Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Воспитание и просвещение
В зависимости от условий развития др.-греч. полисов сложились различные системы воспитания и образования, из к-рых наиболее известны афинская и спартанская. Система воспитания, сложившаяся в Афинах, была более разносторонней и демократичной; она предусматривала сочетание умственного, нравственного, эстетического (т. н. мусическое воспитание ) и физического (гимнастического ) воспитания. До 7 лет мальчики воспитывались дома; затем они посещали грамматические школы, где обучались чтению, письму и счёту, и позже (или одновременно ) - кифаристские школы, где учились музыке. С 12-13 лет мальчики переходили на палестру, где получали физич. воспитание, упражняясь в пятиборье. Более состоятельные родители, готовя своих детей к общественной деятельности, посылали их потом в гимнасии. В Спарте контроль гос-ва над воспитанием начинался с первых дней жизни ребёнка: новорождённых осматривали члены герусии и отбирали для гос. воспитания только здоровых детей (хилых и болезненных, по преданию, сбрасывали в пропасть Тайгетского хребта ). До 7 лет дети воспитывались дома. Существовавшая с сер. 6 в. до н. э. система гос. школьного обучения была обязательна для каждого спартиата от 8- до 20-летнего возраста. Подобная же система существовала с 5 в. до н. э. на Крите, в Фуриях и в Трезене. В этих школах велось преим. военно-спортивное и общественно-религ. обучение. В Астипалее, Микалессе, на Хиосе и в др. полисах в 5 в. до н. э. были и частные школы. Эти школы с одним учителем имели определённую специализацию, поэтому дети от 6-7 и до 14 лет посещали обычно не одну школу, а несколько - для обучения разным предметам. Занятия происходили в частных зданиях. Ученики писали на вощёных табличках, позднее на папирусе. Чтение (после усвоения грамматики ) сводилось преим. к ознакомлению с классич. произведениями. Обучение арифметике, чтению и письму происходило одновременно (т. к. цифры изображались буквами ). Дальнейшее образование дети 13-15 лет получали в гимнасии. В Аттике гимнасии были организованы преим. частным порядком, хотя и под наблюдением выборных гос. лиц - гимнасиархов. В вост. Г. и особенно в Ионии обучение в школах, доступное для всех свободнорождённых, велось педагогами (оплачивались за счёт общества ) и было рассчитано на два года. В нек-рых местах (напр., в Пергаме и Теосе ) существовали подобные школы для девочек, в к-рых их обучали преим. музыке и лит-ре. Гимнасии распространились по всей Г. Они продолжали существовать и после утраты греками политической самостоятельности. Юноши в возрасте 18-20 лет проходили подготовку в эфе-бии. Зачатками высшего образования в Г. можно считать кружки, группировавшиеся вокруг крупных учёных (риторов, софистов, медиков и др. ). " Школы" в этих случаях именовались по имени учёного или месту обучения (Академия - школа Платона, школа киников Антисфена и Ликей Аристотеля в Афинах и др. ). Образование в Г., как правило, было доступно не только свободным, но иногда и вольноотпущенникам (многие педагоги, крупные риторы и философы были рабского происхождения ). По мере распространения школьного просвещения значит. развитие в Г. получила педагогика, преим. как теория системы образования (Платон, Аристотель, Демокрит ). В Г. возникла и получила распространение идея гармонично развитого человека. Греч. образование и его педаго-гич. теория неоднократно менялись на протяжении истории. В период самостоят. развития греч. полисов физич. воспитание и воен. обучение занимали не только в Спарте, но и в демократич. общинах важное место. После завоевания Г. сначала Македонией (кон. 4 в. до н. э.), потом Римом (сер. 2 в. до н. э.) физич. воспитание всё более уступало место гуманитарному образованию. В этот период наиболее известные центры высшего образования сосредоточились в городах, обладавших большими библиотеками (в Александрии, Пергаме, на Родосе, в Антиохии, на Оронте и др.). Система др.-греч. образования легла в основу не только римского, но и позднейшего европейского и арабского. Лит.: Бузескул В. П., Античность и современность, 3 изд., Л., 1924; Медынский Е. Н., История педагогики, М., 1947; Жураковский Г. Е., Очерки по истории античной педагогики, 2 изд., М., 1963; Giгаrd Р, L'education athenienne au V et au VI siecle avant J. C., 2 ed., P., 1891; Кhauth W., Die spartanische Knabenerziehung im Lichte der Volkerkunde, " Zeitschrift fur die Geschichte der Erziehung und des Unterrichts", 1933, H. 3; Мооrе Е. С., The story of instruction. The beginnings, N. Y., 1936; Marrou H. J., Histoire de 1'education dans 1'antiquite, P., 1948. Л. А. Елъницкий.
|