Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Г. Г. Винберг. 32 страница
Осн. творч. принципам Г. сохраняли верность последующие поколения рус. композиторов, обогащавшие нац. муз. стиль новым содержанием и новыми выразит, средствами. Под непосредств. влиянием Г.- композитора и вокального педагога-сложилась рус. вокальная школа. У Г. брали уроки пения и готовили с ним оперные партии и камерный репертуар певцы H. К. Иванов, О. А. Петров, А. Я. Петрова-Воробьёва, А. П. Лодий, С. С. Гулак-Артемовсклй, Д. M. Леонова и др. A. H. Серов записал его " Заметки об инструментовке" (1852, опубл. 1856). Г. оставил мемуары (" Записки", 1854-55, опубл. 1870). Соч.: Литературное наследие, т. 1 - 2, Л.- M., 1952-53 (т. 1 -Автобиографические и творческие материалы, т. 2 - Письма и документы). Лит.: Кузнецов К. А., Глинка и его современники, M., 1926; Асафьев Б. (Игорь Глебов), Глинка, 2 изд., M., 1950; Серов A. H., Избранные статьи, т. 1, М.- Л., 1950; M. И. Глинка. Исследования и материалы, под ред. А. В. Оссовского, Л.- M., 1950; M. И. Глинка. Сборник материалов и статей, под ред. T. Ливановой, М.- Л., 1950; Канн-Новикова E., M. И. Глинка. Новые материалы и документы, в. 1 - 3, М.-Л., 1950 - 55; Одоевский В. Ф., Избранные музыкально-критические статьи, М.- Л., 1951; Стасов В. В., Избранные сочинения, т. 1, M., 1952; Асафьев Б. В., Избранные труды, т. 1, M., 1952; M. И. Глинка. Летопись жизни и творчества, сост. А. Орловой, M., 1952; Ларош Г. А., Избранные статьи о Глинке, M., 1953; Глинка в воспоминаниях современников, общая ред. А. А. Орловой, M., 1955; Ливанова Т., Протопопов В., Глинка, [т. 1 - 2], M., 1955; Цуккерман В., " Камаринская" Глинки и ее традиции в русской музыке, M., 1957; M. И. Глинка. К 100-летию со дня смерти. 1857 - 1957, под ред. E. Гордеевой, M., 1958; Памяти M. И. Глинки, M., 1958; Протопопов В л., " Иван Сусанин" Глинки. Музыкально-теоретическое исследование, M., 1961. Б. С. Штейнпресс. ГЛИНКА Сергей Николаевич [5(16). 7.1775 (по др. данным, 1776), имение Сутоки, ныне Смоленская обл., -5(17).4. 1847, Петербург], русский писатель, журналист. Брат Ф. H. Глинки. Воспитанник 1-го кадетского корпуса. Участник Отечеств, войны 1812. Издавал журн. " Русский вестник" (1808-20 и 1824), выступавший с монархич. и на-ционалистич. позиций. В 1827-30 цензор Моск. цензурного к-та. Автор ист. пьес " Наталья, боярская дочь" (1806), " Минин" (1809) и др., " Русской истории" в 14 частях, стихов, ист. и нравоучит. повестей. Опубл. " Записки о 1812 годе" (1836) и " Записки о Москве и о заграничных происшествиях от исхода 1812 до половины 1815 гг." (1837). Соч.: Сочинения, ч. 1 - 12, M., 1817 -20; Записки, СПБ, 1895. Лит.: Вяземский П. А., С. H. Глинка. [СПБ], 1847; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, M.- Л., 1962. ГЛИНКА Фёдор Николаевич [8(19).6. 1786, имение Сутоки, ныне Смоленская обл., -11(23).2.1880, Тверь], русский поэт, публицист. Брат С. H. Глинки. Окончил 1-й кадетский корпус в 1802. Участник Отечеств, войны 1812, описанной им в " Письмах русского офицера" (1815-16). Деятельный член тайных декабристских организаций - " Союза спасения", затем " Союза благоденствия". В 1819-25 пред. Вольного общества любителей российской словесности. После поражения восстания декабристов сослан в Петрозаводск (до 1830), где изучал этнографию и фольклор Карелии.Автор поэм (1828-30) " Дева карельских лесов" и " Карелия". Гражд. лирика Г., носившая декабристский характер, окрашена сентиментальными и библейскими мотивами. Стих. " Тройка" (" Вот мчится тройка удалая", 1824), " Узник" (" Не слышно шуму городского", 1831) стали популярными песнями. " Очерки Бородинского сражения" (1839) положительно оценены В. Г. Белинским. С кон. 30-х гг. Г. сотрудничал в журн. " Москвитянин". Его " Духовные стихотворения" (1839), поэмы " Иов" (1859) и " Таинственная капля" (1861) проникнуты мистицизмом. Соч.; Сочинения, т. 1 - 3. M., 1869 - 72; Стихотворения. Вступ. ст., подготовка текста и прим. В. Г. Базанова, Л., 1961. Лит.: Белинский В. Г., Очерки Бородинского сражения..., Поли. собр. соч., т. 3, M., 1953; Базанов В. Г., Поэтиче-скоенаследне Ф. Глинки (10 -30-е гг. XIX в.), Петрозаводск, 1950; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М.- Л., 1962. ГЛИНКОВ Родион (гг. рож д. и смерти неизв.), русский механик. В 1760 в Серпей-ске (ныне Калужской обл.) на своей прядильной фабрике Г. впервые построил гребнечесальную и многоверетённую льнопрядильную машины, приводившиеся в действие водяными колёсами. Гребне-чесальная машина Г., обслуживаемая двумя рабочими, заменяла труд 30 человек. Прядильная машина имела 30 веретён с катушками, вращающимися с большой для того времени скоростью (1260 обIмин). В ней была применена механич. перемотка, т. е. использован принцип непрерывного прядения. Машина повышала производительность труда в пять раз. Лит.: Ермилов Г. А., Родион Глин-ков - изобретатель первой гребнечесальной мащцны, " Текстильная промышленность", 19948, №2 ГЛИНОЗЁМ, то же, что алюминия окись Al2O3. ГЛИНОЗЁМИСТЫЙ ЦЕМЕНТ, быст-ротвердеющее гидравлич. вяжущее вещество; продукт тонкого измельчения клинкера, получаемого обжигом (до плавления или спекания) сырьевой смеси, состоящей из бокситов и известняков. Обжиг и плавление сырьевой смеси производят в доменных, электрич., вращающихся печах или в вагранках. По содержанию Al2O3 в готовом продукте различают обычный Г. ц. (до 55%) и высокоглинозёмистый цемент (до 70%). Темп-ра плавления сырьевой шихты обычного Г. ц. 1450-1480 0C, высокоглинозёмистого цемента - 1700-1750 0C. Г. ц. характеризуется быстрым нарастанием прочности, высокой экзотермией при твердении, повышенной стойкостью против коррозии в сульфатных средах и высокой огнеупорностью. По сравнению с портландцементом T. ц. обеспечивает получение бетонов и растворов большей плотности и водонепроницаемости. И. В. Кравченко. ГЛИНОЛЕЧЕНИЕ, применение особых сортов глины с лечебными целями. Основано на тепловом, а также на механич. действии глины на ткани организма. Сухую глину замешивают горячей водой или 10%-ным раствором поваренной соли до получения равномерной густой пластич. массы для нанесения на участок поверхности тела (аппликации) или более жидкой консистенции - для общих и местных ванн. Г. применяют при хронич. и подо-стрых артритах и заболеваниях позвоночника различного происхождения (кроме туберкулёзных), радикулитах, плекситах, невритах, невралгиях и др. Противопоказания те же, что и для грязелечения. ГЛИНСКИЕ, княжеский род 15-18 вв. Легендарные известия родословий производят Г. от одного из сыновей Мамая, владевшего в Приднепровье г. Глинском (отсюда назв. рода) и соседними с ним Полтавой и Глинницей. Первые князья Г. - Иван и Борис упомянуты в грамоте 1437. Михаил Львович Г. (" Дородный") [ум. 15(24).9.1534], гос. деятель. Воспитывался при дворе герм. имп. Максимилиана, затем служил Альбрехту Саксонскому; будучи в Италии, принял католичество. Вернувшись в Литву к 90-м гг. 15 в., оказывал большое влияние на вел. кн. Александра Казимирови-ча. Г. стремился образовать отдельное гос-во из рус., укр. и белорус, земель, входивших в состав Литвы, что вызвало недовольство крупных литов. феодалов. Новый король Сигизмунд лишил Г. всех должностей, кроме должности наместника Утенского. Михаил вместе с братьями Иваном (" Мамаем"; ум. ранее 1522) и Василием (" Тёмным" или " Слепым"; ум. ранее 1522) поднял восстание против короля. Потерпев неудачу, они бежали в Москву (1508) и перешли на службу к вел. кн. Василию III Ивановичу, к-рый женился на племяннице Михаила - Елене Г. Михаил Львович Г. пользовался большим влиянием в последние годы жизни Василия III и в начале регентства Елены. В 1534 организовал заговор и выступил против фаворита Елены кн. И. Ф. Овчины-Телепнёва-Оболенского, схвачен в августе и умер в заточении. Елена Васильевна Г. [ум. 4(13).4.1538, Москва], дочь кн. Василия Львовича и княжны Анны Г., 2-я жена вел. кн. Василия III Ивановича и вел. княгиня (с 1526). В 1533-38 регентша Рус. гос-ва при малолетнем сыне вел. кн. Иване IV. В правление Елены большую роль в гос. делах играли её фаворит кн. И. Ф. Овчина-Телепнёв-Оболенский и митрополит Даниил. Регентство Г. отмечено успешной борьбой с сепаратизмом удельных князей и бояр. Пр-во Г. продолжило борьбу против роста монастырского землевладения. В 1535 была проведена ден. реформа, в результате к-рой в гос-ве была введена единая монетная система. Одновременно проводилось укрепление городов, особенно на зап. рубежах. В области внеш. политики в результате ряда побед пр-во Г. добилось перемирия с Литвой (1536) при нейтрализации Швеции. Предполагают, что Елена Г. была отравлена. Михаил Васильевич Г. (ум. 1559), гос. деятель, сын Василия Львовича, дядя Ивана IV. Активный участник венчания Ивана IV на царство (1547). Во время Московского восстания 1547 Михаилу вместе с матерью удалось спастись в Ржеве. В 1552-55 воевода на Каме и в Казани, подавлял восстание " луговых черемис" (мари), в 1556 участвовал в Коломенском походе против крымских татар и в Ливонском походе. В 1556-57 новгородский наместник, заключил перемирие со Швецией. Род Г. в России угас в нач. 17 в. Другая ветвь кн. Г. существовала в Польше. От неё, согласно родословиям, идёт дворянский род Г., утративших княж. титул в кон. 17-18 вв. Лит.: Тихомиров M. H., Записки о регентстве Елены Глинской и боярском правлении 1533 - 1547, в сб.: Исторические записки, т. 46, [M.], 1954; Смирнов И. И., Очерки политической истории Русского государства 30-х -50-х гг. XVI в., М.- Л., 1958; Зимин А. А., Реформы Ивана Грозного, M., 1960; Каштанов С. M., Социально-политическая история России конца XV - первой половины XVI в., M., 1967. С. M. Каштанов. ГЛИНТ (эст. glint; слово скандинавского происхождения), обрыв плато, протягивающийся вдоль юж. берега Финского зал. Балтийского м. и далее до Ладожского оз. Особенно хорошо выражен на терр. Эст. CCP. Сложен кембрийскими глинами и песчаниками, перекрытыми известняками ордовика, к-рые образуют крутые склоны и обрывы, вые. до 56 м (в пределах Эст. CCP). ГЛИНТВЕЙН (от нем. gluhender Wein, букв.- горячее вино), горячий напиток, приготовленный из виноградного вина, сахапа и специй. ГЛИНЫ, осадочные горные породы, состоящие в основном из глинистых минералов и обладающие свойством пластичности. Под пластичностью понимается способность Г. образовывать с водой тесто, принимающее под давлением любую форму, сохраняя её и по высыхании. После обжига Г. приобретают прочность камня. Гл. хим. компонентами Г. являются SiO2 (30-70%), Al2O3 (10-40%) и H2O (5-10%). В подчинённых количествах присутствуют TiO2, Fe2O3, FeO, MnO, MgO, CaO, K2O, Na2O. В составе Г. гл. роль играют каолинит, монтмориллонит, гидрослюды, иногда полыгорскит и сапонит. Кроме того, обычно присутствуют примеси, представленные обломками различных минералов или горных пород, растительными или животными остатками и новообразованными минералами (карбонатами, гипсом, окислами железа и др.). При большом содержании примесей получаются переходы от собственно Г. к др. осадочным породам - глинистым пескам, мергелям и др. По преобладанию того или иного глинистого минерала выделяют следующие минеральные типы Г.: каолинитовые, монтмориллонитовые, гидрослюдистые и др. В Г. преобладают частицы меньше 0, 01 мм. При увеличении количества более крупных песчанистых частиц Г. постепенно переходят в пески. Все важнейшие физ.-хим. и технологич. свойства Г. и глинистых пород (пластичность, набухание, усадка, спекаемость, огнеупорность, вспучивание, адсорбция) зависят гл. обр. от минерального, гранулометрич. и хим. состава. Г. и глинистые сланцы слагают более половины всех осадочных пород земной коры. Благоприятные условия для формирования месторождений наиболее ценных пром, Г. создаются на платформах, где процессы выветривания при длительно продолжающемся континентальном режиме приводят к образованию мощных кор выветривания. При размыве кор выветривания на платформах в бассейнах седиментации обычно образуются хорошо отмученные Г. В геосинклинальных областях вследствие быстрого механич. разрушения продуктов выветривания и отсутствия условий для их сортировки возникают преим. Г. малоотсортированные. Г., образовавшиеся на месте залегания горных пород (Г. коры выветривания), наз. первичными, а образованные в результате переотложения глинистого материала - вторичными. Вторичные Г. встречаются среди осадочных толщ всех типов (континентальных, включая озёрные, прибрежно-лагунные и морские). Озёрные Г. часто имеют мономинеральный каолинитовый состав. Чистые монтмориллонитовые Г. (т. н. бентониты) образуются обычно в результате изменения вулканич. пеплов и пемз. Г. относятся к полезным ископаемым, имеющим большое практич. значение, и добываются в больших кол-вах. По ценности, составу и характеру тех-нич. требований промышленности выделяются следующие 4 наиболее важные группы Г.: грубокерамич., огнеупорные и тугоплавкие, каолины, адсорбционные и высокодисперсные монтмориллонитовые. Грубо керамические Г., обычно железисто-монтмориллонитовые, богаты SiO2 (до 65-70%) и содержат много примесей. Из них крупные гальки и песок являются причиной образования трещин в изделиях. Известковые и гипсовые включения при обжиге переходят в негашёную известь, к-рая, соединяясь с водой, вызывает вспучивание и разрушение изделий. Г. преим. легкоплавкие; темп-pa спекания 900-1000 0C, присутствие окислов железа вызывает её понижение. Используются в сыром виде (земляная набивка, саманный кирпич и пр.) и для изготовления грубокерамич. изделий: посуды, дренажных труб, строит. красного кирпича, черепицы и т. д. Пластичные сорта Г. применяются также для изготовления гончарных сосудов, фигурок и пр. (см. Гончарство), для лепки скульпторами оригиналов, к-рые либо переводятся в др. материалы (бронзу, мрамор, фарфор и др.), либо закрепляются обжигом (см. Терракота). Податливость Г., фиксирующей легчайшие движения руки скульптора, позволяет ему достигать большого разнообразия светотеневых, пластич. и живописных эффектов и тонко учитывать фактурные возможности того материала, в к-ром задумано скульпт. произведение. Г. широко применяются также для получения керамзита, используемого в качестве наполнителя лёгких бетонов. Огнеупорные и тугоплавки е Г., преим. каолиновые с различными примесями, характеризуются высоким содержанием глинозёма (30-42%). Содержание вредных компонентов должно быть не более: Fe2O3 3-4%, TiO2 1-2%, CaO 0, 8%, SO3 0, 2-0, 3%. Эти Г. обладают высокой связующей способностью и пластичностью, высокой огнеупорностью (не ниже 1600-1670 0C) и являются сырьём для различных керамич. производств. Важнейшие из них - производство огнеупорного припаса для метал-лургич. и стекольных печей, топок паровых котлов, изготовления различных изделий тонкой керамики, электрокерамики. Огнеупорные Г. входят в состав многих формовочных земель, широко применяемых в литейном деле. Месторождения имеются в СССР (на Украине, Урале, в р-не Воронежа, в Подмосковном басе, и др.), за рубежом - в Великобритании, ЧССР, ГДР, ФРГ, Китае и др. странах. Каолин - малопластичные Г. Получают из каолина (сырца), к-рый подвергают очистке - отмучиванию в воде или возд. сепарации, для отделения от крупных песчанистых примесей. Отмученный или очищенный каолин не должен содержать примесей песчанистых частиц; содержание окиси железа в нём не должно быть больше 1-1, 5? о, а в лучших сортах- менее 0, 5%. Используется в бум., резиновой, пластмассовой, парфюмерной и др. отраслях пром-сти в качестве наполнителей, а также в керамич. произ-ве как компонент фарфорово-фаянсовых масс. Месторождения в СССР (на Украине и Урале), за рубежом - в Великобритании, Китае, ЧССР, ГДР, США и в др. странах. Монтмориллонитовые Г., характеризующиеся большой пластичностью, применяются в нефтеперерабатывающей пром-сти; как компонент глинистых растворов при бурении; в металлургии - в качестве связки при произ-ве железорудных окатышей и для приготовления формовочных земель; в пищ., хим., фармацевтич. пром-сти и т. д. Требования к монтмориллонитовым Г. сводятся к определённой дисперсности, размоканию в воде, связующей и адсорбционной способности. Месторождения монтморил-лонитовых Г. имеются в СССР (в Поволжье, на Украине, в Крыму, Грузии, Армении, Туркмении, Азербайджане, Казахстане), за рубежом - в США, Мексике, Италии, Румынии и в др. странах. Лит.: Мерабишвили M. С., Бентонитовые глины, M., 1962; Грим P. E., Минералогия и практическое использование глин, пер. с англ., M., 1967; Каолиновые месторождения и их генезис, M., 1968; Mилло Ж., Геология глин, пер. с франц., Л., 1968; Сивоконь В. И., Изучение и оценка месторождений первичныхкаолинов, M., 1969; Курс месторождений неметаллических полезных ископаемых, под ред. П. M. Татаринова, M., 1969; Глины, их минералогия, свойства и практическое значение, M., 1970. В.П.Петров. ГЛИНЯНЫ, посёлок гор. типа в Золо-чевском р-не Львовской обл. УССР, в 10 км от ж.-д. ст. Красне и в 41 км к В. от Львова. Маслосыродельный з-д, ф-ка худож. изделий. ГЛИОКСАЛЬ, простейший диальдегид OHC - CHO; в кристаллич. и жидком состоянии окрашен в жёлтый цвет, в газообразном - в зелёный; tпл 15° С; tкип 50, 4°C; плотность 1, 4 г/см3 (200C); показатель преломления nD20, 5 l, 3826. Г. получают дегидрогенизацией эти-ленгликоля HOCH2 - CH2OH над медным катализатором или действием олеума на тетрахлорэтан Cl2CH - CHCl2 с последующим гидролизом образующегося глиоксальсульфата [ris] Г. хорошо растворим в воде, спирте и эфире; при хранении легко полимеризу-ется, особенно в присутствии следов воды. Полимерный Г. может быть регенерирован в мономерный перегонкой над фосфорным ангидридом. В присутствии щёлочи Г. вступает во внутримолекулярную Канниццаро реакцию, давая гликолевую к-ту; с аммиаком образует имидазол, с ароматич. о-диаминами - производные пиразина. ГЛИОКСИЛАТНЫЙ ЦИКЛ, последовательность биохим. превращений уксусной к-ты, промежуточным продуктом к-рых является глиоксиловая к-та (CHOCOOH). Г. ц.- видоизменённый трикарбоновых кислот цикл (ТКЦ); наблюдается у микроорганизмов, растущих на среде, содержащей в качестве единственного источника углерода уксусную к-ту, а также у плесневых грибов и нек-рых растений. Г. ц. начинается с конденсации щавелевоуксусной к-ты с ацетил-КоА в лимонную к-ту, к-рая через цис-аконитовую к-ту переходит в изо-лимонную. Последняя распадается на янтарную к-ту и глиоксиловую к-ту, к-рая затем, конденсируясь с новой молекулой ацетил-КоА, превращается в яблочную к-ту. Эти две реакции катализируют характерные для Г. ц. ферменты: изоцитратлиаза и малат-синтаза. Яблочная к-та, как и в ТКЦ, превращается в щавелевоуксусную к-ту. [ris] Г. ц. можно рассматривать как механизм регенерации промежуточных продуктов ТКЦ. У высших растений малат-синтаза и особенно изоцитратлиаза присутствуют в тканях, активно расщепляющих жиры. При прорастании семян масличных растений через Г. ц. осуществляется превращение жиров в углеводы. Наличие Г. ц. в животных тканях остаётся спорным. У животных образование глиоксиловой к-ты происходит при деза-минировании глицина под действием фермента глициноксидазы. Лит.: Биохимия растений, пер. с англ., под ред. В. Л. Кретовича, M., 1968; его же, Основы биохимии растений, 5 изд., M., 1971. Г. А. Соловьёва. ГЛИПТИКА (греч. glyptike, от glypho - вырезаю, выдалбливаю ), искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно-прикладного иск-ва. Резные камни (геммы ) с глубокой древности служили печатями (знаками собственности ), амулетами и украшениями. Геммы выполнялись из мягких (стеатит, гематит, серпентин ) или твёрдых (сердолик, халцедон, хрусталь ) пород камня вручную или с помощью несложных станков с вращающимися резцами. Геммы с углублёнными изображениями наз. инталиями, с выпуклыми - камеями. Древнейшие известные нам произв. Г., созданные в Месопотамии, Передней Азии и Египте в 4-м тыс. до н. э., свидетельствуют о высоком уровне её развития. Это гл. обр. цилиндрич. печати (инталии ), оттиски к-рых дают развёрнутые многофигурные композиции. Мно-гочисл. произв. Г. Месопотамии отражают стилистич. эволюцию её изобразит, иск-ва (см. Вавилоно-ассирийская культура). На древнейших печатях Шумера (нач. 3-го тыс. до н. э. ) часто встречаются наив-но-реалистич. фигуры животных и людей, жанровые и мифология, сцены; изображения отличаются непринуждённостью композиции и живостью движений. Позже изображения становятся статичными и условными, часто превращаясь в подобие геом. узора. В Г. Аккада (23 в. до н. э. ) вновь усиливаются реалистич. тенденции, изображения становятся объёмными, композиция приобретает большую свободу и динамику. Традиции Аккада продолжают цилиндрич. печати Ассирии (1-е тыс. до н. э. ), для к-рых характерны многообразие сюжетов (наиболее распространены сцены охоты и войны ), тщательность отделки, тяготение к декоративной орнаментальности. С традициями месопотамской Г. связаны геммы Урарту (9-7 вв. до н. э.) и ахеменидской Персии (6-5 вв. до н. э.). Печати Египта имеют, как правило, форму свящ. жука-скарабея; на нижней стороне печати вырезались подчинённые плоскости камня иероглифич. тексты или изображения мифологич. персонажей. Геммы Крита (3-2-е тыс. до н. э.) отличаются остротой и свободой композиции, динамизмом и обобщённостью рисунка, умением резчика вписать в крошечный овал камня сложные сюжетные композиции. Наряду с излюбленными в критской Г. изображениями животных здесь впервые появляются портретные изображения людей. Критская Г. оказала влияние на развитие Г. в микенской Греции. Высокого расцвета достигло иск-во Г. в Др. Греции и Риме. Греческие геммы чаще всего имели заимствованную из Египта форму скарабея, широко распространившуюся впоследствии в антич. Г. В геммах архаич. Греции (6 в.