Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критика буржуазных теорий государственного вмешательства в экономику. 10 страница






Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 7, с. 550 - 51: Спиридович А. И., Записки жандарма, 2 изд., [Хар., 1928].

ГОЦИНСКИЙ Нажмутдин (1859, с. Гоцо, ныне Даг. АССР, - 1925, Ростов-на-Дону), один из руководителей контрреволюции на Сев. Кавказе (1917-21). Крупный землевладелец, сын Магомеда Донгонола - одного из наибов Шамиля. После Февр. революции 1917 вошёл в даг. бурж.-националистич. облисполком, а также в " горское пр-во" в качестве муфтия (духовного главы). В 1917 провозглашён четвёртым имамом Сев. Кавказа. Г. стремился создать на терр. горцев Сев. Кавказа имамат -шириатскую монархию под протекторатом Турции. В марте 1918 отряды Г. свергли Сов. власть в Порт-Петровске я совм. с герм.-тур. интервентами воевали против Красной Армии. В 1920-21 в горах Дагестана при активном участии Г. был поднят антисов. мятеж; после его подавления (в марте 1921) Г. бежал в Чечню. В 1925 арестован и расстрелян по приговору сов. суда.

Лит.: Борьба за победу и упрочение Советской власти в Дагестане, Махачкала, 1960.

ГОЦЦИ (Gozzi) Гаспаро (4. 12. 1713, Венеция, - 26. 12. 1786, Падуя), итальянский поэт, критик и журналист. Защищал театр. реформу К. Голъдони, выступая против своего брата - драматурга К. Гоцци. Один из пионеров итал. журналистики, Г. изд. " Гадзетта Венета" (" Gazetta Veneta", 1760-62; переизд. в 1915 во Флоренции), где всю сатирич. хронику писал сам, а также " Оссерваторе" (" Osservatore", 1761; переизд. в 1897 во Флоренции). В письмах Г. красочно представлены венецианские нравы его времени (" Семейные письма", 1755, новое изд. 1808). Автор стихотв. сатир (" Послания" и пародий (сб. " Приятные стихи

современного автора", 1751), полемич. эссе в защиту Данте (" Суждение древних поэтов о современной критике Данте", 1758). Рассказы Г. оказали влияние на романтич. нем. прозу.

Соч.: Scritti scelti, Torino, 1960.

Лит.: Реизов Б. Г., Итальянская литература XVIII века, Л., 1966.И. Н. Голенищев-Кутузов.

ГОЦЦИ (Gozzi) Карло (13. 12. 1720, Венеция, - 4. 4. 1806, там же), итальянский драматург. Потомок знатной, но разорившейся семьи. Был военным. С 1744 посвятил себя лит-ре и театру. В борьбе с просветительской драматургией К. Голъдони Г. создал оригинальный жанр театр. сказки - фьябы, используя сюжетные мотивы фольклора и нек-рые принципы комедии дель арте (персонажи - маски; диалект, импровизация и т. д.): " Любовь к трём апельсинам" (1761), " Ворон" (1761), " Король-олень"
(1762), " Турандот" (1762), " Зелёная птичка" (1765) и др. Для фьяб Г. характерны контрастные противопоставления добра и зла, патетики и буффонады, архаич. лит. языка и повседневного венецианского диалекта. Они прославляли высокие человеческие страсти, высмеивали бурж. эгоизм и вместе с тем ставили своей задачей " воспитание низших классов" в духе религии и слепого повиновения государям (" Чистосердечное рассуждение и подлинная история происхождения моих десяти
сказок для театра"). Г. написал также 23 трагикомедии в манере исп. " комедии плаща и шпаги" и " Бесполезные мемуары" (1797), содержащие красочную картину жизни театральной Венеции. В Италии Г. был быстро забыт, но его фьябы вызвали большой интерес у ф. Шиллера, у нем. и франц. романтиков. Е. Б. Вахтангов блестяще поставил " Турандот" (1922). По мотивам " Любовь к трём апельсинам" С. Прокофьевым создана одноим. опера. Портрет стр. 188.

Соч.: Le Fiabe, a cura di E. Masi, Bologna, 1884; в рус. пер.- Сказки для театра, вступительная ст. С. С. Мокульского, М., 1956.

Лит.: Мокульский С. С., Итальянская литература. Возрождение и Просвещение, М., 1966; Реизов Б. Г., Итальянская литература XVIII в., Л., 1966.

Р. И. Хлодовский.

ГОЦЦОЛИ (Gozzoli) Беноццо (собств. ди Лезе ди Сандро, Benozzo diLese di Sandro) (1420, Флоренция, - 1497, Пистоя), итальянский живописец Раннего Возрождения. Учился у Л. Гиберти и Фра Анджелико. В работах Г. поэтически-сказочная светская трактовка религ. сюжетов, тонкость жизненных наблюдений и декоративная красочность колорита сочетаются с " ковровостью" композиции, условным построением пространства (фреска " Шествие волхвов" в капелле дворца МедичЯ-Риккарди во Флоренции, 1459).

Лит.: Hoogewerff G., Benozzo Gozzoli, P., 1930; Bargellini P., La fiaba pittorica di Benozzo Gozzoli, 2 ed., Firenze. 1947. В. Э. Маркова.

ГОЧАР (Gocar) Йосеф (14. 3. 1880, Семин, ок. Пршелоуча, - 10. 9. 1945, Прага), чешский архитектор. В 1901-05 учился в Праге у Я. Котеры. С 1923 преподавал в пражской АХ. В нач. 1910-х гг. выступил как представитель " архитектурного кубизма" (дом " У чёрной божьей матери" в Праге, 1911-12). С кон. 1920-х гг.- лидер функционализма в чеш. архитектуре. Для построек Г. (гимназия, комплекс школ и ясли в Градец-Кралове, 1924-28) характерны свобода и целесообразность пространств. композиции, простота и ясная соразмерность форм. Лит.: Besesova М., Josef Gocar, Praha, 1958.

ГОШ; Ош (Hoche) Луи Лазар (24. 6. 1768, Монтрёй, - 19. 9. 1797, Вецлар), французский генерал (1793). Род. в семье отставного солдата. С 1784 служил в гвардии. В 1789 перешёл на сторону революции. В 1792-93 отличился в боях с интервентами в Сев.-Вост. Франции. Был близок к якобинцам, пользовался большой популярностью. Успешно оборонял Дюнкерк от англо-австр. войск в 1793, затем командовал Мозельской и соединённой Мозельской и Рейнской армиями, нанёс поражение австр. войскам у Вёрта и Фрёшвиллера. В марте 1794 необоснованно арестован, в августе освобождён. В 1794-95 успешно руководил подавлением контрреволюц. восстания в Бретани и Вандее. В 1797, командуя Самбро-Маасской армией, разбил австрийцев у Нёйвида и Альтенкирхена. В июле 1797 отказался от поста воен. министра. Скоропостижно скончался в своей штаб-квартире (возможно, отравлен).

ГОШКЕВИЧ Иосиф Антонович (1814- 5. 10. 1875), русский дипломат и востоковед. Окончил Петербургскую духовную академию (1839). В 1839-48 - в составе русской духовной миссии в Пекине. В 1853-55 переводчик с кит. языка в посольстве Е. В. Путятина в Японии. В 1856-58 сотрудник азиатского департамента МИД. Составил при помощи японца Татибана первый японско-рус. словарь (СПБ, 1857). Был первым рус. дипломатич. представителем в Японии (1858-65). Написал ряд работ о Китае и Японии, об особенностях япон. и кит. языков.

Соч.: О корнях японского языка, Вильно, 1899.

Лит.: Файнберг Э. Я., И. А. Гошкевич - первый русский консул в Японии (1858 - 1865 гг.), в кн.: Историко-филологические исследования, М., 1967.

ГОЩА, посёлок гор. типа, центр Гощанского р-на Ровенской обл. УССР, на р. Горынь (басс. Днепра), в 33 км к Ю.-В. от Ровно. Маслосыродельный з-д.

ГОЩИНЬСКИЙ (Goszczynski) Северын (4. 11. 1801, Ильинцы, близ Умани, - 25. 2. 1876, Львов), польский революционер, поэт, публицист. Участник Польского восстания 1830-31. В дальнейшем вёл революц. пропаганду в Краковской республике и в Галиции, был одним из организаторов и руководителей конспиративной патриотич. орг-ции " Содружество польского народа". С 1838 жил во Франции. На рубеже 30-х и 40-х гг. принимал участие в деятельности Польского демократического общества. В 20-е гг. выступил со стихами тираноборч., антимагнатского и антиклерикального содержания. В поэме " Каневский замок" (1828) романтич. таинственность, мотивы бунта и мести сочетались с изображением крест. движения 1768 (" колиивщины") и нар. гнева, с интересом к укр. фольклору. Выступал как лит. критик, публицист, автор фольклорноэтнографич. сочинений (" Дневник путешествия в Татры", 1832, поэма " Собутка", 1834), поэмы в прозе " Король старого замка" (1842). В 40-е гг. попал под влияние мистицизма.

Соч.: Dzieta zbiorowe, t. 1 - 4, Lwow, 1911.

Лит.: Sucnodolski В.. Seweryn Goszczynski. Zycie i dzieta. (1801 - 1830), Warsz., 1927. И. С. Миллер, Б. Ф. Стахеев.

ГОЭЛРО план, первый единый гос. перспективный план развития нар. х-ва Сов. республики на основе электрификации страны, разработанный в 1920 по заданию и под руководством В. И. Ленина Гос. комиссией по электрификации России (ГОЭЛРО), образованной Президиумом ВСНХ 21 февраля 1920 в соответствии с резолюцией сессии ВЦИК от 3 февр. 1920 о разработке плаца электрификации. К работам комиссии было привлечено св. 200 деятелей науки и техники. Среди них И. Г. Александров, Г. О. Графтио, А. Г. Коган, К. А. Круг, Б. И. Угримов, М. А. Шателен и др. Возглавлял комиссию Г.М. Кржижановский. ЦК Коммунистич. партии и лично В. И. Ленин повседневно направляли работу комиссии ГОЭЛРО, определяли осн. принципиальные положения плана электрификации страны. К кон. 1920 комиссия проделала огромную работу и подготовила " План электрификации РСФСР" - том в 650 стр. текста с картами и схемами электрификации районов. В докладе на 8-м Всеросс. съезде Советов (дек. 1920) В. И. Ленин, назвав план ГОЭЛРО второй программой партии, выдвинул формулу " Коммунизм - это есть Советская власть плюс электрификация всей страны" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 42, с. 159). 8-й съезд единодушно одобрил план ГОЭЛРО. После обсуждения на 8-м электротехнич. съезде (окт. 1921) технико-экономич. вопросов план был утверждён СНК 21 дек. 1921.

План ГОЭЛРО, рассчитанный на 10- 15 лет, реализовал ленинские идеи электрификации всей страны и создания крупной индустрии. В области электроэнергетического х-ва план состоял из программы А, рассчитанной на восстановление и реконструкцию довоен. электроэнергетики, и программы Б, предусматривавшей строительство 30 районных электрич. станций (20 тепловых и 10 ГЭС). Общая мощность 30 районных электростанций составляла 1750 тыс. квт. Предусматривалось сооружение мощных районных тепловых электростанций: Штеровской, Каширской, Кизеловской, Горьковской, Шатурской, Челябинской и др. Топливной базой тепловых электростанций должны были служить местные виды топлива (торф, подмосковный и уральский уголь, отсевы донецких углей, сланцы). Электростанции намечалось оборудовать крупными для того времени котлами и турбинами.

Одной из осн. идей плана являлось широкое использование огромных гидроэнергоресурсов страны. Намечалось сооружение Волховской ГЭС, Днепровской ГЭС, двух ГЭС на р. Свирь и др. Темпы роста мощности электростанций должны были значительно опережать темпы рвста пром. произ-ва. Намечено было довести суммарную годовую выработку электроэнергии до 8, 8 млрд. квт*ч против 1, 9 млрд. квт*ч, к-рые вырабатывались в России в 1913.

Предусматривались коренная реконструкция на базе электрификации всех отраслей нар. х-ва страны и преим. рост тяжёлой пром-сти, рациональное размещение пром-сти по всей терр. страны. План был разработан по 8 осн. экономич. районам (Сев., Центр.-пром., Юж., Приволжскому, Уральскому, Зап.-Сиб., Кавк., Туркестанскому) с учётом их природных, сырьевых и энергетич. ресурсов и специфич. нац. условий. Пром. продукция должна была возрасти за 10-15 лет на 80-100% по сравнению с дореволюц. уровнем. Намечалось довести добычу угля до 62, 3 млн. т в год против 29, 2 млн. т в 1913, нефти 11, 8- 16, 4 млн. т против 10, 3 млн. т, торфа 16, 4 млн. т против 1, 7 млн. т, жел. руды 19, 6 млн. т против 9, 2 млн. т, выплавку чугуна 8, 2 млн. т против 4, 2 млн. т. Наряду со всесторонней реконструкцией транспорта было предусмотрено электрифицировать важнейшие ж.-д. магистрали и развернуть большое стр-во новых ж. д. Намечены большие работы по механизации с.-х. произ-ва, внедрение агрохимии, прогрессивных систем земледелия, развитие ирригации и мелиорации. План предусматривал быстрый рост производительности труда на основе электрификации и механизации всех производств. процессов и коренных изменений условий труда.

Осуществление плана ГОЭЛРО началось в трудных условиях Гражд. войны и хоз. разрухи. Ценой героич. усилий велось стр-во первенцев энергетики - Шатурской и Каширской ГРЭС и Волховской ГЭС. План ГОЭЛРО был выполнен по осн. показателям уже к минимальному сроку, на к-рый он был рассчитан (1931). Годовое произ-во электроэнергии в СССР достигло 10, 7 млрд. квт*ч, установленная мощность районных электростанций - 2105 тыс. квт. К 1935 план ГОЭЛРО был значительно перевыполнен по всем осн. показателям. Мощность районных электростанций составила 4, 34 млн. квт в 1935, в 2, 5 раза больше, чем по плану ГОЭЛРО, а общий объём пром. продукции увеличился против 1913 в 5, 7 раза вместо 1, 8-2 раза по плану. План ГОЭЛРО был перевыполнен по добыче угля, нефти, торфа, жел. и марганцевой руды, производству чугуна и стали.

С 1947 СССР занимает 1-е место в Европе и 2-е в мире по произ-ву электроэнергии. В СССР эксплуатируются самые мощные в мире ГЭС (Красноярская мощностью 5 млн. квт. Братская им. 50-летия Великого Октября - 4, 1 млн. квт. Волжская им. 22-го съезда КПСС - 2, 53 млн. квт) и тепловые электростанции по 2, 4 млн. квт (Приднепровская, Конаковская, Змиевская и др.) и самые дальние высоковольтные линии электропередачи напряжением в 500 и 750 кв переменного тока и 800 кв постоянного тока. Создана крупнейшая в мире Единая энергетич. система Европ. части СССР. В 1970 в СССР произведено 740 млрд. квт*ч электроэнергии, мощность электростанций составила 166 млн. кет против 1, 1 млн. квт в 1913.

Лит.: Ленин В. И., Об электрификации, 2 изд., М., 1964; План электрификации РСФСР, 2 изд., М., 1955; Кржижановский Г. М., Избранное, М., 1957; Кржижановский Г. М. и Стеклов В. Ю., Ленинский план электрификации в действии, М., 1956; 50 лет ленинского плана ГОЭЛРО, сб. материалов, М.- Л., 1970; 50 лет ленинского плана электрификации, М., 1970; Стеклов В. Ю., В. И. Ленин и электрификация, М., 1970; его же, Развитие электроэнергетического хозяйства СССР, 3 изд., М.- Л., 1970; Электрификация СССР, под общей ред. П. С. Непорожнего, М., 1970. В. Ю. Стеклов.

" ГО ЮЙ" (" Речи царств"), древнекитайский ист. труд, в к-ром собран ценный материал по истории 8 царств (Чжоу, Лу, Ци, Цзинь, Чжэн, Чу, У, Юэ) Др. Китая в период между 962 (либо 947)-453 до н. э. Состоит из 21 гл. (цзюаня). Офиц. кит. историография уже с эпохи Хань (3 в. до н. э. - 3 в. н. э.) приписывала авторство " Г. ю." историографу царства Лу - ученику Конфуция - Цзо Цюмину (5 в. до н. э.). Совр. историография считает " Г. ю." не творением одного человека, а собранием записей из анналов разных царств, прошедших определ. историографич. обработку.

Публ.: Гоюй (с комментариями Вэй Чжао), Шанхай, 1958.

ГОЯВИЧИНЬСКАЯ (Gojawiczyriska) Поля (Аполония) (1. 4. 1896, Варшава, - 29. 3. 1963, там же), польская писательница. Род. в семье ремесленника. В 1931 - 1932 жила в Силезии. Жизни силезских шахтёров в годы кризиса и безработицы посвящены сб. рассказов " Будничный день" (1933) и роман " Земля Эльжбеты" (1934). В романах " Девочки с Новолипок" (1935) и " Райская яблоня" (1937), реалистически изображая судьбы варшавских женщин из бедных мещанских семей, Г. осуждает лицемерие господств. классов. Романам Г. присущи, однако, элементы натурализма, преувеличение роли биол. начала в жизни человека. Сб. " Беседы с молчанием" (1936) состоит из лирич. миниатюр в импрессионистич. манере. В период 2-й мировой войны Г. была в гитлеровской тюрьме как участница Движения Сопротивления; пережитое легло в основу повести " Решётка" (1945). Повесть " Столица" (1946) - о первых днях возрождения Варшавы. Опубл. сб. рассказов (1956).

Соч. в рус. пер.: Девочки с Новолипок.. Райская яблоня. [Послесл. Б. Стахеева], М., 1961.

ГОЯН (псевд.; наст. фам. Тер-Никогосян) Георг Иосифович [р.10(23). 11. 1901, Тбилиси], советский театровед, засл. деят. иск-в Арм. ССР (1961), доктор искусствоведения (1949). Чл. КПСС с 1930. Окончил ГИТИС (1935), Ин-т Красной профессуры (1938). В 1921 начал лит. деятельность. С 1936 преподаёт в ГИТИСе (проф. с 1949), с 1958 зав. кафедрой театра народов СССР. Работы Г. посв. театр. иск-ву народов СССР - русскому (" Путь развития русского театра", 1939, " Гликерия Федотова", 1940), таджикскому (" Театр, рождённый Октябрём. История тадж. драматич. искусства", 1943); капитальный труд - " 2000 лет армянского театра" (т. 1-2, 1952). Статьи Г. объединены в сб. " Что такое национальный театр? " (1970).

Б. Б. Арутюнян.

ГОЯНИЯ (Goiania), город в Бразилии, в центр. части Бразильского плоскогорья, на р. Мея-Понти (басс. Паранаибы), адм. центр (с 1937) шт. Гояс. 388, 9 тыс. жит. (1970). Ж.-д. станция. Узел автодорог (на гг. Бразилия, Белен и др.). Центр животноводч. и горнопром. (алмазы, титановые руды и др.) р-на. Пищ. (мясохладобойная, молочноконсервная и др.) пром-сть. Предприятия цем., хим., бум. и др. пром-сти. Аэропорт.

ГОЯС (Goias), штат Бразилии, в центр. части Бразильского плоскогорья, в басс. р. Токантинс. Пл. 642, 1 тыс. км2. Нас. 3006 тыс. чел. (1970), гл. обр. индейцы. Адм. ц. - г. Гояния. Г.-экономически слаборазвитый штат. Основа экономики - экстенсивное животноводство (в основном зебувидный кр. рог. скот). На Ю.-В. товарное земледелие (гл. обр. кофе и хлопчатник), мясо-молочное животноводство, овощеводство и плодоводство. Сбор натурального каучука, плодов бабасу; охота. Небольшая добыча золота, алмазов и никелевой руды. Пищ., бум. и др. пром-сть. Создание на терр. Г. федерального округа вызвало интенсификацию с.-х. производства в р-не близлежащих гг. Серис, Анаполис, Гояния.

ГПУ, см. в ст. Государственная безопасность.

ГРА, прованс. Грас (Gras) Феликс (3. 5. 1844, Мальмор под Авиньоном, - 4. 3. 1901, Авиньон), провансальский писатель. Сын крестьянина. Лит. деятельность начал со стихов (1865). Автор поэмы из нар. быта " Угольщики" (1876).

С 1891возглавил ассоциацию прованс. писателей фелибров. Г. принадлежат героич. поэма " Тулуза" (1881), сб. эпич. романсов " Провансальский романсеро" (1887). Как прозаик Г. известен насмешливым повествованием из жизни папского Авиньона 14 в. " Папалины" (1891). Пользуется успехом трилогия Г. из времён Великой франц. революции " Красные юга" (1896-97; рус. пер. -" Марсельцы", 1897). Г. не сочувствовал якобинцам и идеализировал жирондистов. Но его роман насыщен пафосом революц. борьбы и патриотизмом.

Соч. в кн.: Pravielet А., Вrоusse J. R. de, Anthologie du felibrige, P., 1909; в рус. пер.- Марсельцы (ч. 1 - Революция, ч. 2 - Террор, ч. 3 - Белый террор), СПБ, 1911 - 13; то же, П., 1918; Террор, М., 1920; Марсельский батальон (в переработке М. Зощенко), П., 1923; Пас-калэ, пятнадцатилетний революционер, М., 1925.

Лит.: История французской литературы, т. 3, М., 1959; Ripert E., Le felibrige, P., 1924 (имеется библ.); Camproux Сh., Histoire de la litterature occitane, P., 1953. И. Н. Голенищев-Кутузов.

ГРААФ (Graaf) Ренье де (30. 7. 1641, Схонховен, - 17. 8. 1673, Делфт), голландский анатом и физиолог. Изучал медицину в Утрехтском ун-те (с 1660). Занимал кафедру анатомии в Париже, работал врачом в Анже, в Делфтском госпитале. Наибольшее значение имели работы Г. по анатомии органов размножения у животных и человека. Изучив строение женских половых желез, установил, что они содержат различной величины пузырьки (граафов пузырёк), к-рые были им приняты за яйца. Предложил называть женские половые железы яичниками (ovarium). Изучая химизм пищеварения и действия поджелудочного сока, проводил длительные эксперименты с применением предложенной им методики наложения слюнной и поджелудочной фистул. Г.- представитель ятрохимич. направления (см. Ятрохимия).

Лит.: Лункевич В. В., От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии, т. 2, М.- Л., 1940.

ГРААФОВ ПУЗЫРЁК (по имени Р. Граафа), многослойный пузыревидный фолликул, развившийся в корковом слое яичника млекопитающих и человека под влиянием фолликулостимулирующего гормона. Стенка Г. п. состоит из наружной соединительнотканной оболочки, под к-рой находится многослойный фолликулярный эпителий, выстилающий полость Г. п., заполненную серозной жидкостью. Эпителий образует выступ в полость Г. п. (яйценосный бугорок), в к-ром помещается яйцо, и доставляет ему питательные вещества. Растущий фолликул вырабатывает гормон эстроген, подготавливающий половые пути к восприятию яйца после овуляции, т. е. освобождения его из Г. п. и яичника. Овулировавшее яйцо попадает в яйцевод, где может произойти встреча со сперматозоидом и оплодотворение. У животных, рождающих сразу много детёнышей, одновременно растут и созревают несколько Г. п. Д. А. Потёмкина.

ГРАБ (Carpinus), род листопадных деревьев, редко кустарников сем. лещиновых. Ствол с гладкой серой корой. Листья очередные, простые, двоякозубчатые. Цветки раздельнополые, однодомные; тычиночные - в боковых серёжках из прицветных чешуи, без околоцветника, пестичные - в малоцветковых верхушечных серёжках. Плод - одногнёздный, односемянный орешек с листовидной обёрткой (плюской). Ок. 50 видов в Европе, Вост. Азии и Сев. Америке (1 вид). В СССР 5 видов - на 3. Европ. части, в Крыму, на Кавказе и юге Приморского края, растут б. ч. в 2 яруса и в подлеске широколиственных лесов. Г. хорошо растёт на увлажнённых, рыхлых, богатых почвах, не выносит заболоченных и кислых почв. Нек-рые виды Г. встречаются на сухих известковых местах и горных склонах. Используется для посадок в садах и парках. Тяжёлая, твёрдая древесина применяется припроиз-ве ткацких челноков, муз. инструментов и различных поделок, в машиностроении. Наиболее распространены Г. обыкновенный (С. betulus) и Г. кавказский (С. caucasicus). Деревья выс. до 20-30 м. Листья яйцевидные или продолговато-яйцевидные, заострённые. Орешки с 3-лопастной обёрткой. Деревья начинают плодоносить с 20 лет (урожай орешков до 1 - 1, 5 т с 1 га). Морозостойки, хорошо переносят стрижку. В Крыму и на Кавказе растёт Г. восточный, или грабинник (С. orientalis), кустарник или деревце с более мелкими листьями и нелопастной обёрткой при плодах. Лит.: Деревья и кустарники СССР, т. 2. М.- Л., 1951. С. К. Черепанов.
[ris]

Граб обыкновенный: а -ветка с плодами; б - ветка с соцветиями.

ГРАБАК (Hrabak) Йосеф (13. 4. 1833, Сири у Збирова, - 15. 7. 1921, Пршибрам), чешский горный инженер. Окончил горную академию в Банска-Штявнице (1854), с 1871 проф. Осн. работы посвящены конструированию и расчёту паровых машин для горной и металлургич. пром-сти. Автор трудов по истории горного дела и металлургии в Чехии.

Лит.: Шухардин С. В., И. Грабак - основоположник чехословацкой горнозаводской механики, " Изв. АН СССР. Отдел технических наук", 1953, № 2.

ГРАБАРЬ Владимир Эммануилович [10 (22). 1. 1865, Вена, - 26. 11. 1956, Москва], советский учёный, специалист в области теории и истории междунар. права, доктор юрид. наук (1918), профессор. Окончил юрид. ф-т Моск. ун-та в 1888, в 1893-1918 доцент, а затем проф. междунар. права Юрьевского (ныне Тартуского) ун-та, с 1918 проф. Воронежского ун-та, а затем МГУ, научный сотрудник Ин-та права АН СССР и Всесоюзного ин-та юридических наук. Осн. работы (на рус. и иностр. языках) по вопросам теории междунар. права и особенно по истории междунар. права.

Лит.: Дурденевский В., Владимир Грабарь, в кн.; Грабарь В. Э., Материалы к истории литературы международного права в России (1647 - 1917), М., 1958; Ладыженский А. М., Памяти В. Э. Грабаря (к столетию со дня рождения), " Известия высших учебных заведений. Правоведение", 1965, № 3, с. 177 - 79).

Н. В. Миронов.

ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович (25. 3. 1871, Будапешт, - 16. 5. 1960, Москва), советский живописец и искусствовед, нар. художник СССР (1956), действит. чл. АН СССР (1943) и АХ СССР (1947). Учился в петерб. АХ (1894-96) у В. Е. Савинского, Н. А. Бруни и И. Е. Репина, в Мюнхене в школе А. Ажбе (1896-98; после её преобразования в 1898 в школу А. Ажбе и Грабаря преподавал там же). Неоднократно путешествовал по странам Зап. Европы, посетил США, Египет и Турцию. Работал в Петербурге (с 1889) и в Москве (с 1903). Чл. объединений " Мир искусства" и Союз русских художников. В ранний период испытал влияние югендстиля (" Дама с собакой", 1899, Третьяковская гал.). В 1901-08 в ходе работы Г. над жизнерадостными, пронизанными светом пейзажами, отличающимися необычайно эмоциональным восприятием рус. природы, постепенно сформировалась его живописная манера, основанная на творческом освоении принципов импрессионизма (" Сентябрьский снег", 1903, " Белая зима. Грачиные гнёзда", 1904, " Февральская лазурь", 1904, " Мартовский снег", 1904, - все в Третьяковской гал.). В этот же период Г. создаёт ряд картин-натюрмортов; стремясь передать бесконечное разнообразие и изменчивую игру освещения, красоту и поэзию материального мира, окружающего человека, Г. пользуется густыми, рельефными мазками, обращается к живописным приёмам, близким к неоимпрессионизму (" Хризантемы", 1905, " Неприбранный стол", 1907, - обе в Третьяковской гал.). С 1906 в пейзажах Г. усиливается декоративное начало (серия этюдов " День инея", 1906, Ярославо-Ростовский историко-архит. и художеств. музей-заповедник). В 1905-06 Г. участвовал в издании революц. сатирич. журналов " Жупел" и " Адская почта". В 1909-14 по проекту Г. была построена больница (ныне санаторий " Захарьино") под Москвой. С нач. 1890-х гг. Г. выступает с художеств.-критич. статьями (с 1899 в журнале " Мир искусствам). По инициативе и под руководством Г. была издана первая научная " История русского искусства" (т. 1-6, 1909-16; редактор и автор важнейших разделов). Г. сыграл большую роль в распространении в России науч. принципов искусствознания (окончательно сложившихся уже в сов. время) и организации комплексного метода изучения истории иск-ва, при к-ром она рассматривается в тесной связи с общим развитием нац. культуры и обществ. мысли. В дореволюц. период Г. создал ряд монографич. исследований о творчестве рус. художников. В 1913-25 возглавлял Третьяковскую гал., где в 1914-15 перестроил экспозицию на науч. началах и издал каталог (1917). После Великой Окт. социалистич. революции Г. стал одним из организаторов и руководителей охраны памятников иск-ва и старины, одним из основоположников сов. музееведения и реставрац. дела, инициатором создания Центральных реставрац. мастерских (в 1918-30 директор, с 1944 науч. руководитель). С деятельностью Г. - реставратора и учёного - связано открытие и исследование мн. произв. др.-рус. иск-ва 11-14 вв. (иконы, монументальные росписи) и заложены основы его науч. истории. В пейзажной живописи Г. сов. времени непосредств. эмоциональность импрессионистич. этюда сменяется стремлением к картине, создающей обобщённый и законченный образ родной природы (" Ясный осенний вечер", 1923, " Зимний солнечный день", 1941, - обе в Третьяковской гал.). С кон. 1920-х гг. Г. работал над портретами деятелей сов. культуры (портреты: Н. Д. Зелинского, 1932, С. С. Прокофьева за работой над оперой " Война и мир", 1941, - оба в Третьяковской гал.; М. В. Морозова, 1934, Курская карт, гал.; С. А. Чаплыгина, 1935, Музей-усадьба " Абрамцево"). Выполнил также историко-революционные картины " В. И. Ленин у прямого провода " (1933) и " Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина" (1938: обе - в Центр. музее В. И. Ленина, Москва). В сов. время Г. опубл. ряд монографич. исследований и статей о рус. иск-ве. Г.-ред. и один из авторов " Истории русского искусства" (т. 1-13, 1953-69). Директор Ин-та истории иск-в АН СССР (с 1944). Преподавал в Моск. ун-те (проф. с 1921), Моск. художеств. ин-те (1937-43, директор), Ин-те живописи, скульптуры и архитектуры Всеросс. АХ (в 1943-46 директор). Гос. пр. СССР (1941). Награждён 2 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Илл. см. на вклейке к стр. 200.

Соч.: И. И. Левитан. Жизнь и творчество, М., 1913 (совместно с С. Глаголем); Репин, т. 1 - 2, М.- Л., 1937; Моя жизнь. Автомонография, М.- Л., 1937; В. А. Серов, М., 1965; О древнерусском искусстве, М., 1966; О русской архитектуре, М., 1969.

Лит.: Подобедова О. И., И. Э. Грабарь, М., [1964] (имеется полный список трудов И. Э. Грабаря).

ГРАБАУ, Гребо (Grabau) Амадеус Уильям (9. 1. 1870, шт Висконсин, США, - март 1946, Пекин), американский геолог. Окончил Массачусетсский технологич. ин-т (1896) и Гарвардский ун-т (1900). Проф. палеонтологии и геологии ряда ун-тов США, а с 1919 в Пекине (Китай). Осн. работы посвящены общим принципам стратиграфии и палеонтологич. обоснованию детальной стратиграфич. шкалы Сев. Америки и Китая. Г. развивал пульсац. гипотезу истории Земли, привлекая её для объяснения явлений трансгрессии и регрессии

Соч.: A textbook of geology, pt 1-2, Boston - N. Y., [1920-21]; Principles of stratigraphy, 3 ed., N. Y., 1932.

В. В. Тихомиров.

ГРАББЕ (Grabbe) Кристиан Дитрих (11. 12. 1801, Детмольд, - 12. 9. 1836, там же), немецкий писатель. Сын смотрителя тюрьмы. Изучал право в ун-тах Лейпцига и Берлина. Первые соч. Г. - трагедия " Герцог Теодор фон Готланд" (1822, опубл. 1827), комедия " Шутки, сатира, ирония и глубокий смысл" (опубл. 1827), трагедия " Дон Жуан и Фауст" (1829). В трагедиях из незаконч. цикла " Гогенштауфены" (" Император Фридрих Барбаросса", 1829, " Генрих VI", 1830), а также в драме " Наполеон, или Сто дней" (1831) Г. показал влияние народных масс на судьбу главного героя. Последние драмы Г. " Ганнибал" (1835) и " Битва Арминия" (1836) героизируют свободолюбие простых людей, но конфликты этих драм всегда трагически неразрешимы. Реалистич. элементы сочетаются в творчестве Г. с романтич. условностью.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал