Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Критика буржуазных теорий государственного вмешательства в экономику. 4 страница
Как особый уклад переходного периода Г. к. может сыграть важную роль на пути социалистич. преобразования экономики. Он является более прогрессивной формой х-ва по сравнению с частным капитализмом, мелкотоварным и натуральным произ-вом. Переход частного капитализма, а вместе с ним и мелкотоварного произ-ва на рельсы Г. к. облегчает переход страны к социализму, ибо позволяет сохранить или создать крупное машинное произ-во, использовать в интересах пролетариата ден. средства, знания, опыт, организаторские способности буржуазии и бурж. интеллигенции. Общей закономерностью для всех стран, переходящих к социализму, является многоукладность в экономике переходного периода. Ликвидация многоукладности и превращение социалистич. уклада в господствующую систему общественного произ-ва составляют содержание переходного периода. Переход от капитализма к социализму отдельных стран происходит в разное время и при различных внутр. и внеш. условиях. Исходный уровень экономики страны, с к-рого начинается переход к социализму, соотношение классовых сил внутри данной страны и на мировой арене обусловливают особенность использования Г. к. в интересах победы социализма. Особенностью Г. к. в СССР явилось то, что гос. капиталистич. предприятия оставались общенар. собственностью. В собственности концессионеров-арендаторов оставался только оборотный капитал (готовая продукция, ден. средства). Осн. же фонды (здания, оборудование, земля и т. д.), включая вновь построенные и ввезённые из-за границы, не могли быть проданы или переданы капиталистом другому лицу, а финанс. органы не могли взыскивать долги с концессионера-арендатора за счёт основных фондов. " Арендатор, - отмечал В. И. Ленин, - не есть собственник... Аренда - договор на срок. И собственность и контроль за н а м и, за рабочим государством" (там же, т. 52, с. 193 ). Отношения между капиталистами и рабочими концессионных предприятий продолжали оставаться отношениями капитала и наёмного труда, рабочая сила оставалась товаром, сохранялся антагонизм классовых интересов. В то же время эти отношения находились под контролем и регулировались пролетарским государством, что существенно изменяло условия классовой борьбы в пользу рабочего класса. Г. к. не получил в СССР сколько-нибудь широкого развития и занимал в экономике страны незначит. позиции, что объяснялось быстрым ростом крупной социалистич. пром-сти. К тому же попытки Сов. roc-ва использовать Г. к. для социалистич. преобразований встречали со стороны буржуазии активное сопротивление. Русская буржуазия не пошла на Г. к. и была поэтому насильственно экспроприирована. В 1923-24 удельный вес госкапиталистич. предприятий в валовой продукции нар. х-ва составил лишь 0, 1%, а число занятых на них в конце 1925 не превышало 1% рабочих страны. Г. к. как средство преобразования капиталистич. собственности в социалистическую использовался в переходный период в ряде социалистич. стран. Наибольшее развитие он получил в ГДР, КНДР и ДРВ. Особенностью этих стран было то, что они, благодаря всесторонней помощи СССР, не прибегали к услугам иностр. капитала. Осн. формой Г. к. в ГДР и ДРВ стали смешанные гос.-частные предприятия с участием гос. и нац. частного капитала. Образованию этих предприятий предшествовало широкое распространение менее развитых, т. н. низших, форм Г. к. - капиталистич. предприятий, производств. или коммерч., деятельность которых находилась под прямым экономич. контролем пролет. гос-ва. В дальнейшем осуществлялось постепенное последовательное преобразование смешанных гос.-частных предприятий в социалистические. Гос.-частные предприятия получили распространение в КНР. К сер. 60-х гг. 20 в. формы Г. к. в разной степени сохранились в КНР, ДРВ и ГДР. к. Г. Козлов а. Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К. и Энгельс ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 319. 