Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Критика буржуазных теорий государственного вмешательства в экономику. 5 страница
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЛАНОВЫЙ КОМИТЕТ Совета Министров СССР (Госплан СССР ), союз-но-респ. орган, осуществляющий обще-гос. планирование развития нар. х-ва СССР и контроль за выполнением нар, -хоз. планов. Госплан СССР образован декретом СНК РСФСР от 22 февр. 1921 в период перехода к мирному хоз. строительству. Под руководством Коммунистич. партии и Сов. пр-ва Госплан СССР сыграл большую роль в разработке и осуществлении великих планов строительства социализма и коммунизма в СССР. " Народнохозяйственные планы, являясь выражением экономической политики Коммунистической партии, -подчёркивается в приветствии ЦК КПСС, Президиума Верх. Совета СССР и Сов. Мин. СССР торжественному собранию, посвящённому 50-летию Госплана, всем работникам плановых органов Сов. Союза, - на всех этапах строительства нового общества были организующей и мобилизующей силой в решении важнейших хозяйственных и социальных задач" (" Правда", 1971, 23 февраля, с. 1 ). Во главе Госплана стояли выдающиеся деятели КПСС - Г. М. Кржижановский (1921-23, 1925-30 ), А. Д. Цюрупа (1923-25 ), В. В. Куйбышев (1930-34 ), В. И. Межлаук (1934-37 ), Н. А. Вознесенский (1938-49 ), А. Н. Косыгин (1959-60 ). Деятельность Госплана СССР строилась на ленинских идеях социали-стич. планирования. Декретом СНК об образовании Госплана было чётко определено гл. содержание его работы: " а ) Разработка единого общегосударственного хозяйственного плана, способов и порядка его осуществления; б ) Рассмотрение и согласование с общегосударственным планом производственных программ и плановых предположений различных ведомств, а также областных (хозяйственных ) организаций по всем отраслям народного хозяйства..." (СУ, 1921, № 17, ст. 106 ). С развитием экономики, расширением межотраслевых, межресп. и междунар. экономич. связей расширялись и усложнялись задачи Госплана, изменялись его функции, структура, совершенствовались методы и формы планирования. Значительно возросла роль Госплана СССР в условиях перехода пром-сти и др. отраслей нар. х-ва на новые методы хозяйствования, разработанные Сентябрьским (1965 ) пленумом ЦК КПСС. Гл. задачей Госплана в современных условиях является разработка в соответствии с Программой КПСС, директивами съездов КПСС, указаниями ЦК КПСС и решениями Сов. Мин. СССР гос. нар.-хоз. пятилетних и на более длит. перспективу планов, а также годовыхпланов развития нар. х-ва СССР, обеспечивающих пропорциональное развитие экономики СССР, непрерывный рост и повышение эффективности общественного произ-ва в целях создания мате-риально-технич. базы коммунизма, неуклонного повышения уровня жизни народа и укрепления обороноспособности страны. При разработке планов Госплан стремится, чтобы они были оптимальными и основывались на экономич. законах социализма, на совр. достижениях и перспективах развития науки и техники, на результатах науч. исследований экономич. и социальных проблем коммунистич. строительства, всестороннего изучения общественных потребностей. В планах должно отражаться правильное сочетание отраслевого и терр. планирования, а также централизованного планирования с хоз. самостоятельностью предприятий и орг-ций. Свою деятельность в области планирования Госплан СССР осуществляет, опираясь на мин-ва, ведомства, Госпланы союзных республик и науч. орг-ции. С их участием он разрабатывает осн. направления развития нар. х-ва на перспективу, проекты перспективных и текущих планов, в к-рых предусматривает неуклонный подъём всех отраслей нар. х-ва, повышение эффективности общественного произ-ва, высокие темпы роста нац. дохода, улучшение структуры общественного произ-ва, правильное использование материальных, трудовых и природных ресурсов, рациональное размещение производит. сил по территории страны с учётом специализации и кооперирования произ-ва, комплексного развития х-ва союзных республик и экономич. районов при правильном сочетании их интересов с интересами всего нар. х-ва. В разрабатываемых планах Госпланом СССР предусматриваются мероприятия, обеспечивающие дальнейший технич. прогресс, быстрейшее использование в нар. х-ве достижений науки и техники, увеличение выпуска новой продукции с технически передовыми качественными показателями, комплексную механизацию и автоматизацию произ-ва, повышение эффективности капитальных вложений, ускорение ввода в действие основных фондов и производственных мощностей, полное освоение действующих и вводимых новых мощностей. Госплан разрабатывает также показатели по росту производительности труда, использованию трудовых ресурсов страны, обеспечению нар. х-ва квалифицированными рабочими и специалистами, повышению рентабельности произ-ва, улучшению использования финанс. ресурсов. На основе высоких темпов роста нац. дохода в планах предусматривается систематич. повышение уровня жизни сов. народа. В планах намечаются также мероприятия по укреплению обороны страны. Госплан СССР готовит предложения по координации планов развития нар. х-ва СССР с нар.-хоз. планами др. социа-листич. стран - членов СЭВ на основе дальнейшего углубления социалистич. разделения труда, улучшения межгос. специализации и кооперирования производства, разрабатывает проекты планов развития внеш. торговли и экономич. сотрудничества с др. странами. Госплан СССР широко использует балансовый метод планирования. Он разрабатывает материальные, трудовые истоимостные балансы, а также баланс нар. х-ва в целом по СССР и по союзным республикам. Для максимального учёта достижений научно-технич. прогресса, возможно более полного вовлечения резервов предприятий Госпланом применяются прогрессивные технико-экономич. нормы и нормативы, в т. ч. нормы расхода материальных ресурсов в произ-ве и строительстве, затрат труда, удельные капитальные вложения, технико-экономич. показатели использования производственных мощностей и т. п. Используются также различного рода прогнозные материалы. Это способствует установлению правильных натурально-вещественных и стоимостных пропорций в нар. х-ве и, прежде всего, между I и II подразделениями обществ. произ-ва (произ-вом средств произ-ва и произ-вом предметов потребления ); пром-стью и с. х-вом; общественным произ-вом и строительством; произ-вом и перевозками грузов осн. видами транспорта; розничным товарооборотом, услугами населению и ден. доходами населения и др. пропорций. Расчёты и обоснование планов производятся с использованием экономико-математич. методов и электронно-вычислит. техники. Госплан СССР осуществляет увязку между собой планов развития отраслей, союзных республик и экономич. районов, а также всех разделов и показателей плана. Показатели в планах разрабатываются адресно по исполнителям - мин-вам, ведомствам и союзным республикам, что позволяет обеспечивать ди-рективность планов и организовывать проверку их выполнения. В ходе рассмотрения проектов планов мин-в, ведомств и Советов Министров союзных республик Госплан СССР изыскивает наиболее эффективные пути развития отраслей нар. х-ва, союзных реслублик и экономич. районов, сочетая их интересы с общегосударственными и противодействуя отд. тенденциям ведомственности и местничества. В дополнение к заданиям гос. планов, устанавливаемым Сов. Мин. СССР, Госплан СССР непосредственно утверждает ряд показателей, имеющих важное значение для пропорционального развития нар. х-ва и осн. его отраслей, в частности: балансы и планы распределения продукции по установленной номенклатуре; задания по снижению норм расхода материальных ресурсов; планы строит.-монтажных работ, выполняемых подрядным и хоз. способами; планы проектно-изыскательских работ и работ проектных орг-ций; вносит в задания нар.-хоз. плана изменения, вытекающие из отд. решений пр-ва СССР, а также в связи с введением в установленном порядке новых цен, не учтённых в утверждённых планах; совместно с АН СССР организует науч. исследования по общеэконо-мич. проблемам развития нар. х-ва. Госплан СССР несёт ответственность за повышение науч. уровня гос. планирования, за экономич. обоснованность разрабатываемых проектов планов развития нар. х-ва, их сбалансированность и пропорциональность в развитии нар. х-ва, за правильное размещение производит. сил. Госплан СССР осуществляет контроль за выполнением мин-вами, ведомствами, союзными республиками, предприятиями и орг-циями нар. -хоз. планов, выявляет резервы для дальнейшего роста произ-ва, более эффективного использования производственных фондов, мощностей и материальных ресурсов, повышения рентабельности и улучшения др. экономич. показателей развития отраслей нар. х-ва СССР, систематически докладывает пр-ву СССР о ходе выполнения планов, разрабатывает мероприятия по предупреждению и устранению диспропорций в развитии нар. х-ва и вносит соответствующие предложения в Сов. Мин. СССР. Госплан СССР в пределах своей компетенции издаёт постановления, обязательные для исполнения всеми мин-вами, ведомствами и др. орг-циями. Ему предоставлено право привлекать для разработки проектов планов и отд. нар.-хоз. проблем АН СССР, академии наук союзных республик, отраслевые академии наук, н.-и. и проектные ин-ты, конструкторские и др. орг-ции и учреждения, а также отд. учёных, специалистов и передовиков произ-ва. Госплан СССР образуется в составе председателя комитета, назначаемого в соответствии с Конституцией СССР Верх. Советом СССР, заместителей председателя и членов Госплана СССР, персонально назначаемых Сов. Мин. СССР. Для оперативного руководства деятельностью Госплана СССР и Госпланов союзных республик Сов. Мин. СССР утверждается Коллегия в составе председателя Госплана СССР (председатель Коллегии ), заместителей председателя Госплана СССР, а также др. руководящих работников - членов Госплана СССР. В соответствии с осн. задачами и функциями по планированию нар. х-ва аппарат Госплана СССР образуется из отраслевых и сводных отделов. Отраслевые отделы созданы: по отраслям пром-сти, по с. х-ву, транспорту, товарообороту, внеш. торговле, культуре и образованию, здравоохранению, жилищному и коммунальному х-ву, бытовому обслуживанию населения и др. Эти отделы разрабатывают, с учётом предложений, представляемых мин-вами, ведомствами и республиками, проекты перспективных и текущих планов развития соответствующих отраслей пром-сти и др. отраслей нар. х-ва, обеспечивая совместно с балансовыми отделами Госплана увязку потребностей нар. х-ва с ресурсами, разрабатывают мероприятия по использованию имеющихся резервов увеличения произ-ва. Сводные отделы (сводный отдел нар.-хоз. плана, отдел терр. планирования и размещения производительных сил, сводный отдел капитальных вложений, сводный отдел материальных балансов и планов распределения, отдел труда, отдел финансов и себестоимости и др. ) осуществляют разработку проектов нар.-хоз. планов в целом по стране, в отраслевом и территориальном разрезах, обеспечивают необходимую увязку, сбалансированность и пропорциональность развития отраслей нар. х-ва, подготавливают систему показателей, формы и методич. указания к составлению планов, осуществляют анализ выполнения нар.-хоз. планов и подготовку докладов Госплану и Сов. Мин. СССР, координируют работу отраслевых отделов Госплана СССР. В составе Госплана СССР имеется Гос. экспертная комиссия, состоящая из крупных учёных и специалистов, осуществляющая экспертизу важнейших нар.-хоз. проблем, генеральных схем развития Отраслей нар. х-ва и размещения предприятий, специализации и комплексного развития х-ва экономич. районов и проектов крупных комплексных строек. При Госплане СССР в 1965 создана Междуведомственная комиссия по вопросам экономич. реформы, на к-рую возложены методич. руководство работой по осуществлению экономич. реформы в нар. х-ве, изучение и обобщение опыта применения новой системы хозяйствования по отраслям нар. х-ва, а также разработка проблем дальнейшего развития и совершенствования системы планирования и экономич. стимулирования, подготовка совместно с мин-вами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик предложений по совершенствованию организации и управления произ-вом. Госплан СССР имеет Гл. вычислит. центр, осуществляющий расчёты плановых показателей по заказам отделов Госплана с помощью электронно-вычислит. техники. При Госплане СССР имеются Н.-и. экономич. ин-т, Совет по изучению производительных сил, Ин-т комплексных трансп. проблем, Н.-и. ин-т планирования и нормативов. Госпланом издаётся журнал " Плановое хозяйство" (с 1923 ). Лит.: Ленин В. И., Проект основного пункта постановления СТО об общеплановой комиссии, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 42, с. 338; его же, Об едином хозяйственном плане, там же, с. 339 - 47; его же, О придании законодательных функций Госплану, т. 45, с. 349 - 53; Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам, т. 1, М., 1957, с. 27 - 28, 84 - 86, 203 - 04; Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам, т. 5, М., 1968, с. 640 - 85; Материалы XXIII съезда КПСС, М., 1966; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Куйбышев В. В., Избр. произведения, М., 1958, с. 265-68; Струмилин С. Г., Планирование в СССР, М., 1957; Байбаков Н. К., Государственное плановое руководство - важнейшее условие успешного развития экономики СССР, " Плановое хозяйство", 1971, № 2, с. 5 - 19. Н. П. Лебединский. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ, в ряде roc-в Европы и Америки название должностей высших гос. чиновников. Напр., в США Г. с.- руководитель Государственного департамента, назначается президентом и является одним из его ближайших сотрудников. В Великобритании Г. с. именуются главы нек-рых ведомств - внутр. дел, обороны, по делам Шотландии и т. п. В Бельгии Г. с. являются фактически заместителями министров. В Югославии, согласно конституции 1963, Г. с. - главы гос. секретариатов по иностр. делам и по делам нар. обороны. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ, 1) высшее законосовещат. учреждение Росс. империи. Образован 1(13 ) янв. 1810 в соответствии с планом гос. преобразований М. М. Сперанского. В Г. с. предусматривалось рассмотрение всех законопроектов перед утверждением царём, что часто не исполнялось. Внесение законопроектов в Г. с. определялось волей царя. Законодат. инициативой Г. с. не обладал. Первоначально в Г. с. было 35 чл., в 1890 - 60. Члены Г. с. и председатель назначались царём из высших сановников. Министры являлись членами Г. с. по должности. В случае присутствия царя председательство переходило к нему. В 1812 - 65 пред. Г. с. являлся одновременно и пред. К-та министров. Г. с. состоял из 4 департаментов: департамента законов, рассматривавшего законопроекты общегос. значения; департамента гражд. и духовных дел, ведавшего вопросами юстиции, полиции и духовного ведомства; департамента гос. экономии, занимавшегося вопросами, касавшимися финансов, пром-сти, торговли, наук и пр.; военного департамента, существовавшего до кон. 50-х гг. 19 в. С 1832 по 1862 существовал департамент Царства Польского: в 1866-71 с аналогич. функциями - К-т по делам Царства Польского; в 1901-06- департамент пром-сти, наук и торговли. Все дела поступали в Гос. канцелярию. Во главе канцелярии стоял гос. секретарь. Первым гос. секретарём был М. М. Сперанский. Кроме того, в составе Г. с. был ряд комиссий, отделений и пр. Роль Г. с. была не всегда одинакова. В царствование Николая I [правил в 1825-55] было окончательно определено место Г. с. в системе гос. учреждений как законосовещат. инстанции. В 1815-25 и в 80-е гг. роль Г. с. падает, он подменяется К-том министров. С 1906, в связи с созданием Государственной думы, Г. с., как и Гос. дума, получил законодат. инициативу, исключая вопрос об изменении осн. гос. законов. В это время Г. с. составлялся наполовину из членов по назначению, наполовину - по выборам. Члены Г. с. избирались Синодом от православного духовенства (6 чел. ), от каждого губ. земского собрания (по 1 чел. ), от дворянских губ. и обл. обществ (18 чел. ), от академиков и профессоров ун-тов (6 чел. ), от крупнейших орг-ций промышленников и торговцев (12 чел. ), финляндский сейм избирал 2 чел. Члены Г. с. избирались на 9 лет, каждые 3 года обновлялась 1/3 состава. Ликвидирован в результате Февральской революции 1917. Лит.: Сперанский М. М., Проекты и записки, М.- Л-, 1961; Отчёт по делопроизводству Государственного совета, т. 1 - 38, СПБ, 1870 - 1906; Стенографические отчёты Государственного совета. Сессия 1 -13, [т. 1 - 221, СПБ, 1906 - 16; Государственный совет. 1801 - 1901. СПБ, 1901; Ерошкин Н. П., История государственных учреждений дореволюционной России, 2 изд., М., 1968. П. А. Зайончковский. 2 ) В нек-рых зарубежных гос-вах (Франции, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Камбодже, Тунисе, Экуадоре ) - одно из центр. гос. учреждений, являющееся либо высшим органом административной юстиции, либо органом конституционного контроля, либо (в отдельных странах - одновременно) консультативным органом при главе гос-ва. 3) В Швеции, Норвегии, Финляндии, в части кантонов Швейцарии, в КНР - офиц. наименование пр-ва. 4) В Польше, ГДР, Румынии - высший коллегиальный орган гос. власти, избираемый представительным органом власти (сеймом, Нар. палатой, Великим нац. собранием). " ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛИЗМ", бурж.-реформистская и оппортунистич. концепция, в к-рой сущность и источник социализма сводятся к вмешательству гос-ва в экономику и социальные отношения. В понятии " Г. с.", по характеристике Ф. Энгельса, не содержится никакого истинного, социалистич. смысла (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 35, с. 140); оно возникло как результат бурж. фальсификации, называвшей " социализмом" любые попытки гос-ва ограничить свободную конкуренцию, и, с другой стороны, как плод мел-кобурж. иллюзий утопич. социалистов, ожидавших от правительства и господствующих классов " введения" социализма. В качестве образчика такого лжесоциализма, существовавшего на практике, Ф. Энгельс указывал на систему гос. колониальной эксплуатации, созданную на основе общинного строя голл. пр-вом на Яве (см. там же, т. 36, с. 78-79, 96-97 ). В истории социальной мысли концепции " Г. с." выдвигались Л. Бланом (Франция ), К. Родбертусом-Ягецовом, Ф. Лассалем (Германия ). Они полагали, что творцом социализма является не пролетариат, а бурж. гос-во. Взгляды, согласно к-рым всякое огосударствление средств произ-ва, усиление экономич. роли бурж. гос-ва уже есть отрицание капитализма, его " социалистическая трансформация", были затем систематизированы апологетами прусского бурж.-юнкерского гос-ва в катедер-социализме. В период действия исключит. закона против социалистов в Германии в конце 19 в. " Г. с." был единств. формой " социализма", дозволенной прусским пр-вом и даже поощрявшейся им. В 1877- 1882 издавался еженедельник " Государственный социалист". " Г.с." прусского пр-ва явился "...всего лишь феодальной реакцией, с одной стороны, и предлогом для выколачивания денег - с другой, а его косвенная цель - превратить возможно большее число пролетариев в зависимых от государства чиновников и пенсионеров и организовать наряду с дисциплинированной армией солдат и чиновников такую же армию рабочих" (Энгельс Ф., там же, т.35, с. 140 ). К. Маркс и Ф. Энгельс вскрыли бурж.-реформистскую сущность идей " Г. с.", охарактеризовали имевшие место в герм. социал-демократии попытки сочетать их с марксизмом как "...одну из детских болезней пролетарского социализма..." (Энгельс Ф., там же, т. 39, с. 184 ). В. И. Ленин показал новую роль концепций " Г. с." в империалистич. эпоху как орудия апологетики монополистич. и гoc.-монополистич. капитализма (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 68 ). Понятие " Г. с." используется теоретиками " демократического социализма" для подкрашивания " социалистической" фразеологией гос.-монополистич. регулирования совр. капиталистич. произ-ва. " Левой " разновидностью " Г. с." выступает " военно-казарменный" социализм, в основе к-рого лежит мелкобурж. иллюзия, будто единств. источник социалистич. организации труда - власть, исполнение команд " сверху". Противники науч. социализма, особенно анархисты, не оставляют попыток изобразить его как одну из систем " Г. с.", предполагающего бюрократич. организацию произ-ва по полувоен. образцу, направляемую велениями мессии, стоящего у кормила гос. власти. Подобные попытки лишены всякого основания. В. И. Ленин подчеркнул, что " социализм не создается по указам сверху. Его духу чужд казенно-бюрократический автоматизм; социализм живой, творческий, есть создание самих народных масс" (там же, т. 35, с. 57 ). Опыт развития социалистич. об-ва показал, что социализм предполагает демократич. организацию гос-ва, он невозможен без широкой демократии для трудящихся масс, руководимых рабочим классом во главе с марксистско-ленинской партией. Лит.: Маркс К., Критика Готской программы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19; Энгельс Ф.. Социа- лизм г-на Бисмарка, там же, с. 176-84; его же, Анти-Дюринг, там же, т. 20, с. 288-95; его же, [Письмо] Э.Бернштейну, 12 марта 1881, там же, т. 35; его же, [Письмо] А. Бебелю, 16 мая 1882, там же; его же, [Письмо] Э. Бернштейну, 22 авг. 1884, там же, т. 36; его же, [Письмо] А. Бебелю, 6 ноября 1892, там же, т. 38; Ленин В.И., Луиблановщина, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 31; его же, Государство и революция, там же, т. 33; Плеханов Г. В., Экономическая теория Карла Родбертуса-Ягецова, Соч., т. 1, М.- П., 1923; Блан Л., Организация труда, пер. с франц., Л., 1926; Лассаль Ф., Гласный ответ Центральному Комитету, учреждённому для созыва общегерманского Рабочего Конгресса в Лейпциге, Соч., т. 2, М., 1925. Е.Г.Панфилов. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЁНЫЙ СОВЕТ (ГУС ), руководящий научно-мето-дич. центр Наркомпроса РСФСР в 1919- 1932. В его состав входили секции: научно-политическая, научно-педагогическая, научно-техническая, научно-художественная, медико-биологическая, просвещения национальностей. ГУС утверждал уч. планы, программы и уч. пособия для начальной, средней и высшей школы, а также преподавателей вузов. В связи с созданием К-та по высшей технич. школе (пост. ЦИК СССР от 19 сент. 1932 ) ГУС был упразднён и его функции перешли к Учебно-методич. совету Наркомпроса РСФСР, Учёному методич. совету и экспертным комиссиям К-та по делам высшей школы. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК, в бурж. гос-вах язык, обязательный в данной стране для ведения делопроизводства в учреждениях, судопроизводства, преподавания в школах и др., независимо от нац. состава населения. Правящий класс обычно вводит в качестве обязат. языка свой нац. язык, умаляя тем самым права нац. меньшинств. В. И. Ленин указывал на отрицат. отношение марксистов к насильств. насаждению языка господств. нации. Демократич. гос-во, писал Ленин, "...безусловно должно признать полную свободу родных языков и отвергнуть всякие привилегии одного из языков" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25, с. 71-72 ). В многонац. гос-вах Г. я., как правило, оговаривается в конституции (напр., в Индии, в Канаде, Швейцарии и др. ). В развивающихся многонац. гос-вах Африки в качестве Г. я. устанавливается обычно наиболее распространённый в данной стране нац. язык, однако на переходный период иногда сохраняется в качестве Г. я. язык той страны, колонией к-рой ранее было это гос-во (напр., в Бурунди два Г. я. - кирунди и французский ). Последовательно демократич. гос. строй требует безусловного равноправия национальностей, без какого бы то ни было привилегированного языка. Исходя из этого принципа, в социалистич. странах обеспечивается полное языковое равенство, нац. меньшинствам обеспечивается возможность пользоваться родным языком. Так, в СССР в соответствии с Конституцией 1936 законы, принятые Верх. Советом СССР, публикуются на языках союзных республик, законы союзных республик - на языках большинства их населения и т. д. На языке большинства населения ведётся и делопроизводство в гос. учреждениях. Судопроизводство в СССР ведётся на языке союзной республики, а в авт. республиках, авт. областях, нац. округах - соответственно на языках этих образований или даже на языке большинства местного населения; при этом лицам, не владеющим языком, на к-ром ведётся судопроизводство, обеспечивается право пользования родным языком, а также услуги переводчика. Обучение в школах проводится на родном языке. В конституциях нек-рых союзных республик (напр., Арм. ССР и Груз. ССР ) используется термин " Г. я." для обозначения наиболее употребляемого языка, на к-ром говорит большинство населения данной республики, при этом Г. я. не пользуется к.-л. привилегиями, т. к. любому гражданину гарантируется возможность пользования его родным языком. Б. С. Крылов. ГОСУДАРСТВО, основное орудие политической власти в классовом обществе. В более широком смы-сле под Г. понимают политич. форму организации жизни общества, к-рая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти - особой управляющей системы, руководящей осн. сферами обществ.жизни и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения. Поскольку Г. строится по терр. принципу, этот термин иногда неточно употребляют как синоним понятия " страна". Известны различные типы Г.- рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое; различные формы организации Г.- монархия (абсолютная и конституционная ), республика (парламентская и президентская ), советская республика, унитарное государство и союзное Г. (федерация ). К сер. 1971 существовало ок. 150 Г. Осн. признаки Г.: 1 ) наличие особой системы органов и учреждений, образующих в совокупности механизм Г. (специфич. место в этом механизме занимает аппарат принуждения: армия, полиция и т. п. ). Г., по определению В.И.Ленина, "... всегда было известным аппаратом, который выделялся из общества..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 72 ). Механизм Г. становится всё более сложным и разветвлённым по мере усложнения жизни общества в её социально-политич. и технико-экономич. аспектах; 2 ) наличие права, т. е. обязательных правил поведения, устанавливаемых или санкционируемых Г. С помощью права Г. как политич. власть закрепляет определённый порядок обществ. отношений, а также структуру и порядок деятельности гос. механизма; 3 ) наличие определённой территории, пределами которой ограничена данная гос. власть. Выступая как терр. организация, Г. активно способствовало процессу формирования наций. Г. - основное, но не единств. политич. учреждение классового общества; наряду с Г. в развитом обществе функционируют различные партии, союзы, религиозные объединения и т. д., к-рые в совокупности с Г. образуют политич. организацию общества. Отличие Г. от др. политич. институтов классового общества состоит в том, что ему принадлежит высшая власть в обществе (суверенность гос. власти ). Верховенство гос. власти конкретно выражается в универсальности (её властная сила распространяется на всё население и обществ. орг-ции данной страны ), прерогативах (гос. власть может отменить любое проявление всякой другой обществ. власти ), а также в наличии таких средств воздействия, к-рыми никакая др. обществ. власть не располагаетнапр., монополия законодательства, правосудие ). См. также Суверенитет. Г. представляет собой социальное явление, ограниченное определёнными историч. рамками. Первобытнообщинный строй не знал Г. Оно возникает в результате обществ. разделения труда, появления частной собственности и раскола общества на классы. Экономически господствующие классы нуждаются для защиты своих привилегий и закрепления системы эксплуатации в особом властном механизме политич. господства, каким и явилось Г. и его аппарат. С появлением Г. этот механизм уже не совпадает с обществом, как бы стоит над ним и содержится за счёт общества (налоги, сборы ). Как ни различны историч. формы Г., гос. власти и организации аппарата Г., его сущность, природа его отношений с обществом - это политич. власть господствующего класса (диктатура класса ). Классы, владеющие средствами производства, становятся с помощью Г. политически господствующими и тем самым закрепляют своё экономич. и социальное господство и руководящую роль внутри данного общества и в его взаимоотношениях с др. Г. и странами. Г., таким образом, обусловлено в конечном счёте характером производств. отношений и способа производства в целом, оно является надстройкой над экономич. базисом. Вне этой зависимости не могут быть поняты и объяснены генезис Г., переход от одного историч. типа Г. к другому. В ходе истории Г. приобретает по отношению к базису значительную, хотя и относительную, самостоятельность. Его самостоят. воздействие на осн. сферы жизни общества (в т. ч. на экономику ), историч. и социальные процессы весьма существенно и осуществляется в разных направлениях, т. е. Г. может способствовать развитию обществ. отношений или, наоборот, тормозить его. По мере усложнения государственно-организованного общества роль этого воздействия возрастает. На протяжении длит. периода истории в классово антагонистич. формациях Г. существовало как орудие господства имущего меньшинства над эксплуатируемым большинством. Осн. функция Г. этого типа состояла и состоит в закреплении и охране экономич. и политич. условий эксплуатации и господства имущих классов, подавлении сопротивления неимущих масс населения. В отношении господствующего класса Г. выступает как особый орган, управляющий общими делами индивидов и групп этого класса, а в отношении трудящихся классов, т. е. большинства населения, - как орудие подавления. Вместе с тем Г. как официальный представитель общества и управляющая система не может не осуществлять и общесоциальную деятельность, призванную поддерживать необходимые условия существования цивилизованного человеческого общежития (организация транспорта, связи, просвещения, здравоохранения и т. п. ). В этой связи К. Маркс выделял в деятельности Г. "...выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические функции, вытекающие из противоположности между правительством и народными массами" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, с. 422 ). Однако главное в деятельности эксплуататорского Г. определяется именно этой противоположностью: " Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 75 ). Лишь в 20 в. в результате победы Великой Окт. социалистич. революции в России возникает совершенно новый тип Г.- социалистическое Г., представляющее собой политич. власть трудящегося большинства, а затем и всего народа (общенародное Г. ) и открывающее перспективу перехода, с ликвидацией классов, к безгосударств. формам управления обществом.
|