Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место средневековой философии в духовной культуре общества.






На смену скептицизму приходит вера в Бога. Средневековая философия - философия христианства. Революционные идеи этой цивилизации: 1. возникает вера в бога2.идея спасения человеческой души3.в эпоху средневековья появляется идея равенства4. идея воздаяния.Выделяется два этапа: 1. патристика (2в-7в)2. Схоластика (11-14в.)Три ключевых принципа философии: 1. Теоцентризм. Бог в центре всего. Бог – совершенная реальность, высшая ценность, абсолютная истина. Бог это всегда причина и конец всего. Основная задача это определение имени Бога. Этот принцип предполагает деление мира на 2 составляющие: 1. мир совершенные (трансцендентный мир) 2. мир несовершенный.Выдвигалась мысль о том, что человек состоит из души и тела. 2.Принцип откровения. Истина открыта, человеку Бог3. Принцип креацентизма. Мир создан Богом из нечего. Человек – существо сотворенное богом. Патристика: Систематизация и выработка основных догматов. Представитель – Августин АвредиКлючевая проблема это проблема соотношения веры и разума. Девиз представителей Патристики – «Вера все, разум не что». Проблему, кот. поднимает Августин – проблема взаимоотношения человека и бога. Теология - учение о боге. Ключевое понятие Августина – любовь. Человека и бога связывает любовь.Схоластика 11-14в.Период, когда средневековая мысль набирает обороты. Период расцвета и заката. Появляются первые университеты в Европе при церкви. Первый универ появляется в Париже – Сорбонна 12в. Позже появляются Оксфордский и Кембриджский университеты. В университете было 4 факультета. Факультет общеобразовательный, факультет философский, факультет семи искусств. Обучение носило гуманитарный характер. После этого они могли получить три профессии: теологический, юридический, медицинский. Фома Аквинский 13 в. Аргументы существования Бога: 1. физический аргумент. Зло необходимо для испытания человека. 2. метафизический (философский). Зло необходимо для того, чтобы оттенять добро, также, как ночь оттеняет день. 3. моральный аргумент. Бог на столько добр, что он может не предоставить человеку право выбора.

5. Философия эпохи Возрождения и её основные черты.

Начиная с 15 века в европейских странах происходят крупные социально-экономические сдвиги. Появлялись мануфактуры, которые требовали рынков сырья и сбыта. Совершаются множество открытий, которые сильно повлияли на жизнь Европы. Все более осознается мысль, что не божья благодать, а человеческий разум, знания, воля способны сделать человека счастливым. Человек рассматривается как воплощение Бога и культура этого периода (как и философия), определяется как культура антропоцентризма. Особенно это выразилось в скульптуре и живописи. Художники видели в человеке божественное совершенство и выражали его в своих работах. Усиленно развивалось естествознание, механика, астрономия, физика. Благодаря трудам Коперника, Дж. Бруно, Кеплера, Галилея, Ньютона и других, создавалось современное естествознание, которое опирается на опыты и наблюдения.Все это сильно изменило философскую проблематику, в центре которой стали проблемы гносеологии. Принято выделять 2 направления: 1.Эмпиризм, согласно которому научное знание может быть получено из опыта и наблюдения с последующим индуктивным обобщением этим данных. Основателям эмпиризма были Ф. Бэкон, а его идеи развили Локк и Т. Гоббс.2. Рационализм, согласно которому научное знание может быть получено путем дедуктивного поведения, разнообразными следствиями из общих достоверных положений. Основателем был Р. Декарт (“Я мыслю, значит я существую”), а развили его Б. Спиноза, Лейбниц. Философия нового времени – это философия рационального антропоцентризма, согласно которому каждый человек представляет собой самостоятельную мыслящую субстанцию – действия и поведения его обуславливаются лишь его желаниями и мотивами.+вопросы 36, 37

6. Философия Нового времени и её основные особенности. Философия эпохи просвещения. Рационализм, механицизм.

17 в. -эпоха бурного развития буржуазного общества. В 17 в. Научные знания окончательно отделились от философии, а ведущей проблемой философии явл. метод познания Проблема метода представлена в 2 познаниях: 1) эмпиризм (опыт Бэккон). 2) рационализм - Декарт. Философия Бэккона. Начинает с великого восстановления наук, он предлагает новую классификацию научного знания в соответствии с человеческой душой Первым видом наук явл науки основанные на памяти (естественные, гражд История) Вторые науки основаны на воображениях (поэзия) Третьи науки основаны на разуме (философия). Теологию нельзя назвать наукой. Метод Бэккона - метод эмпирической индукции (опытное) Индукция предполагает движение от фактов опытов к их обобщению на уровне разума. Опыт - частное -разум (общие), фиксирует наличие заблуждения в познании. Эти заблуждения явл. идолами: 1) идолы рода - всеобщие ошибки заблуждения в познании Они выступают из ограниченности чел. опыта и разума - Вера, верить всегда легче чем познавать 2) идолы пещеры - индивидуальные ошибки заблуждения связанные с различным образованием и воспитанием людей. 3) идолы рынка - ошибки и неточности в познании связанные с неправильным использованием языка (а) слова многозначимы, б) мысль не всегда может быть адекватна выражена словами. 4) идолы театра - гипостизирование понятий, т е. наделение понятий реальным статусом (вера вложенная в авторитет) Первые два типа заблуждения устраняются в качестве эксперимента, вторые два при помощи индукции. Согласно Бэккону знания -сила, мы можем ровно столько - сколько знаем. Декарт - я мыслю следовательно существую. «правила для руководства ума», «первоначало философии». Метод декарта метод рациональной дедукции. Дедукция - разложение. Декарт начинает с требования универсального метода мышления сомнения. Сомневаться нужно во всем. А с другой стороны надо найти то существование, чего мы сомневаться не можем. Следовательно я сомневаюсь в существовании всего, но в том что сомневаюсь я сомневаться не могу. Я сомневаюсь - Я мыслю - Я Существую. Солипсизм - философ позиция в соответствии с которой реально существует мыслящий Я, а мир существует как содержание этого мышления Декарт вводит понятие Бога, опираясь на антологические аргументы. Только совершенное существо (Бог) может поселить сознание в несовершенное существо (людей), идею существования совершенного существа. Декарт явл сторонником врожденных идей. В отношении субстанции Декарт стоит на позиции дуализма: духовная субстанция, ее свойства мышления, телесная - свойства протяженность. В истории общественной мысли под эпохой Просвещения принято понимать XV столетие Термин Просвещение - это идеи прогрессивной общественной мысли в период становления промышленной (индустриальной) цивилизации в Европе. Философия эпохи Просвещения представляет собой последова-тельный культ человеческого разума. Рационализм - фил-ое направ-е, к-ое принимает разум за основу жизни и познания. Основоположники – Декарт, Спиноза, Лейбниц. Они отдают предпочтения разуму перед опытом. С помощью опыта мы познаем часть, а не целое. Ключевая задача Декарта – найти связь философии и науки. Четыре правила метода Декарта: 1. правило ясности и очевидности. Цель любого учения – нахождение ясной и очевидной истины. 2. Правило анализа. Всякую проблему нужно разбивать на такое кол-во частей пока эти части не станут, ясны и самоочевидны. 3. Правило синтеза. Следует объединять истины, открывшиеся при дроблении проблемы на части. 4. Правило проверки. Спиноза является сторонником Декарта. Он вводит классическое определение субстанции. Субстанция есть то, что является причиной самого себя. На самом деле существует одна субстанция – Природа и Бог (Пантеизм). Бог по Спинозе – философский Бог мышления. Главное в человеке это разум. Лейбниц. По Лейбницу сущ-ет то, что имеет на то основание. Этим законом Лейбниц оправдывает Бога. Этот мир явл-ся наилучшим из всех возможных миров, потому что он создан богом, а бог ничего не дает без основания. Механицизм — метод познания и миропонимание, основывающиеся на представлении, будто механическая форма движения есть единственно объективная. Механицизм выступал в качестве господствующего направления научно-материалистической мысли на протяжении 16 18 вв., когда механика была единственной развитой наукой, получившей применение в производстве, и потому казалась " наукой вообще", абсолютной наукой, располагающей соответственно абсолютным методом математикой, понимаемой в основном механистически. Г. Галилей, И. Ньютон, Т. Гоббс, Ж. Ламетри(Человек-машина), П. Гольбах (в философии).Основной идеей механицизма, как известно, было признание механической формы движения материи единственно объективной. В XIX веке механицизм утратил свою методологическую силу, но одна идея, составляющая основу этого учения, еще долго оставалась очень весомой.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал