Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Критика буржуазных теорий государственного вмешательства в экономику. 15 страница
К сер. 20 в. быстрый стихийный рост городов в сочетании с бурным развитием автомобильного движения вызвал новый кризис Г. капиталистических стран. Поиски преодоления этого кризисапривели к созданию новых теорий т. н. динамич. Г., авторы к-рых видят причины кризиса не в социально-экономич. природе капитализма, а. в том, что планировочная структура городов статична и не учитывает динамики стремит. роста населённых мест. В 1950-60-х гг. появилась теория " экистики" (греч. арх. К. А. До-ксиадис и др. ). Авторы этой теории пытаются обосновать неогранич. рост городов в виде непрерывных линейных гор. полос, протянувшихся вдоль трансп. путей по всей терр. земного шара; они считают колоссальную агломерацию населённых пунктов на вост. побережье США и в р-не Великих озёр положит. прообразом будущего человеческого расселения. В 1960-х гг. получили распространение япон. теории метаболизма (арх. К. Тангэ и др. ) и европ. - мобильного стр-ва и пространственного (трёхмерного ) развития городов (франц. арх. Э. Альбер, И. Фридман и мн. др. ). Несмотря на различия предложенных решений, градостроителей этогонаправления объединяет стремление покончить с традиц. распластанностью городов на земной поверхности и перенести Г. в пространство путём создания искусств. ярусов над старыми городами, стр-ва постоянно растущих вверх гигантских сооружений древовидного характера или в виде конусов, а также городов над мор. заливами, плавающих в океане, и т. д. Однако эти теории во многом нереальны, а проведение отд. градостроит. мероприятий не меняет сущности капиталистич. Г. в целом и имеет ограниченный и непоследоват. характер. Великая Окт. социалистич. революция открыла новый этап развития Г. В первые годы Сов. власти началась разработка новых приёмов планировки и застройки городов, жилых кварталов и улиц, а также новых типов жилых и обществ зданий. Уже в сер. 20-х гг. начались преобразования рабочих окраин Москвы, Ленинграда, Баку и др. крупных пром. центров, ликвидация громадной разницы в качестве застройки и уровне благоустройства центральных (бывших буржуазно-аристократических ) р-нов и неблагоустроенных пролет. окраин. Так, напр., была реконструирована быв. Нарвская застава (ныне в Кировском р-не ) в Ленинграде (1925-27, арх. А. И. Гегелло, Г. А. Симонов, А. С. Никольский и др. ). Застроенная до Окт. революции убогими деревянными домами и рабочими казармами, она стала красивой и благоустроенной частью социалистич. города; на Тракторной улице были построены новые кварталы, удобные для жизни трудящихся; были также сооружены школы, дошкольные дет. учреждения, Дворец культуры им. А. М. Горького и др. Строились рабочие посёлки при Каширской ГРЭС, Волховской ГЭС и др. Индустриализация страны вызвала необходимость стр-ва новых городов (Запорожье, Комсомольск-на-Амуре, Магнитогорск и мн. др. ). Развитие Г. в свою очередь вызвало подъём теоретич. мысли. Н. А. Ладовский в кон. 1920-х гг. разработал принципиально новую схему " развивающегося" города: парабола с растущим по её оси обществ. центром, к-рый последовательно огибают жилая, пром. и зелёная зоны. Н. А. Милютин выдвинул предложение (1930 ) о параллельном развитии пром. и жилых гор. зон (т. н. поточно-функциональная схема), к-рое было использовано, в частности, при стр-ве района Харьковского тракторного з-да. Была закончена разработка и началось успешное осуществление ген. плана реконструкции Москвы (утверждён в 1935; арх. В. Н. Семёнов, С. Е. Чернышёв и др.). В постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 10 июля 1935 были определены конкретные мероприятия по коренному переустройству старой Москвы в Москву социалистическую и изложены принципы сов. Г., положенные в основу переустройства др. сов. городов. Одновременно были начаты разработка и осуществление генеральных планов Ленинграда, Харькова, Баку, Горького, Еревана, Новосибирска, Тбилиси, Хабаровска, Челябинска, Ярославля и мн. др. городов. Ист. трудовым подвигом сов. народа стали восстановление и реконструкция сотен городов и посёлков и десятков тыс. сел. населённых мест, разрушенных нем. фашистами в период Великой Отечеств. войны 1941-45. Это был творч. процесс, в результате к-рого города стали более совершенными в функциональном и архитектурно-художеств. отношении. В результате осуществления генерального плана восстановления Волгограда (арх. К. С. Алабян, Н. X. Поляков, В. Н. Симбирцев и др. ) город получил архит. оформленный выход к берегу Волги; в Минске по новым проектам были сооружены архит. ансамбли центра (арх. М. П. Парусников, В. А. Король, Б. Р. Рубаненко, Г. В. Заборский и др. ); в Киеве проведена радикальная перестройка гл. улицы - Крещатика (арх. А. В. Власов, А. В. Добровольский, Б. И. Приймак и др. ); в Ленинграде в соответствии с генеральным планом восстановления и дальнейшего развития города (1945-48, арх. Н. В. Баранов, А. И. Наумов, В. А. Каменский и др. ) были созданы новые архит. ансамбли (пл. Ленина, пл. Революции), перестроены р-ны Инженерного замка и пл. Искусств, созданы Приморский и Московский парки Победы и началось развитие центра города вверх и вниз по Неве. В Новгороде наряду с восстановлением кремля и др. памятников архитектуры был создан ансамбль новой гл. площади (арх. А. В. Щусев). В послевоенные годы построены десятки новых городов (Ангарск, Братск, Дивногорск, Норильск, Волжский, Дубна, новосибирский Научный городок, Схема планировки Москвы с лесопарковым защитным поясом. Проект. 1971 (1 - территория развития общегородского центра; 2 - границы планировочных зон; 3 - основные транспортные магистрали; 4 - границы рек и водоёмов). Ликвидированы последствия землетрясения 1966 и сооружён новый общегор. центр в Ташкенте. Крупные архит. комплексы создаются в Алма-Ате, Архангельске, Баку, Владивостоке, Горьком, Донецке, Душанбе, Ереване, Киеве, Мурманске, Новосибирске, Перми, Свердловске, Харькове и др. городах. За 50 лет существования Сов. государства создано заново и образовано ок. 900 городов, накоплен громадный опыт Г. и разработаны его теоретич. основы. Теория и практика Г. решает две задачи: Задачу реконструкции и развития старыхгородов и задачу стр-ва новых городов. Быстрый рост производит.сил страны увеличивает размах сов. Г. В кон. 1950-х гг. в СССР ежегодно возникало ок. 20 новых городов и 50 посёлков гор. типа, быстро растут мн. старые города. Для создания наиболее благоприятных условий жизни населения и функционирования города в целом проводится зонирование гор. территорий. Градостроит. решения разрабатываются с учётом создания промышленных и жилых районов (а также зон отдыха и др. ) и выполнения санитарно-технич. требований (см. Водоснабжение, Воздушный бассейн, Инсоляция, Очистка населённых мест, Санитарно-защитная зона, Шумозащита); они предусматривают инженерную подготовку и благоустройство гор. территорий (см. Благоустройство населённых мест), формирование продуманной системы городских дорог (позволяющей быстро достигнуть мест работы и отдыха ), а также организацию разветвлённой сети культурно-бытового, мед. и др. обслуживания населения. Вопросыбытового обслуживания, воспитания школьников и дошкольников, организации гор. движения решаются созданием жилых р-нов, к-рые делятся на микрорайоны. В р-нах размещаются кинотеатры, клубы, парки, поликлиники, родильные дома, торг. центры и др. пункты обслуживания населения. Для осуществления общегородских общественно-политич., административно-хозяйств., культурно-просветит. функций создаются гор. обществ. центры. Важнейшей частью городов являются пром. р-ны: здесь работает значит. часть населения, от планировки и застройки этих р-нов во многом зависят условия труда. При застройке пром. р-нов учитывается возможность совместного использования неск. заводами подъездных ж.