Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Критика буржуазных теорий государственного вмешательства в экономику. 1 страница
Бурж. экономисты, реформисты, ревизионисты извращают сущность Г.-м. к. Одним из первых теоретиков Г.-м. к. был Дж. М. Кейнс, стремившийся доказать возможность устранения кризисов и обеспечения " общей занятости" методами гос.-капиталистич. регулирования. Последователи Кейнса А. Хансен и С. Харрис (США), В. Репке (Германия), Монне (Франция) и другие признают факт вмешательства гос-ва в экономику (теории " стейтизма", " этатизма", " дирижизма"), но отрицают цели этого вмешательства, направленного на защиту интересов монополий. Идеологи совр. капитализма пытаются доказать, будто бы капитализм в результате гос. воздействия претерпел столь коренные изменения, что перестал быть капитализмом, это уже " капитализм без капиталистов", " исправленный капитализм", что " капитализм твердолобого типа умер". Вмешательство бурж. гос-ва в экономику изображается как " революция", положившая начало " государству всеобщего благоденствия" [А. Берли и Э. Джонстон (США), Дж. Штиглер (ФРГ)]. В ходу также теория, утверждающая, что современный экономич. строй капиталистич. запада - это смешанная экономика, т. е. сочетание олигополии, свободной конкуренции и активного гос. вмешательства [С. Сличтер (США)], согласованная экономика (франц. экономист Ф. Блок-Лене). Широкое распространение получает теория конвергенции (см. Конвергенции теория), согласно к-рой социализм и капитализм вследствие якобы возрастающего приспособления к одинаковым условиям существования приближаются друг к другу, с тем чтобы сойтись в одной точке. На позициях буржуазии стоят и реформисты с их утверждением о " коренных изменениях" в структуре капитализма: Г.-м. к.- это " почти социализм", совр. капитализм в связи с национализацией отдельных отраслей пром-сти и гос. регулированием других достигает социалистич. целей и перерастает в социализм. Ещё В.И.Ленин критиковал подобные утверждения, как необоснованные, ошибочные, искажающие существо Г.-м. к. Эти теории отражают новые явления, возникшие в результате гос. вмешательства в экономику. Но они игнорируют тот факт, что в общей системе капиталистич. способа производства не произошло никаких принципиальных изменений. Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 288 - 290; Ленин В. И., Грозящая катастрофа и как с ней бороться, Полн. собр. соч.. 5 изд., т. 34, с. 192-93; его же, Государство и революция, там же, т. 33, с. 32 - 33; его же, Седьмая (Апрельская) Всероссийская конференция РСДРП(б) 24 - 29 апреля (7 - 12 мая) 1917 г., там же, т. 31, с. 355 - 56, 443 - 44, 449 - 50; Программа КПСС, М., 1971, часть I, раздел 4; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм. Документы Совещаний представителей коммунистических и рабочих партий, состоявшихся в Москве в ноябре 1957 г., в Бухаресте в нюне 1960 г., в Москве в ноябре 1960 г., М., 1961; Брежнев Л. И., Отчётный доклад Центрального Комитета КПСС XXIII съезду Коммунистической партии Советского Союза, 29 марта 1966 г., М., 1966, гл. I, §§ 2 и 3; 50 лет Великой Октябрьской социалистической революции. Тезисы ЦК КПСС, Постановление Пленума ЦК КПСС, М., 1967, раздел III - Великая Октябрьская социалистическая революция и мировой революционный процесс; Брежнев Л. И., Отчётный доклад Центрального Комитета КПСС XXIV съезду Коммунистической партии Советского Союза, 29 марта 1971г., М., 1971, гл. I, §§ 2 и 3; Далин С. А., Военно-государственный монополистический капитализм в США, М., 1961; Варга Е., Очерки по проблемам политэкономии капитализма, М., 1964, с. 50 - 77; Драгилев М. С. и Руденко Г. Ф., Монополистический капитализм, 2 изд., пе-рераб. и дополн., М., 1963, гл. 18; Чепраков В. А., Государственно-монополистический капитализм, М., 1964; Выгодский С. Л., Современный капитализм, М., 1969; Политическая экономия современного монополистического капитализма, М., 1970, т. 1. В. А. Чепраков. ГОСУДАРСТВЕННО - МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, система экономич. мероприятий бурж. гос-ва, направленная на осуществление агр. политики финанс. олигархии. Отражает новую ступень обобществления с.-х. произ-ва на машинной стадии его развития. Гос.-монополистич. регулирование ускорило рост крупного капиталистич. произ-ва в с. х-ве и тем самым усилило процесс вытеснения мелкого производства в этой отрасли. В то же время Г.-м. р. с. х. направлено на то, чтобы " очистить" с. х-во от миллионов мелких и средних крест. и фермерских х-в такими методами, к-рые бы не допускали политич. выступлений этих слоев населения против капиталистич. строя. В послевоен. период финанс. олигархия пытается с помощью мероприятий гос.-монополистич. регулирования с. х-ва вести за собой не только крупную сел. буржуазию, но и широкие слои сел. мелкой буржуазии (среднее и особенно мелкокапиталистич. зажиточное крестьянство и фермерство). Но поскольку вся система капиталистич. отношений обусловливает неизбежное разорение и вытеснение мелкого произ-ва из с. х-ва на его машинной стадии, постольку эти попытки союза финанс. олигархии с широкими слоями сел. населения терпят в конечном счёте провал. Во всех без исключения странах развитого капитализма экономич. уступки трудящимся массам крестьян и фермеров не изменили классовой природы гос.-монополистич. регулирования с. х-ва как орудия, направленного против этих слоев. Непосредственной причиной развития Г.-м. р. с. х. явилось обострение экономич. и социальных противоречий агр. строя в эпоху общего кризиса капитализма. В широких масштабах вторжение бурж. гос-ва в экономич. жизнь с. х-ва произошло в первые годы переплетения мирового экономич. и мирового агр. кризисов (1929-33). Оно было направлено в этот период на восстановление нормального хода экономич. цикла. На развитие гос.-монополистич. регулирования с. х-ва в послевоен. период существ. влияние оказали длит. агр. кризис в осн. странах, экспортирующих с.-х. продукцию (США, Канада, Австралия и отчасти Н. Зеландия), необходимость восстановления на новой технич. основе разорённого в годы 2-й мировой войны 1939-45 с. х-ва в странах Зап. Европы. Торг. война на мировом рынке с.-х. товаров в 50 - 60-х гг., обострение социальных конфликтов, обусловленных массовым разорением крестьян и фермеров в ходе технич. перевооружения с. х-ва, и др. противоречия капиталистич. х-ва усилили Г.-м. р. с. х. Формы и методы Г.-м. р. с. х. существенно различаются по отд. странам, что обусловлено: уровнем развития капитализма в с. х-ве, степенью расслоения крестьянства и фермерства, уд. весом крупнокапиталистического производства, развитием с.-х. кооперации и уровнем монополизации отраслей, перерабатывающих с.-х. продукцию. Формы и методы гос.-монополистич. регулирования с. х-ва определяются также положением той или иной страны в системе междунар. разделения труда и на мировом рынке. Осн. направления этих мероприятий, к-рые в какой-то мере свойственны всем или большинству стран развитого капитализма, заключаются в следующем: разнообразные методы гос. поддержки цен на с.-х. продукты; стимулирование технич. реконструкции и технич. прогресса с. х-ва; агр. протекционизм и с.-х. демпинг; регламентация или ограничение с.-х. произ-ва. На осуществление мероприятий гос.-монополистич. регулирования с. х-ва в странах развитого капитализма расходуются крупные суммы. Напр., в кон. 60-х гг. 20 в. в США бюджетные ассигнования на с. х-во составляли примерно половину чистого дохода фермеров, в Великобритании 80-90% этого дохода, в ФРГ ок. 80%, в Швеции были на 1/3 выше чистого дохода сел. хозяев. Однако больше половины ассигнованных гос-вом средств на регулирование с. х-ва идёт на поддержку капиталистич. верхушки сел. населения. В США, напр., ок. 80% гос. ассигнований на поддержку цен и доходов в те же годы шло крупным и крупнейшим фермерам. Г.-м. р. с. х., не затрагивая основ частнокапиталистич. собственности на средства произ-ва, лишь видоизменяет, но не устраняет анархию и конкуренцию капиталистич. с.-х. произ-ва. Углубление осн. противоречия капитализма - между общественным характером произ-ва и част-нокапиталистич. присвоением - нашло наиболее яркое проявление в сфере с.-х. произ-ва в развитии послевоенного кризиса перепроиз-ва с.-х. товаров в США и ряде др. капиталистич. стран. В. А.Мартынов. ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ, термин, который в политич. лит-ре употребляется: 1 ) как синоним государства вообще, гос-ва того или иного ист. типа (бурж. Г., социалистич. Г. ), а также для обозначения к.-л. этапа в развитии гос-ва данного ист. типа (Г. древних славян, общенар. Г. ); 2 ) для обозначения системы (механизма ) диктатуры определ. класса (пролет. Г. ) или политич. организации общества. В этом смысле термин " Г." употребляется в Программе КПСС при рассмотрении проблемы дальнейшего развития социалистич. гос-ва (см. 1971, с. 101-02 ); 3 ) для обозначения системы органов гос-ва - государственного аппарата; 4 ) при объединении в определ. группы к.-л. общих черт или признаков гос-ва (напр., нац. Г., демократич. Г. ). В. Е. Гулиев. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГЕРБЫ заубежных стран, эмблемы гос-в, изображаемые на печатях, монетах, денежных знаках, бланках, фасадах правительств.зданий и т. д. Часто являются составной частью гос. флага. Рисунок Г. г. и его описание устанавливаются конституциями или спец. законами. Гербы совр. гос-в почти не напоминают феод. гербов (см. Герб), только в нек-рых гос-вах с монархич. формой правления (напр., Великобритания, Дания, Бельгия) в качестве основы Г. г. сохраняются фамильные гербы правящей династии. В Г. г. мн. бурж. республик включены символы, отражающие стремление правящих классов придать видимость социальной справедливости существующему режиму (напр., серп и молот в Г. г. Австрии), иногда в Г. г. наряду с новыми элементами включаются старые атрибуты власти (напр., в Г. г. США наряду с 13 звёздами, символизирующими 13 первонач. штатов, образовавших США, изображён орёл с масличной веткой и пучком стрел в когтях). Изменение гос. строя гос-ва влечёт, как правило, существенные изменения или введение совершенно нового Г. г., напр. замена герба Российской империи Г. г. Советского государства (см. Герб государственный СССР), принятие новых Г. г. др. социалистич. гос-вами. Илл. см. на вклейках к стр. 160-161. Лит.: Соколов В. А., Символы государственного суверенитета, Саратов, 1969. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ, доходы, предназначенные для осуществления гос-вом своих функций. При капитализме Г. д. выступают гл. обр. в форме налогов, в к-рых, как указывал К. Маркс, "...воплощено экономически выраженное существование государства" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 308). В ведущих капиталистич. странах налоги составляют осн. источник Г. д. Величина их превышает 1/3 нац. дохода. В бурж. гос-вах Г. д. включают доходы гос. бюджета, автономных гос. корпораций, а также внебюджетные фонды (фонд социального страхования и др.). В развивающихся странах, идущих по некапиталистич. пути, рост Г. д. в значит. мере обусловливается укреплением гос. сектора х-ва этих стран. При социализме Г. д.- часть нац. дохода, сконцентрированная непосредственно в гос. бюджете (централизованный фонд) и на гос. предприятиях (децентрализованные фонды ) для финанс. обеспечения потребностей расширенного социалистич. воспроиз-ва и покрытия др. гос. расходов в интересах повышения жизненного уровня народа. Неналоговые доходы составляют более 90% всех бюджетных ресурсов. Они полностью включают доходы гос. предприятий, используемые в соответствии с их финанс. планами. Прочной, всё расширяющейся основой формирования Г. д. являются накопления социалистического х-ва. Воплощаются в жизнь слова В. И. Ленина о том, что " в эпоху диктатуры пролетариата и государственной собственности на важнейшие средства производства финансы государства должны покоиться на непосредственном обращении известной части доходов от различных государственных монополий на нужды государства" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 38, с. 122 ). Рост прибыли хозрасчётных предприятий позволяет более широко использовать прибыль в качестве источника расширения произ-ва и стимулирования высоких показателей работы. Проведение экономич. реформы в СССР с 1966 вызвало перестройку системы Г. д.: если раньше платежи из прибыли в бюджет производились в форме определ. отчислений, независимо от условий хозяйствования, то в новых условиях размер их определяется в значит. мере степенью эффективности ведения х-ва (см. также Бюджет государственный). Этой цели отвечает введение платности производств. фондов и совершенствование всей системы платежей из прибыли в бюджет. р. д. Винокур ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ, см. Займы государственные. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСПЕКЦИИ в СССР, специальные контрольные органы, входящие обычно в состав центр. отраслевых органов управления (мин-в, гос. к-тов ) и действующие на основе особых положений, утверждаемых Советом Министров. Создаются для контроля и надзора за исполнением законов, соблюдением спец. правил, регулирующих такие виды деятельности, к-рые имеют общегос. значение (напр., в области оздоровления условий труда и быта, обеспечения техники безопасности, соблюдения правил торговли и т. д. ). Контрольные и надзорные полномочия Г. и. распространяются на все орг-ции, предприятия и учреждения, независимо от их ведомственной подчинённости, а в ряде случаев и на граждан. Этим Г. и. отличаются от ведомственных инспекций, осуществляющих контроль и проверку исполнения лишь в рамках данного министерства. В СССР действуют (1971 ) следующие Г. и.: по надзору за безопасным ведением работ в пром-сти и горному надзору (Госгортехнадзор ); по пром. энергетике и энергонадзору (контроль за рациональным расходованием электрической и тепловой энергии ); по государственному сан. надзору (контроль за проведением мероприятий по ликвидации загрязнения водоёмов, почвы и воздуха вредными пром. выбросами и хоз.-бытовыми отходами, оздоровлению условий труда, предупреждению заболеваний; входит в состав мин-в здравоохранения СССР и союзных республик ); по качеству товаров и торговле (входят в состав мин-в торговли союзных республик); по рыбоохране - Главгосрыбвод (контроль за соблюдением правил рыболовства и охраны рыбных запасов СССР); охотничья (надзор за правильным ведением охотничьего промысла и соблюдением правил охоты); ветеринарная (вет. контроль в колхозах, совхозах и др. предприятиях и орг-циях, независимо от их ведомственной подчинённости; входит в состав Мин-ва с. х-ва СССР); автомобильная - ГАИ (обеспечение безопасности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, количеств. и качеств. учёт состояния автотранспорта; входит в состав МВД СССР); гос. пожарный надзор (входит в состав МВД СССР). Должностные лица Г. и. имеют право беспрепятственно посещать подконтрольные объекты, требовать предъявления необходимых документов и отчётности, проводить проверки и обследования, рассматривать жалобы и заявления и т. п. В функции ряда Г. и. входит выдача разрешений на пуск в эксплуатацию объектов, на право лова рыбы и т. д. Г. и. вправе подвергать мерам адм. принуждения лиц, виновных в нарушении установленных правил: штраф, денежный начёт, запрещение эксплуатации всего или части объекта, приостановление работ, отстранение от работы, временное лишение профессиональных прав и др. п. И. Романов. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОМИТЕТЫ в СССР, центральные межотраслевые органы гос. управления спец. компетенции, выполняющие функции общегос. характера. Система Г. к. получила развитие в 50-60-х гг. в связи со значит. усложнением гос. руководства нар. х-вом, возрастанием роли науч. планирования, определения осн. направлений развития науки и техники, рациональной организации материально-технич. снабжения, ростом масштабов внеш. экономич. связей Сов. гос-ва и т. д. Г. к. координируют и контролируют деятельность министерств и ведомств в этих областях, обеспечивают квалифицированную науч. разработку межотраслевых вопросов гос. управления, дают заключения пр-ву СССР, участвуют в общегос. планировании нар. х-ва. В связи с межотраслевым характером деятельности Г. к., они наделены нек-рыми адм. полномочиями по осуществлению планово-организац., координац. и контрольных функций в отношении всех мин-в и ведомств (заслушивание сообщений руководителей учреждений, истребование необходимых материалов, дача обязат. указаний по определ. кругу вопросов и др.). Правовые нормативные акты, издаваемые Г. к. в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми мин-вами, ведомствами, учреждениями, орг-циями и предприятиями. Г. к. СССР образуются (а их председатели назначаются ) Верх. Советом СССР. Положения о Г. к. и их структура утверждаются Советом Министров СССР. Функционируют (1971 ) следующие Г. к. Сов. Мин. СССР: Гос. плановый к-т Совета Министров СССР - Госплан СССР (образован в 1921 ), союзно-респ. орган общегос. планирования развития нар. х-ва СССР и контроля за выполнением нар.-хоз. планов. См. Государственный плановый комитет Совета Министров СССР. Г. к. Совета Министров СССР по делам строительства - Госстрой СССР (образован в 1950 ), осуществляет проведение единой технич. политики, повышение эффективности капитального строительства, обеспечение технич. прогресса, повышение качества и сокращение сроков стр-ва, развитие строит. индустрии, улучшение дела градостроительства и архитектуры, проектно-сметного дела, гос. экспертизу проектов и смет. Госстрой СССР разрабатывает и утверждает общесоюзные нормы и технич. условия строит. проектирования, нормы продолжительности стр-ва, сметные нормы, расценки, прейскуранты и ценники и т. п. (Положение о Госстрое см. в СП СССР, 1968, № 3, ст. 14 ). Г. к. по вопросам труда и заработной платы (образован в 1955 ) осуществляет систематич. контроль за работой мин-в и ведомств в области труда и заработной платы, межотраслевое и межрайонное регулирование условий и оплаты труда, разрабатывает проекты законов и постановлений пр-ва по вопросам труда и заработной платы, организует н.-и. работу в этой области, даёт разъяснения и указания по применению трудового законодательства (Положение о Г. к. по вопросам труда и заработной платы см. в СП СССР, 1957, № 15, ст. 146 ). Г. к. по науке и технике (образован в 1965 ) обеспечивает проведение единой гос. политики в области науч.-технич. прогресса, всемерное использование достижений науки и техники в нар. х-ве. Совместно с АН СССР разрабатывает предложения по осн. направлениям развития науки и техники, организует разработку межотраслевых науч.-технич. проблем, обеспечивает науч.-технич. информацию, осуществляет связи с зарубежными странами по вопросам науч.-технич. сотрудничества (Положение о Г. к. по науке и технике см. в СП СССР, 1966, № 21, ст. 193 ). Г. к. по материально-техническому снабжению - Госснаб СССР (образован в 1965 ), реализует планы материально-технич. снабжения, распределяет по потребителям продукцию по установленной номенклатуре, обеспечивает межотраслевые кооперированные поставки, контролирует своевременность выполнения планов поставки продукции (Положение о Госснабе СССР см. в СП СССР, 1969, № 13, ст. 69 ). Г. к. по внешним экономическим связям (образован в 1957 ) осуществляет мероприятия по расширению и укреплению экономич. сотрудничества СССР с зарубежными странами, обеспечению выполнения обязательств СССР по экономич. сотрудничеству, руководит деятельностью всесоюзных объединений (" Техноэкспорт", " Проммашэкспорт" и др.), через к-рые осуществляется поставка в социалистич. и развивающиеся страны пром. и иного оборудования для предприятий и др. объектов, сооружаемых СССР (" Ведомости Верховного Совета СССР", 1957, № 15, ст. 388). Г. к. по проф.-технич. образованию (образован в 1959) осуществляет единую гос. политику в области подготовки квалифицированных рабочих в проф.-технич. уч. заведениях и непосредственно на производстве, контролирует выполнение постановлений пр-ва по вопросам проф.-технич. образования, развития сети уч. заведений, состояние учебно-воспитат. работы среди учащихся (Положение о Г. к. по проф.-технич. образованию см. в СП СССР, 1969, № 16, ст. 87). Г. к. лесного хозяйства (образован в 1966) осуществляет управление землями гос. лесного фонда, объединяет и направляет деятельность лесохозяйственных органов (" Ведомости Верховного Совета СССР", 1966, № 8, ст. 126). Г. к. цен (образован в 1969; в 1965 -69 - Г. к. цен при Госплане СССР). В задачи к-та входит усиление руководства делом ценообразования, обеспечение единства политики цен, повышение их роли в стимулировании производства. Г. к. по телевидению и радиовещанию (образован в 1970). Г. к. стандартов - Госстандарт СССР, образован в 1970 для усиления руководства делом стандартизации, повышения роли стандартов в улучшении качества продукции и т. д. Г. к. являются либо общесоюзными (напр., Г. к. по вопросам труда и заработной платы, по внешним экономич. связям ), либо союзно-республиканскими (Госплан, Госстрой, Г. к. цен и др. ). Г. к. по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР - Госгортехнадзор СССР, образован в 1958 (Положение о Госгортехнадзоре см. в СП СССР, 1966, № 2, ст. 17 ). См. Государственный горнотехнический надзор. На правах спец. ведомств при Сов. Мин. СССР действуют к-ты: по делам изобретений и открытий; по кинематографии; по печати; по физич. культуре и спорту. п. И, Романов. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ, особое сословие крепостной России, оформленное указами Петра I из оставшегося незакрепощённого сел. населения (черносошных крестьян и половников Сев. Поморья, сиб. пашенных крестьян, однодворцев, нерус. народностей Поволжья и Приуралья). В отличие от помещичьих и дворцовых крестьян (позднее - удельные крестьяне), Г. к. жили на казённых землях и, пользуясь отведёнными наделами, были подчинены управлению гос. органов и считались лично свободными. По данным 1-й ревизии (1724), их насчитывалось (в Европ. России и Сибири ) 1 049 287 душ муж. пола, т. е. 19% всего земледельч. населения страны; по 10-й ревизии (1858 ), - 9 345 342 души муж. пола, т. е. 45, 2% земледельч. населения Европ. России. Сословие Г. к. увеличивалось за счёт крестьян секуляризованных церк. владений и вновь присоединённых терр. (Прибалтики, Правобережной Украины, Белоруссии, Крыма, Закавказья ), укр. казаков, б. крепостных конфискованных польск. имений и т. д. В кон. 30-х гг. 19 в. ср. земельный надел Г. к. в 30 губерниях из 43 был меньше 5 дес. и лишь в немногих губерниях достигал установленной нормы (8 дес. в малоземельных и 15 дес. в многоземельных губерниях ). Осн. масса Г. к. вносила в казну ден. оброк; на терр. Прибалтики и губерний, присоединённых от Польши, казённые имения сдавались в аренду частным владельцам и Г. к. отбывали преим. барщину; пашенные крестьяне Сибири сначала обрабатывали казённую пашню, затем вносили продуктовый оброк, а позднее - денежный. В 1-й пол. 19 в. оброк Г. к. колебался от 7 руб. 50 коп. до 10 руб. с души в год. По мере усиления эксплуатации удельных и помещичьих крестьян ден. оброк Г. к. становился относительно меньшим, чем сопоставимые с ним повинности др. категорий крестьян. Кроме того, Г. к. обязаны были вносить деньги на земские нужды и на мирские расходы; наряду с др. категориями крестьян платили подушную подать и отбывали натуральные повинности (напр., дорожную, подводную, постойную ). За исправное несение повинностей отвечали круговой порукой. Развитие торговли и пром-сти в 18 - 1-й пол. 19 вв. повлекло расширение прав Г. к.: им было разрешено вести торговлю, открывать фабрики и заводы, владеть " ненаселёнными" землями (т. е. без крепостных крестьян ) и т. д. Но одновременно, в связи с ростом помещичьего предпринимательства, дворянство систематически присваивало гос. земли и стремилось обратить свободных Г. к. в своих крепостных (см. Генеральное межевание). Во 2-й пол. 18 в. пр-во роздало дворянству миллионы десятин казённой земли и сотни тысяч Г. к.; в 1-й пол. 19 в. практиковалась массовая продажа гос. имений и передача их в удельное ведомство. Мн. дворяне требовали ликвидировать сословие Г. к., передав казённые земли с их населением в частные руки. В результате роста малоземелья и повышения феод. повинностей в нач. 19 в. обнаружились прогрессирующее обеднение и недоимочность Г. к. Всё чаще повторялись массовые волнения Г. к., направленные против сокращения наделов, тяжести оброков, произвола арендаторов и чиновников. Вопрос об изменении управления Г. к. вызвал многочисл. проекты как крепостнические, так и либерально-буржуазные. Обостряющийся кризис феод.-крепостнич. строя заставил пр-во Николая I приступить к реформе управления гос. деревней с целью поддержать гос. финансы, подняв производит. силы гос. деревни, и приблизить помещичьих крепостных к положению " свободных сельских обывателей". В течение 1837- 1841 под рук. ген. П. Д. Киселёва было учреждено спец. Мин-во гос. имуществ со сложной иерархией бюрократич. органов. На созданную администрацию было возложено " попечительство" над Г. к. через посредство традиционной сел. общины, опекаемой правительств. чиновниками. Программа хоз. подъёма гос. деревни также не могла быть осуществлена. Относительно прогрессивное значение имели такие меры, как ликвидация барщинных повинностей Г. к. в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине, прекращение сдачи гос. имений в аренду частным владельцам и замена душевого оброка более равномерным зем.-промысловым сбором. Однако эти меры не могли внести коренного изменения в положение Г. к. Малоземелье не было ликвидировано. Количество недоимок не уменьшилось, а выросло ещё более; агротехнич. меры оказались недоступными для крестьянской массы; врачебная и вет. помощь оказывалась в ничтожных размерах, а главное - вся система управления на началах феод. опеки сопровождалась чудовищными насилиями и поборами. Феод. управление гос. деревней находилось в резком противоречии с экономич. процессами 40-50-х гг. 19 в., препятствовало росту крест. торговли и пром-сти, мешало развитию с. х-ва и сковывало рост производит. сил крестьянства. Результатом реформы был рост крест. движения, к-рое приняло особенно бурные формы в р-нах Сев. Поморья, Приуралья и Поволжья, где Г. к. жили крупными компактными массами. Непрерывные протесты против системы управления крепостнич. гос-ва наблюдались также в центр. и зап. р-нах (см. " Картофельные бунты", " Холерные бунты" и др. ). После окончания Крымской войны 1853-56 обнаружилась явная тенденция к слиянию борьбы Г. к. с движением удельных и помещичьих крестьян. В свою очередь дворянство, встревоженное планами пр-ва, с одной стороны, и нарастающим крестьянским движением - с другой, негодовало против реформы Киселёва и требовало ликвидации системы " попечительства". В 1857 Александр II, назначив новым министром гос. имуществ реакционера М. Н. Муравьёва, одобрил проект контрреформы - приближения Г. к. к положению удельных крестьян. 19 февр. 1861 крепостное право в России было отменено. При этом на бывших помещичьих и удельных крестьян были распространены личные права Г. к. и формы их " самоуправления", установленные законами 1838-41. Г. к. в 1866 были подчинены общей системе сел. управления и признаны " крестьянами-собственниками", хотя продолжали платить оброчную подать. Права полной собственности на землю Г. к. получили по закону 1886 об обязат. выкупе зем. наделов, причём размеры наделов Г. к. оказались больше, а выкупные платежи меньше, чем у помещичьих крестьян. Г. к. Сибири и Закавказья остались в прежнем положении держателей казённой земли, поскольку на них не были распространены законы 1866 и 1886. Попытки пр-ва улучшить положение Г. к. Закавказья в кон. 19 в. не устранили острого малоземелья деревни и произвола местной администрации. Лит.: Дружинин Н. М., Государственные крестьяне и реформа П. Д. Киселёва, т. 1 - 2, М.- Л., 19-46 - 58; Антелава И. Г., Реформа поземельного устройства государственных крестьян Закавказья в конце XIX в., Сухуми, 1952; его же, Государственные крестьяне Грузии в первой половине XIX в., Сухуми, 1955. Н. М. Дружинин. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ, см. в ст. Монополии капиталистические. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕМИИ СССР, одна из форм поощрения граждан за выдающиеся творч. достижения в области науки и техники, лит-ры и иск-ва. Г. п. СССР учреждены пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР от 9 сент. 1966 (СП СССР, 1966, № 21, ст. 188 ), от 26 марта 1969 (СП СССР, 1969, № 8, ст. 48 ), от 11 авг. 1969 (СП СССР, 1969, № 19, ст. 110). Положение о Г. п. СССР утверждено пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР от 17 сент. 1967 (СП СССР, 1967, № 6, ст. 29). Г. п. СССР присуждаются за науч. исследования, вносящие крупный вклад в развитие отечеств. науки; за работы по созданию и внедрению в нар. х-во наиболее прогрессивных материалов, машин и механизмов; за новые высокопроизводит. технологич. процессы; за внедрение передового производственно-технич. опыта, имеющего большое нар.-хоз. значение; за оригинальные и экономичные архитектурные и технич. сооружения; за глубокие теоретич. исследования по вопросам гос. и хоз. стр-ва и марксистско-ленинской науки; за наиболее талантливые высокоидейные произведения лит-ры и иск-ва. При наличии новых крупных достижений лауреата Г. п. СССР эта премия может быть присуждена ему повторно, но не ранее чем через 5 лет после предыдущего присуждения Г. п. СССР.
|