Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Русский религиозно-философский Ренессанс (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.А.Флоренский и др.)философия русского космизма.
Яркой страницей духовной жизни России начала XX века была религиозная философия, которая, по убеждению ее создателей и исследователей, стала символом эпохи, квинтэссенцией теоретических и нравственных исканий российской интеллектуальной элиты. Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944) и Николай Александрович Бердяев (1874-1948). Оба пришли к религиозной философии, пережив разочарование в марксизме. В 1922 году в числе многих других русских мыслителей были насильственно высланы из Советской России; Поиски нравственного идеала на пути духовного обновления легли в основу явления, названного русским религиозным ренессансом.С одной стороны, он выражал не столько возрождение (" ренессанс"), сколько возврат к религиозной философии после недолгого (80 - 90 гг.) увлечения идеями позитивизма и марксизма. Две ветви русского религиозно-философского ренессанса: философская, представленной главным образом философами, прошедшими через увлечение марксизмом (" кающимися марксистами"), и культурно-эстетическая, представленной русскими символистами. Из всех направлений русской философии в советский период наибольшего взлета достиг Космизм. Основоположники: В. И. Вернадский (1863-1945) и К. Э. Циолковский (1857-1935). Рассматривая материю, В. Циолковский выдвигал три начала или принципа: время, пространство и сила. Эти понятия являются прежде всего элементами суждений и оттого вполне субъективны. Без материи не существует ни времени, ни пространства, ни силы, и наоборот. Фундаментальное открытие В. Вернадского – осознание того, что современная эпоха ознаменовывается переходом от биосферы к ноосфере. Николай Фёдоров (1829—1903). Главная задача человека и человечества в правильном понимании смысла жизни, в организации жизни в соответствии с этим смыслом. Прогрессивные идеи: 1)преемственность поколений, 2)всеобщее братство, бессмертие рода человеческого; 3)вера в безграничные возможности разума 4)бережное отношение человека к природе; 5)значимость достижений науки и техники. 13.Философская мысль Беларуси: основные особенности и этапы развития. 1) Предфилософский этап (X-XII вв.): распространение христианства (Кирилл Туровский, Ефросинья Полоцкая), просвещение и издание рукописных книг, формирование комплекса философских, общественно-политических, этических и эстетических идей.2) Гуманистическое и реформационное движение (XVI-XVII вв.): влияние Ренессанса и Реформации, формирование белорусской народности и языка. Скорина – идея общего блага, достигаемого с помощью права. Гусовский, Будный – антитринитаризм (неприятие троичности Бога), отрицание божественности Христа, загробного мира, признание диалектики прирожденным качеством человека. Тяпинский, Сапега.3) Схоластика (конец XVII - первая половина XVIII века): господство ордена иезуитов (Смотрицкий, Тылковский, Залусский). В противовес – атеизм Лыщинского.4) Просвещение (вторая половина XVIII в. – первая половина XIX в.): рационалистические философии, образование и воспитание, стремление к справедливому обществу, тайные студенческие общества (Нарбута, Стройновский, Чечот, А. Мицкевич).5) Национально-демократический этап (вторая половина XIX в. – начало XX в.): акцент на проблеме национального возрождения. Философски значимыми становятся темы национального самосознания, самоидентичности (Купала, Колос, Богушевич, Абдиралович).6) Марксизм-ленинизм (20-80 гг. XX в.): белорусские философы особо отличились в истории философии, методологии науки, диалектике, социологии, философии культуры.7) В 90-е годы XX в. начался новейший этап: расширение проблемного поля, глубокий и детальный анализ путей развития Республики Беларусь. 14.Метафизика и онтология. Категория бытия, её смысл и специфика. Основные формы бытия. Проблема соотношения материального и идеального в философии. Понятие материи. Современная философия и наука о структурной организации материи. Метафизика – ф-кое учение о сверхчувственных принципах и началах бытия. (ввёл А. Радосский). Онтология – раздел ф-фии о основах и принципах бытия, его стр-ре и закономерностях. Бытие –наиболее общая ф-кая категория, охватывающая совокупность многообразных проявл. мира, существ-щих в реальности. Мир имеет свою стр-ру. Выделяют: бытие материального мира-мир материи(природное бытие-естеств. натур. среда; бытие культуры-рукотворная реальность, созд. ч-ком; бытие ч-ка-био-соц-дух. существо; бытие общ-ва) и бытие идеального мира-духовное проявл. как ед-во процессов сознания и бессознательного.Сфера сознания- это совокупность идей, ценностей, ориентировок внутреннего мира ч-ка. Возникновение той или иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю. Материя – это наиболее общая философская категория, служащая для обозначения объективной реальности, данной человеку в его ощущениях. Материя – первооснова бытия, она бесконечна в пространстве и времени и не зависит от нашего сознания. Материализм понимает материю как единственно существующую субстанцию. Она несотворима, неуничтожима, вечна и бесконечна. Свойства материи: объективность, абсолютность, внутренняя подвижность, познаваемость, структурность орг-ции. Но важнейшими свойствами являются: пространство; время; движение как способ существования материи. Движение-это ф-кая категория, отраж-щая процесс изменения окр-щего мира, происходящих в пространстве и времени, как рез-т взаимод-вия. Материя бывает неживая(атом, молекул), живая(клетка, орган), социальная(ч-к, семья).
|