Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объёмность голографич. изображений. 36 страница






II Государственной думы, " Красный архив", 1930, № 6; Аврех А. Я., Вопрос о западном земстве и банкротство Столыпина, в сб.: Исторические записки, т. 70, [М.], 1961; его же, Царизм и третьеиюньская система, М., 1966; его же, Столыпин и Третья Дума, М., 1968; Грунт А., " Прогрессивный блок", " Вопросы истории", 194, "), № 3 - 4; Дякин В. С., Русская буржуазия н царизм в годы первой мировой воины (1914 - 1917), Л., 1967.

А. Я. Аврех (2-я и 3-я Гос. думы), А. Я. Грунт (1-я и 4-я Гос. думы).

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КНИГА РЕГИСТРАЦИИ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИИ, в СССР документ, в к-ром ведётся гос. запись землепользовании. С 1954 установлена единая система регистрации землепользовании на всей терр. СССР. В Г. к. р. з. вносятся земли колхозов, гос., кооп. или обществ. предприятий, учреждений и орг-ций, единоличных крестьянских х-в и отдельных граждан, земли городов и посёлков, предоставленные в бессрочное пользование или на срок св. 2 лет, а также земли гос. земельного запаса и гос. лесного фонда. В книгу заносятся сведения о хоз. и правовом положении землепользовании, фиксируется общая площадь каждого землепользования, а в отношении земель колхозов, гос. предприятий, учреждений и организаций, занимающихся с.-х. произ-вом, и земель гос. запаса - также и состав земель по угодьям с характеристикой их качеств. состояния.

Лит.: Земельный учёт. Под ред. Н. В. Бочкова. М., 1958.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЛЕМЕННАЯ КНИГА (ГПК) в СССР, книга, в к-рую записывают племенных животных породы; ведётся инспекцией Мин-ва с. х-ва СССР. См. Племенная книга.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА, см. в ст. Пошлины.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕМЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ в СССР, учреждение, контролирующее посевные и сортовые качества семян с.-х. культур, а также соблюдение в х-вах, селекционных станциях и заготовит. opr-циях семеноводч. мероприятий, направленных на сохранение высоких качеств семян. До 1965 Г. с. и. именовались контрольно-семенными лабораториями. В 1970 существовало 3336 республиканских, краевых (областных), районных (межрайонных ) и городских Г. с. и. Основная производственная единица - районная (межрайонная ) и городская Г. с. и. Организац. и методич. руководство сетью инспекций осуществляет Г. с. и. при Мин-ве с. х-ва СССР. Г. с. и. проверяют посевные (в лабораторных условиях ) и сортовые (в лабораторных условиях и путём контроля за апробацией ) качества семян, предназначенных для посева, а также находящихся в торг. обращении. Соблюдение мероприятий, обеспечивающих высокое качество семян (проведение сортовых и видовых прополок, правильность документации и др. ), Г. с. и. контролируют в х-вах и орг-циях в период выращивания, хранения, подготовки семян к посеву, а также при их реализации.

За рубежом контроль за качеством семян осуществляют контрольно-семенные станции. В капиталистич. странах они проверяют посевные и в нек-рых случаях сортовые качества лишь тех семян, к-рые находятся в торг. обращении. В социалистич. странах эти станции проверяют качество семян также в х-вах социалистич. сектора. И. Г. Леурда.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА, вид трудовой деятельности, заключающийся в практич. осуществлении гос. функций работниками государственного аппарата, занимающими по выборам, по назначению или по конкурсу должности в гос. учреждениях и получающими от гос-ва вознаграждение за свой труд. Как адм.-правовой ин-т Г. с.- комплекс правовых норм. определяющих правовое положение служащих, условия и порядок прохождения службы, ответственность гос. служащих и формы их поощрения.

В СССР, где в результате Великой Окт. социалистич. революции был ликвидирован старый гос. аппарат, нет приви-легиров. чиновничества, гос. бюрократии как особой касты, стоящей над народом и властвующей над ним. Декретом ВЦИК от 10 (23 ) ноября 1917 были упразднены сословия и гражд. чины, в 1918 для гос. служащих и рабочих были установлены равные ежегодные отпуска, гос. служащие были приравнены ко всем др. трудящимся в отношении социального обеспечения, продолжительности рабочего дня, на них было распространено единое трудовое законодательство. Сов. гос-во законодательно закрепило право каждого гражданина обжаловать неправильные действия любого служащего.

Осн. содержание сов. Г. с.- организаторская работа по претворению в жизнь сов. законов, решений Советов депутатов трудящихся, по осуществлению задач и функций Сов. гос-ва, творч. науч. разработке вопросов гос. управления. Сов. гос. служащие осуществляют свою деятельность от имени гос-ва, что в ряде случаев обусловливает наличие у нек-рых из них определённых властных полномочий (напр., право найма и увольнения ). Действия их порождают правовые последствия или условия, необходимые для возникновения таких последствий. Г. с. (порядок и условия поступления на работу, оплата труда, увольнение и т. п. ) регулируется единым для всех рабочих и служащих законодательством о труде: Основами законодательства о труде, КЗоТ союзных республик, а также адм. законодательством - спец. положениями об органах гос. управления, должностными инструкциями и др. правовыми актами, в к-рых определены служебно-должностные обязанности и права гос. служащих, нек-рые особенности их правового положения (требование в ряде случаев спец. образования, запрещение службы близких родственников на соподчинённых или подконтрольных должностях и др. ).

По характеру выполняемых функций работники гос. аппарата разделяются на гос. служащих, наделённых полномочиями властного характера (право отдавать распоряжения, принимать на работу, распоряжаться гос. имуществом и т.д. ), и гос. служащих, выполняющих функции вспомогат., спец. характера, необходимые для реализации задач данного гос. органа. Соответственно различают должностных лиц, представителей власти, специалистов или функциональных работников (инженеры, экономисты, врачи и т. д. ) и вспомогат. персонал.

Программа КПСС 1961 предусматривает дальнейшую демократизацию Г. с.: распространение принципа выборности и подотчётности перед представит. органами и избирателями на всех руководящих работников; периодич. сменяемость и систематич. обновление состава руководящих органов и др.

В бурж. гос-вах Г. с.- один из старейших социальных институтов, в к-ром сложились строгая классификация, иерархич. правила и традиции. Термин " Г.с." иногда заменяется термином " гражд. служба" (Великобритания, США ), " публичная служба" (Франция, ФРГ, Япония ). В каждой стране имеется установленная нормативными актами классификация гос. служащих, в силу чего постоянно сохраняется резкая грань между высшими и низшими служащими с точки зрения их заработной платы, привилегий и т. д. Обычно существует три-четыре группы (класса ) служащих (напр., в Великобритании - администраторы, исполнители, клерки и обслуживающий персонал, во Франции - высший, 1-й и 2-й классы, каждый из к-рых подразделяется на 7-8 ступеней). Для каждой группы установлен образоват. ценз. См. также Бюрократия.

Лит.: Манохин В. М., Советская государственная служба, М., 1966; Административное право, М., 1970, с. 84-95, 148 - 59. П. И. Романов.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, см. в ст. Собственность.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, см. Социалистическая собственность.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА, сведения воен., экономич. и политич. характера, имеющие важное гос. значение и специально охраняемые гос-вом. В СССР перечень сведений, составляющих Г. т., устанавливается Советом Министров СССР, исходя из интересов охраны экономич. мощи, обороноспособности, внеш. безопасности СССР. Соблюдение Г. т.- долг каждого сов. гражданина, к-рому известны соответствующие сведения. В целях борьбы с разглашением Г. т. установлен определ. порядок составления, хранения и использования документов и предметов, сведения о к-рых составляют Г. т. За нарушение установл. порядка, если это привело к разглашению Г. т., к утере соответств. документов, виновные привлекаются к уголовной ответственности согласно Закону об уголовной ответственности за гос. преступления 1958 (ст. ст. 12 и 13). Разглашение сведений, составляющих Г. т., лицом, к-рому они были доверены или стали известны по службе или работе, при отсутствии признаков таких преступлений, как измена Родине или шпионаж, наказывается лишением свободы на срок от 2 до 5 лет, а если это деяние повлекло тяжкие последствия - от 5 до 8 лет; строгие меры наказания предусмотрены за утрату документов, содержащих Г. т.

Частью Г. т. является военная тайна, сохранность к-рой непосредственно связана с обеспечением военной мощи и боеготовности Вооруж. Сил. Разглашение военнослужащими сведений воен. характера, составляющих Г. т., наказывается в соответствии с Законом об уголовной ответственности за воинские преступления 1958 лишением свободы на срок от 2 до 5 лет, а утрата документов или предметов, содержащих такие сведения, военнослужащим, к-рому эти документы или предметы были доверены (при условии, что утрата явилась результатом нарушения установленных правил), влечёт лишение свободы на срок от 1 года до 3 лет, а при наличии тяжких последствий - наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет. В. Н. Кудрявцев.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ, см. в ст. Деньги.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТОРГОВЛЯ, см. в ст. Торговля.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ШКОЛА, основное направление в рус. бурж. историографии 2-й пол. 19 в. Представители Г. ш. считали главной силой в истории надклассовое гос-во, выражающее якобы интересы общества в целом. Употребляемый также термин " юридическая школа" отражает характерное для поздних представителей Г. ш. преобладающее обращение к юрид. законодат. материалу. Теоретико-филос. основой Г. ш. являлась реакц. сторона идеалистич. философии Г. Гегеля с её апологией монархич. гос-ва. В отличие от ист. школы С. М. Соловьёва, Г. ш. означала отказ либерально-бурж. историографии от идеи ист. закономерности. Её основатель Б. Н. Чичерин сформулировал в кон. 50-х гг. 19 в. осн. положения Г. ш.: 1) утверждение гос-ва как движущей силы рус. истории; 2 ) обоснование его господствующей роли в рус. истории особенностями природных условий; 3 ) вытекающее отсюда противопоставление истории России истории др. народов, прежде всего Зап. Европы (сб. " Опыты по истории русского права", 1858, и др. ). Создалась классич. формула Г. ш. о " закрепощении и раскрепощении сословий гос-вом" как определение социального содержания рус. истории. Всесилие гос-ва объяснялось природными условиями: степь препятствовала образованию прочных обществ; народ представлялся " одиночными, блуждающими лицами", " затерянными в необозримом, едва заселённом пространстве". Этому противопоставлялась организующая роль гос-ва, к-рое образовывало сословия и закрепляло их на службе обществ. интересам. Чичерин считал, что все преобразования могут осуществляться только гос-вом. В этом выводе отразились стремления рус. буржуазии к реформам, осуществляемым сильной властью, способной предотвратить демократич. революцию в стране. Положения Чичерина воспринял К. Д. Кавелин, в кон. 60-х гг. к Г. ш. примкнул В. И. Сергеевич, для к-рого характерна подмена комплексных ист. процессов законченными юрид. формулами и неизменными юрид. отношениями. Теории Г. ш. следовали А. Д. Градовский, И. И. Дитятин и мн. др. бурж. историки. Отказ от принципа закономерности послужил основой для сближения с Г. ш. М. П. Погодина, признавшего её положения в своих поздних работах (" Древняя русская история до монгольского ига", т. 1-3, 1871 ). Отд. положения Г. ш. нашли отражение в работах С. М. Соловьёва, принявшего в последний период деятельности тезис о " закрепощении и раскрепощении сословий", но сохранившего до конца осн. принцип единства внутр. закономерности и органичности ист. развития.

В дальнейшем представители Г. ш. пытались связать свои концепции с новыми прогрессивными явлениями в ист. науке (интерес к проблемам экономич. и социального развития ), напр. В. О. Ключевский. Но в целом положения Г. ш. стали в кон. 19 в. использоваться в борьбе с утверждением идей марксизма в России. Наиболее ярким выражением этого были работы П. Н. Милюкова. Историки Г. ш. детально изучали политич. историю, историю гос. учреждений и права, но отвергали самую возможность единства всемирноист. процесса. Теория Г. ш. в нач. 20 в. отражала всё углублявшийся идейно-методологич. кризис рус. бурж. историографии.

Лит.: Очерки истории исторической науки в СССР, т. 1-2. М.. 1955-60; Рубинштейн Н. Л., Русская историография, М., 1941. Н. Л. Рубинштейн.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО, совокупность правовых норм, закрепляющих основы обществ. и гос. строя данной страны. Сов. Г. п. закрепляет те обществ. отношения, к-рые составляют основы социально-экономич. системы и политич. организации сов. общества, суверенитет народа, суверенность наций и гос. суверенитет. Г. п. иногда называют конституционным правом.

Главный источник сов. Г. п.- Конституция СССР - основной закон социалистич. общества и гос-ва. Это определяет место Г. п. в системе сов. права как ведущей отрасли права, т. к. его принципы являются основополагающими для всех др. отраслей сов. права. Своими нормами (и прежде всего нормами, содержащимися в Конституции СССР ) Г. п. закрепляет политич. и экономич. основы Сов. гос-ва, полновластие народа, руководящую роль КПСС в обществе и гос-ве, определяет формы обществ. и гос. строя и закрепляет демократич. свободы сов. граждан, их осн. права и обязанности, материальные и правовые гарантии этих прав и свобод, определяет систему органов гос-ва, порядок их образования и их компетенцию.

К числу ведущих принципов сов. Г. п. относятся: запрещение эксплуатации человека человеком как основа действит. свободы личности и развития демократии; сосредоточение в руках народа как суверена всей полноты политич. власти и всех обществ. богатств; избират. система, обеспечивающая нар. представительство в выборных органах гос. власти, демократич. характер их деятельности, подотчётность и подконтрольность этих органов избирателям; полновластие представит. органов, призванных решать все осн. вопросы обществ. и гос. жизни, формировать и контролировать гос. аппарат; интернационализм и равноправие во взаимоотношениях между сов. нациями, что обеспечивает свободное национально-гос. развитие всех народов СССР.

Г. п. устанавливает порядок издания правовых актов, относящихся к любой отрасли права, соотношение между всеми правовыми актами, утверждая приоритет закона и обеспечивая тем самым осуществление принципа единой социалис-тич. законности. Г. п. носит учредит. характер, т. к. принятие новой конституции обычно вызывает к жизни новые политич. формы и новую систему гос. органов, а это в свою очередь требует приведения старых норм в соответствие с новой конституцией.

Г. п. объединяет не только нормы конституции, но и др. правовые нормы, содержащие гарантии осуществления суверенитета народа, суверенность наций и гос. суверенитета (такие нормы содержатся, напр., в положениях о выборах, о представит. органах и др. ). Нормы конституции обладают наивысшей юрид. силой, остальные нормы Г. п. имеют различную силу в зависимости от их формы (закон, указ, постановление пр-ва и т.д.).

Основополагающему характеру обществ. отношений, закрепляемых сов. Г. п., соответствует система субъектов этих отношений. Субъектами Г. п.являются: сов. народ; отдельные нации и народности; гос-во в целом; национально-гос. образование (союзные и авт. республики, авт. области и нац. округа); органы гос-ва (прежде всего представит. органы гос. власти); депутаты представительных Органов; граждане; общественные организации.

Отражая изменения в экономике, соотношении классовых сил и классовой структуре сов. общества, Г. п. развивается соответственно основным этапам развития Советского гос-ва. Так, Г. п. первого этапа выражало осн. задачи переходного периода от капитализма к социализму и функции гос-ва диктатуры пролетариата - ликвидация эксплуататорских классов и обеспечение построения социализма.

Глубокие изменения в экономике и классовой структуре сов. общества, происшедшие в результате победы социализма в СССР, вызвали дальнейшее развитие сов. Г. п., что нашло отражение в Конституции СССР 1936, к-рая закрепила факт безраздельного господства со-циалистич. системы х-ва и социалистич. собственности на средства производства. Со времени принятия Конституции СССР 1936 произошли дальнейшие изменения в жизни сов. общества и гос-ва, изменилось междунар. положение СССР. Социализм в СССР победил полностью и окончательно, страна вступила в период развёрнутого строительства коммунистич. общества, что обусловило превращение гос-ва диктатуры" рабочего класса в общенародное государство - орган выражения интересов и воли всего народа. Это предопределило главное направление в развитии сов. государственности и сов. Г. п.- всемерное развёртывание и дальнейшее совершенствование социалистического демократизма.

Лит.: Уманский Я. Н., Советское государственное право, М., 1970; Конституционное право социалистических стран, Сб. статей. М., 1963. В. ф. Коток.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ Венгерской Народной Республики, верховный орган власти ВНР. Избирается гражданами, достигшими 18 лет, на основе всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании сроком на 4 года по норме 1 деп. на 30 тыс. населения. Г. с. принимает законы, в т. ч. утверждает нар.-хоз. план и гос. бюджет, избирает Президиум ВНР, образует пр-во, определяет структуру и задачи органов управления, избирает Верховный суд и Верховного прокурора, решает вопросы войны и мира, осуществляет контроль за работой образуемых им центральных гос. органов. Сессии Г. с. созываются Президиумом ВНР не реже 2 раз в год (фактически ежегодно происходит 3-4 сессии Г. с.). Для руководства заседаниями избираются из числа депутатов пред. Г. с. и 2 его заместителя; по отдельным отраслям своей деятельности Г. с. образует постоянные комиссии. См. также Венгрия, раздел Государственный строй.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОВЕЩАНИЕ МОСКОВСКОЕ 1917, совещание представителей организаций крупной буржуазии и помещиков, генералитета, верхушки казачества, меньшевиков и эсеров, созванное Временным правительством для мобилизации всех контрреволюц. сил России. Состоялось в Москве 12-15 (25-28) авг. 1917. Присутствовало ок. 2500 чел.: 488 деп. Гос. думы всех созывов, 129 представителей от Советов крест. депутатов, 100 от Советов рабочих и солдатских депутатов, 147 от гор. дум, 117 от армии и флота, 313 от кооперативов, 150 от торг.-пром. кругов и банков, 176 от профсоюзов, 118 от земств, 83 от интеллигенции, 58 от нац. орг-ций, 24 от духовенства и т. д. Советы были представлены делегациями ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов и ЦИК Советов крестьянских депутатов, состоявшими из меньшевиков и эсеров. Большевики - представители от Советов - намеревались выступить с декларацией, разоблачающей контрреволюционный смысл совещания, а затем покинуть его. Однако эсеро-меньшевистские руководители ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов не допустили их в состав делегации. Пред. совещания был А. Ф. Керенский. С докладами выступили мин. финансов Н. В. Некрасов, мин. торговли и пром-сти С. Н. Прокопович и др. В речах ген. Л. Г. Корнилова, ген. А. М. Каледина, П. Н. Милюкова, В. В. Шульгина и др. была сформулирована программа контрреволюции: ликвидация Советов, упразднение обществ. орг-ций в армии, доведение войны до победного конца и т. д. От т. н. " революционной демократии" 14(27) авг. выступил с декларацией пред. ЦИК меньшевиков Н. С. Чхеидзе. Лидеры меньшевиков и эсеров в своих выступлениях оправдывали политику Врем. пр-ва и осуждали революц. действия масс.

ЦК РСДРП(б) в резолюции от 6(19) авг. 1917 " О Моск. совещании 12 авг." разоблачил Г. с. м. как заговор против народа. В день открытия совещания рабочие Москвы и её окрестностей объявили однодневную всеобщую забастовку,

в к-рой участвовало св. 400 тыс. чел. Забастовки и митинги протеста были проведены в Киеве, Харькове, Екатеринбурге, Владимире, Саратове, Н. Новгороде и в других городах. После совещания контрреволюц. силы приступили к практическому осуществлению своих планов, но они были сорваны борьбой трудящихся масс (см. Корниловщина).

Лит.: Ленин В. И., Слухи о заговоре, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 34; Протоколы ЦК РСДРП(б). Август 1917 - февраль 1918, М., 1958, с. 7 - 14; Государственное совещание. [Стенографический отчёт], М.- Л., 1930; Революционное движение в России в августе 1917. Разгром Корниловского мятежа. Документы и материалы, М., 1959. Е. Г. Гимпельсон.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ, см. Социальное страхование.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ, см. Управление государственное.

ГОСУДАРСТВЕННО - КОЛХОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, в СССР предприятия и орг-ций, создаваемые на основе долевого участия колхозами, гос. предприятиями и хоз. орг-циями для стр-ва пром. и культурно-бытовых сооружений, для переработки с.-х. продукции и т. д. Г.-к. о. выражают социалистич. производственные отношения, складывающиеся между гос. и колхозно-кооп. секторами социалистич. произ-ва на базе двух форм социалистич. собственности. Они характеризуются соединением в едином процессе социалистич. воспроизводства колх. средств с государственными. Это способствует повышению уровня обобществления колх. собственности, её постепенному сближению с общенародной и превращению с.-х. труда в разновидность индустриального. Дальнейшее развитие этих производств. связей рассматривается Программой КПСС как один из путей создания в будущем единой общенар. коммунистич. собственности. На 24-м съезде КПСС (1971) отмечалось большое значение Г.-к. о. в эффективном использовании техники, капитальных вложений и трудовых ресурсов. Г. -к. о. обладают правами юрид. лица, осуществляют свою деятельность на основе хозрасчёта. Образуются на основании договора между колхозом и гос. предприятием, ликвидируются по решению собрания уполномоченных обеих сторон с последующим утверждением этого решения областным (краевым) исполкомом соответствующего Совета депутатов трудящихся. Наиболее распространённой формой Г.-к. о. являются колхозно-совхозные объединения. Так, в состав Белгородского колхозно-совхозного объединения " Птицепром", созданного в 1970 с целью дальнейшего развития птицеводства в колхозах и совхозах на пром. основе, вошли гос. предприятия (птице-совхозы, птицефабрики, инкубаторно-птицеводч. станции) и на добровольных началах - специализированные птицеводч. колхозы, с сохранением за каждым из них полной хоз. самостоятельности. Существуют и др. виды гос.-колхозных объединений. В Краснодарском крае в 1970 при гос. сах. заводах было 12 межколх. откормочных баз, пайщиками к-рых состояли 146 колхозов края (из 323) и 4 совхоза (из 220). В Тамбовской обл. действует областное объединение " Облспецхозобъединение" по руководству районными межхоз. промышленными комплексами и специализированными совхозами и колхозами. В системе Мин-ва пищевой пром-сти СССР созданы (1970) сах. и консервные комбинаты, органически сочетающие произ-во и обработку с.-х. продукции, и т. п. Директивами 24-го съезда КПСС по пятилетнему плану развития нар. х-ва СССР на 1971- 1975 намечены мероприятия, к-рые будут активно способствовать созданию и улучшению деятельности межколхозных и смешанных гос.-колх. предприятий и орг-ций, а также созданию аграрно-пром. комплексов и аграрно-промышленных объединений.

Лит.: Программа КПСС. Принята XXII съездом КПСС, М., 1971; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971. М. И. Козырь.

ГОСУДАРСТВЕННО - МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ, новая, более развитая форма монополистич. капитализма, для к-рой характерно соединение силы капиталистич. монополий с силой гос-ва в целях сохранения и укрепления капиталистич. строя, обогащения монополий, подавления рабочего и национально-освободит. движения, развязывания агрессивных войн. Гос, -монополистич. капитализм - это импе-риалистич. капитализм эпохи его общего кризиса, существования и борьбы двух систем - социалистической и капиталистической, возрастающего воздействия сил мирового социализма на ход истории, усиливающегося несоответствия уровня производит. сил капиталистич. производственным отношениям, несовместимости высокой ступени обобществления производства и труда и частнокапиталистич. присвоения, эпохи ускоренного создания материальных предпосылок социализма, подъёма рабочего и освободительного движения. Расширенное воспроизводство монополистич. капитала и получение монопольных сверхприбылей в эту эпоху требуют сращивания, слияния монополии (финанс. капитала ) с гос-вом. Характер совр. капиталистич. воспроизводства в условиях научно-технич. революции, обострения межимпериалистич. противоречий, усиления классовых противоречий обусловливает необходимость гос. вмешательства в экономику.

Экономич. основу Г.-м. к. в развитых капиталистич. странах составляют высококонцентрированная пром-сть, высокоцентрализованный капитал - частномонополистич. и государственный.

Основоположники марксизма предвидели наступление такого времени, когда средства производства и сообщения не смогут быть управляемы акционерными обществами, когда их огосударствление бурж. властью станет экономически неизбежным. В предисловии работы " К критике политической экономии" К. Маркс указывал, что очевидна взаимная связь таких явлений, как "...государство, внешняя торговля, мировой рынок". Анализ деятельности акционерного общества привёл Маркса к выводу, что " в известных сферах оно ведет к установлению монополии и потому требует государственного вмешательства" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, с. 481-82 ). Ф. Энгельс в работе " Анти-Дюринг" писал, что "... государство как официальный представитель капиталистического общества вынуждено взять на себя руководство указанными средствами производства и сообщения" (там же, т. 20, с. 289 ).

В. И. Ленин дал глубокий анализ Г.-м. к. в самом начале его возникновения. Ему принадлежит и сам термин - " государственно-монополистический капитализм". В работе " Империализм, как высшая стадия капитализма" (1916 ) Ленин, рассматривая империализм периода до 1-й мировой войны 1914-18, констатировал существование гос. монополий и определил их роль. В последующих работах Ленин показал процесс перерастания монополистич. капитализма в гос.-монополистический. В работе " Война и революция" (1917 ) Ленин выявил "... начала огосударствления капиталистического производства, соединения гигантской силы капитализма с гигантской силой государства в один механизм, ставящий десятки миллионов людей в одну организацию государственного капитализма" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 32, с. 83 ). Ленин подчёркивал, что характерная черта Г.-м. к.- сращивание монополий с гос-вом.

Учение Ленина о Г.-м.к. получило дальнейшее развитие в документах и решениях КПСС и междунар. коммунистич. движения.

Перерастание монополистич. капитализма в гос.-монополистический - результат действия внутр. закономерностей капитализма. Элементы Г.-м. к. появились на рубеже 19-20 вв. в результате превращения монополий в господствующую силу. Развитие Г.-м. к. ускорила 1-я мировая война. Необходимость создания централизованной военной экономики привела к усиленному прямому вмешательству гос-ва в экономическую жизнь воюющих стран. Гос-во ограничило производство товаров мирного потребления; рыночную систему распределения дефицитных сырья, материалов, оборудования заменило централизованной; стремилось регулировать производство; ввело прямой контроль над внеш. торговлей; установило принудит. разрешение трудовых конфликтов в интересах капиталистов. После окончания войны был отменён контроль гос-ва над предпринимательством. Развитие получила кредитно-финанс. гос. деятельность, направленная в первую очередь на спасение капитализма в тех странах, где он очутился на грани катастрофы (см. Дауэса план, Юнга план).

Мировой экономич. кризис 1929-33 привёл к дальнейшему развитию Г.-м. к.

Необходимо было пустить в ход кредит, финанс. и экономич. ресурсы гос-ва, чтобы предотвратить крах частных банков, пром. концернов, ж. д. и др. В США появился т. н. " новый курс Рузвельта" - попытка путём воздействия гос-ва на банки и концерны, на кредитную систему вывести страну из экономич. кризиса. В Италии фаш. пр-вом была создана система гос. участия в осн. отраслях пром-сти и крупных банках - т. н. институт реконструкции пром-сти. В гитлеровской Германии в связи с подготовкой к войне усилилось гос. вмешательство в экономику в целях её милитаризации; ускоренными темпами рос военно-монополистический капитализм, включающий контроль над х-вом, принудит. картелирование, предоставление " фюрерам" предприятий прерогатив гос. власти.

2-я мировая война 1939-45 в ещё большей степени развила и умножила формы Г.-м. к. Возрастали правительств. капиталовложения в пром-сть; гос-во строило воен. з-ды, часть из к-рых оно само эксплуатировало, а часть передавало частным монополиям, предоставляло займы для субсидирования монополий, налоговые льготы монополистам, устанавливало различные виды экономич. контроля с целью обеспечения выпуска военной продукции. Произошло ещё большее переплетение гос. аппарата с монополистич. группами буржуазии. Сложилась разветвлённая система гос. регулирования экономики.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал