![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стратегия управления затратами на качество (два подхода)
• затраты на предупреждение возникновения несоответствий и улучшение качества • затраты на оценку качества • издержки вследствие внутренних несоответствий • издержки вследствие внешних несоответствий В отдельных частных случаях это дает полезные результаты, но ведет к логическим трудностям, поскольку в процессе решения экстремальной задачи получается некоторый «экономически оправданный» уровень брака или несоответствий, что представляется абсурдным в принципе. Кроме того, такой подход ставит перед пользователем ложные дилеммы об отнесении тех или иных видов затрат к той или иной из четырех групп. Но самое важное – это отрыв затрат на качество от общих затрат предприятия, ведущий к выделению управления качеством в самостоятельную функцию и утрате прямой связи этой деятельности с результатами бизнеса. Позднее Ф. Кросби предложил иной подход, состоящий в разделении затрат на две категории. В его основе лежит стремление к нулевому уровню дефектов в процессе деятельности предприятия. Он различает затраты, связанные с производством «правильной продукции с первого раза» (цена соответствия), и затраты, вызванные необходимостью исправления допущенных несоответствий или брака (цена несоответствия). Для диагностики уровня, достигнутого предприятием в отношении понимания проблем качества, Ф. Кросби ввел так называемую решетку зрелости. Однако практическая реализация подхода Ф. Кросби в силу ряда причин не всегда вела к желаемым результатам. Так, например, стремясь к «нулю дефектов» при удовлетворении требований потребителей, мы можем легко зациклиться на сегодняшнем понимании того, «т.е. нуль дефектов», и упустить из виду не сформулированные или вновь возникшие требования. Нам будет казаться, что мы добились «нуля дефектов» и все хорошо, а на самом деле бизнес – в серьезной опасности. Более того, чтобы лозунг перестал быть просто лозунгом, нужен конкретный механизм, позволяющий довести до каждого сотрудника индивидуальные критерии его деятельности с точки зрения достижения «нуля дефектов».
11. Характеристика и особенности стандартов ГОСТ Р ИСО 9001: 2015 и ГОСТ Р ИСО 9004: 2010 отличия от предыдущей версии в ИСО 9001: 2015? 1. базовым для унификации стандартов на другие системы менеджмента («структура высокого уровня») 1 Область применения; 3 Термины и определения; 4 Контекст (среда) организации; 5 Лидерство руководства; 6 Планирование; 7 Обеспечение; 9 Оценка деятельности; 10 Улучшение 2. усиливает акцент на роли руководителя. раздел в ИСО 9001 «ответственность руководства» => «лидерство». исчезло понятие «Представитель руководства»», к аждый высший руководитель лично будет отвечать за результаты своей деятельности в СМК. 3. введено понятие «документированная информация», объединение понятий «документы» и «записи». исключены термины: «Руководство по качеству», «Документированные процедуры». Документированная информация может храниться на любом носителе (бумажном или электронном, по усмотрению организации). 4. 69 новых терминов и определений; разделены понятия «товар» и «услуга». 5. оценка рисков и принимать решения, основанные на результатах этой оценки. Вся деятельность организации включает в себя риски. Риск - это влияние неопределенности на цели организации. Менеджмент риска - скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией в области риска. Риск-менеджмент помогает лицам, принимающим решения, сделать осознанный выбор, установить приоритет действий и выбрать способ решения задачи. Высшее руководство должно обеспечивать идентификацию рисков и возможностей на всех стадиях жизненного цикла продукции. Для решения этой задачи можно использовать, например, метод FMEA (анализ видов и последствий потенциальных несоответствий). - Командная (от 4 до 10 человек) работа силами многофункциональной команды экспертов. Эффективность анализа напрямую зависит от профессионального уровня, практического опыта и согласованности действий специалистов. - Иерархичность. Для сложных изделий и процессов анализу подвергается как изделие/процесс в целом, так и его составляющие (детали/операции). - Итеративность. Анализ проводится неоднократно: возобновляется при выявлении новых факторов и при любых изменениях, влекущих за собой изменение последствий и их рисков. - Регистрация данных. Результаты анализа должны быть документально оформлены. Обобщенная количественная характеристика риска несоответствия (ПЧР - приоритетное число риска) определяется путем перемножения экспертных оценок значимости (S) - серьезности последствия, возникновения (O) - вероятность появления несоответствия и обнаружения (D) - вероятность обнаружения несоответствия. Итак, ПЧР = SхOхD. Должно быть установлено граничное значение ПЧРгр. Метод SWOT - STEP-анализ - это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления социальных (S ocial), технологических (T echnological), экономических (E conomic) и политических (P olitical).. 7.. внимание взаимоотношений СМК с системой менеджмента предприятия в целом Основная идея процессного подхода в подчинении деятельности всех участников процесса конечной цели, снятии противоречий между функциональными подразделениями и исключении потерь на стыках функциональной деятельности. 8. изменению - подход к компетентности организации. в предыдущих версиях = квалификацией персонала, в 2015 = базируется на концепции «знаний организации» и «менеджменте знаний». важны совокупные знания и умения всего коллектива, которые обеспечиваются, наряду со знаниями и умениями отдельных специалистов, знаниями, аккумулированными в информационных фондах организации, правильным формированием рабочих групп, команд, составов участников проектов и др.
ГОСР Р ИСО 9004: 2010 ГОСТ Р ИСО 9004-2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества», содержащий рекомендации по созданию системы менеджмента качества, касающиеся, в том числе, результативности и эффективности СМК. Целью этого стандарта является улучшение деятельности организации и удовлетворенность не только потребителей, но и всех заинтересованных сторон Если в стандарте ГОСТ Р ИСО 9001-2008 раздел 4 называется «Система менеджмента качества» и рассматривается как организация строит эту систему на основе процессного подхода, то раздел 4 стандарта ГОСТ Р ИСО 9004-2010 называется «Управление для достижения организацией устойчивого успеха». В его п. 4.1 «Общие положения» отмечается, что для достижения главной цели организации - устойчивого успеха руководство организации должно принять подход менеджмента качества. Следовательно, СМК организации должна базироваться на принципах, изложенных в приложении Б стандарта ГОСТ Р ИСО 9004-2010. Это известные восемь принципов менеджмента качества с развернутыми комментариями. Применение этих принципов поможет организации добиться устойчивого успеха. Особенно подчеркивается, что организация должна разработать СМК, чтобы гарантировать · эффективное использование ресурсов; · принятие решений, основанное на фактах; · ориентацию на удовлетворение не только потребителя, но и потребности и ожидания значимых заинтересованных сторон. 4.2 «Устойчивый успех» достигать своей цели - устойчивого успеха в долгосрочной перспективе посредством непрерывного удовлетворения потребностей и ожиданий заинтересованных сторон с соблюдением соответствующего баланса. алгоритм – как достичь устойчивого успеха. «Организационная среда постоянно меняется и остается неопределенной, чтобы достичь устойчивого успеха высшее руководство должно: · планировать долгосрочную перспективу, · постоянно следить за организационной средой и анализировать ее состояние, · устанавливать заинтересованные стороны, оценивать влияние каждой на деятельность организации, + каким образом удовлетворить потребности и ожидания · привлекать заинтересованные стороны и информировать их о действиях и планах организации, · взаимовыгодные отношения с поставщиками, партнерами и др. заинтересованными сторонами, · использовать широкий спектр инструментов, (+переговоры\посредничество), чтобы сбалансировать противоречивые потребности и ожидания заинтересованных сторон, · определять краткосрочные\долгосрочные риски и принимать общую стратегию на их снижение, · определять будущие потребности в ресурсах (+ необходимую компетентность персонала), · определять процессы, способствующие достижению стратегии организации, обеспечивая их способность быстро отвечать на изменяющиеся обстоятельства, · регулярно оценивать, корректировать и предупреждать выполнение планов и процедур · гарантировать, возможность обучения персонала · определить и поддерживать процессы инноваций и постоянного улучшения. В разделе 4.3 ГОСТ Р ИСО 9004-2010 «Организационная среда»: организационная среда постоянно изменяется (=> отслеживать) вне зависимости от размера организации (большая или маленькая), рода деятельности или производимой продукции, от типа организации (коммерческая или некоммерческая); Мониторинг - определить, оценить и управлять рисками, связанными с заинтересованными сторонами, изменением их потребностей и ожиданий. принимать решения по орг. изменениям и инновациям своевременно В отличие от стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008, в основе которого лежит удовлетворение потребителя, стандарт ГОСТ Р ИСО 9004-2010 направлен на удовлетворение заинтересованных сторон. Поэтому в разделе 4.4 стандарта ГОСТ Р ИСО 9004-2010 «Заинтересованные стороны, потребности и ожидания» определение термина «заинтересованные стороны» - это отдельные люди и все иные, кто добавляет ценность организации или каким-то другим способом заинтересованные или влияющие на деятельность организации. Удовлетворение потребностей и ожиданий заинтересованных сторон - достижению устойчивого успеха. При этом потребности и ожидания отдельных заинтересованных сторон различны, могут меняться и конфликтовать. Методы, - самые различные формы, включая совместное сотрудничество, кооперацию, переговоры, аутсорсинг до прекращения работы. В отличие от раздела 5 «Ответственность руководства», представленном в стандарте ГОСТ Р ИСО 9001-2008, в разделе 5 стандарта ГОСТ Р ИСО 9004-2010 называется «Стратегия и политика». Если в стандарте ГОСТ Р ИСО 9001-2008 высшее руководство должно определить политику в области качества и цели в области качества на всех уровнях организации, то в стандарте ГОСТ Р ИСО 9004-2010 руководство, чтобы достигнуть устойчивого успеха, должно установить и поддерживать миссию, видение и ценности для организации. «Миссия» = описание, зачем существует организация, а «видение» = желаемое состояние, = как быть и как она хочет представлять себя перед заинтересованными сторонами. + высшее руководство должно изложить стратегию и политику организации, => принятие и поддержку миссии, видения и ценностей заинтересованными сторонами. «Стратегия» = логически структурированный план по достижению целей, главным образом на далекую перспективу., чтобы выполнить стратегию и политики, обеспечив устойчивый успех, - установить и поддерживать процессы и практики. => определить взаимосвязи между процессами. Описание последовательности и взаимодействия процессов может помочь в оценке деятельности организации. Кроме того, организация должна информировать заинтересованные стороны о своей стратегии и политике.
|