748, 761, 767, т. 2, там же, т. 24, с. 263 - 64, т. 3, там же, т. 25, ч. 1, с. 145 -46; Энгельс Ф., Письмо к Шмидту от 27 октября 1890 г., там же. т. 37, с. 414-22; Ленин В. И., Экономическое содержание народничества, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 369; Экономическая теория Маркса - Ленина и современный капитализм, М., 1967, с. 67 - 73; Мирзоян С. М. и Орехов Л. Н., Государственный сектор в экономике освободившихся стран, М., 1965; Левковский А. И., Особенности развития капитализма в Индии, М., 1963; Степанов Л. В., Проблема экономической независимости. О путях развития национальной экономики освободившихся стран, М., 1965; Развивающиеся страны в борьбе за независимую национальную экономику (Условия, факторы, перспективы), под ред. Н. Г. Поспеловой, М., 1967; Левин А. Я., Социально-экономические уклады в СССР в период перехода от капитализма к социализму (Государственный капитализм и частный капитализм), М., 1967; Сеид-Гусейнов А. Г., Государственный капитализм в переходный период от капитализма к социализму, М., 1960; Юферева Е. В., Ленинское учение о госкапитализме в переходный период к социализму, М., 1969. ГКО руководил деятельностью всех государственных ведомств н учреждений, направлял их усилия на всемерное использование материальных, духовных и воен. возможностей страны для достижения победы над врагом, решал вопросы перевода экономики страны на обеспечение нужд войны, мобилизации людских ресурсов страны для нужд фронта и нар. х-ва, подготовки резервов и кадров для Вооруж. Сил и пром-сти, эвакуации пром-сти из угрожаемых р-нов, перевода пром. предприятий в освобождённые Красной Армией р-ны и восстановления разрушенного войной нар. х-ва в зап. областях страны, устанавливал объём и сроки поставок пром-стью воен. продукции и др. Каждый член ГКО ведал определ. кругом вопросов. Постановления ГКО имели силу законов воен. времени. Все сов., гос., парт., воен., хоз. и проф. органы были обязаны беспрекословно выполнять решения и распоряжения ГКО. Как высший орган гос. управления, ГКО ставил перед Верх. Главнокомандованием и в целом перед Вооруж. Силами СССР воен.-политич. задачи, совершенствовал структуру Вооруж. Сил, расставлял руководящие кадры, определял общий характер использования Вооруж. Сил в войне. Большое внимание ГКО уделял руководству борьбой сов. народа в тылу врага. В своей деятельности ГКО опирался на аппарат СНК, уполномоченных ГКО на местах, к-рыми, как правило, являлись секретари парт. комитетов крупных пром. краёв и областей, местные гор. к-ты обороны, парт. и гос. органы. Нар. комиссариат обороны и его управления были рабочими органами ГКО по воен. вопросам, непосредств. организаторами и исполнителями его решений. Высшим исполнит. органом ГКО по оперативно-стратегич. руководству вооруж. борьбой являлась Ставка Верховного Главнокомандования. После окончания Вел. Отечеств. войны решением Президиума Верх. Совета СССР от 4 сент. 1945 ГКО был упразднён. М.Г.Жданов. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ, одна из форм осуществления гос. власти. В СССР Г. к. в различных организац. формах проводят все органы государства. В широком смысле Г. к. означает контрольную деятельность Верх. Совета СССР, его Президиума и постоянных комиссий, Верх. Советов союзных и авт. республик, их президиумов и постоянных комиссий, местных Советов, Советов Министров СССР, союзных и автономных республик, а также контроль, осуществляемый мин-вами и др. органами гос-ва. Вместе с тем в СССР, как и в др. социалистич. гос-вах, имеются гос. органы, осн. обязанностью к-рых является контроль от имени и в интересах гос-ва. Систему таких органов обычно именуют Г. к. В основе всей организации и деятельности органов социалистич. Г. к. лежат теоретич. положения, сформулированные В. И. Лениным и обогащённые опытом стр-ва социалистич. государственности. Контроль необходим и важен на всех этапах стр-ва социалистич. гос-ва. В. И. Ленин придавал большое значение контролю, позволяющему глубоко изучать положение дел на предприятиях и в учреждениях, выявлять положит. опыт в целях его распространения и искоренения недостатков. Такой контроль позволяет находить умелых, радивых, преданных делу социализма работников и в то же время вскрывать бюрократизм, устранять излишества и совершенствовать гос. механизм. "...Борьба с тиной бюрократизма и волокиты проверкой людей и проверкой фактической работы; беспощадное изгнание лишних чиновников, сокращение штатов, смещение коммунистов, не учащихся делу управления всерьез, -такова должна быть линия...", - указывал В. И. Ленин (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 44, с. 370). Г. к. позволяет систематически проверять исполнение постановлений центральной власти, укреплять гос. дисциплину и законность, изучать обоснованность и реальность решений центр. органов гос-ва, помогать совершенствовать практику разработки и принятия таких решений. В СССР в первые дни существования Сов. гос-ва - 14(27) ноября 1917 -был создан рабочий контроль как важнейший фактор, способствовавший упрочению Сов. власти. В работе " Задачи революции" (1917) В.И. Ленин выдвинул требование о немедленном введении рабочего контроля в общегос.масштабе (см. там же, т. 34, с. 229-38). Организационно рабочий контроль состоял из заводских или фабричных к-тов и советов старост. В крупных городах, губерниях и промышленно развитых районах при Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов действовали местные советы рабочего контроля, к-рые координировали и направляли деятельность рабочих советов предприятий. В масштабе всей страны руководство советами рабочего контроля осуществлял Всеросс. совет рабочего контроля, в составе к-рого были созданы комиссии специалистов-ревизоров по определ. отраслям произ-ва. В янв. 1918 были образованы Центр. контр. коллегия и учётно-контр. коллегии и контр. комиссии на местах. Центр. контр. коллегия была в июле 1918 преобразована в Наркомат Г. к. 8-й съезд РКП(б) (март 1919) принял постановление о реорганизации Г. к. ВЦИК и СНК РСФСР в апр. 1919 приняли декрет " О гос. контроле" (СУ РСФСР, 1919, № 12, ст. 122). В 1919 фактически существовало 3 системы контроля (Наркомат Г. к. РСФСР, ведомств. контрольные органы и рабочие контрольные инспекции), что осложняло деятельность Г. к. В февр. 1920 Наркомат Г. к. был реорганизован в Рабоче-крестьянскую инспекцию (РКИ), в задачи к-рой входили: контроль за деятельностью всех органов гос. управления, органов управления х-вом и за общественными орг-циями; борьба с бюрократизмом и волокитой; проведение летучих ревизий и обследований; проверка исполнения декретов и постановлений Сов. пр-ва; надзор за соблюдением законов в управлении. РКИ действовала на правах наркомата и имела свои органы на местах, она опиралась в своей деятельности на широкий актив из рабочих, крестьян, специалистов. Важное значение в совершенствовании правового положения РКИ имел декрет ВЦИК от 9 янв. 1922, к-рым на РКИ возлагались обязанности по контролю за учётом и хранением гос. имущества, последующая проверка финанс. смет, планов материального снабжения, договоров и др. денежных документов; разработка предложений о сокращении и удешевлении гос. аппарата; контроль за состоянием приёма и рассмотрения жалоб и т. д. Дальнейшее совершенствование Г. к. шло в направлении реализации идей, развитых В. И. Лениным в его трудах " О придании законодательных функций Госплану" (1922 ), " Как нам реорганизовать Рабкрин" (1923 ), " Лучше меньше, да лучше" (1923 ). В этих работах В. И. Ленин наметил план соединения двух высших контрольных аппаратов - партийного и государственного. 12-й съезд партии (апр. 1923 ) в резолюциях " О задачах РКИ и ЦКК" и " По организационному вопросу" определил задачи нового контрольного органа - ЦКК-РКИ. На основании этих решений объединение ЦКК и Наркомата РКИ, не означавшее, однако, их полного слияния, было проведено в след. форме: нарком РКИ являлся одновременно пред. ЦКК, а состав коллегии Наркомата формировался в основном из членов Президиума ЦКК. В 1924 был создан союзно-респ. Наркомат рабоче-крест. инспекции. В 1930 был создан орган проверки исполнения решений пр-ва СССР - Комиссия исполнения при СНК СССР во главе с пред. СНК СССР. В состав комиссии входили: секретарь ЦК ВКП(б ), пред. ВЦСПС, нарком РКИ и пред. Колхозцентра. В 1934 Наркомат РКИ был ликвидирован, а его функции и функции Комиссии исполнения были переданы созданной в том же году Комиссии сов. контроля (КСК ) при СНК СССР. Осн. обязанность КСК состояла в проверке исполнения важнейших пост. пр-ва всеми звеньями гос., в т. ч. и хоз., аппарата в центре и на местах. В 1940 Комиссия сов. контроля была реорганизована в союзно-респ. наркомат Г. к. (с 1946 - мин-во ), затем мин-ва Г. к. были реорганизованы в комиссии Г. к. СССР и союзных республик. В 1962-65 в СССР действовали к-ты парт.-гос. контроля, осуществлявшие контроль за деятельностью парт. и гос. органов. Декабрьский (1965 ) пленум ЦК КПСС постановил упразднить органы парт.-гос. контроля и образовать народный контроль как орган Г. к. В зарубежных социалистич. гос-вах Г. к. строится с учётом опыта СССР и особенностей развития государственности в данной стране, но организационное построение органов Г. к. и их правовое положение имеют нек-рые различия. Так, в Польше Г. к. возглавляет Верховная контрольная палата, подчинённая сейму (в воеводствах имеются делегатуры - местные органы палаты ). В Венгрии система органов Г. к. состоит из Центр. комиссии нар. контроля (действует под руководствомпр-ва ), городских и районных комиссий нар. контроля. В Болгарии Г. к. представляет собой обособленную систему контрольных органов, возглавляемую Комитетом Г. к.; в округах имеются инспекции Г. к., а на предприятиях, в организациях, кооперативах и учреждениях - комиссии нар. контроля. В ГДР система органов Г. к. во главе с К-том рабоче-крест. инспекции построена частично по отраслевому (инспекции в ведущих отраслях нар. х-ва ), частично по производственному принципу (комиссии на предприятиях, в учреждениях, в ин-тах и т. д. ). В Чехословакии Центр. комиссия нар. контроля избирается Нар. собранием. В дореволюц. России первые сведения о гос. органах с контрольными функциями относятся ко 2-й пол. 17 в. (Счётный приказ, Тайный приказ ); более чёткую компетенцию в области контроля имели нек-рые коллегии, созданные Петром I (напр., Ревизион-кол-легия ). Как самостоят. ведомство Г. к. был образован в 1811 в форме Гл. управления ревизии гос. счетов, в задачи к-рого входило наблюдение за правильностью поступления гос. доходов и законностью расходов. В 1862 был введён последующий документальный контроль, ведомству Г. к. было предоставлено право кассовых и др. ревизий. В нач. 20 в. и до 1-й мировой войны 1914-18 система Г. к. в России, возглавлявшаяся гос. контролёром в ранге министра, включала центр. ревизионные учреждения и их местные органы: контрольные палаты в губерниях и спец. учреждения Г. к. на строительстве крепостных сооружений, ж. д. и др. объектов, к-рое велось за счёт казны. На стр-вах, осуществлявшихся на средства частных лиц, Г. к. устанавливался в тех случаях, когда казна гарантировала частные капиталовложения. В систему Г. к. царской России входил полевой контроль, действовавший во время войны и проверявший правильность расходования гос. средств, выделявшихся на воен. цели. Губернские контрольные палаты ревизовали ден. и имуществ. операции, совершавшиеся за счёт казённых средств губернскими, уездными и волостными органами управления. Формы осуществления Г. к. в современных бур ж. гос-вах различны. По мере кризиса парламентаризма повсеместно утрачивают значение традиционные парламентские методы контроля (право депутатского запроса, парламентские расследования и т. п. ), снижается роль общих судов в разрешении конфликтов, связанных с деятельностью гос. аппарата, в рассмотрении жалоб на действия должностных лиц и адм. органов. Усложнение задач управления в условиях государственно-монополистич. капитализма сопровождается усилением контрольных функций центр. аппарата министерств и ведомств и появлением новых надведомств. органов Г. к. Так, во многих странах получили распространение внепарламентские, но действующие от имени парламентов контрольные инстанции (напр., ин-т т. н. омбудсменов), возросла численность и роль в контрольной деятельности органов административной юстиции. Во всех гос-вах широкими правами контроля обладают мин-ва финансов. Однако в каждой стране сложилась собств. система Г. к. В Великобритании контроль за распределением между ведомствами средствгос. бюджета и их использованием осуществляет ведомство контролёра и гл. (генерального ) аудитора совместно с Мин-вом финансов. Контролёр и гл. аудитор назначается пр-вом (формально королём ) на неограниченный срок и может быть смещён лишь на основании совместной резолюции обеих палат парламента. Специально для выявления случаев " плохого управления" в 1967 создано ведомство парламентского комиссионера, уполномоченного рассматривать жалобы на деятельность большинства центр. органов управления (результаты проверок докладываются парламенту ). Контроль за деятельностью муниципальных органов управления осуществляет (за нек-рыми исключениями ) Мин-во местного управления и жилищного строительства. Особое ведомство, возглавляемое премьер-министром, контролирует работу гражд. гос. служащих всех министерств и ведомств. Ряд министерств выполняет функции специализированного межведомств. контроля: напр., Мин-во внутр. дел контролирует межведомств. мероприятия по гражд. обороне, осуществляет противопожарный надзор, Мин-во здравоохранения - санитарный надзор и т. д. В США Г. к. осуществляется органами, входящими в Исполнит. управление президента: аппарат Белого дома, Бюро бюджета и управления (созд. в 1970 на базе Бюро бюджета ), Управление чрезвычайного планирования, Управление науки и техники и др. Конституционный контроль осуществляется Верховным судом США. Контрольные функции имеют также комиссии парламентские. В качестве спец. органа финанс. контроля функционирует Главное (генеральное ) управление отчётности, возглавляемое гл. контролёром (назначается президентом на 15 лет, может быть смещён по решению обеих палат конгресса ). Функции спец. межведомств. контроля возложены на многие отраслевые ведомства: Центральное разведывательное управление, Мин-во обороны, Управление внутр. безопасности и Федеральное бюро расследований, Комиссию по гражд. службе, Мин-во труда и т. д. Во Франции Г. к. осуществляет ряд органов. Счётная палата контролирует выполнение своих функций и соблюдение финанс. дисциплины всеми гос. органами в центре и на местах: отчёты Счётной палаты направляются президенту Франции; решения её можно обжаловать только в Гос. совет. Мин-во финансов через финанс. инспекторов контролирует выполнение гос. органами бюджета и сметы. Префекты контролируют деятельность администрации префектур: законность и целесообразность действий в области здравоохранения, социального обеспечения, дорожного х-ва. Контроль над гос. пром. предприятиями осуществляет Гос. коллегия по проверке имуществ. фондов предприятий, подчинённая Счётной палате. Ежегодный отчёт Гос. коллегии докладывается Нац. собранию, Сов. Мин. и Счётной палате. На гос. предприятиях имеются постоянные гос. комиссары, а на крупных предприятиях - 1-2 контролёра, к-рые следят за рациональным использованием администрацией имущества и ден. средств. Спец. органами Г. к. во Франции являются инспекции социального обеспечения, просвещения, мостов и дорог, лесов и вод, рудников и шахт, контролирующие гос. и частный секторы. В сканд. гос-вах и в Финляндии функции Г. к. осуществляют т. н. прокураторы. Напр., в Швеции прокураторы, избираемые парламентом на 4 года, осуществляют контроль за выполнением законов органами исполнит. власти и юстиции. Свои контрольные функции прокураторы выполняют путём рассмотрения жалоб граждан на администрацию и эпизодич. проверок выполнения администрацией законов и др. парл. решений. Аналогичный аппарат Г. к. имеется в Финляндии, Дании, Норвегии, где парламенты избирают комиссаров, к-рые от имени парламента осуществляют контроль за выполнением законов органами гос-ва. В указанных гос-вах имеются и др. органы гос. контроля. В парламенте Швеции имеются, кроме того, фи-нанс. и налоговая комиссии, контролирующие выполнение бюджета, соблюдение законов о налогах и таможенных сборах. Лит.: Ленин В. И.. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 349 - 54, 383 - 406; КПСС я резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 8 изд., т. 2, М., 1970, с. 444- 449, т. 3, М., 1970, с. 253-60; Дорохова Г. А., Рабоче-крестьянская инспекция в 1920 - 1923 гг., М., 1959; Иконников С. Н., Организация и деятельность РКИ в 1920- 1925 гг., М., 1960; Лунев А.Е., Государственный контроль в СССР, М., 1951; Морозов Л. Ф., Портнов В. П., Органы ЦКК-НК РКИ в борьбе за совершенствование советского государственного аппарата (1923- 1934 гг.), М., 1964; Народный контроль в СССР, М., 1967; Народный контролёр. Справочник, под ред. С. П. Мезенцева, М., 1970; История советского государства и права, т. 1 - 2, М., 1968. А. Е. Лунёв. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ, совокупность кредитных отношений, в к-рых государство выступает в качестве заёмщика. Однако в системе междунар. кредита (при межгос. займах) гос-во нередко выступает и кредитором. Содержание и формы Г. к. определяются характером экономич. строя общества. В рабовладельч. обществе и при феодализме Г. к. существовал в форме займов, принимавших часто принудит. характер. В них переплетались элементы налога и займа. Полученные таким образом средства шли в осн. на покрытие воен. и др. чрезвычайных расходов. Капиталист ч. система Г. к. зародилась в 16-18 вв. вначале в Голландии и Великобритании, а затем и в др. гос-вах. С возникновением мирового рынка получил развитие междунар. Г.к., явившийся, как показал К. Маркс, наряду с внутр. Г. к. одним из самых сильных рычагов первоначального накопления капитала. При капитализме Г. к. выступает гл. обр. в виде займов, а также краткосрочных казначейских обязательств, использования вкладов населения в сберкассы, помещаемых последними в гос. ценные бумаги (непосредственно или через банк). Г. к. - одна из форм движения ссудного капитала. В отличие от др. форм капиталистич. кредита, связанных в той или иной степени с процессами произ-ва и реализации товаров, Г. к. служит средством привлечения ден. ресурсов гл. обр. на непроизводит. цели: на воен. расходы гос-ва, содержание адм.-полицейского аппарата, а также на прямое и косвенное субсидирование капиталистов. Поэтому прямыми следствиями развития Г. к. являются рост государственного долга и раздувание размеров фиктивного капитала (в виде облигацийгос. займов и купонов к ним, краткосрочных казначейских векселей и др. кредитных документов ). Г. к. способствует обогащению буржуазии. Свободные ден. капиталы, лежащие без употребления у банкиров, находят выгодную сферу приложения в виде государственных займов (см. Займы государственные), к-рые дают высокие гарантированные доходы. Источником средств для погашения гос. займов и уплаты процентов, как и для всех др. расходов гос-ва при капитализме, служат прямые и косвенные налоги, к-рые тяжёлым бременем ложатся на широкие массы трудящихся. В период общего кризиса капитализма Г. к. становится органич. частью финанс. систем бурж. гос-ва, используемых для прямого финансирования капиталистич. монополий и обеспечения им наивысших прибылей за счёт трудящихся, мелкой и даже средней буржуазии. Причём для совр. капиталистич. гос-в характерно использование Г. к. для финансирования расходов хронически дефицитных гос. бюджетов, обусловливаемых милитаризацией экономики, подготовкой и ведением войн. Разбухание Г. к.-одно из проявлений паразитизма капитализма, выражающегося в росте непроизводит. потребления и увеличении числа рантье, живущих на доходы от ценных бумаг. В период общего кризиса капитализма быстро растут внеш. долги, используемые империалистич. странами-кредиторами для усиления своего экономич. и политич. господства в странах-должниках (см. Вывоз капитала). В освободившихся от колониальной зависимости странах - Индии, Бирме, АРЕ, Ираке и др., часть средств, мобилизуемых с помощью Г. к., направляется на финансирование развития пром-сти, транспорта, на укрепление экономич. самостоятельности и политич. независимости этих стран. Империалистич. гос-ва, стремясь навязать этим странам свою волю и восстановить своё былое господство, используют междунар. Г. к. Социа-листич. страны в целях оказания финанс. помощи развивающимся гос-вам предоставляют им долгосрочные кредиты, которые выдаются на льготных условиях сроком на 8-12 и более лет, из расчёта 2-2, 5% годовых (что, как правило, ниже процентных ставок по кредитам капиталистич. стран ) и погашаются поставками товаров традиц. экспорта развивающихся стран (без золота и твёрдых валют ). Кредитная помощь оказывается этим странам в первую очередь для создания отечеств. пром-сти, развитие и укрепление нац. экономики и подготовку нац. кадров специалистов. Сумма долгосрочных кредитов стран-членов СЭВ этим гос-вам к нач. 1968 превысила 8 млрд. руб., из них СССР-4, 5 млрд. руб. При социализме Г. к. используется гос-вом как один из методов мобилизации временно свободных ден. средств предприятий и сбережений населения на общегос. нужды. Производительный и общественно полезный характер использования этих средств - одно из коренных отличий социалистич. Г. к. от капиталистического. Способствуя росту общественного произ-ва, Г. к. выступает как средство увеличения ден. доходов населения. Привлекаемые с помощью Г. к. средства используются на расширение социалистич. произ-ва, что позволяет гос-ву выплачивать держателям облигаций гос. займов определ. доход в виде выигрышей и погашать свою задолженность. Сов. гос-во, строившее социалистич. общество в капиталистич. окружении, в годы первых пятилеток (1929-40 ), а также в годы Великой Отечеств, войны 1941-45 и послевоен. восстановления нар. х-ва использовало Г. к. как важный дополнит. источник средств. В условиях, когда накопления социалистич. х-ва обеспечили удовлетворение почти всех потребностей гос-ва в ден. средствах, Сов. гос-во отказалось (в 1957 ) от использования займов, размещаемых по подписке среди населения, и использует в качестве ресурсов Г. к. ежегодный прирост вкладов в сберкассы, а также свободно обращающийся гос. 3% -ный внутр. выигрышный заём, выпущенный в 1966 сроком на 20 лет. Опыт организации сов. Г. к. используется др. социалистич. странами. Важную роль в развитии Г. к. в этих странах играют их экономич. сотрудничество и помощь СССР, в т. ч. помощь кредитная, оказываемая как в форме займов, так и путём поставок товаров, оборудования и оказания различных услуг на условиях кредита. Общая сумма кредитов СССР др. социалистич. странам (к 1968 ) составляла примерно 10 млрд. руб. Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, гл. 24, § 6 и т. 3, гл. 29, Маркс К. и Энгельс ф., Соч., 2 изд., т. 23, 25; Ленин В. И., Империализм, как высшая стадия капитализма, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 27; Программа КПСС, М., 1971, ч. 1, разд. IV (" Кризис мирового капитализма"); Бретель Э., Налоги, займы и инфляция на службе империализма, [ч. 1], М., 1953, гл. V -VII; Богачевский М. Б.. Государственный кредит в капиталистич. странах, М., 1966; Энтов Р. М., Государственный кредит США в период империализма, М., 1967; Государственные займы в СССР. Учебное пособие, М., 1956; Финансы СССР. Учебник, М., 1967, разд. 2 и разд. 4, гл. 25. И. Д. Злобин. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ, лицо, поддерживающее от имени гос-ва обвинение в суде при рассмотрении уголовных дел. В СССР Г. о. выступают прокуроры, их заместители и помощники. Поддержание гос. обвинения - одна из форм осуществления прокурором надзора за точным исполнением законов. Г. о. принимает участие в исследовании доказательств в суд. заседании, даёт заключение по вопросам, возникающим во время суд. разбирательства, участвует в суд. прениях, представляя суду свои соображения по поводу доказанности обвинения, применения уголовного закона и меры наказания и по др. вопросам. Существенное место в речи Г.о. занимают анализ причин и условий, способствовавших совершению преступления, и предложения по устранению этих причин и условий. Если Г. о. придёт к убеждению, что данные судебного следствия не подтверждают обвинения, предъявленного подсудимому, он обязан отказаться от обвинения, изложив суду мотивы отказа. Суд в этих случаях обязан продолжить разбирательство дела и разрешить на общих основаниях вопрос о виновности, исходя из рассмотренных доказательств и доводов всех участников суд. разбирательства. В зарубежных социалистич. странах гос. обвинение в суде также поддерживает прокурор. В бурж. гос-вах функцию Г. о. выполняют различные должностные лица, имеющие право осуществлять уголовное преследование. В США обвинение в Верх.суде США по делам исключит. важности поддерживает атторней-генерал, в др. федеральных судах - атторнеи. В Великобритании для поддержания обвинения в судах по делам, затрагивающим интересы короны (гос-ва ), в 1879 была учреждена должность директора публичных преследований. Обвинителями выступают и др. должностные лица, в т. ч. и должностные лица полиции. Во Франции, согласно УПК 1958, гос. обвинение в судах поддерживают прокуроры, состоящие при каждом уголовном суде. В Швейцарии, ФРГ, Бельгии, Мексике, Венесуэле и др. Г. о. также являются прокуроры, состоящие либо при судах, либо при мин-вах юстиции.
|