-д. линий и сортировочных станций, а также сетей инж. оборудования и элементов благоустройства территорий. Такое кооперирование даёт экономич. и технич. преимущества и осуществляется на основе проектов планировки и застройки пром. р-нов и узлов. Составную часть единого с городом планировочного комплекса образует пригородная зона. Она является резервом последующего развития города, местом кратковрем. и длит. отдыха больших масс гор. населения (дома отдыха, туристские базы, пионерские лагеря, водные станции, пляжи и др. ), зоной размещения многих жизненно важных коммунальных (водоприёмники, очистные станции и др. ) и транспортных (аэродромы, товарные ж.-д. станции, склады ) объектов. Чтобы обеспечить успешную планировку и застройку пригородных зон, генеральные планы развития городов и проекты планировки пригородных зон разрабатываются одновременно, и регулирование застройки в этих зонах осуществляется гор. архитектурно-планировочными органами или по согласованию с ними. Совр. принципы и приёмы планировки и застройки широко осуществляются при стр-ве новых городов на свободных территориях. Требования совр. Г. в старых или уже сложившихся городах постепенно выполняются путём их реконструкции. При реконструкции предусматриваются: оздоровление гор. территории методом постепенного улучшения инсоляции и проветривания зданий, уменьшения плотности застройки; расширение старых улиц и пробивка новых магистралей для улучшения трансп. связей между различными р-нами города; обеспечение безопасности гор. движения посредством перестройки магистралей и улиц, отделения транспорта от пешеходов (стр-во трансп. развязок, трансп. туннелей, переходов и др. ). В городах с богатым архит. наследием при реконструкции решается задача сохранения их исторического художеств. облика и органич. сочетания новой застройки с памятниками архитектуры. Реконструкция сопровождается повышением комфортабельности жилых и обществ. зданий (водопровод, канализация, теплофикация, газификация и др. ) и расширением сети предприятий торговли, культурно-бытового и мед. обслуживания населения. Повышение архитектурно-художеств. качеств застройки достигается сохранением и завершением старых и формированием новых архит. ансамблей, созданием наиболее благоприятных условий для обзора скульпт. монументов и памятников архитектуры (снос малоценных зданий, перепланировка окружающей территории ), гармонич. сочетанием новой и старойзастройки. Архит. среда, облик населённых мест влияют на сознание людей на протяжении всей их жизни. Красивые и удобные города способствуют жизнедеятельности населения, формированию его оптимистич. мироощущения и повышению культурного уровня, укрепляют чувство любви к Родине. Рациональные и эстетически совершенные планировка и застройка городов создаются путём формирования систем пространственно взаимосвязанных архит. ансамблей и всестороннего и наиболее эффективного учёта местных природно-климатич. условий. Целостный архит. облик малого населённого пункта может быть определён одним архит. ансамблем, а единство архит. облика крупного города создаётся системой архит. ансамблей, пространств. сочетанием различных групп ансамблей. Осн. приёмами построения архит. ансамблей, широко применяемыми и в совр. градо-строит. практике, являются: центрический (напр., Кремль и Смоленская пл. в Москве, где в первом случае живописная, а во втором симметричная пространств. композиции подчинены вертикалям - колокольне Ивана Великого и адм. высотному зданию ); анфиладный (пространств. композиция Дворцовой площади и пл. Декабристов в Ленинграде, мемориального центра, сквера Н. М. Карамзина и площади им. В. И. Ленина в Ульяновске ); осевой (сочетание взаимосвязанных ансамблей пл. Ломоносова, ул. Зодчего Росси и пл. Островского в Ленинграде, ансамблей Московского университета на Ленинских горах и Центрального стадиона имени В. И. Ленина в Лужниках в Москве ); магистральный (система ансамблей Невского проспекта в Ленинграде ); панорамно-групповой (сочетание группы трёх ансамблей - Петропавловской крепости, стрелки Васильевского о-ва и Дворцовой набережной в Ленинграде ). Для успешного формирования архит. ансамблей, яркого выражения их идейно-художеств. содержания большое значение имеет синтез искусств. Большую роль в Г. играют сады и парки. Они имеют оздоровит. значение (см. Озеленение населённых мест) и являются активным средством формирования архит. ансамблей. Планировка и застройка городов, их архитектурно-художеств. облик складываются постепенно, в результате длит. коллективного труда архитекторов, инженеров и строителей. Поэтому планомерное Г. требует творч. преемственности и градостроит. дисциплины в осуществлении общих целей, общих архит. и инж. замыслов, заложенных в генеральных планах развития городов и проектах застройки отд. гор. р-нов. Ведущая роль в Г. принадлежит гл. архитекторам городов, к-рые осуществляют творческое и организационно-технич. руководство их планировкой и застройкой. Перед совр. Г. стоит ряд сложных проблем. Рост населения земного шара, быстрое развитие производит. сил в ряде стран, громадные достижения науки и техники вызвали небывалый рост гор. населения. Особенно быстро растут крупнейшие города мира, достигшие гигантских размеров и огромной численности населения (напр., Большой Нью-Йорк - св. 16 млн. чел., Большой Токио - св. 11 млн. чел. ), превратившись в невиданные ранее города-районы. Вследствие этого процесса рациональное расселение и разумное регулирование роста городов стали оченьактуальной проблемой. Пром-сть, Энергетика, транспорт, наука являются гл. градообразующими факторами. Поэтому расселение, местоположение, размеры и дальнейший рост городов и посёлков гор. типа в основном зависят от размещения и развития существующих и стр-ва новых пром. предприятий, науч. центров, электростанций, ж.-д. узлов, морских и речных портов. В капиталистич. странах стихийность развития городов делает невозможным решение этих важнейших вопросов совр. Г. При социализме, в условиях планового х-ва, возможно рациональное размещение градообразующих объектов, важным средством обоснования к-рого являются проекты районной планировки. Нар.-хоз. значение этих проектов доказал опыт Г. мн. социалистич. стран (застройка Моск. обл., Донбасса, Иркутско-Черем-ховского и др. крупнейших р-нов СССР, Остравского р-на в ЧССР, Катовицкого пром. р-на в ПНР ). Основой планировки и застройки населённых мест является генеральный план. Гл. положения проектов районной планировки и генеральных планов развития городов (размещение, профиль и размеры градообразующих объектов, очерёдность и размеры капитальных вложений ) определяются нар.-хоз. планами. Перспективные нар.-хоз. планы, проекты районной планировки и генеральные планы развития городов, являющиеся надёжной основой сов. Г., обеспечивают правильное размещение новых пром., энергетич., трансп., научных и уч. объектов. Это - гл. средство планомерного, регулируемого роста малых и средних городов. Практика Г. показывает, что в крупных городах с численностью населения св. 1 млн. чел. для обеспечения удобства передвижения и создания необходимого инж. оборудования требуется постройка сложных, дорогостоящих трансп. сооружений (метро, скоростные дороги ), крупных систем водоснабжения и канализации, энергоснабжения и др. Кроме того, высокая концентрация транспорта и пром-сти значительно ухудшает санитарно-гигиенич. условия жизни населения. В СССР и в др. социалистич. странах проводится планомерное регулирование роста крупных городов, к-рое осуществляется гл. обр. путём ограничения или запрещения стр-ва на их территориях новых градообразующих объектов, а также путём размещения этих объектов в малых и средних городах, входящих в состав данного экономич. района. При регулировании роста городов существ. значение имеет понятие оптимального размера города. Оно предполагает такую численность населения и такую планировку и застройку, при к-рых сочетаются лучшие качества крупных (широкая сеть культурно-бытового и др. видов обслуживания ) и малых (чистота воздушного бассейна, близость к месту работы, к природе ) населённых мест и при к-рых для сооружения городов требуется относительно меньшее (в расчёте на одного жителя ) количество материальных ресурсов и ден. средств. Регулирование роста малых и средних городов в пределах оптимальных размеров имеет существ. нар.