- нач. 5 в. до н. э.) законченность изображений, меткость отд. реалистич. наблюдений сочетаются с декоративным изяществом и точной обобщённостью форм. В 5-4 вв. до н. э., когда складываются классич. формы антич. Г., всё большее значение приобретает использование резчиком декоративных качеств камня, мягких живописных эффектов просвечивания. Изображения на геммах этого времени (животные и птицы, фигуры богов и героев, мифологич. сцены) отличаются лаконизмом композиции, спокойной ясностью и гармонией. Печатям Дексамена Хиосского (2-я пол. 5 в. до н. э.), сохранившим подпись мастера, присущи редкое чувство красоты камня, безукоризненные пропорции, тончайший рисунок, едва уловимые градации рельефа (гемм-а с изображением летящей цапли, Эрмитаж, Ленинград; гемма с портретом неизвестного, Музей изящных иск-в, Бостон). В эпоху эллинизма меняется не только круг изображений, но и внешний вид гемм. После походов Александра Македонского в Грецию широко ввозятся многоцветные вост. минералы: алые гранаты, лиловые сирийские альмандины, фиолетовые аметисты, зелёные цейлонские бериллы. Начинают входить в моду камеи - роскошные рельефные геммы из многослойного полихромного сардоникса, нередко достигающие большого размера. При дворах эллинистических монархов особого расцвета достигает портретная Г. Выполненная неизвестным александрийским резчиком прославленная " камея Гонзага" с изображением царя Птолемея II Филадель-фа и его жены Арсинои (3 век до н. э., Эрмитаж, Ленинград) соединяет виртуозную пластику рельефа с умелым использованием присущих камню тончайших цветовых нюансов. В эпоху эллинизма геммы ценились и собирались как произв. иск-ва и предметы роскоши. С падением эллинистич. центров Рим становится местом, куда устремляются мастера Г. Антич. Г. переживает новый расцвет при дворе Юлиев-Клавдиев. Крупнейшими мастерами др.-рим. Г. были греки Агатоп, Солон, Диоскурид. Последний, став личным резчиком ими. Августа, положил начало династии придворных мастеров. Помимо воспроизведения прославленных образцов прошлого, рим. мастера создают портретные геммы, отточенные по характеристике, и роскошные многофигурные камеи с мифологич. и аллегорич. изображениями (гемма " Увенчание Августа", приписывается Диоскуриду, конец 1 века до н. э., Художественно-ист, музей, Вена; самая крупная камея древности - т. н. Парижская камея, 31 см X 26 см, круг Диоскурида, Нац. б-ка, Париж). На Дунае и Рейне, в Сев. Причерноморье и Закавказье существовали местные школы Г., сохранявшие и своеобразно претворявшие традиции эллинистич. и рим. иск-ва. В ср. века Г. развивалась гл. обр. на Востоке. Сохраняющей в значит, мере антич. традиции Г. Византии свойственны вместе с тем тяготение к плоскостности, графич. изящество, нарастающая со временем схематизация форм. На му-сульм. Востоке широкое распространение получают геммы с надписями. Каллиграфически тонкие резные тексты украшают печати ср.-век. Китая. Г. в Зап. Европе вновь возрождается в эпоху Ренессанса вместе с интересом к наследию древности и собиранием антич. гемм. Ведущее место в ренессан-сной Г. принадлежит итал. мастерам. Наряду с копированием произв. антич. Г. они создают профильные и трёхчетвертные портреты современников. Широкой известности достигли мастера В. Белли, Дж. Бернарди, Якопо да Треццо и др. В 16 в. возникает стремление к декоративной пышности, формы гемм усложняются. Миланские мастера Алессандро и Антонио Маснаго вводят в моду пёстрые полихромные камеи со сложными, динамичными сюжетными композициями. Однако произв. Г. постепенно утрачивают самостоят, значение и всё чаще используются для декорировки мебели, утвари, одежды. Новый подъём Г. связан с эпохой классицизма (18- нач. 19 вв.), когда вновь начинает господствовать антикизирующее направление. Мастера-резчики (в Италии - семейство Пихлеров, в Германии- Л. Наттер и др.)выполняют, как правило, заказы знатных европ. коллекционеров. При франц. дворе работал Жак Юэ, при русском - Карл Лебе-рехт. К числу выдающихся мастеров этого времени принадлежат рус. резчики, учившиеся в медальерном классе пе-терб. AX: А. А. Есаков, И. А. Шилов, П. E. Доброхотов. В 19 в. Г. как вид иск-ва приходит в упадок. Илл. см. на вклейке, табл. XXV (стр. 592-593). Лит.: Максимова M. И., Античные резные камни Эрмитажа, Л., 1926; её же, Резные камни XVIII -XIX веков, Л., 1926; Лордкипанидзе M. H., Геммы Государственного музея Грузии, т. 1 - 4, Тб.,. 1954-67 (на груз, и рус. яз.); Борисов А. Я., Луконин В. Г., Сасанид-ские геммы, Л., 1963; Каган Ю. О., Выставка западноевропейской глиптики XIII - XVII веков, Л., 1969; Furtwangler A., Die antiken Gemmen, [Bd] 1 - 3, В.- Lpz., 1900; Delaporte L., Catalogue des cy-lindres orientaux. v. 1 - 2, P., 1920 - 23; VoI-lenweider M. L., Die Steinschneide-kunst und ihre Kimstler in spatrepublikani-scher und augusteischer Zeit, Baden-Baden, 1966. О. Я. Неверов. ГЛИПТОГЕНЕЗ (от греч. glyptos - вырезанный, изваянный и...генез), термин, предложенный в нач. 20 в. франц. геологом Э. Огом для обозначения совокупности преобразований поверхности суши экзогенными процессами. Г. выражается гл. образом в разрушении горных пород, выносе продуктов разрушения с суши и перестройке рельефа последней. Э. Or включал в Г. и образование континент, отложений. По его представлениям Г. составляет одну из трёх фаз геол. цикла, начинающегося образованием горных пород (литогенезом), за к-рым следует горообразование (орогенез), в свою очередь вызывающее резкое усиление Г. Крайне упрощая и схематизируя геол. историю земной коры, Э. Or рассматривал её как повторение серии подобных трёхчленных циклов, сменяющих друг друга во времени. E. В. Шанцер. ГЛИПТОДОНТЫ (Glyptodontidae), вымершие млекопитающие отряда неполнозубых; родственны броненосцам. Существовали с позднего эоцена до плейстоцена. Размеры сильно варьировали, самые крупные достигали дл. 2 м. Тело Г. было покрыто костными щитками или сплошным панцирем, как у черепах. Короткие конечности имели широкие копытообразные когти. Череп небольшой; резцы и клыки отсутствовали; высокие призматич. зубы указывают на питание жёсткой растит, пищей. Г. были распространены гл. обр. в Юж. Америке, а в плиоцене и плейстоцене - также и в юж. части Сев. Америки. Лит.: Основы палеонтологии. Млекопитающие, M., 1962; Pомер А. Ш., Палеонтология позвоночных, пер. с англ., M, - Л., 1939, с. 342-44. ГЛИПТОТЕКА (от греч. glyptos - вырезанный, изваянный и theke - хранилище), собрание произведений скульптуры или глиптики', музей скульптуры. Наиболее известны Г. в Мюнхене и Новая Карлсбергская Г. в Копенгагене. ГЛИССАДА в авиации (франц. glissade, букв.- скольжение), прямолинейная траектория планирования (снижения) самолёта. ГЛИССАН (Glissant) Эдуар (р. 21.9. 1928, Сен-Мари, Мартиника), марти-никский писатель; пишет на франц. яз-В творчестве Г., отражающем становление нац. самосознания, романтически обобщённо осмысляется история страны и её характерность. Поэмы Г. " Две Индии" (1956), " Чёрная соль" (1958) сочетают богатую образную стихию с рационалистичностью построения. Пьесе " Г-н Туссен" (1961) о вожде гаитянской революции Ф. Д. Туссен-Лувертюре, романам " Река Лезарда" (1958) и " Четвёртый век" (1964) присущи романтич. патетика, стремление воссоздать нар. жизнь в её развитии.
|