расписывались. При этом сохранялось нарушение пропорций человеческого тела с определённой вытянутостью форм. Влияние готики на культовую архитектуру Беларуси (XIV – XVI вв.) Проникновение готики в отечественную культовую архитектуру началось ещё в XII веке, когда она, вместе с романским стилем, оказала определённое влияние на Полоцкую и Гродненскую архитектурные школы. Однако, распространение готика получила только в следующие столетия, что было вызвано распространением католицизма и частичным ослаблением византийских традиций Одним из первых проявлений нового направления в храмовом строительстве стало возведение на рубеже XIII – XIV вв. Гродненской Верхней церкви. Она нахлдилась на территории детинца на остатках Нижней церкви. Это был квадратный храм с полукруглой апсидой. Он имел готичный потолок и нервюрные выступления. Фасады церкви украшали плоские ниши и шлифованные камни. До наших дней дошли только фрагменты фундамента. Не сохранился и Гродненски Мариинский костёл, больше известный как «Фара Витовта», который был возведён в 1380 году на рыночной площади и представлял собой трёхнефовую базилику больших размеров с большой четырёхярусной башней-звонницей на главном фасаде. Несколько раз перестроенный, храм был взорван в 1961 году при реконструкции города. Два готичных храма имел и Новогрудок. Сохранилась Борисоглебская церковь, которая под влиянием готики была перестроена в XVII – XVIII вв. На её главном фасаде появились две башни, а стены храма были укреплены контрфорсами и украшены сложной системой стрельчатых арок. Среди сохранившихся храмов Троицкий костёл в д. Ишкольдь Барановичского р-на, построенный в 1470 г. По своей композиции это безбашенный, трёхнефовый храм. Его центральный неф и алтарная часть были перекрыты звёздчатыми нервюрными выступами, а узкие боковые нефы больше напоминали обходную галерею. Главный фасад храма завершался заострённым щитом с плоскими нишами. Стены храма были укреплены контрфорсами, которые на боковых фасадах чередовались со стрельчатым окнами. В середине XVI в. По приказу Радзивиллов он был приспособлен под кальвинский сбор, а позже принадлежал как православным, так и католикам. Готический костёл был построен в первой половине XV в в д. Вселюб под Новогрудком. В дальнейшем этот храм был значительно перестроен и до первоначального практически квадратного в плане молитвенного зала были добавлены гранённая апсида и трёхярусная башня – звонница. Вместе с тем все компоненты гармонично связаны между собой в едином стилевом направлении Красивый готичный костёл был возведён в начале XVI века в д. Гнёзно Волковыского р-на. В центре его главного фасада находилась восьмигранная четырёхярусная башня высотой 31 м. Размеры храма были относительно небольшими, а толщина стен составляла менее 1 м. Поздняя готика проявилась в наличие контрфорсов, стрельчатых завершений оконных проёмов и присутствием окна-розы над главным входом. Синтез готики с византийскими традициями привёл к появлению на Беларуси уникального для европейского зодчества типа церквей-крепостей. Четыре угловые башни и центральный башнеподобный купол приобрёл после реконструкции в 1494 – 1505 гг полоцкий Софийский собор. К сожалению, в таком виде он известен только по графюрам того времени, так как в начале XVIII веке его взорвали русские войска. В Зельвенском районе до нашего времени практически в неизменённом виде дошла церковь-крепость возле д. Сынковичи, которая включена в каталог памятников мировой культуры. Возведённая из кирпича в начале XVI века церковь выделяется монументальностью и относится к типу трёхнефовых базилик с тремя апсидами, над которыми для придания храму целостности была создана общая крыша. Церковь имела высоко распооженные стрельчатые окна и нервюрные выступления. По углам были возведены четыре оборонительные башни, которые являлись самостоятельными сооруженияим, присоединёнными к основному объёму. Укреплённые контрфорсами башни на парадном фасаде имели граненую форму, а со стороны апсид - круглую.17 Фасады храма украшали разнообразные ниши и аркатурный фриз. Бойницы ближнего и дальнего боя находились в башнях. Имелась и боевая галерея. Ещё одна очень похожая на предыдущий храм, по своей конструкции и размещению бойниц, церковь – крепость была построена в 1516 – 1542 гг возле д. Мурованка Щучинского района. Это так же трёхнефовая базилика, но с одной большой апсидой. Под влиянием ренессанса тут больше внимания было уделено внешнему декору в виде ниш разных форм и размеров, которые украшали стены, башни и апсиду. В центре главного фасада – окно-роза. Усовершенствование конструкции перекрытий позволило создать из нервюр декоративный звёздчатый потолок. Все четыре оборонительные башни имеют цилиндрическую форму и, в отличие от церкви д. Сынковичи, являются неотъемлемыми элементами композиции. Храм значительно пострадал от шведов в 1706 г и в 1870-я гг.. Его частично перестроили – перед входом появился бабинец с небольшими башенками, а в башнях главного фасада был надстроен ещё один этаж. В XVI в. готика постепенно уступает место ренессансу, а позднее и барокко. Несмотря на это её влияние, ощущается тут ещё долгое время. Так, в 1603 – 1606 гг в д. Камаи, Поставского р-на был возведён оборонительный храм с одной дольшой апсидой и крестовыми нервюрными выступлениями. Главный фасад храма обороняли две 16-метровые цилиндрические башни диаметром 5 м с бойницами, которые так же имелись и в ряде плоских ниш на парадном фронтоне. В 1778 году к храму со стороны была пристроена каплица, что нарушило симметрию сооружения, но придало храму оригинальный вид. Т.о. именно распространение готики способствовало подъёму каменного строительства храмов на Беларуси. При этом включение особых церквей в состав замковых комплексов, а так же синтез готического стиля с ренессансом и византийскими традициями стали характерными чертами отечественного культового зодчества того времени 64. Влияние готики на культовую архитектуру Беларуси XIV– XVI вв. Проникновение готики в отечественную культовую архитектуру началось ещё в XII веке, когда она, вместе с романским стилем, оказала определённое влияние на Полоцкую и Гродненскую архитектурные школы. Однако, распространение готика получила только в следующие столетия, что было вызвано распространением католицизма и частичным ослаблением византийских традиций Одним из первых проявлений нового направления в храмовом строительстве стало возведение на рубеже XIII – XIV вв. Гродненской Верхней церкви. Она нахлдилась на территории детинца на остатках Нижней церкви. Это был квадратный храм с полукруглой апсидой. Он имел готичный потолок и нервюрные выступления. Фасады церкви украшали плоские ниши и шлифованные камни. До наших дней дошли только фрагменты фундамента. Не сохранился и Гродненски Мариинский костёл, больше известный как «Фара Витовта», который был возведён в 1380 году на рыночной площади и представлял собой трёхнефовую базилику больших размеров с большой четырёхярусной башней-звонницей на главном фасаде. Несколько раз перестроенный, храм был взорван в 1961 году при реконструкции города. Два готичных храма имел и Новогрудок. Сохранилась Борисоглебская церковь, которая под влиянием готики была перестроена в XVII – XVIII вв. На её главном фасаде появились две башни, а стены храма были укреплены контрфорсами и украшены сложной системой стрельчатых арок. Среди сохранившихся храмов Троицкий костёл в д. Ишкольдь Барановичского р-на, построенный в 1470 г. По своей композиции это безбашенный, трёхнефовый храм. Его центральный неф и алтарная часть были перекрыты звёздчатыми нервюрными выступами, а узкие боковые нефы больше напоминали обходную галерею. Главный фасад храма завершался заострённым щитом с плоскими нишами. Стены храма были укреплены контрфорсами, которые на боковых фасадах чередовались со стрельчатым окнами. В середине XVI в. По приказу Радзивиллов он был приспособлен под кальвинский сбор, а позже принадлежал как православным, так и католикам. Готический костёл был построен в первой половине XV в в д. Вселюб под Новогрудком. В дальнейшем этот храм был значительно перестроен и до первоначального практически квадратного в плане молитвенного зала были добавлены гранённая апсида и трёхярусная башня – звонница. Вместе с тем все компоненты гармонично связаны между собой в едином стилевом направлении Красивый готичный костёл был возведён в начале XVI века в д. Гнёзно Волковыского р-на. В центре его главного фасада находилась восьмигранная четырёхярусная башня высотой 31 м. Размеры храма были относительно небольшими, а толщина стен составляла менее 1 м. Поздняя готика проявилась в наличие контрфорсов, стрельчатых завершений оконных проёмов и присутствием окна-розы над главным входом. Синтез готики с византийскими традициями привёл к появлению на Беларуси уникального для европейского зодчества типа церквей-крепостей. Четыре угловые башни и центральный башнеподобный купол приобрёл после реконструкции в 1494 – 1505 гг полоцкий Софийский собор. К сожалению, в таком виде он известен только по графюрам того времени, так как в начале XVIII веке его взорвали русские войска. В Зельвенском районе до нашего времени практически в неизменённом виде дошла церковь-крепость возле д. Сынковичи, которая включена в каталог памятников мировой культуры. Возведённая из кирпича в начале XVI века церковь выделяется монументальностью и относится к типу трёхнефовых базилик с тремя апсидами, над которыми для придания храму целостности была создана общая крыша. Церковь имела высоко распооженные стрельчатые окна и нервюрные выступления. По углам были возведены четыре оборонительные башни, которые являлись самостоятельными сооруженияим, присоединёнными к основному объёму. Укреплённые контрфорсами башни на парадном фасаде имели граненую форму, а со стороны апсид - круглую.17 Фасады храма украшали разнообразные ниши и аркатурный фриз. Бойницы ближнего и дальнего боя находились в башнях. Имелась и боевая галерея. Ещё одна очень похожая на предыдущий храм, по своей конструкции и размещению бойниц, церковь – крепость была построена в 1516 – 1542 гг возле д. Мурованка Щучинского района. Это так же трёхнефовая базилика, но с одной большой апсидой. Под влиянием ренессанса тут больше внимания было уделено внешнему декору в виде ниш разных форм и размеров, которые украшали стены, башни и апсиду. В центре главного фасада – окно-роза. Усовершенствование конструкции перекрытий позволило создать из нервюр декоративный звёздчатый потолок. Все четыре оборонительные башни имеют цилиндрическую форму и, в отличие от церкви д. Сынковичи, являются неотъемлемыми элементами композиции. Храм значительно пострадал от шведов в 1706 г и в 1870-я гг.. Его частично перестроили – перед входом появился бабинец с небольшими башенками, а в башнях главного фасада был надстроен ещё один этаж. В XVI в. готика постепенно уступает место ренессансу, а позднее и барокко. Несмотря на это её влияние, ощущается тут ещё долгое время. Так, в 1603 – 1606 гг в д. Камаи, Поставского р-на был возведён оборонительный храм с одной дольшой апсидой и крестовыми нервюрными выступлениями. Главный фасад храма обороняли две 16-метровые цилиндрические башни диаметром 5 м с бойницами, которые так же имелись и в ряде плоских ниш на парадном фронтоне. В 1778 году к храму со стороны была пристроена каплица, что нарушило симметрию сооружения, но придало храму оригинальный вид. Т.о. именно распространение готики способствовало подъёму каменного строительства храмов на Беларуси. При этом включение особых церквей в состав замковых комплексов, а так же синтез готического стиля с ренессансом и византийскими традициями стали характерными чертами отечественного культового зодчества того времени
66. Ренессанс в отечественном градостроении (XVI – середина XVII вв) В XIV – XV веках в Европе происходил процесс зарождения капиталистических отношений и формирования нового буржуазного общества. Результатом этого стал отказ от культурного наследия средних веков и поиск новых путей дальнейшего усовершенствования архитектуры и искусства. Образцом стала античность, творческая переработка культурных традиций которой позволила преодолеть устаревшую схоластику и религиозный консерватизм. Эта особенность нового стиля определила и его название. Термин “ренессанс” происходит от французского “renaitre», что означает «возрождать». Это стилевое направление заложило основы такой культурной традиции, где господствовали светские начала и прогрессивное гуманистическое мировоззрение. Основой нового мировоззрения стала теория самоценности человеческой жизни: концентрирование внимания на проблемах земного назначения человека, признании существования абсолютной духовной свободы и неограниченных возможностей личности в самопознании и изучении мира. Ренессанс зародился в Италии. Его общеевропейская периодизация состоит из 3 этапов* проторенессанс (XIV – XV вв.) · высокое Возрождение (конец XV – середина XVI вв.) · позднее Возрождение (другая половина XVI – XVII вв.) Кризис ренессанса проявился в переходе к маньеризму, особенностью которого была чрезмерная декоративность. В отличие от предыдущих стилей идеи Возрождения творчески перерабатывались в разных странах с учётом местных традиций и особенностей. Широкую известность получило «Северное Возрождение», которое было вызвано Реформацией и буржуазной революцией в Нидерландах. На Беларуси Ренессанс ощущался на протяжении XVI – первой половины XVII вв. При этом его итальянское и нидерландское направление тесно переплетались с готикой, византийской традицией, а так же барокко.Характерные черты Возрождения: 1. Концепция «идеального города», когда все его элементы создавали гармоничный ансамбль с геометрической сеткой улиц, большой торговой площадью и наличием значительных общественных сооружений (ратуши, торговые ряды) 2. Постепенная перестройка замков в дворцово-парковые комплексы, которые частично утрачивали оборонительные черты. 3. Широкому распространению Ренессанса в культовом зодчестве способствовало протестантское движение. При этом храмы начали избавляться от оборонительных элементов, но ещё сохраняли достаточно скромный декор. 4. Творческий поиск и использование античных традиций в архитектуре, позволили ввести в использование такие декоративные элементы как: рустовка первых этажей, штукатурку и побелку фасадов, карнизы, полуоткрытые галереи, колонны и пилястры, которые существенно обогатили внешний вид и внутренние интерьеры сооружений 5. Искусство Ренессанса ориентировалось на чувственное восприятие с использованием перспективы и объёмного видения окружающего мира. Всё большую роль начинает играть субъективное восприятие творца, профессия которого приобретает самостоятельный вид деятельности. Объектом художественного изображения всё чаще становится реальность, а религиозные сюжеты секуляризуются, (образы святых становятся подобны простым людям) Таким образом, по ряду позиций Ренессанс отличается от предшествующей готики, что свидетельствует о начале новой буржуазной эпохи и о формировании светской культурной традиции.19 В XV- XVI вв. города Беларуси развивались ускоренными темпами, что было вызвано активизацией торговли и достаточно стабильным внутренним положением в стране. В результате этого значительно возросло количество населения, что привело к расширению площади городов. Рядом со старой частью города стали возникать новые кварталы. В Минске в это время появляются Раковское и Троицкое предместья, а так же начинает застраиваться Троицкая гора, где возникает Верхний рынок (современная площадь Свободы). В Гродно в середине XVI века заселялся противоположный берег Нёмана, где возник занёманский посад с новой рыночной площадью. Существенно изменили свой внешний вид некоторые из частновладельческих городов Беларуси, где концепция «идеального города» нашла наибольшее своё воплощение. Итальянские мастера осуществили широкомасштабное строительство в Несвиже, который получил регулярную планировку в виде квадрата с прямоугольными кварталами и торговой площадью в центре. По периметру он был обнесён земляными валами с бастионами. Вход в город обороняли каменные сооружения, из которых до наших дней сохранилась Слуцкая брама и одна из башен (конец XVI века). Так же значительно был перестроен Быхов, который стал пердставлять собой полукруг, поделённый пополам площадью. Слуцк в плане приблизили до круга. Каждый из вышеперечисленных городов дополнительно к городским укреплениям имел и замок – цитадель, где находилась резиденция феодала. Памятников ренессансансового жилищного сооружения для горожан, к сожалению, не сохранилось. Но из гравюр того времени известно, что были распространены преимущественно прямоугольные в плане однаэтажные и двухэтажные дома с мансардой под двухскатной крышей. В это время приобрели популярность сооружения, возведённые на основе конструкции “пруской кладки”. Когда две деревянные стойки и балки создавали каркас, промежутки между которыми заполнялись кирпичом или были глинобитными. Только уличный фасад был каменным, а остальная часть сооружения строилась из дерева. В Гродно на территории монастыря бригитак сохранился деревянный лямус (XVII в), который использовался как «общежитие» для монашек. Это двухэтажное здание из массивных брёвен с двухярусной арочной галереей на главном фасаде. Наиболее значительными общественными сооруженияим того времени были ратуши, которые возводились в городах с магдебургским правом. Именно здесь заседал магистрат (выборный орган самоуправления). Обычно они имели несколько этажей и оборонительную башню с дозорной площадкой наверху. В конце XVI века каменная двухэтажная ратуша была построена в Невиже. Она размещалась в центре рыночной площади. С трёх сторон ратушу окружали торговые ряды, сооружённые в виде ренессансовой арочной галереи с аттиком. Ратуша имела лаконичное архитектурное решение и была лишена внешнего декора. В центре её парадного фасада была возведена шестиярусная башня с часами и высоким сложным куполом, шпиль которого украшал герб города. Неотъемлимым элементом рыночной площади были торговые ряды, появление которых вызвала чрезвычайно плотная застройка городских центров. Наиболее древним является закрытый тип, когда они окружали площадь по периметру и имели несколько брам. Однако, в некоторых случаях, как отмечалось выше, торговый комплекс размещался в центре площади, причём каждая торговая точка выходила на неё торцом входа Кроме того, на Беларуси в это время строились корчмы, аустерии и гостиные дома, которые находились как в крупных населённых пунктах, так и на пересечении торговых путей или в особых деревнях. Они являлись не только своеобразными гостиницами, но и местом проведения торжеств, собраний и соймиков. Их прототипом является традиционное народное жильё с комплексом хозяйственных сооружений. Т.о. под влиянием ренессанса белорусские города стали постепенно изменять свой внешний вид на западноевропейский манер, что положило начало созданию новых городских ансамблей.20
67. Превращение белорусских замков в дворцово-парковые комплексы в период ренессанса (XVI – середина XVII вв) В XVI веке по причине развития артиллерии и фартификации укреплённые каменные замки уже не могли гарантировать своим хозяевам безопасность и покой. Ряд из них пришли в упадок (Лида, Крево), некоторые стали модернизироваться, а особые цитадели вообще утратили оборонительный характер и были перестроены во дворцы. Начало этой тенденции было положено Стефаном Баторием, который в 1580-е годы приказал преобразовать аскетичный Гродненский замок Витовта в крупный дворцовый комплекс в стиле ренессанс. Оборонительные башни были разрушены. Изменила свой вид и башня-брама, которую накрыли куполом, а на другом её этаже сделали большое помещение с тремя окнами, мраморным полом и камином. Одна из башен, расположенная над Неманом была приспособлена под баню. Значительно был расширен и дворец, который имел два основных этажа. Его фасады были украшены росписями, декоративным аттиком, эркерами с фигурными завершениями. Королевские помещения находились на втором этаже, и попасть туда можно было с внутренного дворика по лестнице с балюстрадой. Королевские покои имели лепные потолки, мраморные, паркетные или керамические полы, печи с полихромного кафеля и т.д. Крытая галерея вела из них в башню-браму и баню. К Новому замку, который тоже был перестроен, вёл мост с 16 башенками. Все сооружения Старого замка были отштукатурены и накрыты красной черепицей. Частнособственческие резеденции так же приобретаои дворцовые черты, но не утрачивали оборонительного характера. Это стало возможным благодаря распространению бастионного типа замков, когда в центре комплекса находился дворец, а по периметру его окружали земляные валы с площадками для пушек Т.о. в конце XVI – начале XVII в был перестроен Мирский замок. По приказу М. Радзивилла Сиротки к северной и восточной стенам был пристроен трёхэтажный Г-подобный корпус под высокой крышей, благодаря которому дворец практически не уступал по высоте башням. Он имел более 40 комнат, среди которых были парадные залы (Оружейная, Портретная Бильярдная и др.). При возведении дворца в стенах были замурованы бойницы, а на уровне второго и третьего этажей пробиты большие окна. Башня-брама была преобразована в каплицу с часами на фасаде. Ощущалось влияние ренссанса и во внешнем виде комплекса (рациональность и лаконизм выразительных средств, полуциркульное или арочное завершение ниш, побеленные стены дворца). Вся тяжесть обороны была переложена на внешние валы с бастионами, которые создавали прямоугольник. На севере от замка был заложен регулярный «итальянский парк», в который со второго этажа дворца вёл арочный мост. За годы своего существования Мирский замок неоднократно становился ареной боевых действий. В 1655 г. и 1705 г его дважды захватывали шведы. Летом 1812 года возле замковых стен произошла битва французских и русских войск. Была взорвана северо-восточная башня, где находился склад с порохом, дворец сгорел. Первые восстановительные работы были предприняты ещё в межвоенный период. А в 1969 году в Мирском замке началась крупномасштабная реставрация, которая сейчас практически закончена.
|