Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дать другому быть другим.






В. Сурков.

Исследовательская культура специалиста в настоящее время определяет все основные показатели готовности человека к эффективной профессиональной деятельности. Постоянно изменяющееся производство, деловая, финансовая и иная практика требуют непрерывного совершенствования профессиональной компетентности и творческого стиля деятельности. А это предполагает аналитичность интеллекта, развитие пытливости, вдумчивости и креативности.

Профессионал в системе непрерывно изменяющихся социальных, идеологических, профессиональных и межличностных отношений вынужден непрерывно исследовать себя, изучать, оценивать и совершенствовать свой личный статус, определять свое влияние на других. Исследование других и самоисследование сливаются в единый процесс.

В силу этих явлений возникает необходимость со студенческой скамьи формировать исследовательские качества будущего специалиста.

Практическая деятельность по формированию исследовательских качеств – исходная позиция учебно-исследовательской, научно- исследовательской работы студентов и преподавателей учебного заведения, чему способствует и тенденция гуманистического образования, предполагающая воспитание свободной личности, готовой к саморазвитию и самоопределению, создание соответствующих условий для полноценной профессиональной самореализации, образование личности, нравственно ориентированной, конкурентоспособной на рынке труда.

Цель научно-исследовательской работы – реализация в студенческой среде творческих ценностей - основы развития аналитических способностей по преобразованию экономической, политической и социальной жизни России, развития активной гражданской позиции.

Научно-исследовательская работа решает следующие задачи:

1. Обогащение студенческой молодежи научными знаниями, способствующими саморазвитию, самоопределению в условиях меняющегося мира.

2. Создание единого образовательно-культурного, исследовательского поля педагогического и студенческого коллективов для разработок индивидуальных студенческих и совместных с преподавателями программ исследования актуальных научных проблем.

3. Создание условий для самореализации творческого потенциала студенчества.

4. Организация участия студентов и преподавателей в научно - практических конференциях, педагогических чтениях, конкурсах, смотрах; организация публикации материалов студентов в сборниках научных трудов.

5. Систематическое, целенаправленное формирование профессионально-исследовательских качеств студентов.

Условиями, способствующими развитию исследовательской культуры, являются:

- направленность на формирование личности профессионала - исследователя;

- творческая свобода в исследовательской деятельности;

- возможность интеллектуального общения с учеными;

- популяризация идей научных исследований в учебных заведениях края;

- создание банка творческих, научно - исследовательских работ студентов;

- материальное поощрение творческой молодежи;

- изучение творческого продвижения выпускников в профессиональной жизни.

К исследовательской деятельности студентов побуждают:

- интерес к научной деятельности, исследовательскому труду;

- стремление принести пользу себе и окружающим;

- бескорыстный интерес к познанию;

- стремление к самореализации, самопознанию своего потенциала;

- приобщение к творческой работе для осознанного выбора сферы деятельности;

- самовоспитание личностных качеств специалиста-исследователя.

Научно-исследовательская работа основывается на следующих педагогических позициях:

- единые подходы к учебно - научно - исследовательской деятельности;

- единая педагогическая культура в реализации проблем самоопределения, саморазвития студентов;

- целенаправленное формирование и развитие профессионально значимых исследовательских качеств студентов;

- гуманистически и личностно ориентированные взаимоотношения в процессе осуществления творческой, исследовательской работы;

- систематическое развитие творческого потенциала студенчества: участие в разработке совместных инновационных проектов, в научно - практических конференциях, смотрах и т.д.;

- демократичность, коллегиальность, открытость, готовность к сотрудничеству.

Творчество - в прямом смысле - есть создание нового. Понятие творчества предполагает личное начало, и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека. В этом общепринятом смысле творчество - условный термин для обозначения психологического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в (относительно) новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности (Батюшков Ф.Д.)[1].

В психологии уделено достойное внимание облику и миру личности человека - исследователя. Всех, занимающихся наукой, объединяют психологические особенности, не свойственные другим, и именно они являются залогом высоких достижений в науке; ученых отличает лишь степень развитости у них этих свойств.

Для изучения творческой личности необходимо изучение мыслительных процессов, способствующих открытиям, изобретениям.

Процесс мышления - это реализация имеющихся у человека умственных способностей, обязывающих обратиться к изучению начального источника творческого мышления.

Определение специфических особенностей личности исследователя осуществляется в трех направлениях: 1) процесс мышления; 2) структура интеллекта и уровень развития; 3) собственно личностные черты.

В 60-е годы появилась трехмерная модель интеллекта и создание на ее основе тестов креативности (способности к творчеству) Дж. Гилфорда[2]. Гилфорд разложил структуру интеллекта на специфические способности, учитывая, что любой мыслительный акт представляется в системе трех координат: 1) содержание (о чем человек думает); 2) операции (как человек об этом думает); 3) результат (что при этом получается).

Из комбинации 4 типов содержания мышления (образное, символическое, семантическое и поведенческое), 5 типов операций мышления (познавательные функции, память, оценка, конвергентное и дивергентное мышление) и 6 типов результатов (элементы, классы, отношения, системы, преобразования и применение) получается 120 умственных способностей, из которых 24 способности, по мнению Гилфорда, имеют прямое отношение к научному творчеству, являются необходимыми условиями научной креативности.

24 способности объединены в 3 фактора более общего порядка:

- беглость мышления - способность быстро предложить несколько решений одной и той же проблемы;

- гибкость мышления - умение перейти без труда от одной точки зрения к другой на одну и ту же проблему;

- оригинальность - непривычность, неординарность предлагаемых решений.

Ядром способности к творчеству Гилфорд считает дивергентное, “веерообразное” мышление, при котором человек ведет поиск одновременно по нескольким возможным направлениям: выдвигает сразу несколько нетривиальных гипотез, по ходу решения быстро переключаясь с проверки одной на другую.

Тесты креативности оценивают умение предложить как можно больше нестандартных решений в единицу времени. Но и эти тесты не устанавливают зависимость между выявленным уровнем креативности и реальными достижениями в научном творчестве.

Благодаря исследованиям сделаны выводы, что творчество не сводится к творческому мышлению, так же, как творческая способность не сводится только к характеристикам интеллекта, т.к. она присуща не интеллекту, а личности в целом.

Поиском новых критериев креативности занимается Д.Б. Богоявленская, выделившая комплексную единицу изучения творческого потенциала, названную ею “интеллектуальной активностью” (Богоявленская, 1983)[3].

Интеллектуальная активность (ИА) определяется Богоявленской, как интеллект, преломленный через мотивационную структуру, которая либо тормозит, либо стимулирует проявление умственных способностей.

Эксперимент, моделирующий исследовательский процесс, содержит 3 возможных варианта действий:

- простое многократное решение предлагающихся задач (стимульно-продуктивный уровень ИА);

- выделение обобщенных способов решения разных типов задач и в дальнейшем действие с ними “по схеме” (эвристический уровень ИА);

- выявление закономерности, ответ на вопрос, какой принцип лежит в основе всех задач и почему (креативный уровень ИА).

У людей наиболее творческих ИА принимает форму интеллектуальной инициативы, когда мыслительная деятельность продолжается за пределами, необходимыми для решения задачи.

Существует три основных подхода к проблеме творческих способностей. Они могут быть сформулированы следующим образом:

1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Танненбаум, А. Олох, Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу и др.). К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

Особняком стоит концепция Д.Б. Богоявленской, которая вводит понятие креативной личности, полагая, что она обусловлена определенной психической структурой, присущей креативному типу личности. Творчество, с точки зрения Богоявленской, является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Креативный тип личности присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности: летчикам - испытателям, художникам, музыкантам, изобретателям.

2. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, А.Я. Пономарев). В более “мягком” варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является “теория интеллектуального порога” Э.П. Торренса: если IQ ниже 115 - 120, интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 - творческая способность становится независимой величиной, то есть нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

Предположение Торренса соответствует данным Д. Перкинса, согласно которым для каждой профессии существует нижний допустимый уровень развития интеллекта. Люди с IQ ниже определенного уровня не могут овладеть данной профессией, но если IQ выше этого уровня, то прямой связи между интеллектом и уровнем достижений нет. Главную роль в определении успешности работы играют личностные ценности и черты характера.

3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и другие).

Айзенк высказал мнение, что креативность есть компонент общей умственной одаренности. Уайсберг утверждает, что творческое мышление диагностируется по качеству продукта, а не по способу его получения. Всякий познавательный процесс, с его точки зрения, опирается на прошлые знания и влечет их преобразования в соответствии с требованиями задачи.

В последнее время распространение получила концепция Стернберга. Согласно Стернбергу интеллект участвует и в решении новых задач, и в автоматизации действий. По отношению к внешнему миру интеллектуальное поведение может выражаться в адаптации, выборе типа внешней среды или ее преобразовании. Если человек реализует третий тип отношений, то при этом он проявит творческое поведение.

Учитывая данные психологии, ознакомление с исследовательским потенциалом абитуриентов необходимо начинать с изучения сформированности исследовательских качеств посредством собеседования, в процессе которого следует предлагать задания, рассчитанные на проверку критичности и гибкости ума, логичности и доказательности; конкретность, быстроту и глубину мысли; любознательность и пытливость ума; анализ, синтез, сравнение, систематизацию, классификацию. Особую группу составляют задания, рассчитанные на абстрагирование и проектирование.

Абитуриентам предлагается спроектировать учебный процесс в выбранном ими учебном заведении и определиться в иерархии учебных ценностей и если для будущего студента главным представляется изучение материала учебника, подготовка к контрольной работе, зачету, экзамену с целью получения хорошей оценки, то делается вывод о формальной ориентации на обучение; если для будущего студента главным представляется усвоение основных понятий темы, углубленное рассмотрение конкретных вопросов темы, желание научиться решать задачи и проблемы по теме, то делается вывод о наличии познавательных мотивов; если будущему студенту хочется подготовить доклад по какой - либо проблеме, выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме, то делается вывод о наличии креативных способностей; если будущий студент изъявляет желание овладеть методами изучения и объяснения изучаемых в теме явлений, развить свои способности, проявляет организаторские и аналитические склонности, может предложить варианты достижения цели, то делается вывод о методологических наклонностях абитуриента.

Следует уделять внимание увлеченности, хорошей памяти, умению сосредоточиться, уйти в себя; четко и логично формулировать свои мысли, задачи, выводы, предположения; просто думать о сложных вещах, рассказывать о них в терминах, понятных собеседнику; высокой интенсивности генерирования идей; умению по отрывочным данным синтезировать общую картину; творческой раскованности, умению мыслить легко, без предрассудков; кругозору.

В конце каждого учебного года студентами, преподавателями и учеными проводится рефлексия по оценке качества научно-исследовательской работы: осуществляется самооценка каждым собственного самообразования, самоощущения в роли исследователя собственной учебной, практической и научной деятельности. Ответственным этапом является выдвижение идей по совершенствованию и развитию содержания и форм творческой работы; все принимается, приветствуется, оценивается экспертной группой, которая определяет и принимает эффективные для реализации теоретические и практические предложения.

Аналитическая деятельность по изучению эффективности исследовательской деятельности способствует постоянному совершенствованию содержания и технологии научно-исследовательской работы.

На учредительной конференции СНО студенты 2-3 курсов отчитываются о результатах исследовательской работы, демонстрируя программы и фрагменты своих исследований. Выступают научные руководители, ученые с наказом студентам - исследователям (этические основы исследовательской работы):

1. Люби то, что делаешь, и не противься этой любви.

2. Будь последовательным, не торопись делать выводы, не подвергнув их анализу.

3. Овладей всем, чем могут овладеть ум и сердце.

4. Не отрицай традиционного в науке.

5. Будь всегда в поиске: день без поиска и творчества - день без надежды на завтра.

6. Во все вникай, и все доводи до конца.

7. Не стесняйся задавать вопросы всем и себе: помни, научиться задавать вопросы куда труднее, чем на них отвечать.

8. Делись с другими тем, что ты познал, открыл - доставь эту радость окружающим.

9. Иди своим путем, не отвергая путь других.

10. Будь честен, принципиален и требователен прежде всего по отношению к себе.

Исследовательская деятельность - это решение проблемных ситуаций, являющихся для обучающегося процессом, а не результатом образования, и именно эта тактика использовалась учеными для реализации стратегии исследовательского образования.

Современное профессиональное образование предполагает превращение знаний в средство творческого освоения окружающего мира, что заставляет всех отказаться от традиционного получения знания на добывание знаний, связанное со стимулированием познавательной деятельности, использование учебного диалога, опоры на воображение, использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и т.д.

Процесс обучения должен отвечать определенным требованиям как по содержанию, так и в процессуальном плане, чтобы студент всегда находился в роли исследователя как образования, так и собственного развития: студент должен испытывать неудовлетворенность от собственного незнания или имеющимися знаниями и представлениями, которые он хочет самостоятельно добывать, решая нерешенные проблемы, идти дальше, рождая новые идеи, предположения, альтернативные решения, подвергаемые исследованию и обсуждению в условиях доброжелательного восприятия неординарных решений.

Подготовка специалиста-исследователя осуществляется полноценно, когда студент способен поставить проблему, предложить варианты ее решения, сделать выводы, обобщения, которые можно использовать в новой ситуации.

Идеологи образовательной стратегии придерживаются представлений зарубежных дидактов о 3-х уровнях исследовательского обучения:

1-й уровень – постановка проблемы и определение метода ее решения, решение учащийся осуществляет самостоятельно;

2-й уровень – постановка проблемы, а метод ее решения студент ищет самостоятельно;

3-й уровень – постановка проблемы, отыскание метода и разработка решения осуществляется студентом самостоятельно.

Культура педагогического коллектива определяется осознанием новых, актуальных подходов к подготовке специалиста-исследователя:

- культурологического – формирование содержания образования через приоритетное развитие “человекознания”;

- личностно-деятельностного – использование новых технологий процесса обучения, способствующих развитию личности;

- полисубъектного – субъективная позиция будущего специалиста, персонализация профессиональной подготовки;

- индивидуально-творческого – структура взаимодействия преподавателя и студента.

Целенаправленная работа по приобщению студентов к исследовательской деятельности сопровождается активизацией и развитием творческого потенциала преподавателей, чья деятельность основывается на концептуально значимых положениях:

1. Не следует пытаться научить вещам, которым лучше и проще всего научиться.

2. Основа всего - универсальная грамотность, подразумевающая обязательное осуществление приоритета образования.

3. Учебное заведение - средоточие приобретения информации с последующим ее анализом, оценкой, оперированием ею в различных условиях.

4. ГОС, программы, учебники - источник самообразования студента.

5. Цель обучения - развитие исследовательских качеств студентов, чья интеллектуальная подготовка является основой профессиональной компетентности.

6. Подготовка студента - исследователя - это преодоление противоречия между заранее определенным и предписанным содержанием обучения и необходимостью свободы и гибкости в отборе видов деятельности учащегося и их содержания в соответствии с меняющимися обстоятельствами и ситуативными потребностями. Это постоянный поиск ответов на вопросы, которые задает себе сам студент, преподаватель и др.

Спецкурс по технологии исследовательской деятельности определяет принципы и формы исследовательского обучения, которые не только теоретически, но и практически реализуются в педагогической деятельности коллектива:

- предоставлять возможность студенту самостоятельно изучать ведущие идеи и понятия;

- предлагать решение ситуативных, проблемных задач с использованием мыслительных операций;

- поощрять поиски альтернативных идей, решений; умение анализировать, сравнивать и т.д.;

- предлагать собственный путь изучения материала, делать выводы, обобщения;

- осуществлять поиск формулировки проблемы с различных точек зрения;

- отыскивать факты для понимания и решения проблемы;

- генерирование идей, поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке.

Создание доброжелательности, принятие всего, что предлагает студент, воздержание от оценки, поддержка живости воображения, фантазии, развитие самооценки собственного развития - основа воспитания специалиста - исследователя - явилась методологической основой в преподавании всех предметов.

Девиз исследовательской работы “Дать другому быть другим” в основе психолого - педагогического обеспечения учебно-воспитательного процесса.

Промежуточным результатом единой концептуальной основы подготовки специалиста-исследователя является определение студентов в проблемах исследования по дисциплинам, а программы исследования разрабатываются в студенческом научном обществе.

Работа в СНО осуществляется в соответствии с парадигмой образования: “Знай, что развивается в твоем ученике, и умей это обеспечить”.

При этой парадигме преподаватель выступает в роли консультанта, студент - в роли изучающего, что предоставляет возможность создания студентом своей траектории образования, а преподаватель - консультант обеспечивает рефлексию и помогает восполнить дефицит знаний у студента, проектирующего и реализующего собственную образовательно-профессиональную деятельность.

Открытие и изобретение – длительный процесс со многими фазами, различными по характеру и интенсивности протекания, но все они составляют звенья единой закономерной цепи познания.

Преодоление познавательного барьера совершается с помощью интуиции. Она представляет собой не познавательный психический акт, стоящий ниже обычного, формально - логического способа рассуждения и обобщения, а напротив, относится к проявлению творческого, продуктивного мышления, подчиняющегося законам диалектической логики. Открытие кажется исследователю внезапным озарением или даже наитием, словно внутренний голос подсказал то, что находилось перед глазами, но было задернуто какой-то пеленой.

Если познавательный барьер обнаруживается в такой высшей форме духовной деятельности интеллекта, как научное открытие, то его зачаточная форма может быть установлена уже в простейших мыслительных процессах. Элементарные акты мышления, содержащие в себе обнаружение (или преодоление) познавательного барьера, могут служить моделью самого научного открытия, как бы его “клеточкой”.

Познавательные барьеры возникают у всех людей. У одних - смышленных, сообразительных, догадливых - сильно развита способность мысленно преодолевать эти барьеры. В этом обнаруживается широта кругозора.

Интуиция столь же неотъемлема от творческой деятельности человека, как и фантазия.

Личностные методы стимулирования творческого мышления с успехом применяются для развития творческих способностей личности, направлены на снятие более глубоких, нежели стереотипы мышления, личностно - психологических барьеров на пути творчества. Цель - преодоление внутренних запретов на самовыражение чувств, ощущений, взглядов, ценностей личности (происходит раскрепощение индивидуальности, высвобождение творческих возможностей человека).

Групповая динамика (Б. и П. Холлераны) - специальная программа развития группы позволяет людям открыть и развить в самих себе качества безопасности, уверенности в себе, самооценки, открытости, коммуникабельности.

Трансцендентальная медитация (Ф. Трэйвис) и методика формирования целостности и веры в себя (Р. Пиви) - основываются тоже на тезисе, что творческое мышление не равносильно навыку, который может приобрести каждый, а в нем находит свое выражение целостная индивидуальность. Эти методы увеличивают внутреннюю свободу человека, развивают целостную способность к творчеству во всех сферах жизни.

Возникший на Востоке несколько тысячелетий назад способ познания реальности медитация, на практике доказавший возможность целенаправленного расширения области взаимодействия сознания с информационным полем, содержащим в потенциальном виде всю информацию о реальности – в основе теоретического и практического обеспечения занятий по трансцендентальной медитации. Эффективность трансцендентальной медитации (ТМ) в повышении сообразительности, творческих способностей, улучшении нравственности студентов, в поиске познания истинной природы “Я” [4] [5].

Студенты, посещающие в течение года занятия по ТМ, в сравнении с теми, кто не посещает, значительно увеличивают свои умственные возможности и способности. Эти данные подтверждаются исследованиями, которые демонстрируют возрастание коэффициента интеллекта и быструю способность принимать решения. Изучение влияния ТМ на успеваемость выявило рост интеллектуальных способностей студентов на 12, 3%, улучшение у этих студентов академической успеваемости на 14, 3%, улучшение памяти на 23, 6%, интеллектуальной и исследовательской ориентации на 13, 7%.

Занятия ТМ сказались и на развитии личности:

- ускоренное саморазвитие (15, 7%);

- выросшая вера в себя и самореализация (26, 4%).

Отличие инструментальных методов от личностных в том, что в первом случае - это особая процедура выработки группового решения и определенный способ организации собственной мыслительной деятельности по решению конкретной задачи (обычно дается алгоритм решения; и потом осознание творческой свободы).

Личностные методы рассчитаны на развитие общей способности человека управлять своим поведением, формирование уверенности в себе и ощущение собственной силы, осознание беспредельных возможностей самосовершенствования в любой сфере психологической жизни.

Не отрицая высокую эффективность личностных методов, следует отметить популярность и распространенность инструментальных методов.

Формирование исследовательской культуры осуществляется поэтапно при серьезном интеллектуальном сопровождении студентов учеными-содержантами фундаментальных наук.

На первом этапе развиваются мыслительные операции, на втором – формируются исследовательские качества, на третьем – решаются учебно-исследовательские задачи и развиваются научно-исследовательские навыки, на четвертом – создаются собственные продукты творческого труда.

На первом этапе приобщения к исследовательской деятельности всеми преподавателями на учебных занятиях осуществляется обучение анализу и синтезу, т.е. умению разлагать объекты на составные части, выделять существенные стороны, изучать каждую часть, как элемент целого; соединять части объекта в единое целое.

Практически это реализуется при изучении студентами материала учебного пособия по дисциплине и сводится к строгому выполнению операций

- изучив текст, следует определить самую существенную его часть, сформулировать главную мысль;

- определить, какие следствия вытекают из главной мысли (теоретические и практические);

- определить, какие идеи вытекают из главной мысли;

- определить, насколько общий характер имеет эта мысль и какова область ее применения.

Студентам предлагаются различные тексты, которые сначала следует осмыслить в целом, затем разделить его на смысловые части и каждую часть в отдельности усвоить, установить связь между выделенными частями, воспроизвести текст в целом или его часть, сформулировать главную мысль своими словами. Развитию аналитико-синтетических операций способствует и работа по записи прочитанного: делая выписки фактов, терминов, выводов, следует отобрать существенное, установить связи между частями текста, дать оценку; составить план прочитанного текста - работа по совершенствованию мыслительных операций анализа и синтеза. Умению анализировать и синтезировать способствует составление тезисов и конспектов (для составления тезисов текст разбивался на смысловые части, в которых выявляется самое существенное, определяется значение каждой части и формулирует четкие положения, утверждающие или опровергающие высказывания, содержащиеся в тексте).

В соответствии с аналитико-синтетической схемой составляется и конспект, основанный на умении выделять главное, делить текст на смысловые части, устанавливать связи между частями текста, выдвигать на первое место самое существенное, определяя систему положений; давать ясное и лаконичное изложение содержания материала научным языком.

Сравнение - самая важная операция сознательного усвоения материала - используется всеми преподавателями.

Сравнение осуществляется на основе сопоставления (признаки сходства), противопоставления (признаки различия), полного сравнения (признаки и того, и другого).

Операция сравнения способствует глубокому усвоению предмета, поднимает мышление на более высокую ступень. Понять предмет - это прежде всего отличить его от других и установить сходство с родственными ему предметами. Определение общих свойств, признаков - результат сравнения. Без сравнения изучаемых фактов и выделения общих и существенных признаков невозможно производить обобщение.

На основе сравнения студенты учатся делать выводы гипотетического характера (умозаключение по аналогии). На основе сравнения и аналогии выдвигаются гипотезы. Предлагаются задания:

1. На основе информации об ученом изучить и подготовить биографический материал, определить область научных исследований, вклад в науку. Подготовить сообщение, используя сравнения и аналогии, на основе которых выдвинуть гипотезы научного характера:

 

             
 
1. Математик Макклорен в 17 лет возглавил кафедру, в 21 год стал членом Английского Королевского общества...
 
2. Немецкий математик Гаусс к 25 годам создал труды, ставшие классическими..
 
3. Дж. Уотсон в 25 лет один из авторов расшифровки генетического кода, лауреат Нобелевской премии...
 
 
4. Н. Басов и А. Прохоров - авторы фундаментальных работ по квантовой электронике, отмеченных Ленинской и Нобелевской премиями...
 
5. А. Эйнштейн в 32 года профессор, но еще до этого - в 26 лет - автор теории относительности...
 
6. Н.И. Лобачевский, ставший студентом Казанского университета в 14 лет, уже через 9 лет в основном решил проблему об аксиоме параллельных прямых...

 

 

 
 
7. Де Бройль развил свои идеи о корпускулярно - волновой природе вещества еще в первой диссертационной работе по окончании Парижского университета, иными словами, эти важнейшие принципы современной физики были уже сформулированы в дипломной работе...

 


Целенаправленная работа по использованию сравнения в учебной деятельности помогает студентам не только правильно понимать и формулировать сущность операции, проводить обобщающее сравнение по обобщенным и существенным признакам, выявленным в полном объеме, но и осуществлять ее перенос в другие ситуации и в другие области знания.

Умение вести поиск наиболее удачных правил сравнения, формулировать их и применять в учебной и исследовательской деятельности завершает обучение сравнению.

Связь единичного, особенного и всеобщего при мысленном переходе от отдельного к общему есть обобщение - соединение сходных предметов по случайным, общим для них признакам; более высоким уровнем является объединение предметов по множеству сходных признаков, как основных, существенных, так и частных, случайных.

Обобщение - компонент теоретического мышления, оно формирует научные понятия. Упражнения на обобщение сопровождаются заданиями на абстрагирование и конкретизацию - это операции, используемые в процессе обобщения.

2. В период пассивной педагогической практики студентам на основе алгоритма предлагается провести наблюдение, как проводится работа с научными понятиями, обобщив имеющиеся знания (Что такое понятие? Каковы уровни психологического строения понятия? Какие существуют уровни определения понятий? В чем различие между житейскими и научными понятиями?):

1) определить, на каком уровне воспроизводится определение знакомых учащимся понятий;

2) проследить, как преподаватель вводит новые понятия.

Студентам предлагается краткая содержательная информация: в психологии познания проблема соотношения мышления и речи занимает важное место. Роль слова, знака в продуктивной перестройке интеллектуальных функций, данных человеку природой, является определяющей: знаковые системы отражения объективной реальности мира окружающих человека физических предметов дополняют мир мыслимого. Каждое слово есть обобщение, являющееся средством формирования понятий - высшего уровня обобщения, характерного для словесно - логического мышления.

Понятие имеет три уровня смыслового строения: 1) ряд образов, стоящих в одном ряду; 2) включение образа в иерархическую систему более обобщенных категорий; 3) подключение образов, подчиненных данному понятию.

Уровни определения понятий:

1. Слово - понятие вызывает систему эмоциональных переживаний и наглядных образов.

2. Система наглядных воспоминаний о качествах и функциях предмета, выраженного словом.

3. Слово актуализирует систему логических связей: дает определение через родовидовое соотношение (обобщенное понятие).

Житейские понятия формируются через личный практический опыт с преобладанием наглядно - образных связей.

Научные понятия формируются благодаря вербально - логическим операциям, которые формулируются преподавателем и затем наполняются конкретным содержанием.

3. В период активной педагогической практики студенты используют алгоритм эффективного формирования научных понятий:

1) для каждого понятия найти более широкое понятие (отнести к роду);

2) указать существенный признак, отличающий данный вид от других видов, принадлежащих тому же роду;

3) дать определение через род и видовое отличие.

4. На основе высказываний ученых предлагается определить интеллектуальные и личностные качества исследователя. Обобщить полученные данные.

 

В. Энгельгарт “В труде ученого много упорной, длительной, часто однообразной работы, разочарований, обманутых надежд и ожиданий, непрестанного преодоления трудностей и неожиданных препятствий, возникающих одно за другим.
Луи де Бройль “Воображение, позволяющее нам представить сразу часть физического мира в виде наглядной картины, выявляющей некоторые ее детали, интуиция, неожиданно раскрывающаяся нам в каком-то внутреннем прозрении, не имеющем ничего общего с тяжелым силлогизмом, глубины реальности являются возможностями, органически присущими уму; они играли и повседневно играют существенную роль в создании науки....Наука, по существу рациональная в своих основах и по своим методам, может осуществлять свои наиболее значительные завоевания лишь путем опасных внезапных скачков ума, когда проявляются способности, освобожденные от тяжелых оков старого рассуждения: их называют воображением, интуицией, остроумием”.
А. Петровский “Оперирование образами позволяет “перепрыгнуть” через какие-то не до конца ясные этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат”
Ф. Цвикки “Комбинирование как возможность систематизировать процесс перебора вариантов...”
А. Матюшкин “...способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих эстетические, нравственные и интеллектуальные оценки”
Ч. Чиллс “Пусть каждый сам себе будет методолог и сам себе теоретик. Отстаивайте приоритет индивидуального исследователя...” “Стройте любые формальные теории и модели...”
Хилон из Эфор “Познай самого себя, и ты познаешь Вселенную и Богов”
Лао - Цзы “Будьте внимательны к своим мыслям - они начало поступков”
Платон “...схватывать общим взором и возводить к единой идее то, что повсюду разрозненно, чтобы, давая определение каждому, сделать ясным предмет изучения” (метод сведения), а с другой - о “способности разделять все на виды, на естественные составные части” (метод деления). Разделяя единую идею на роды и виды, мы получаем множество видовых различий, из которых складывается понятие сущности
М. Ломоносов “Аналитик не должен спешить с осуждением гипотез. Они дозволены в философских предметах и даже представляют собой единственный путь, которым величайшие люди дошли до открытия самых важных истин”
Д. Аламбер “Все определяется полезностью”
Ф. Бэкон “Знание - сила”
Т. Гоббс “Знание - лишь путь к силе...”

 

В упражнениях на эмпирическое обобщение, например, рассматриваются конкретные единичные предметы, устанавливается сходство и различие между ними, определяется несущественное и выделяется общее для группы рассматриваемых предметов.

В упражнениях на теоретическое обобщение определяются существенные признаки предметов данного класса и из них выделяются те, которые есть у всех без исключения предметов данного класса.

Для обобщения используются пути: индуктивный, дедуктивный, от единичного к общему и от общего к частному.

Качественным результатом сформированности операции обобщения является глубина понимания сущности операции обобщения, умение выявлять связи между обобщением и другими операциями мышления, умение сравнивать объекты обобщения, находить в них общее, выделять существенное, несущественное, давать определение образованному понятию, умение выделять из единичного общее и подводить частное под общее, умение осуществлять обобщение и делать выводы из других фактов или явлений данного предмета, а затем и из других предметов.

Профессионально значимы операции на сравнение традиционных форм обучения, приемов и средств активизации познавательных интересов учащихся. Актуализации знаний служат сравнения понятий, терминов, концепций по предметам, изучаемых в разных теоретических источниках. На основе анализа и сравнения студенты овладевают операциями систематизации, обобщения и классификации.

Критерием осознанности служат таблицы, схемы, используемые студентами в период педагогической практики с целью систематизации, обобщения материала по определенной теме, разделу, предмету.

Задания на мыслительные операции:

1. Дать определение “культуры” из разных источников, сравнить, обобщить, сделать выводы.

2. Дать определения “ситуации”, сравнить, обобщить, сделать вывод.

3. Сравнить традиционные и инновационные технологии. Найти общее и различное, сделать вывод.

4. На основе анализа и синтеза сравнить цели, задачи, принципы, методы, формы, средства обучения и воспитания. Составить схему на основе теоретических выводов, что объединяет и отличает, например, обучение и воспитание.

5. Разработать таблицу, схему, модель, программу “педагогики творческого саморазвития”, сделать обобщение, учитывая, что студент должен овладеть системой знаний:

- базовых педагогических понятий;

- закономерностей и принципов;

- современных теорий и технологий обучения;

- требований к подготовке и проведению разнообразных форм организации обучения;

- основных воспитательных систем и теорий;

- методов педагогического исследования.

6. Составить и систематизировать на основе базовых педагогических умений развернутую карту компонентов данных умений:

1) проектировочные;

2) организационные;

3) коммуникативные;

4) диагностические;

5) исследовательские;

6) интегративные.

7. Осуществить систематизацию методов, форм и средств традиционного и инновационного обучения.

8. Систематизировать методы, формы и средства традиционного воспитания.

9. Сравнить технологии традиционных и инновационных форм воспитания.

10. Составить схему, таблицу “Традиционные и инновационные технологии обучения и воспитания”.

11. Составить обобщенную таблицу традиционных и инновационных форм обучения.

Решение учебных задач сопровождается анализом профессионально значимых ситуаций с обязательной оценкой и самооценкой данной педагогической ситуации.

Реализация содержания профессионального образования осуществляется с использованием инновационных методов и приемов, включающих студентов в процесс изложения материала, формулирования проблем, собственных открытий; были популярными лекции-диалоги, лекции-рассуждения, лекции конструирования теории и проектирования практической деятельности; межпредметные и междисциплинарные лекции. Практические занятия проводятся в форме обзорных, поисковых семинаров; особой популярностью пользуются семинары с индивидуальной, групповой работой, семинары-дискуссии, “круглые столы”, семинары генерации идей, ОДИ, диспуты.

Интерес вызывают занятия по разработке индивидуальных образовательных программ и их защите.

Второй этап приобщения к исследовательской деятельности связан с формированием исследовательских качеств студентов, основа которого – развитие мыслительных операций, сопровождаемое теоретическим и практическим осмыслением культуры интеллектуального труда.

Студенты овладевают технологией работы с учебной и научной литературой.

Преподаватель совместно со студентами в педагогической мастерской изучает программы по предметам, определяет списки обязательной и дополнительной литературы, учит расписывать ее на библиографические карточки, формулирует основные вопросы (эффективные для мотивации интеллектуального труда), которые должны узнать студенты при изучении данной дисциплины.

Темы, подтемы расписываются на отдельные карточки и начинается просмотр обязательной литературы с целью нахождения ответов на сформулированные вопросы и определение страниц, на которых содержатся ответы на вопросы. Информация по источнику заносится на отдельные карточки, соотносится с оглавлением учебника, сопоставляется с программой.

Начинается изучение темы сначала по одному, а затем по многим источникам. Эта работа будет эффективной, если ее сопровождать встречами с учеными, которые сначала делают обзор тем, предлагаемых вниманию аудитории, предлагают литературу и основные вопросы и лишь потом лекцию.

Последовательно, в соответствии с общей установкой предлагаются приемы для фундаментального осмысления материала:

- задаются разносторонние вопросы по тексту, рассчитанные на проникновение в глубину содержания;

- текст делится на законченные по смыслу части, выделяются основные идеи;

- составляется план прочитанного;

- в соответствии с планом проводится запись тезисов, конкретно и точно определяющих пункты плана;

- для системности студенты ведут записи в определенной последовательности, что способствует формированию таких качеств характера, как строгость, последовательность, конкретность, точность, целенаправленность, обязательность, ответственность:

 

 

№ пп Название источника Тезисы Комментарии
       

 

 

Для наглядного составления целостной картины успешно используются либо схемы, либо модели, либо таблицы собранного материла: студенты на основе собранного материала оформляют конспекты, строго отражающие содержание источника.

На этом этапе готовятся доклады, рефераты по конкретной теме, конкретному источнику, проблеме в соответствии с исследовательским интересом автора.

Идет обсуждение докладов с обязательной оценкой содержания и формы предъявления материала студентами. Характерно использование самооценки автором доклада, т.к. в формировании аналитической культуры, как правило, сложным является именно самоанализ, самооценка.

Этот этап характеризуется проведением публичных чтений с анализом содержания и составлением индивидуальных и коллективных планов, тематических дискуссий, отражающих умение выдвигать идеи, собственные решения, выражать неадекватные точки зрения, защищать их, не боясь быть не таким, как все, стремиться к творческой свободе и уметь ею распоряжаться.

Развитию творческих качеств способствуют методы перевоплощения с обязательным детальным описанием того, что испытывает данный предмет (“Я-скрипка”, “Я-дверь”, “Я-книга” и т.д.), введением данного образа в рассказ; символического видения, сравнения фактов, конструирования понятий, правил, конструирования теорий; “Если бы...”, гиперболизации и др.

Самым популярным в этот период развития исследовательских качеств является “мозговой штурм” – генерация идей и контридей – проводимый строго в соответствии с правилами (генерация идей осуществляется на основе запрета любой критики, всячески поощряются реплики, шутки; полученные в группах идеи приводятся в систему, объединяются по общим правилам; изучаются критические замечания и отбираются только те, которые не были отвергнуты контридеями).

На этом этапе продуктами творческого труда студентов являются сообщения на заданную или выбранную самими студентами тему, доклады по актуальным проблемам изучаемого предмета, решение учебных и профессиональных задач, анализ трудов ученых в области научных интересов студентов, встречи с учеными - практиками, участие в педагогических чтениях, научно - практических конференциях, конкурсах на лучшую творческую, исследовательскую работу в учебном заведении и на краевом уровне.

Все работы должны носить личностно и нравственно ориентированный характер.

На третьем этапе вместо занятия используется образовательная ситуация.

В основе образовательной ситуации актуализация знания о незнании и рождение личного образовательного опыта и результата посредством целенаправленно простроенной деятельности преподавателем.

Целесообразно использование заданий:

1. Создание ситуации по определению преимуществ и недостатков всех типов обучения, которую должны решить студенты, осознав ее, поставив цель деятельности по отношению к решению проблемы.

Преподаватель уточняет тему и создает необходимую образовательную среду, выясняет, какие формы обучения используют преподаватели для реализации содержания образования по предмету. Студенты из опыта личного образования дают ответы, на основе которых преподаватель вместе со студентами классифицирует типы обучения, а затем вновь обращается к опыту студентов для выяснения преимуществ и недостатков.

Работа осуществляется поэтапно:

а) на первом этапе коллективно создается таблица:

 

Типы обучения Преимущества Недостатки
     

 

б) на втором этапе индивидуально (каждый самостоятельно вносит в свою таблицу) определяются преимущества и недостатки;

в) на третьем этапе проводится коллективное обсуждение и систематизация полученного материала;

г) на четвертом - обозначение и оценка достигнутых результатов, формирование окончательной образовательной ситуации.

2. На основе структуры инновационной деятельности преподавателя разработать проект занятия с использованием современных технологий обучения (В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997., С.97) (см. Рис. 1).

 

 
 

 

 

 

 


Рис. 1. Структура инновационной деятельности преподавателя.

 

Формированию исследовательской культуры способствуют приемы:

- “мозг мыслителя” - изучение способов решения учеными творческих задач, ведущих к открытию: авиаконструктор А. Туполев говорил: “Надо на вещь, на собственную работу мысли, на технические схемы решения задач, которые мы применяем, взглянуть непривычным взглядом. Надо взглянуть чужими глазами, подойти к ним по-новому, вырвавшись из обычного, привычного круга. Подобное отчуждение от обычной работы может быть связано с отдыхом, с болезнью, с перерывом, вызванным какой-нибудь поездкой. Очень много решений, которые не давались, просто и естественно приходили после отпуска, в результате отчуждения от нормальной колеи...”.

В кинокартине “Мальчик с окраины” очень хорошо изображена особенность творческого процесса. Герой фильма - изобретатель скорострельного пулемета - встречается с непреодолимой трудностью. В момент удара бойка по пистону ломается всегда одна и та же деталь. Дни и ночи проводит изобретатель в бетонном подвале оружейного завода, где стреляет из своего пулемета. Испробованы все способы, все материалы, но деталь по-прежнему подводит.

Друзья начинают беспокоиться о здоровье изобретателя, советуют ему отдохнуть. Однажды им удалось привести его в цирк. На манеже два клоуна разыгрывают незатейливую интермедию. Один пытается ударить другого, тот приседает, и оплеуха достается конферансье. Свой трюк он проделывает несколько раз.

“А что, если и мне в момент удара бойка по пистону прятать злополучную деталь пулемета? ” - молнией сверкнула мысль у изобретателя. Он тотчас вскочил с места и через полчаса уже был около своего пулемета. Так клоуны, сами того не подозревая, подали счастливую идею, решившую исход работы.

Известный французский исследователь стратосферы и морских глубин О. Пикар рассказал, как он преодолел затруднение при конструировании стратостата. Надо было обеспечить сбрасывание балласта из герметической кабины, не выпустив при этом воздух. Неожиданно помогло яркое воспоминание, сохранившееся с детства. Воспоминание о том, как укротитель на глазах у публики выходил из клетки с тигром. Сначала укротитель вышел в маленькую смежную клетку и сразу запер за собой дверь. Только после этого он открыл следующую дверь и оказался снаружи. Ни на миг обе двери не открывались одновременно, и хищник не мог выскочить из клетки. Идея шлюзовой камеры для сбрасывания свинцовой дроби из герметической кабины стратостата явилась как бы сама собой.

Эпизод из жизни одного из величайших ученых, астронома и математика Кеплера, жившего с 1571 по 1630 год. Благодаря этому эпизоду Кеплер, бывший уже до того великим астрономом, стал и великим математиком.

Примерно в 40 лет он овдовел и решил жениться во второй раз. Жена оказалась дочерью владельца винного погреба.

Вскоре после заключения брака произошел такой эпизод: пришел торговец проверить вместимость проданных бочек вина, чтобы назначить цену. Для этого он опустил в каждую бочку железный прут. Как известно, бочки не имеют правильной цилиндрической формы, и определение их объема не так уж просто, если не мерить объем ведрами, что при наличии большого количества бочек затруднительно. Кеплер заинтересовался вычислением объема бочек. В результате появилась гениальная математическая работа, которая так и называется - “Новая стереометрия винных бочек”.

На частном случае винных бочек Кеплер развил общие методы определения объемов, ограниченных кривыми поверхностями, и сделался одним из основателей интегрального исчисления, то есть важнейшей части математического анализа;

- “экспертная оценка выступления ученого - исследователя” (на основе магнитофонной записи оценить выступление ученого - исследователя, используя критерии:

1) актуальность:

а) метаактуальность;

б) научная актуальность;

в) практическая актуальность;

г) частичная актуальность;

2) новизна идей выступления:

а) новая концепция;

б) новый аспект в известной концепции;

в) детализация имеющейся концепции;

г) компиляция известного;

3) научный язык:

а) полная научная терминология;

б) частично - научная терминология;

в) житейско - бытовая терминология;

4) доказательность:

а) всесторонняя аргументация;

б) аналитическое отношение к фактам;

в) доказательство на основе первичных обобщений;

г) преобладание гипотетических доказательств;

5) сфера применения:

а) отрасль в целом;

б) конкретная область отрасли;

г) частичная разработка какой-либо проблемы.)

Учебные занятия на 3-ем этапе приобщения студентов к исследовательской деятельности проводятся по определенной схеме, чтобы образовательный процесс не противоречил замыслу развития и саморазвития исследовательской культуры:

- студенты знакомятся с ведущими терминами и содержанием образования по дисциплинам самостоятельно, а на занятиях идет обсуждение на понимание и утверждение этого знания в интеллектуальном опыте каждого. Характерно то, что студенты сами предлагают форму проведения занятия с проектированием его как по содержанию, так и по форме.

Не случайно самый ценный продукт творческой деятельности студента – занятие на ФСПО - является праздником для учащихся, преподавателей, однокурсников. И как следствие педагогическая культура студентов, вполне ими усвоенная в дни учения, плодотворно сказывается на культуре учащихся, которым не чинятся препятствия в проявлении творческих способностей, действия и мысли которых никогда категорично не подвергаются критике, а поощряются и корректируются.

Студенты-практиканты вместе с руководителями последовательно осваивают в практической деятельности модель систематического исследования через постановку проблемы (рассказ, опыт, ситуация), которую учащиеся самостоятельно пытаются решить, обращаясь ко всевозможным источникам и выдвигая предположения, поощряемые преподавателем, ведут поиск и одновременно сбор материала, обсуждаемого всеми для объяснения учебной проблемы.

На четвертом этапе осуществляется проектирование учебных ситуаций, серьезных программ исследования актуальных проблем в разных областях научных интересов студентов.

Педагогическое проектирование готовит студентов к методологии педагогического исследования, к этому времени уже достаточно хорошо ориентирующихся в соотношении эмпирического, теоретического и методологического уровней в педагогических исследованиях.

Предметом особой важности является отработка преподавателей со студентами в соответствии с выбранной темой исследования проблемы, актуальности, гипотезы, цели, задач, объекта, предмета, методов исследования, научной и практической значимости.

Каждый студент представляет на защиту программу исследования и приступает к реализации данной программы.

Этот период характеризуется участием в научно-практических конференциях и конкурсах на лучшую творческую, научно-исследовательскую работу, которые отмечаются призами, грамотами, стипендиями администрации Краснодарского края, но особым признанием являются публикации работ студентов в сборниках научных работ краевых научно-практических конференций.

Студенты осуществляют исследования по актуальным проблемам обучения и воспитания, проявляя наблюдательность, аналитичность, креативность.

Авторы исследовательских работ, требовательные и ответственные по отношению к себе, отличаются объективной самооценкой, могут соотнести свои возможности и способности, опираясь на опыт творческой деятельности.

Студентов-исследователей характеризует творческое вдохновение, творческое самопознание, творческая самостоятельность, определяющие статус, самоуважение будущих специалистов, способных исследовать проблемы профессиональной деятельности и “Я” - концепции. Эти качества определили эталон личности студента - исследователя (см. Рис. 2).

 
 

 

 


Рис. 2. Эталон личности студента-исследователя.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.085 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал