Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Объёмность голографич. изображений. 37 страница
После 2-й мировой войны дальнейшее скачкообразное развитие Г.-м. к. было обусловлено обострением противоречий капитализма и социальными сдвигами в мире, дальнейшей милитаризацией экономики главных капиталистич. стран. Растущие успехи мировой социалистической системы и рост её влияния, усиление общей неустойчивости капитализма, страх перед кризисами и социально-экономич. потрясениями - всё это усилило стремление монополистич. буржуазии к гос.-монополистич. формам х-ва и хоз. политики. Процесс роста Г.-м.к. после 2-й мировой войны в различных капиталистич. странах протекал по-разному, но общее его направление - гос. регулирование в интересах монополий, антикризисная политика. Во Франции господствующему классу пришлось под большим нажимом масс пойти на огосударствление отдельных отраслей пром-сти. Однако национализация была осуществлена в интересах монополистической буржуазии. Монополии возложили на государство расходы по обновлению основного капитала в отстающих отраслях пром-сти (угольной, энергетической ) с тем, чтобы эти отрасли предоставляли энергию и сырьё монополистич. предприятиям на выгодных для них условиях. В Великобритании огосударствление отд. отраслей пром-сти осуществлялось гл. обр. с целью оживить убыточные отрасли (угольную пром-сть ) или передать в руки гос-ва важные рычаги экономики (Англ. банк, ж. д. ). В США господство Г.-м. к. усилилось в результате милитаризации, связанной со стремлением амер. монополистич. капитала к мировому господству и с попыткой монополий, расширив внутр. рынок, создать благоприятные условия для новых капиталовложений и получения новых сверхприбылей. Необходимость вовлечения экономич. ресурсов бурж. гос-ва, т. е. совокупного капитала класса капиталистов, для обеспечения процесса расширенного капиталистич. воспроиз-ва в интересах монополий диктуется достигнутым уровнем производит. сил, ростом масштабов предприятий, потребностью в расширении произ-ва для введения и использования новой техники, требованиями рентабельности и эффективности произ-ва в условиях обостряющейся конкурентной борьбы. Сама аккумуляция экономич. ресурсов в руках гос-ва, в дополнение к растущим налоговым поступлениям, достигается путём национализации части пром. произ-ва и транспорта и создания новых производственных мощностей за счёт гос. бюджета, а также посредством присвоения прибавочной стоимости бурж. гос-вом на принадлежащих ему предприятиях. Под давлением монополистич. капитала гос-во вынуждено материально поддерживать те отрасли капиталистич. экономики, к-рые необходимы для функционирования экономич. системы, но не обеспечивают монополиям соответствующих доходов. На гос. средства, включая средства муниципалитетов, создаётся и расширяется инфраструктура, обеспечивающая деятельность капиталистич. монополий. В ряде случаев огосударствление ставит своей задачей спасение частных акц. компаний, находящихся под угрозой банкротства, путём выкупа и при этом чаще всего по завышенным оценкам и на условиях, весьма выгодных владельцам капиталистич. собственности. Развитие Г.-м. к. идёт не прямолинейно. Противоречивость самого процесса капиталистич. воспроиз-ва, корыстные интересы отдельных монополистич. групп влекут за собой и такие явления, как денационализация отдельных предприятий, отказ от тех или иных форм гос. контроля. Однако основным направлением развития является усиление вмешательства гос-ва в экономич. жизнь. Следует также учитывать, что " чистого" Г.-м. к. нет и не может быть, поскольку неизбежно сохраняется нек-рая часть средних и мелких немонополизированных предприятий в пром-сти, с. х-ве, сфере обслуживания. Формы Г.-м. к. В каждой капиталистич. стране в зависимости от ист. условий и конкретной обстановки получают развитие та или иная форма или известное сочетание форм Г.-м. к. Общемонополистич. гос. собственность. Гос-во принимает непосредств. участие в самом процессе производства, выступает как предприниматель. Гос. собственность возникает путём строительства гос. предприятий (воен. пром-сти, новых или капиталоёмких отраслей ), национализации отдельных предприятий, целых отраслей пром-сти и транспорта (важных для гос-ва или малорентабельных ), приобретения гос-вом части акций монополистич. предприятий. Гос-ву принадлежит св. 20% всего акционерного капитала в Великобритании, более 28% в Италии, 33% во Франции, 18% в ФРГ. Огосударствление ставит своей непосредств. целью укрепить экономич. и политич. позиции монополистич. буржуазии, вместе с тем оно подрывает сам принцип " священной частной собственности". Бурж. гос-во, обладающее средствами производства, выступает как совокупный монополистич. капиталист, непосредственно эксплуатирующий рабочих. Частные и гос. монополии всё более переплетаются путём использования гос-вом финансовых средств для контроля над частными фирмами, создания смешанных ассоциаций, проникновения частного капитала в гос. сектор. Государство и товарное обращение. Гос-во непосредственно участвует в процессе товарного обращения и как покупатель и как продавец. Г.-м. к. проявляется в росте гос. потребления. Пр-во покупает у монополий пром. товары, поскольку оно само является предпринимателем (часть гос. предприятий находится на гос. бюджете, часть действует на правах акц. компаний ), В ряде стран пр-во скупает излишки с.-х. продукции. Гос-во - также крупный продавец товаров и услуг. Гос. предприятия поставляют уголь, электроэнергию, занимаются ж.-д. перевозками и т. д., сбывают накопленные запасы продовольствия, с.-х. и минерального сырья. Рост гос. рынка вызван широким развитием милитаризма и связанными с ним огромными правительственными заказами на вооружение, расходами на содержание вооруж. сил и созданием стратегич. запасов (см. Экономика военная). Гос-во обеспечивает монополиям новую сферу капиталовложений, финансирует монополистич. компании, снабжает их осн. капиталом, рабочей силой, дефицитным сырьём, поддерживает на высоком уровне цены на товары монополизированных предприятий. Государство и капиталовложения. Гос-во аккумулирует в своих руках огромные денежные суммы. Если в нач. 20 в. через гос. бюджет крупных капиталистич. стран перераспределялось 5-10% нац. дохода, то в 60-е гг. 20 в. - более 1/3. На долю капиталистического гос-ва приходится большая часть средств, затрачиваемых на исследование космоса, создание атомной пром-сти. Пр-ва выделяют огромные суммы для поддержки частных научных исследований, осуществляя их в интересах милитаризации экономики. Гос-во активно участвует в кредитных отношениях: получает кредит путём выпуска гос. займов, выпускает банкноты через принадлежащие ему или находящиеся под его контролем эмиссионные банки. Крупные монополии широко используют гос. бюджет, налоговую политику и различные кредитные учреждения, при помощи к-рых происходит изъятие значит. части нац. дохода и перераспределение его затем в интересах монополистич. капитала. Гос. субсидии, кредиты, крупные налоговые льготы играют огромную роль в увеличении финанс. средств монополий для новых капиталовложений. Гос-во снижает издержки производства частных монополий и тем увеличивает их прибыли. Гос. регулирование, программирование. Сущность регулирования и его высшей ступени - программирования состоит в попытках согласования интересов частных монополий с общей политикой монополистич. гос-ва. В условиях перепроизводства гос-во ограничивает выпуск и продажу тех или иных товаров для сохранения высоких монопольных прибылей. Этому служат т. н. экономич. стабилизаторы - правительственные гарантии вкладчикам банков, кредитная политика и ссуды, установление валютных курсов, размеров пошлин. В условиях воен. времени, когда существует нехватка товаров, регулирование происходит при помощи политики приоритетов, преимущественного снабжения отраслей, работающих на воен. ведомства, дефицитным сырьём, рабочей силой, путём льготного финансирования. В мирное время в большинстве европейских стран капитализма для воздействия на процесс воспроизводства разрабатываются долгосрочные программы экономич. роста. В США монополии, обладающие большими возможностями, ограничиваются соответствующей финанс. и валютной правительственной политикой. Гос.-монополистич. регулирование и программирование осуществляются гл. обр. путём воздействия на мотив прибыли. Инструментами гос. регулирования являются правительственная политика капиталовложений и закупок, денежно-кредитная политика, влияние на процентные ставки, контроль за деятельностью центральных банков, регулирование цен, " замораживание" зарплаты. Программирование носит не директивный, а реко-мендат. характер, но, поскольку оно сопровождается определ. суммой мер практич. характера по стимулированию той или иной отрасли пром-сти, оно оказывает определ. воздействие на экономику, ведёт к изменениям в структуре нар. х-ва, ускоряет процесс монополистич. обобществления производства. Гос. регулирование и программирование в условиях капитализма имеют свои границы, обусловленные самим характером капиталистич. способа производства. Они не способны избавить капитализм от экономич. потрясений-циклич. кризисов перепроизводства, пром. спадов, финанс. и бюджетной неустойчивости, инфляции, дефляции и т. п. Гос.-монополистич. регулирование и программирование сопровождаются усилением антидемократич. тенденций, наступлением на рабочий класс и трудящиеся массы. Государство и внешнеэкономическая экспансия монополий. Монополии широко используют буржуазное государство для финансирования и поддержки своей внешнеэкономич. экспансии. Этой цели служат таможенная политика, предоставление налоговых льгот монополиям, вывозящим товары за границу, предоставление экспортных премий, освобождение вывозных товаров от косвенных налогов, правительственные гарантии экспорта и др. меры. Гос-во содействует экспорту частномонополистич. капитала. Частные монополии получают гос. гарантии для своих инвестиций в освободившиеся страны, перекладывая весь риск, связанный с этим, на гос. казну. После 2-й мировой войны возрос гос. вывоз капитала, преследующий цель форсировать товарный экспорт монополий, создать благоприятный " климат" для частномонополистич. инвестиций в развитых капиталистич. странах. В 1955 амер. частные капиталовложения в Зап. Европе составляли 5, 4 млн. долл., к началу 1970 они возросли до 30, 3 млрд. долл. Вывоз гос. капитала в виде т. н. помощи направлен на по-литич. и экономич. закабаление тех стран, куда направляется этот вывоз. Империалистическая интеграция. Монополии каждой страны действуют на междунар. арене в условиях Г.-м. к. в значит. степени через гос. аппарат. После 2-й мировой войны возникли межгосударственные монополистич. орг-ции и картельные соглашения, созданные по офиц. договорённости между пр-вами капиталистич. стран. Они охватывают отдельные отрасли (напр., Европейское объединение угля и стали) или носят более общий характер (Европейское экономическое сообщество, Европейская ассоциация свободной торговли). Международные гос.-монополистич. орг-ции, возникающие под лозунгом " объединения" с целью смягчения проблемы рынков, как показала действительность, на деле превращаются в очаги острых трений и конфликтов как внутри этих орг-ций, так и между ними. Монополии и государство. Господство монополий в экономике ведёт к господству монополий в политике. Совр. бурж. гос-во - это орган классового господства монополистич. буржуазии. Отношения Между монополиями и пр-вом строятся на основе использования монополистич. капиталом гос. аппарата, финансов, экономич. ресурсов, экономич. политики для непосредств. вмешательства в процесс воспроизводства капитала, в процессы производства, обращения, распределения, а следовательно, и в процесс присвоения монополиями прибавочной стоимости. Г.-м. к. характеризуется дальнейшим усилением личной унии верхушки бурж. гос. аппарата с руководителями монополий. Влияние монополий на бурж. гос-во и его политику осуществляется также через многочисл. союзы монополистов, объединяющие представителей монополий как в рамках той или иной отрасли экономики, так и в общенац. масштабе. Эти союзы располагают огромным аппаратом, содержащимся на средства монополий. Во главе их стоят наиболее крупные представители монополистич. капитала, являющиеся одновременно руководителями различных правительственных к-тов, членами пр-в. Все более или менее важные правительственные решения принимаются, как правило, только после рассмотрения и одобрения их в этих организациях монополистов. Вместе с тем, как всякий социальный организм, гос-во обладает относительной самостоятельностью, имеет свои собственные интересы и поэтому его нельзя рассматривать как " отдел в канцелярии треста". Влияние Г.-м. к. на классовую структуру общества. Развитие гос.-монополистич. капитала привело к резкому усилению социальной поляризации капиталистич. общества. " Вымывание" средних слоев города и деревни, рост численности рабочего класса и всех работающих по найму при уменьшении удельного веса капиталистич. собственников достигли весьма высокой степени. Работающие по найму в кон. 60-х гг. составляли в США 92%, Великобритании - 93, 5%, ФРГ - 83%, Франции-77%, Японии - 63% всего самодеят. населения. Г.-м. к. - общемонополистич. форма эксплуатации рабочего класса. Он противопоставляет широкую массу пролетариата не только отдельному предпринимателю, но в возрастающей степени всему классу капиталистов в целом и его гос. власти. Монополистич. буржуазия прибегает, с одной стороны, к насильственному подавлению коммуни-стич. и рабочего движения, с другой - к изощрённым формам социальной демагогии с целью разъединить рабочих, сбить их с позиций классовой борьбы. Вынужденные уступки буржуазии рабочему классу, будь они экономич. или политич. характера, не меняют основ бурж. общества и сущности классовой борьбы. В ходе развития Г.-м. к. массовой социальной прослойкой лиц наёмного труда стала интеллигенция. Верхушка интеллигенции по своему положению и образу Жизни примыкает к буржуазии, но основная её масса, эксплуатируемая монополистич. капиталом, в условиях политич. гнёта и агрессивной внеш. политики правящих кругов всё теснее связывает свою судьбу с рабочим классом. Видное место в общей структуре капиталистич. общества занимают служащие, что связано с ростом управленческого аппарата, гос. аппарата и особенно сферы обслуживания. В Великобритании из 25 млн. чел., работающих по найму, 5, 8 млн. служащие (почти 24% ), в США - св. 30%. Служащие в капиталистич. странах - объект угнетения со стороны монополистич. капитала, гос-ва. Гор. мелкие производители, разоряясь, пополняют ряды лиц наёмного труда; продвижение их в высшие слои - редкое явление. Каждый шаг вперёд в науке и технике подрывает неизбежно, неумолимо основы мелкого производства в капиталистич. обществе. При этом ряд мелких и средних предприятий превращается в придаток крупных предприятий, значительная часть мелкой буржуазии оказывается в зависимости от крупного капитала. Г.-м. к. ускоряет процесс дифференциации деревни. Гос-во помогает монополиям сгонять крестьян с земли, усиливает позиции крупных фермеров в с. х-ве. Концентрация с.-х. производства неизбежно сопровождается массовым разорением мелких и средних крест. х-в. В США количество ферм сократилось с 6, 4 млн. в 1940 до 3 млн. в 1970. В Италии в 1936 население, занятое в с. х-ве, составляло 49% от общей численности населения страны, в конце 60-х гг.-лишь 24%. Финанс. капитал подчиняет себе с. х-во. Концентрация и централизация производства и капитала в с. х-ве происходят путём создания крупных капиталистич. х-в и различного рода кооп. объединений по закупке, переработке и сбыту с.-х. продукции, к-рые в условиях капитализма неизбежно попадают под контроль монополий. Правительственная система гарантированных цен производителям с.-х. продуктов не защищает трудящихся землевладельцев от разорения. Процесс централизации и концентрации капитала и производства, обобществление на частномонополистич. и общемонополи-стич. основе привели к тому, что удельный вес собственно буржуазии в общем составе самодеят. населения уменьшился как по сравнению с периодом домонополистич. капитализма, так и по сравнению с периодом до 1-й мировой войны. Особенно уменьшился удельный вес представителей производит. капитала. Переход крупных производственных предприятий и средств сообщения в руки монополий и в собственность гос-ва показал ненужность буржуазии для управления совр. производит. силами. Все производственные функции капиталиста выполняются теперь высшими наёмными служащими. Развитие Г.-м. к. способствовало выделению особой верхушки внутри класса капиталистов, к-рая состоит из нескольких прослоек с противоречивыми интересами, но теснейшим образом сросшихся друг с другом: монополисты - владельцы значит. корпоративной, акц. собственности, руководящий состав акц. обществ (менеджеры), высшие чиновники правительственного аппарата (административного и экономического ), верхушка воен. касты. Создание материальных предпосылок социализма. "... Государственно-монополистический капитализм есть полнейшая материальная подготовка социализма, есть преддверие его, есть та ступенька исторической лестницы, между которой (ступенькой ) и ступенькой, называемой социализмом, никаких промежуточных ступеней нет" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 34, с. 193 ). Обобществление труда и производства достигает наивысшей степени, какая только возможна на базе капитализма. Это свидетельствует о том, что внутри капиталистич. общества уже созрели предпосылки социализма, назрела насущная ист. необходимость замены капиталистич. производств. отношений социалистическими. Г.-м. к. означает, что в данной стране механизм общественного хозяйствования (и притом технически совершенный ) уже готов и остаётся " только" освободить его от тех, кто стоит над трудящимися. Г.-м. к. доводит до предела все противоречия империализма: классовые противоречия внутри каждой капиталистич. страны, особенно между трудом и капиталом; противоречия между импе-риалистич. гос-вами; противоречия между империалистич. и освободившимися странами. Стремление господствующих классов укрепить капиталистич. систему в то же время приближает крушение этой системы. Экономические процессы идут в направлении дальнейшего вытеснения и подчинения мелких и средних предприятий, слияния и поглощения крупных акц. обществ, дальнейшего сосредоточения средств производства, централизации капитала в руках монополий. Это противоречие между общественным характером производства и монополистич. формой собственности Г.-м. к. пытается разрешить чужеродными капитализму общественными средствами, методами и формами хозяйствования (национализация, программирование и т. д. ). Г.-м. к. с его отрывом производства от потребления, расширением милитаристского потребления усиливает загнивание и паразитизм капитализма. Происходит обострение классовых антагонизмов. Конкурентная борьба и противоречия внутри класса капиталистов обостряются. Ведётся ожесточённая борьба за перераспределение прибавочной стоимости. Монополии, опираясь на гос. аппарат, уничтожают мелких собственников. Идёт борьба между отдельными гигантскими союзами монополистов за влияние на гос. аппарат, за проведение тех или иных мер, выгодных данной группе монополистов. Г.-м. к. создал новую ситуацию, в к-рой классовая борьба трудящихся за свои непосредственные интересы приобретает всё более открытый политич. характер. Она сосредоточивается на проблемах общенац. политики и обращается против всей системы Г.-м. к. Междунар. Совещание коммунистич. и рабочих партий (1969 ), исходя из реальных условий совр. периода, установило, что "...создаются благоприятные предпосылки для объединения всех демократических течений в политический союз, способный решающим образом ограничить роль монополий в экономике страны, положить конец власти крупного капитала и осуществить также коренные политические и экономические преобразования, которые обеспечат наиболее благоприятные условия для продолжения борьбы за социализм" (Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, 1969, с. 310). Главная движущая сила и гегемон в антимонополистич. общедемократич. борьбе - пролетариат. Он объединяет вокруг себя в борьбе против монополий всех лиц, работающих по найму, значит. часть крестьянства и гор. мелкой буржуазии, все социальные группы, к-рые являются жертвами политики монополий и к-рые хотят перемены. Рабочий класс и его коммунистич. авангард стремятся соединить все демократич. движения, выступающие против гнёта финансовой олигархии, в один могучий антимонополистич. поток. Борьба идёт за приход к власти прогрессивных антимонополистич. сил для проведения глубоких преобразований в социальной, политич. и экономич. жизни капиталистич. стран (ограничение и ликвидация политич. и экономич. власти монополий; осуществление социальных требований трудящихся; защита и расширение демократич. свобод: участие рабочих в управлении предприятиями, расширение прав парламента, опирающегося на массовое движение, установление демократич. контроля за деятельностью гос. предприятий, укрепление местных органов самоуправления; осуществление целей научно-технич. революции в интересах народа; защита интересов крестьян и фермеров и др.). Исторически неизбежно развёртывание в главных капиталистич. странах антимонополистич. борьбы и приход к власти правительств демократич. единства как рубеж для дальнейшего поступат. движения на пути к полному освобождению пролетариата, всех трудящихся из-под ига капитала.
|