-хоз. значение. Понятие оптимального размера относится и к группе функционально взаимосвязанных городов и посёлков. Оптимальный размер города не является постоянной величиной и зависит от технич. прогресса и уровня развития производит. сил (в т. ч. от скорости движения гор. транспорта ). Одним изсредств ограничения роста крупных городов является размещение градообразующих объектов (в производств. отношении связанных с объектами, расположенными в крупном городе ) на территории окружающего пром. р-на. Одновременно с разработкой генерального плана крупного города разрабатывается и проект районной планировки пром. р-на, центром к-рого является данный город (напр., одновременно с генеральным планом развития Москвы была разработана схема районной планировки Московской области; с разработкой генерального плана развития Минска составлена схема планировки Минского пром. р-на ). Метод размещения производит. сил на территории р-на является более результативным для регулирования роста крупных городов по сравнению с методом создания городов-спутников. В Японии, где чрезвычайно возросла концентрация пром-сти, в р-нах Токио и Йокохамы для размещения работающих на новых предприятиях строятся города-спальни с численностью населения 150-200 тыс. жит. на расстоянии 40- 70 км от предприятий. Эти города неудобны для населения, т. к. осн. масса жителей должна ежедневно затрачивать средства и время на дальние поездки от места жительства к месту работы и обратно. В СССР созданы города-спутники Москвы (Дубна, Жуковский, Зеленоград и др. ), Баку (Сумгаит ) и т. д. В этих городах большая часть населения работает на местных предприятиях или в науч. учреждениях. Работа по месту жительства радикально сокращает затраты времени на поездки и уменьшает пригородные пасс. потоки. Проблема расселения неразрывно связана с проблемой городского движения. Появление автомобиля сделало повседневно доступными многие пригородные территории и способствовало быстрому росту городов. В современном Г. всё большее значение приобретает фактор времени. Прогрессивность системы расселения, качества планировки и застройки городов и целых групп населённых мест определяются, в частности, разветвлённостью сети и скоростью движения гор. транспорта. Протяжённость пути от места жительства к месту работы или к месту отдыха зависит от размещения пром-сти, н.-и. и проектных ин-тов, уч. заведений, адм.-хозяйственных, торговых, зрелищных и др. объектов. Поэтому важно правильное взаимное размещение производства, науч., адм. и обществ. центров и жилищ. Возникновение проблемы гор. движения и транспорта, достигшей особой остроты в крупнейших городах США и Зап. Европы, является следствием стихийного развития населённых мест и средств транспорта, недооценки в нач. 20 в. влияния автомобиля на планировку и застройку городов. В США миллионы частных автомашин заполнили гор. улицы. Города перестали быть безопасными для пешеходов и транспорта. Современные виды транспорта и требования к гор. движению несовместимы с исторически сложившейся сетью улиц и площадей. Для обеспечения безопасного, быстрого и удобного гор. движения прокладываются новые и реконструируются старые улицы, строятся гор. магистрали непрерывного движения, специальные скоростные дороги, изолирующие потоки транспорта от пешеходов, гл. улицы и площади освобождаются от трансп. движения. Однако неразрешимой частью проблемы гор.движения и транспорта, особенно в крупных амер. и европ. городах, является проблема создания в непосредств. близости от места работы врем. стоянок автомобилей. Быстрый рост количества автомобилей в СССР вызывает необходимость своевременного проведения мероприятий по реконструкции старых и прокладке новых транспортных магистралей, по строительству дорог непрерывного движения и резервированию территорий для крупных наземных и подземных стоянок автомобилей (рассчитанных на неск. тысяч одновременно стоящих машин ) возле заводов и фабрик, больших зрелищных предприятий, вокзалов, стадионов, пляжей и других зданий и сооружений, привлекающих большие массы посетителей. Материальный фонд городов, здания, инж. сооружения рассчитываются на срок технич. амортизации ок. 80-100 лет, однако часто эти здания и сооружения существуют более длит. сроки. Магистральная сеть города, рассчитываемая только на совр. потоки гор. транспорта, может оказаться неприемлемой для будущих, значительно больших потоков и новых видов транспорта. Установленные размеры гор. территории и мощность инж. сооружений могут оказаться недостаточными для долговрем. развития города. Поэтому особо важной проблемой совр. Г. стала разработка научно обоснованных долговрем. прогнозов развития как отд. городов, так и всего Г. в целом. При планировке и застройке городов должны учитываться достижения социального и научно-технич, прогресса. Долговрем. прогнозы развития городов разрабатываются в СССР по общей программе многими н.-и. учреждениями и ин-тами Комитета по гражд. строительству и архитектуре при Госстрое СССР, Госплана СССР, Мин-ва здравоохранения СССР, АН СССР. Их исследования основаны на науч. прогнозах социального прогресса, перспектив развития культуры, здравоохранения, науки и техники в области пром-сти, транспорта, строит. материалов и строит. индустрии, оказывающих влияние на Г. Планировка сельских населённых мест обладает рядом специфич. особенностей, однако в будущем все населённые пункты, в т. ч. и сельские, достигнут гор. уровня благоустройства и культурно-бытового обслуживания. Поэтому решение сов. градостроителями стоящих перед ними проблем, касающихся большинства населения страны, приобретает универсальное народнохозяйственное значение. Большие изменения произошли в Г. стран, вступивших на путь социалистич. развития. Обществ. собственность на землю, средства и орудия произ-ва создали возможность проведения крупных градостроит. мероприятий. С развитием плановых начал в нар. х-ве практич. значение получили проекты районной планировки (напр., реконструкция Верх-несилезского кам.-уг. бассейна в ПНР, развитие р-на Усти-Мост и др. пром. р-нов ЧССР, ряда пром. районов ГДР, ВНР, СРР и НРБ ). В послевоен. период одновременно с восстановлением ист. городов проводилась их реконструкция на основе социалистич. Г.: зонирование, разуплотнение застройки, упорядочение трансп. сети, ликвидация различий в качестве жилищ, уровне благоустройства и культурно-бытового обслуживания центральных и окраинных районов, стр-во новых жилищ для трудящихся и др. (напр., осуществление ген. плана восстановления и развития Варшавы, 1946, арх. Р. Петровский, 3. Скибневский, М. Новицкий, Я. Захватович и др. ). Большое внимание уделяется сохранению и использованию с учётом совр. требований архит. наследия (напр., в Праге и Чески-Крумлове в ЧССР ), созданию новых и преобразованию старых обществ. центров (переустройство центра Софии, кон. 1940 - нач. 1950-х гг., арх. Г. Овчаров, Д. Цолов и др.; реконструкция центра Берлина, 1964-69, арх. Й. Нетер, Р. Корн и др. ). Строятся города-спутники (напр., Гавиржов в Остравско-Карвин-ском бассейне в ЧССР, с 1952, Нове-Тыхы близ г. Катовице в ПНР, с 1952 ), в к-рых создаются благоприятные условия для жизни населения. Индустриализация вызвала стр-во новых городов (Эйзенхюттенштадт в ГДР, с 1950; Димитровград в НРБ, с 1947; Дунауйварош в ВНР, с 1950 ). В стр-ве многочисленных новых жилых районов и особенно новых городов наиболее полно раскрылись преимущества социалистич. Г. Наряду с его общими принципами, характерными для всех стран социалистич. лагеря, в Г. отд. социалистич. стран есть свои различия, к-рые определяются особенностями ист. и экономич. развития, местными природными условиями, а также развитием нац. градостроит. науки. Актуальные вопросы совр. Г. занимают большое место в деятельности Союза советских архитекторов и Международного союза архитекторов (см. Архитектурные конгрессы МСА). Илл. см. на вклейке, табл. XIII, XIV, XV, XVI (стр. 208-209 ). Лит-: Говард Э., Города будущего, СПБ, 1911; Зитте К., Городское строительство с точки зрения его художественных принципов, пер. с нем., М., 1925; " Строительство Москвы", 1930, № 1 [дискуссия о принципах планировки социалистических городов]; Милютин Н., Соцгород, М. - Л., 1930; Бунин А. В., История градостроительного искусства, т. 1, М., 1953 (библ.); Тверской Л. М., Русское градостроительство до конца XVII века, Л. -М., 1953; Шквариков В. А., Очерк истории планировки и застройки русских городов, М., 1954; его же, Строительство городов в социалистических странах, М., 1959; Гибберд Ф., Градостроительство, пер. с англ., М., 1959; Всесоюзное совещание по градостроительству. Сокр. стенографический отчёт, М., 1960; Транспорт и планировка городов. [Сб. ], пер. с нем., М., 1960; Буров А. К., Об архитектуре, М., 1960; Шквариков В. А., Основные задачи планировки и застройки городов, М., 1961; Баранов Н. В., Современное градостроительство. Главные проблемы, М., 1962; Xауке М. О., Градостроительство и районная планировка. Состояние и перспективы развития, М., 1962; Опыт районной планировки и градостроительства за рубежом. [Сб. ], М., 1962; Швидковский О. А., Градостроительная культура социалистической Чехословакии, М-, 1963; Грушка Э., Развитие градостроительства, Братислава, 1963; Кибл Г., Городская и районная планировка. Принципы и практика планировки городов Великобритании, [пер. с англ.], М., 1965; Основы советского градостроительства, т. 1 - 4, М., 1966-69; Градостроительство СССР, М., 1967; Рагон М., Города будущего, пер. с франц., М., 1969; Всесоюзное совещание по перспективам развития городов, М., 1970; Garnier Т., Une cite industrielle, P., 1918; Le Corbusi.er Ch. E., Urbanisme, P., 1924; его же, La ville radieuse, Boulogne, P., 1964; Laved an P., Histoire de I'urbanisme, v. 1 - 2, P., 1926 - 41; Wright F. L., The disappearing city, N. Y., 1932; Saarinen E., The city, its growth, its decay, its future, N. Y., 1943; Abercrombie P., Town and country planning, 2 ed., L., 1944; Тоlwinski Т., Urbanistyka, t. 1 - 2, 3wyd., Warsz., 1947 - 48; Stein C., Towards new towns for America. N. Y., 1957; Hruza J., Budoucnost mest, Praha, 1962; его же, Theorie mesta, Praha, 1965; Astengo G., Town planning, в кн.: Encyclopedia of world art, v. 14, L., 1967, p. 172 - 264 (есть библиография по вопросам градостроительства); Бунин А. В., Саваренская Т. Ф., Градостроительство XX века в странах капиталистического мира, т. 2, [М., 1971]; Берюшев К. Г., Гигиена планировки населённых мест, в кн.: Руководство по коммунальной гигиене, т. 1, М., 1961. Н.В.Баранов. ГРАДУИРОВКА средств измерений (нем. graduiren - градуировать, от лат. gradus - шаг, ступень, степень ), метрологическая операция, при помощи к-рой средство измерений (меру или измерит. прибор ) снабжают шкалой или градуировочной таблицей (кривой ). Отметки шкалы должны с требуемой точностью соответствовать значениям измеряемой величины, а таблица (кривая ) с требуемой точностью отражать связь эффекта на выходе прибора с величиной, подводимой к входу (напр., зависимость эдс термопары пирометра от темп-ры её рабочего спая ). Г. производится с помощью более точных, чем градуируемые, средств измерений, по показаниям к-рых устанавливают действительные значения измеряемой величины. Точные средства измерений градуируются индивидуально, менее точные снабжаются типовой шкалой, напечатанной заранее, или стандартной таблицей (кривой ) градуировки. Применение типовых шкал или стандартных градуированных таблиц требует иногда регулировки средств измерений с целью доведения их погрешностей до установленных нормами. к. П. Широков. ГРАДУС (от лат. gradus - шаг, ступень, степень ), единица измерения плоского угла, равная 1/90 части прямого угла, обозначается знаком °.1°=60'=3600", где 1' - минута, 1" - секунда. Прямой угол составляет 90°, развёрнутый 180°. Г. употребляется также для измерения дуг окружности (полная окружность равна 360° ).
|