Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование исследовательских качеств студента.
Исследовательская культура специалиста в настоящее время определяет все основные показатели готовности человека к эффективной профессиональной деятельности. Постоянно изменяющееся производство, деловая, финансовая и иная практика требуют непрерывного совершенствования профессиональной компетентности и творческого стиля деятельности. А это предполагает аналитичность интеллекта, развитие пытливости, вдумчивости и креативности. Профессионал в системе непрерывно изменяющихся социальных, идеологических, профессиональных и межличностных отношений также вынужден непрерывно исследовать себя, изучать, оценивать и совершенствовать свой личный статус, определять свое влияние на других. Исследование других и самоисследование сливаются в единый процесс. В силу этих явлений возникает необходимость со студенческой скамьи формировать исследовательские качества будущего специалиста. Кроме того, в самой вузовской педагогике все чаще формируется идея исследовательской направленности всей профессиональной подготовки (В. Р. Атоян, Е. В. Бондаревская, А. А. Греков, В. И. Загвязинский, Б. Л. Выдыкин, П. И. Пидкасистый, Н. С. Пряжников, В. А. Шаповалов и др.). В сущности, именно в исследовательской деятельности студентов формируются основные личные качества будущего профессионала - исследователя. Более чем в 200 работах по вузовскому обучению нами вычленены основные исследовательские качества личности, которые возможно формировать в образовательном процессе. Вычленились три группы исследовательских качеств: 1. Профессионально-ориентированные: эрудированность, компетентность, осознанность, объективность; 2. Профессионально-аналитические: пытливость, логичность ума, расчетливость, проницательность, сообразительность, критичность. 3. Профессионально-прогностические: дальновидность, прогностичность, предусмотрительность, проницательность. Каждая группа качеств выполняет свои ведущие функции: первая - ориентация в условиях жизни, практики, деле и самом себе; вторая - оценка сложившейся ситуации, возможность реализации своего потенциала в конкретной деятельности, прогнозирование возможных трудностей, ошибок, оптимальных вариантов исправления принятых решений, программ деятельности; третья - обеспечение планирования, прогнозирования и самоорганизации деятельности. Все три группы исследовательских качеств предполагают одновременное изучение себя и обстоятельств, измерение потенциала своего труда и труда других. В той или иной мере классификация условна, исследовательские качества могут одновременно включаться в другие группы, например, объективность, компетентность. В работе со студентами медицинского вуза мы предлагали им составить проект-программу профессионального развития. Программа исследовательской культуры строилась студентами, исходя из следующего алгоритма: 1. Подчеркните исследовательские качества, которые необходимы для вашей будущей профессиональной деятельности (перечень качеств с учетом специальности). 2. Составьте для себя программу формирования главных качеств, укажите их последовательность по значимости. 3. По указанному образцу составьте программу самовоспитания исследовательских качеств. 4. Методы и приемы самовоспитания: чтение научно-популярных книг, работа со словарями и энциклопедиями, конспектирование одновременно нескольких источников, разработка и уточнение разных категорий, идей, моделирование проектов саморазвития, самореализации, участие в дискуссиях, спорах, диспутах, деловых играх, решение проблемных ситуаций, создание алгоритма решения ситуативных задач, решение теоретических задач, создание их образцов, проверка идей в действии, разработка разнообразных способов применения идей в практической деятельности, самоисследование в деле, работа по проектированию, прогнозированию результатов деятельности, самоанализ и самооценка своего поведения, самоанализ прошлого опыта, анализ неудач и ошибок, анализ продуктов собственной деятельности. Каждый студент выбирает те качества интеллекта, которые ему необходимы, а из методов и приемов самовоспитания выбирает то, что ему подходит для самовоспитания этих качеств. Существенную помощь студенту могут оказать книги Р. С. Битяновой " Психология личностного роста" (М., 1995), А. И. Кочетова " Как заниматься самовоспитанием" (Минск, 1991), А. Г. Ковалева " Личность воспитывает себя" (М., 1983), Э. Л. Цветкова " Мастер самопознания или погружение в " Я" (СПб., 1999). Исследовательские качества будущего специалиста формируются в учебном процессе. Для ознакомления с состоянием этой работы в вузах, ее анализа, мы провели анкетирование среди преподавателей, которым предложили следующие вопросы: 1. Какие характеристики студента вы считаете эталонными, крайне необходимыми для работы по профессии (подчеркнуть пять из числа предложенных): профессиональная компетентность, профессиональная направленность, профессиональное самоосознание, ответственность, объективность, сообразительность, требовательность к себе, адекватная самооценка, оптимистичность, трудолюбие, организованность? 2. Какие интеллектуальные качества формируются на основе вашего учебного предмета оптимально (три на выбор): эрудированность, пытливость, логичность, прогностичность? 3. Какие технологии развития профессионального мышления вы освоили: " мозговой штурм", уровневую дифференциацию, проблемное изучение, деловые игры, программирование, диалог культур, учебный диалог, укрупнение дидактических единиц, поэтапное формирование умственных действий, интеграцию обучения и практики, компьютерные технологии, учебное моделирование, метод морфологического анализа? 4. Перечислите примеры, которые активизируют мышление студентов по вашему предмету. 5. Какие виды исследовательских работ на занятиях вы используете? Анализ анкетирования показал, что 66, 1% преподавателей работают в традиционном ключе на репродуктивном типе обучения, 31, 4% используют " мозговой штурм" и некоторые примеры программирования или модульного обучения. Целенаправленная работа по формированию научно-исследовательского мышления проводится преимущественно на индивидуальной основе при написании курсовых, дипломных работ и подготовке докладов на студенческие научно-практические конференции. Обобщая опыт преподавателей по данной проблеме, мы пришли к следующим выводам: 1. Перенасыщенность информацией вызывает наибольшие затруднения у преподавателей и студентов при формировании исследовательского мышления. 2.Самостоятельная работа логически подводит к формированию исследовательского мышления, если сначала осуществляется по образцу, алгоритму, потом с помощью теории решаются практические задачи, далее проводятся конкурсы на лучшее решение задач, смотр идей, инициатив, совместная работа с преподавателями над какой-либо научной проблемой. 3. В учебном процессе целесообразна системность и последовательность освоения способов профессиональной исследовательской работы: критическое осмысление изучаемых процессов и явлений, наблюдение по алгоритму за происходящим, сравнение по сходству и различию, выделение сущности, ядра информации, обнаружение противоречий. Обеспечение единства учебной и исследовательской деятельности студентов является основой профессиональной подготовки кадров.
|