Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование исследовательских качеств студента.






Исследовательская культура специалиста в настоящее время опреде­ляет все основные показатели готовности человека к эффективной профес­сиональ­ной деятельности. Постоянно изменяющееся произ­водство, дело­вая, финансовая и иная практика требу­ют непрерывного совершенствова­ния профессиональ­ной компетентности и творческого стиля деятельнос­ти. А это предполагает аналитичность интеллекта, развитие пытливости, вдумчивости и креативности.

Профессионал в системе непрерывно изменяю­щихся социальных, идеологических, профессиональ­ных и межличностных отношений также вынужден непрерывно исследовать себя, изучать, оценивать и со­вершен­ствовать свой личный статус, определять свое влияние на других. Иссле­дование других и самоисследование сливаются в единый процесс.

В силу этих явлений возникает необходимость со студенческой скамьи формировать исследователь­ские качества будущего специалиста.

Кроме того, в самой вузовской педагогике все чаще формируется идея исследовательской направ­ленности всей профессиональной подготовки (В. Р. Атоян, Е. В. Бондаревская, А. А. Греков, В. И. Загвязинский, Б. Л. Выдыкин, П. И. Пидкасистый, Н. С. Пряжников, В. А. Шаповалов и др.). В сущности, именно в исследовательской деятельнос­ти студентов формиру­ются основные личные каче­ства будущего профессионала - исследователя.

Более чем в 200 работах по вузовскому обуче­нию нами вычленены ос­новные исследовательские качества личности, которые возможно форми­ровать в образовательном процессе. Вычленились три груп­пы исследова­тельских качеств:

1. Профессионально-ориентированные: эрудиро­ванность, компетент­ность, осознанность, объектив­ность;

2. Профессионально-аналитические: пытливость, логичность ума, рас­четливость, проницательность, сообразительность, критичность.

3. Профессионально-прогностические: дальновид­ность, прогностич­ность, предусмотрительность, прони­цательность.

Каждая группа качеств выполняет свои ведущие функции: первая - ориентация в условиях жизни, практики, деле и самом себе; вторая - оценка сло­жившейся ситуации, возможность реализации своего потен­циала в конкретной деятельности, прогнозиро­вание возможных трудно­стей, ошибок, оптимальных вариантов исправления принятых решений, программ деятельности; третья - обеспечение планирования, прогнози­рования и самоорганизации деятельности. Все три группы исследователь­ских качеств предпо­лагают одновременное изучение себя и обстоятельств, измерение потенциала своего труда и труда других. В той или иной мере классификация условна, ис­следовательские качества могут одновременно вклю­чаться в другие группы, например, объективность, компетентность.

В работе со студентами медицинского вуза мы предлагали им соста­вить проект-программу профессионального развития.

Программа исследовательской культуры строи­лась студентами, исходя из следующего алгоритма:

1. Подчеркните исследовательские качества, которые необходимы для вашей будущей профессиональной деятельности (перечень качеств с уче­том специальности).

2. Составьте для себя программу формирования главных качеств, ука­жите их последовательность по значимости.

3. По указанному образцу составьте программу самовоспитания ис­следовательских качеств.

4. Методы и приемы самовоспитания: чтение на­учно-популярных книг, работа со словарями и эн­циклопедиями, конспектирование одновре­менно нескольких источников, разработка и уточнение разных категорий, идей, моделирование проектов саморазвития, самореализации, участие в дискуссиях, спорах, диспутах, деловых играх, решение проблемных ситуа­ций, создание алгоритма решения ситуативных задач, решение теоретиче­ских задач, создание их образцов, проверка идей в действии, разработка разнообразных способов применения идей в практи­ческой деятельности, самоисследование в деле, работа по проектированию, прогнозированию результатов де­ятельности, самоанализ и самооценка своего поведения, са­моанализ прошлого опыта, анализ неудач и ошибок, анализ продуктов соб­ственной деятельности.

Каждый студент выбирает те качества интел­лекта, которые ему необ­ходимы, а из методов и приемов самовоспитания выбирает то, что ему подходит для самовоспитания этих качеств. Суще­ственную помощь сту­денту могут оказать книги Р. С. Битяновой " Психология личностного роста" (М., 1995), А. И. Кочетова " Как заниматься самовос­питанием" (Минск, 1991), А. Г. Ковалева " Личность воспитывает себя" (М., 1983), Э. Л. Цветкова " Мастер самопознания или погружение в " Я" (СПб., 1999).

Исследовательские качества будущего специали­ста формируются в учебном процессе. Для озна­комления с состоянием этой работы в вузах, ее анализа, мы провели анкетирование среди препода­вателей, которым пред­ложили следующие вопросы:

1. Какие характеристики студента вы счи­таете эталонными, крайне не­обходимыми для работы по профессии (под­черкнуть пять из числа пред­ложен­ных): профессиональная компетент­ность, профессиональная направ­ленность, профессиональное самоосозна­ние, от­ветственность, объектив­ность, сообрази­тельность, требователь­ность к себе, адекватная само­оценка, оптимистичность, трудолюбие, орга­низованность?

2. Какие интеллектуальные качества формиру­ются на основе вашего учебного предмета оптимально (три на выбор): эрудированность, пытли­вость, логичность, прогностичность?

3. Какие технологии развития профессионально­го мышления вы ос­воили: " мозговой штурм", уровневую дифференциацию, проблемное изу­чение, дело­вые игры, программирование, диалог культур, учебный диалог, укрупнение дидакти­ческих единиц, поэтапное формирование умственных действий, интеграцию обучения и практики, компьютерные технологии, учебное моделирование, ме­тод морфологического анализа?

4. Перечислите примеры, которые активизируют мышление студентов по вашему предмету.

5. Какие виды исследовательских работ на заня­тиях вы используете?

Анализ анкетирования показал, что 66, 1% пре­подавателей работают в тра­диционном ключе на реп­родуктивном типе обучения, 31, 4% исполь­зуют " моз­го­вой штурм" и некоторые примеры программирова­ния или мо­дульного обучения. Целенаправленная работа по формированию научно-исследовательского мыш­ления проводится преимущественно на индиви­дуальной основе при написании курсовых, дипломных работ и подготовке докладов на студенческие научно-практические конференции.

Обобщая опыт преподавателей по данной про­блеме, мы пришли к сле­дующим выводам:

1. Перенасыщенность информацией вызывает наи­большие затрудне­ния у преподавателей и студентов при формировании исследовательского мышления.

2.Самостоятельная работа логически подводит к формированию ис­следовательского мышления, если сначала осуществляется по образцу, ал­горитму, по­том с помощью теории решаются практические за­дачи, далее проводятся конкурсы на лучшее решение задач, смотр идей, инициатив, совместная работа с пре­подавателями над какой-либо научной проблемой.

3. В учебном процессе целесообразна системность и последователь­ность освоения способов профес­сиональной исследовательской работы: критическое осмысление изучаемых процессов и явлений, наблюдение по алгоритму за происходящим, сравнение по сходству и различию, выделе­ние сущности, ядра информации, обнаружение противоречий.

Обеспечение единства учебной и исследовательс­кой деятельности студентов является основой про­фессиональной подготовки кадров.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал