Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Древнегреческая культура
Достигнутое в греч. полисах значит. развитие горного дела и металлургии, строит. техники, керамич. и текст. произ-ва и др. способствовало широким торг. связям между различными частями греч. культурного мира, разбросанного по Средиземноморью, обеспечило успех греч. колонизации, прочно связавшей Элладу со странами Бл. Востока, Сев. Африки и средиземноморского северо-запада. Деловой активности и обмену опытом между греч. полисами содействовало распространение письменности на основе алфавитного письма, сделавшего грамотность достоянием сравнительно широких обществ. слоев. Всё это способствовало бурному развитию науки, лит-ры и изобразительных иск-в, мало связанных религ. ограничениями, и наложило, при чрезвычайном разнообразии всякого рода местных особенностей культурного развития, совершенно своеобразную и неповторимую печать на всю древнегреч. культуру, сделав её основой и в определённом смысле непревзойдённым образцом для дальнейшего культурного развития человечества. Мифология и религия. Мифология Древней Г. прошла длительный путь развития. На ранних стадиях развития (в период матриархата) греч. мифология характеризовалась стихийными, уродливыми формами, т.е. имела черты ярко выраженного хтонизма (от греч. chthon - земля, к-рая, по мифологич. воззрениям, порождала все эти чудовища ). В эпоху первобытнообщинного строя в мифологич. религ. представлениях древних греков большое значение имели тотемистические, фетишистские и анимистич. представления о неотделимости духовной сущности предметов от них самих (напр., бог Зевс представлялся орлом, лебедем, молнией, громом и т. д.; Афина- совой или змеей ). В последующем эти представления сохранились в виде отд. рудиментов (напластований различных эпох ), когда животные или неодушевлённые предметы выступали уже как атрибуты или временные вместилища бога (напр., принятие Зевсом вида орла или быка, эпитет Афины - " совоокая" ). В период матриархата ещё не было определённой иерархии богов. Задолго до появления т.н. олимпийской мифологии существовало множество местных богов, к-рые почитались в отд. общинах и не имели всеобщего значения. По мере оформления олимпийской мифологии в период патриархата имена этих богов или места их почитания становились лишь новыми эпитетами того или иного бога (напр., Зевс Трофоний, Артемида Эфесская, Аполлон Дельфийский и т. д. ). Наивысший расцвет греч. мифологии относится ко 2-му тыс. до н. э., когда окончательно оформился олимпийский пантеон богов, живущих на " снежной" и " мно-гоущельной" горе Олимп и подчинённых власти одного бога - " отца людей и богов" Зевса. Каждое олимпийское божество обладало своей строго определённой функцией: Афина - богиня войны, высших родов искусства, ремесла, охранительница городов и стран, Гермес - бог торговли, Артемида - богиня охоты, Афродита - богиня любви и красоты и т. д. Олимпийская мифология характеризуется ярко выраженным антропоморфизмом (боги и демоны в религ. и мифологич. представлениях древних греков обладают физич. телом, имеют самые обыкновенные человеческие качества и даже пороки и недостатки ). Вместо прежних сказаний о чудовищах появляются мифы о героях (Геракле, Тесее и др. ), к-рые борются с этими чудовищами и уничтожают их. Однако этот антропоморфизм, свидетельствующий о растущей власти человека над природой, характеризует только определённую, исторически преходящую ступень в развитии греч. мифологии. С разложением общиннородовых отношений, с зарождением науч. знания наивный мифологич. антропоморфизм исчезает. Уже у др.-греч. поэтов Гесиода и Пиндара Зевс лишается антропоморфных качеств и превращается в образ, олицетворяющий принцип мировой справедливости; в " Прикованном Прометее" Эсхила Зевс изображается в виде мирового деспота, человеконенавистника, представителя слепых и неразумных сил. Теряют антропоморфные качества и становятся более абстрактными также и др. образы старой мифологии. В пределах рабовладельч. формации греч. мифология прошла период классики, являясь носителем и выразителем полисной идеологии, и период эллинистическо-римский, когда она превратилась в лит. и художеств. приём, в аллегорию или метафору. Параллельно с развитием греч. мифологии развивается и формируется греч. религия, т. е. вера в сверхъестеств. силу богов, закреплённая системой культов и обрядов. Культовая практика древних греков сводилась в основном к жертвоприношениям и молитвам, к-рые проходили, как правило, в храмах, посвящённых тем или иным божествам. Нарядус официальной гос. религией в Г. были распространены и богослужения, открытые только для посвящённых, - мистерии (элевсинские в честь Деметры, орфические в честь Диониса, культ каби-ров - подземных богов, и т. д. ). Греч. мифология и религия восприняли нек-рые предания народов Др. Востока (гл. обр. хеттов и финикийцев), с Востока в греч. пантеон проникли отдельные божества и герои. Человечные, проникнутые чувством гармонии и меры образы греч. мифологии стали почвой для развития антич. иск-ва. Она оказала воздействие на формирование др.-римской религии и мифологии. Как и вся греч. культура, она была широко использована идеологами Возрождения, играла значит. роль и в следующие эпохи, получая различную интерпретацию в науке и иск-ве. Философия. Греч. философия возникла в процессе усвоения заимствованныху народов более древних цивилизаций Востока физич ., математич., астроно-мич. и др. знаний и в процессе переработки древней мифологии в иск-ве, в поэзии; философия разрушала мифологич. представления о мире и человеке. Её занимал прежде всего вопрос о происхождении Вселенной или вообще о природе вещей; космологией обосновывались психология и этика. Космологизм составлял специфич. особенность др.-греч. философии, отличавшую её от ср.-век. и ново-европ. философии. Филос. школы греков были свободными объединениями, в к-рых вокруг главы школы собирались единомышленники, ученики. Первой из таких школ была милетская школа (6 в. до н. э. ), основанная Фалесом, высказавшим мысль о единстве материи как общей основы сущего. Для милетской школы характерно представление о том, что все вещи должны были произойти из единого вещественного начала. Первоначальная стихия воплощает в себе осн. черту мира вещей - его непрерывное становление. Такой стихией Фалес считал воду. Его последователь Анаксимандр принимал в качестве основы всего сущего хаотическое " беспредельное" (апейрон ), движущееся извечно и заключающее в себе противоположные начала, из к-рых слагаются миры. Анаксммен характеризовал эту беспредельную и неопределённую стихию как воздух: все вещи образуются из него путём сгущения и разрежения и он оживляет всё своим дыханием как душа. К этому направлению примыкал ряд философов 5 в. (Гиппон, Идей, Диоген Аполлонийский ). Другой ранней школой др.-греч. философии являлся пифагореизм (осн. Пифагором, 6 в. ). Пифагорейцы считали началом всего сущего число. Вначале вещи отождествлялись с числами, позже числа осмыслялись как принципы и причины вещей. В числе осуществляется синтез единства и множества, и оно является основанием всякой меры, гармонии и пропорциональности. Наряду с беспредельным пифагорейцы принимали предел, а Вселенная рассматривалась как гармонич. объединение противоположных начал через число. Последователи Пифагора-Филолай, Архит, Лисий, Еврит и др. (5-4 вв. ) - развили своеобразную систему музыкально-математически-астрономич. космологии, к-рая, развиваясь в течение двух веков существования пифагорейской школы, была затем во многом унаследована платоновской Академией. Мысль о едином неизменном начале всего была оформлена мыслителями элейской школы (6-5 вв. ) в учение о вечности истинно-сущего бытия. Основателем элейской школы был поэт Ксенофан из Колофона. Законченную форму учение элеатов получило у Парменида, учившего об истинно-сущем как о едином, вечно-неизменном, неподвижном бытии, к-poe не может ни происходить из ничего, ни обращаться в ничто. Есть одно положительное бытие, небытия же нет; а потому поистине нет множества вещей, нет происхождения и уничтожения и нет движения, ибо они предполагают небытие в пространстве (пустоту ) и во времени. Множественный мир чувственных ощущений сам по себе неистинен. Мелисс и Зенон (5 в. ) развили это учение в поле-мич. форме. Известные апории Зенона раскрывают противоречия, присущие самим понятиям множества, величины, места, движения. Учение Гераклита Эфесского является ярким образцомранней диалектики древнегреч. философии. В духе представлений ионийской натурфилософии о всеобщей изменчивости всех вещей Гераклит развил учение о вечно живом огне как начале всего, о борьбе противоположностей, в к-рой обретается согласие, возникает единый согласованный космос. Единство, к-рое есть борьба противоположностей, - это логос, слово, вечный закон космоса. В 5 в. до н. э. возникли космогонич. и на-турфилос. учения, стремившиеся рассмотреть действительную множественность вещей и начало движения. Таково учение Эмпедокла, к-рый в качестве начальных принимает четыре неизменные стихии: огонь, воздух, воду и землю. Соединение и разложение этих стихий действием Любви и Вражды приводят к возникновению и гибели вещей; Любовь и Вражда выступают как невеществ. причины движения. В учении Анаксагора в качестве причины и начала движения также выдвигается невещественный всеобъемлющий Ум (нус). Наряду с ним принимается множество материальных элементов, носителей различных качеств, - " гомеомерии", к-рые содержат в себе, каждая по-своему упорядоченная, все существующие качества вещей. Представители школы мате-риалистич. атомизма Левкипп и Демокрит из Абдеры (5-4 вв. ) положили в основание всего сущего атомы, движущиеся в пустоте. Атомы, будучи неизменными, вечными, непроницаемыми и неделимыми, различаются по объёму и фигуре и этим обусловливают различия явлений. Демокрит проводил мысль о причинном порядке всех явлений, о возможности достигнуть достоверного знания, отличного от субъективных мнений. Он синтезировал в своём учении большой запас современных ему естеств.-исторических знаний, разработал этическое учение, оказавшее впоследствии влияние на Эпикура. В 5 в. филос. мысль Г. концентрировалась в Афинах, ставших после греко-персидских войн экономич., политич. и куль-турным центром Г. Развитие в это время демократич. учреждений обусловило необходимость подготовки образованных людей, владеющих техникой политич. и судебного красноречия, сведущих в вопросах политич. жизни. Появились учителя таких знаний, к-рых называли софистами. Софисты популяризировали философию, продвинули вперёд риторику (Гор-гий ), грамматику и стилистику (Продик и др. ), размышляли о нравств. законах и политич. учреждениях (Гиппий, Фраси-мах и др. ). Филос. направление, именуемое софистическим, характеризовалось эклектизмом и скептицизмом. Это было связано с тем, что предшествующие течения греч. философии, вводя начало сущего, в к-ром реализуется единство космоса, приводили к мысли о том, что чувственный мир не обладает подлинной действительностью. Отвлечённые начала ранних греч. философов не дают возможности познания реальности. Познание изменчивого мира явлений даёт только мнение. Софисты, рассматривавшие именно чувственный мир в его явлениях, должны были прийти к выводу об относительности понятий человека о природе. Мерой всех вещей становится человек, его восприятие и оценка, как учил Про-тагор (5 в. ). Это привело либо к скептич. отношению к человеческому знанию вообще, либо к попыткам эклектич. комбинирования древних космологич. систем. Новый период др.-греч. философии начался с Сократа (5 в. ). Он отказался от исследования космологии, но, с др. стороны, отверг релятивизм софистов и перенёс исследование в нравств. область, стремясь найти всеобщее и безусловное знание не в чём-то внешнем, а в себе самом. Самопознание есть начало мудрости и истинной человеческой деятельности, теоретической и практической. Обличая мнимое знание, Сократ отыскивал универсальное начало разумного познания. Он утверждал нравств. достоинство человека как свободно-разумного существа, долженствующего осуществлять высшую правду. Сократ не основал школы, но его последователи, после смерти Сократа, по-разному истолковывая его учение, основали ряд филос. школ (сократич. школы, 4 в. ). Мегарская школа, основанная Евклидом (Евбулид, Алексин, Диодор Крон, 4 в. ), развила формальную диалектику Сократа. Тот же характер носила элидо-эритрейская школа (основатель Федон ). Антисфен основал школу киников, Аристипп - киренскую школу. Для обеих последних характерно отрицание возможности и полезности разумного познания, ограничение философии практич. мудростью. Высшую цель, с к-рой следует сообразоваться, они понимали различно. Киники видели её в добродетели, состоящей в самоосвобождении от страстей и потребностей (апатия), киренаики же - в наслаждении (Аристипп ) или в отсутствии страданий (Гегесий ), Наиболее плодотворное развитие сократовская идея совершенного разума как источника истинного знания получила в учении Платона, где она преобразуется в умозрительный идеализм. Учение Платона представляет собой синтез досократовского направления др.-греч. философии (пифагорейцы, Гераклит, Парменид ), стремившегося осмыслить изменчивый и множественный мир явлений как всеобъемлющее единство бытия, и учения Сократа о совершенном разуме. Основанием истинного знания у Платона оказывается целокупность идей, к-рая в своём единстве (как идея блага ) выступает как некое высшее бытие, истинное бытие. Эта целокупность идей, сущая истина, воплощается в виде множественного чувственного мира, связываясь с др. началом-относительным небытием. Небытие есть условие реализации мира идей в мире явлений, но последний, рождённый и потому несущий в себе небытие, уже не является подлинным. Истинность, как и само существование, он получает лишь благодаря причастности идеям. Человеческое познание объясняется причастностью этой сущей истине души человека, к-рая, будучи бессмертной, хотя и подверженной круговороту, изначально родственна высшему бытию. Само познание истины Платон понимает как воспоминание того, что душа созерцала до рождения. Этич. учение Платона содержит в себе, с одной стороны, созерцат. аскетизм, с другой - стремление к усовершенствованию человеческого общества (реформа нравов, воспитания; утопия гос-ва, в к-ром господствуют философы ). В последний период жизни Платона его философия всё более сближается с пифагорейской мистич. математикой. Этот характер унаследовала после его смерти Академия платоновская в лице его ближайших преемников - Спевсиппа, Ксенократа и др. Аристотель, ученик Платона, осн. в 335 до н. э. самостоят. школу (Ликей). Присоединяясь к Платону в принятии идеальных общих начал, мыслимых в нашем разуме, Аристотель, однако, не противопоставляет их действительности. Как действит. причины и начала вещей идеи суть живые " энергии", к-рыми должно определяться всякое движение, развитие, сама реальность. Нет в действительности отвлечённой материи (абсолютно бесформенной потенции), нет и чистых идей - они осуществляются в реальных вещах. Природа - это естеств. градация единичных вещей, или " субстанций", за пределами к-рой пребывает как её верхняя граница божеств. разум, неподвижный перводвигатель мира, а как нижняя - неопределённое вещество, способное принять любую форму. Это учение о бытии Аристотель положил в основу синтеза, охватывающего огромный круг знаний о природе и обществе. Логич. работы Аристотеля в течение двух тысячелетий служили базисом логич. исследований. Естественноисторич. произведения Аристотеля представляют собой широкую систематизацию изучения природы. Начатую Аристотелем работу в области истории и естествознания продолжали его ученики: Теофраст (классич. ботаника, история физики, этич. трактаты и др. ), Евдем (этика, история наук ), Аристоксен (теория музыки ), Дикеарх (история культуры Греции ). Обществ.-политич. кризис греч. полисов, образование обширных военно-монар-хич. гос-в вызвали в кон. 4-3 вв. глубокие изменения в умств. жизни др.-греч. общества. Если прежде активное участие в политич. жизни сознавалось как долг гражданина, то в этот период такое сознание вытеснялось мыслью о том, что отд. личность не может противостоять общей необходимости мирового порядка, включающего и политич. деятельность человека. Задача философии - определение таких принципов личного поведения, к-рые могли бы доставить мыслителю наивысшее доступное ему благо. На первое место выдвигались вопросы этики, опирающейся, однако, на учение о природе и учение о знании. В учении о знании кризис др.-греч. философии этого периода привёл к распространению филос. скептицизма. Из возникших в 4-3 вв. филос. школ преобладающее влияние получили стоицизм (основатель Зенон из Китиона ), школа Эпикура и скептицизм. В центре учения стоиков (в систематич. форме изложено Хрисиппом, 3 в. ) - этический принцип повиновения мировому закону. Единую мировую силу, к-рая есть бог, но по своему внутр. закону превращается в мир, стоики вслед за Гераклитом ищут в огне. Огонь есть и первовеще-ство, и мировая душа, вседвижущий и всеобразующий разум. Человек включён в разумное единство природы, и его добродетель состоит в подчинении своей воли правильно познанному закону природы. Поведение человека, следующего разумной необходимости, должно определяться благом мирового целого, но подняться до его познания можно лишь при условии воздержания и самообладания. Учение Эпикура также характеризуется преим. вниманием к проблемам этики. Развивая материалистич. атомизм Демокрита, Эпикур выдвинул гипотезу о самопроизвольном отклонении атомов от прямой траектории и использовал её не только в космологии и физике, но и в этике, рассматривая это отклонение как минимум свободы в рамках причинной связи явлений природы. На этой основе Эпикур построил учение о человеке, о душе, а также этику, идеалом к-рой является невозмутимость мудреца, следующего только необходимым и естеств. потребностям. Наиболее значит. из последователей Эпикура был рим. философ Лукреций Кар. Для др.-греч. скептицизма (Аркеси-лай, Карнеад, 3-2 вв. ), позднее Энесидем и Секст Эмпирик (ок. 200 н. э. ) характерны идеи: 1 ) достоверности ощущений, 2 ) одинаковой доказуемости противоположных суждений, из чего вытекает 3 ) воздержание от всяких суждений. В период рим. господства в Г. возрождались древние филос. учения, приобретая религ. и мистич. окраску. Мистицизм характерен для гностицизма, неопифагорейцев. Философия неопифагорейства принимает дуализм бога и материи. Попытками преодоления такого дуализма путём введения посредствующих начал были учение Филона Александрийского (1 в. до н. э.-1 в. н. э. ), а также философия последней школы др.-греч.философии - неоплатонизма (3-6 вв. - Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл). Система Плотина - диалектика нисхождения от первоединого неизреченного божества через опосредствующие звенья: Ум, Мировую душу, души отд. людей - до небытия, или материи, и обратного движения человеческой души, соединяющейся с богом в экстазе, достигаемом путём упражнения и аскезы. В 6 в. др.-греч. философия прекратила своё самостоят. развитие, но её идеи продолжали влиять на филос. мысль всех последующих периодов. По словам Энгельса, "...в многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений" (" Диалектика природы", 1969, с. 29 ). Др.-греч. философия явилась исходной основой всего последующего развития зап.-европ. философии, оказав определяющее влияние на становление и формирование ср.-век. философии (традиции платонизма и аристотелизма ); в дальнейшем её идеи усваивались и воспроизводились в многообразных направлениях новоев-роп. философии - как материалистических, так и идеалистических. Естественнонаучные взгляды. Характерными чертами др.-греч. естествознания являются слабый эмпирич. фундамент и обилие общих гипотез и теорий, в к-рых др.-греч. естеств. -науч. мысль предвосхитила многие позднейшие науч. открытия. Вплоть до периода эллинизма (кон. 4 в. до н. э. ) естественнонауч., политич. и филос. воззрения в Г. составляли одну нерасчленённую науку; почти все философы были естествоиспытателями. Родиной первых др.-греч. учёных была Малоазийская Иония, более тесно, чем др. части Древней Г., связанная с культурой др.-вост. мира, оказавшей значит. влияние на развитие др.-греч. науки. Первые геометрич. сведения, употребление циркуля, предсказание солнечного затмения, рекомендации мореходам ориентироваться по Малой Медведице (а не по Большой, как это было принято раньше ) связаны с именем основателя милетской школы (6 в. до н. э. ) Фалеса; наблюдения над животным миром - с именем Анаксимандра, к-рый составил также древнейшую карту ойкумены, схему небесного свода для ориентировки по звездам. Анаксимену принадлежит мысль о существовании, кроме " огненных" небесных светил, " тёмных тел землистого качества". Из естеств.-науч. дисциплин наибольшего развития достигли математика, статика, астрономия и медицина. Начало развития теории чисел, а в геометрии методов точного определения математич. понятий и строгих логич. доказательств связано с именем Пифагора и его школы. Наиболее значит. науч. достижениями характеризуется классич. период развития греч. науки (5-4 вв. ). В это время была получена значит. часть тех геометрических знаний, которые и в наши дни входят в содержание школьной элементарной геометрии. Эти знания были изложены в трудах математиков Гиппия из Элиды (5 в. ), Гиппократа Хиосского (2-я пол. 5 в. ), Менехма (4 в. ) и др. Теория чисел получила развитие в учении о делимости, о пропорциях. В сер. 5 в. стереометрия достигла такого развития, что Анаксагор и Демокрит дали первый очерк теории перспективы. В развитии математики сыграло роль впервые сформулированное Пифагором абстрактное понятие числа. Огромное значение имело открытие в пифагорейской школе иррациональных (несоизмеримых ) величин. Вероятно, с этим была связана разработка геометрических приёмов изображения и изучения свойств величин. К измерению площадей и объёмов впервые были применены ещё далекие от строгости инфинитезимальные методы. На стыке между математикой и философией шли дискуссии о природе непрерывного и разрывного, нашедшие отражение в " апориях" Зенона Элейского. К этому периоду относится постановка трёх знаменитых задач: квадратуры круга, удвоения куба и трисекции угла. На рубеже 5 и 4 вв. Левкипп и Демокрит сформулировали основы атомистич. учения, явившегося высшим достижением античного материализма классич. эпохи. На рубеже 6-5 вв. биологом и врачом Алкмеоном Кротонским была создана одна из древнейших мед. школ. Он первым стал производить вскрытие животных, установил, что мозг является центром нервной деятельности. Основателю сицилийской мед. школы Эмпедоклу (5 в. ) принадлежит попытка объяснить развитие человеческого зародыша. Анаксагор (5 в. ) производил первые опыты рассечения мозга у животных. На основе практики проф. врачей-асклепиадов в 5 в. оформились также мед. школы: т. н. книдская (с центром в Книде, М. Азия) и т. н. кос-ская (с центром на о. Кос). Крупнейшим представителем косской школы был Гиппократ, обобщивший практич. опыт лечения больных, разработавший методы установления диагноза и составивший описания (и методы лечения ) многих болезней. В 4 в. происходило дальнейшее развитие науч. знаний, особенно в области естествознания и математики. Успехи в области математики принадлежали гл. обр. учёным, вышедшим из Академии Платона, к-рый считал, что математич. объекты стоят между видимыми вещами и идеями, а математич. мышление подготавливает к восприятию идей. Евдоксом Книд-ским была создана новая теория несоизмеримых величин. Завершил и обобщил большинство науч. знаний классич. эпохи Аристотель. Он построил систему всех известных в то время наук и предложил их классификацию, заложил первые начала зоологии, ботаники, элементов биологии. Его ученик Теофраст продолжал развивать ботанику и заложил основы минералогии. Биологич. труды Аристотеля (" История животных", " О частях животных", " О возникновении животных" ) сыграли огромную роль в истории науки. Со времени эллинизма произошло постепенное отделение естеств. наук от философии. Астрономия и связанные с ней математика и механика стали предметом точного и систематич. исследования (Евклид, Архимед, Аполлоний Пергский, Диофант Александрийский, Аристарх Самосский, Гиппарх, Птолемей, Герон Александрийский и др. ). Значит. успехи были достигнуты в области медицины и ботаники (Герофил Халкедонский, Эрасистрат из Иулиса ). Подробнее о развитии естеств.-науч. взглядов в период эллинизма см. в ст. Эллинистическая культура. География. Древнейшими геогр. соч. были периплы и периэгесы (описания плаваний и сухопутных путешествий от пункта до пункта, с указанием расстояний между ними ), изложенные в стихотворной форме для облегчения запоминания их наизусть. По типу этих путеводителей строились также описания путешествий богов и героев, о к-рых сообщают мифы и эпич. поэмы. Гомеровский эпос наряду со сказочными подробностями морских путешествий содержит перечень прибрежных ахейских поселений, описания реальных местностей (как, напр., описание о. Крит ) или полулегендарных (Схерии, Тринакии и др. ), для которых ещё в древности были подысканы прототипы. Вопрос о реальных границах гомеровских геогр. представлений решается на основании упоминаний эпоса об этиопийцах, отождествляемых с негрскими племенами Африки, о пигмеях, локализуемых то в Африке, то в Индии, о киммерийцах, гиппемолгах, галактофагах и абиях, т. е. скифах. По мнению древ-неионийских географов (7-6 вв. до н. э. ), Земля представляла собой плоский цилиндр, плавающий в Мировом океане. Плоская вершина этого цилиндра не вся обитаема, из неё выделяется ойкумена (обитаемая часть земли с центром в Элладе ), древнейшую карту к-рой представил Анаксимандр (кон. 7-6 вв. ). Помещая в центре своей карты Средиземное м., он разделил ойкумену на две равные части - Европу и Азию. Границей материков служила р. Фасис, а несколько позднее р. Танаис, под именем к-рой были объединены Дон и великие среднеазиатские реки. У Гекатея Милетского (на рубеже 6-5 вв. ) появляется третья часть света - Ливия (Африка ); граница её проходит по р. Нил. Реки Истр (Дунай ) и Нил предполагались у Гекатея текущими параллельно в широтном направлении, первая - через Европу, вторая -через Ливию, обе от берегов Атлантики. Упоминаемые Геродотом (5 в. ) полусЬантастич. рассказ о плавании финикийцев вокруг Ливии (Африки ) на рубеже 7-6 вв., так же как и рассказ о плавании Скилака из Карианды (кон. 6 - 5 вв. ) по р. Инд и Индийскому ок. (Эри-трейскому м. ) в Красное м., свидетельствуют о расширении геогр. горизонтов у греков, происшедшем в значит. мере во время колонизации, распространившейся по всему Средиземноморью - от берегов Сирии до Киренаики и Испании. Хотя представление о шарообразности Земли возникло уже в 6 в. у пифагорейцев. Анаксагор (5 в. ) предполагал форму Земли цилиндрической, но лишь немного позднее Аристотель (4 в. ) говорил уже об измерениях длины земного меридиана, величину к-рой Дикеарх (на рубеже 4-3 вв. ) определил равной 300000 стадий, а в кон. 3 в. Эратосфен в результате очень точного измерения укоротил её до 252 000 стадий (39 690 км против действительной длины 40 007 км). Если на рубеже 6-5 вв. известная ойку-мена простиралась в долготном направлении от Гибралтара до Индии, то сев. и юж. пространства были известны очень мало. Ещё и в 3 в. сев. оконечностью ойкумены считался фантастич. о. Туле, помещаемый к С. от Альбиона (Англия ) у Полярного круга. Дальше этого острова, по сообщению Питеаса из Массилии, будто бы плававшего к нему в 4 в. до н. э., проникнуть было невозможно " из-за полного смешения стихий". Наиболее же южной точкой ойкумены и при Страбоне (1 в. до н. э.-1 в. н. э. ) считалась юж. оконечность Красного м.- мыс Ноту керас (Южный рог ), отождествляемый с мысом Гвардафуй, при выходе из Аденского зал. Питеас из Массилии определял широту географически изученных им пунктов относит. продолжительностью дня в период летнего солнцестояния. Этот широко принятый позднее способ геогр. ориентации посредством измерения высоты Солнца позволил Эратосфену (на рубеже 3 - 2 вв. до н. э. ) провести через определённые пункты неск. долготных и меридиональных линий, а Гиппарху (2 в. до н. э. ) разделить земной шар на 360 градусов, приняв за длину одного градуса 700 стадий и назвав эту величину " климатом". Позднее этим расчётом воспользовались Марин Тирский (сирийский географ 1-2 вв. н. э. ) и Птолемей (2 в. н. э. ), нанёсшие на градусную сетку все известные им геогр. объекты. Интенсивная воен. экспансия и развитие торг. связей ранней Римской империи способствовали тому, что на карте Птолемея стало возможно показать очертания Британии и о. Иерна (Ирландия ), Аги-симбы (в Африке, к Ю. от оз. Чад ), о. Тапробана (Цейлон ) в Индийском ок., а также племена серов и синов (китайцев ) на В. " География" Птолемея является вершиной древних познаний в области географии. Последние же века рим. истории привели скорее к сужению и затемнению геогр. представлений и к упадку географии как науки. Историческая наука. Первыми сочинениями исторического содержания были труды ионийских логографов, из числа к-рых наиболее известен Гекатей Милетский (рубеж 6-5 вв. до н. э. ), автор " Землеописания" и " Генеалогии". В своих трудах логографы использовали разного рода хронологич. и хроникальные записи (списки царей, архонтов в Спарте, Сикионе, Афинах, списки победителей на Олимпийских играх, ведшиеся с 776 до н. э. ). К числу логографов нередко относят Геродота - автора знаменитого ист. соч. " История", содержащего в связи с изложением событий греко-персидских войн весьма обширный мифо-генеалоги-ческий, историке-этнографический и исто-рико-бытовой материал. Событиям Пелопоннесской войны посвящена " История" Фукидида (5-4 вв. ). Хотя Фукидид пишет прежде всего воен. историю, его отличает большое внимание к вопросам социально-политич. борьбы. Выясняя происхождение того или иного ист. явления, Фукидид обращает особое внимание на причины и поводы событий. В его " Истории" даются обстоятельные описания гражд. конфликтов, столкновений демократич. и олигархич. группировок. В целом его изложение отличается высокой степенью объективности. Гл. задачу историка Фукидид видит в " отыскании истины", а методы, к-рыми он пользуется, делают его в значит. степени предшественником совр. историч. науки. В отличие от Геродота, Фукидид придаёт большое значение критич. проверке сообщений, к-рыми историк располагает для изложения своей темы. Попытки продолжения трудов Геродота и Фукидида производились неоднократно на протяжении 4 в. до н. э.: Ктесием (рубеж 5-4 вв. ), сочинения к-poro посвящены перс. и инд. истории и географии. Сохранившиеся преим. в эксцерптах Фотия (9 в. н. э. ), они содержали много сказочного материала, почти без каких-либо попыток его рационального переосмысления; Ксенофонтом (кон. 5-4 вв. ), в " Греческой истории" к-рого, охватывающей период от 411 до 362, описываются преим. воен. события с лаконофильских позиций. Его соч. " Анабасис" является первоклассным образцом воен.-геогр. мемуаров; Эфором (4 в. ), написавшим историю Г. от " возвращения Гераклидов" до 340. Этот труд представляет собой первую попытку целостного изложения значит. периода истории Г. и связанных с ней стран. К числу древнейших образцов сочинений по " всеобщей" истории относятся также труды Тимея (4-3 вв. ). Известные лишь во фрагментах, они посвящены истории зап.-средиземноморских стран (в первую очередь Сицилии, Италии и Карфагена ) и написаны на основании большого фактич. историкоэтнографич. материала. Конкретные сведения о гос. устройстве греч. полисов 4 в. содержатся в сочинениях философов (трактатах " Государство" и " Законы" Платона и " Афинской политии" Аристотеля ). " Всеобщую" историю Греции, Македонии, М. Азии, Сирии, Египта, Карфагена и Рима в их взаимной связи на протяжении 220-146 изложил автор " Истории" (в 40 кн. ) Полибий (2 в. ). Сам Полибий назвал свою " Историю" прагматической, понимая под этим изложение в первую очередь событий по-литич. и воен. истории. Но гл. задачей историка Полибий считал не описание, а объяснение событий, выяснение причинности явлений и их взаимосвязи. Продолжением труда Полибия является " История" (в 52 кн. ) Посидония, охватывавшая события от 146 до 80-х гг. 1 в. до н. э. Греч. историография продолжала развиваться и в период рим. господства. Одним из представителей её был Диодор Сицилийский (1 в. до н. э. ), изложивший в работе " Историческая библиотека" (в 40 кн. ) историю ойкумены с древнейших времён до 58 до н. э. Из числа писавших по-гречески историков рим. времени следует отметить также Дионисия Галикарнасского (1 в. до н. э. ), Плутарха (1-2 вв. н. э. ), Арриана (2 в. ), Павсания (2 в. ) и пиона Кассия (2-3 вв. ). Подробнее о сочинениях греч. историков времени Римской империи см. в разделе Историческая наука в ст. РимДревний. Литература. Др.-греч. литература - древнейшая из литератур Европы - возникла на основе фольклора греч. народностей. Возникновение лит-ры (8 - 7 вв. до н. э. ) связано с распадом родовых связей внутри полисной общины и повышением личного самосознания индивида, к-рое ещё не переходит в обособление от коллектива. На основе эпич. песен о ро-доплеменных героях и ист. событиях прошлого в Ионии создаются большие эпич. поэмы " Илиада" и " Одиссея", приписывавшиеся слепому певцу Гомеру. Сюжеты обеих поэм относятся к сказаниям о Троянской войне, но реальная история переплетена здесь с более ранними мифами. В " Илиаде" сконцентрирован преим. военно-героич. материал сказаний, в " Одиссее" - бытовой и сказочный. Гомеровский эпос соединяет стихийный реализм с гуманным мировоззрением, прославлением героич. сил человека. Пользуясь материалом дидактич. фольклора - перечнями, генеалогиями, афоризмами, Гесиод (8-7 вв. ) дал картину происхождения мира и богов (в " Теогонии" ), свод морально-хоз. и религ. наставлений с позиции земледельца, притесняемого царями (в " Трудах и днях" ). В 7-6 вв. значит. роль в лит-ре начала играть лирика, отражавшая рост самосознания личности, но чувства и настроения индивида чаще всего сочетались с религ.-нравств. учительством. В Ионии при этом сложились два лирич. жанра: наставит. элегия (исполнялась под звуки флейты ) с военно-политич., нравоучит. и любовной тематикой (Каллин, Архилох, Мимнерм, в материковой Г.- Тиртей, Солон, Феогнид и др. ) и насмешливый бичующий ямб (Архилох, Симонид, Гип-понакт ). Поэты о. Лесбос разрабатывали сольные песни под звуки лиры (монодич. лирика ). У Алкея (нач. 6 в. ) мотивы неспокойной жизни политич. борца и эмигранта принимают форму традиционной для мужского содружества застольной песни; Сапфо культивировала поэзию женского содружества с преобладанием любовной и свадебной тематики. По их стопам иониец Анакреонт (6-5 вв. ) создал лирич. миниатюры гл. обр. на застольные и любовные сюжеты. Развивалась торжественная хоровая лирика, поэзия гимнов. Из представителей хоровой лирики наибольшей известностью пользовались Алкман, Стесихор, Арион, Ивик, Симонид, Бакхилид, Пиндар. В 6 в. в Ионии зародилась философская и повествовательная проза. Возник новый тип фольклорного рассказа - новелла с ист. или бытовыми персонажами; яркой " низменной" фигурой прозаич. фольклора является раб Эзоп, герой бытового анекдота и, по преданию, автор басен. Время культурного первенства Афин- 5-4 вв.-эпоха наивысшего расцвета др.греч. лит-ры. Развитие афинской демократии повысило роль граждан как полноправных членов общины. Центр. место занимали драматич. жанры, развившиеся из сочетания хоровой лирики с обрядовыми играми. Ведущий жанр - трагедия с мифологич. сюжетом. Эсхил, поэт периода становления афин. демократии, изображает победу демо-кратич. строя над деспотизмом (" Персы"), государственности, суда - над родовыми порядками (трилогия " Орестея", " Семеро против Фив"), торжество принципов семьи (" Данаиды" ) и цивилизации (" Прометей" ); действие божеств. сил сливается с сознательным выбором человека и его личной ответственностью. У Софокла, драматурга эпохи расцвета афин. демократии, люди вполне самостоятельны в своём поведении. Ведущие черты личности проявляются в конфликтах между законом гос-ва и неписаными законами религии и морали (" Антигона" ), в столкновении честного прямодушия и лукавой мудрости (" Филоктет" ), страдании во имя долга (" Электра" ). Ошибки и страдания, вытекающие из человеческого неведения, изображены в " Трахинян-ках" и " Царе Эдипе". В сцеплении строго мотивированных событий, вытекающих из характеров и поступков действующих лиц, проявляется скрытое действие разумных божеств. сил, управляющих миром. Ев-рипид, поэт кризиса афин. демократии, исходит из автономной этики индивида и критикует традиц. мифы. Рисуя людей, " каковы они на самом деле", он приближает героев к бытовому уровню (" Электра" ), изображает их внезапные порывы (" Геракл" ), неукротимые страсти (" Медея", " Ипполит" ). Страдание уже не имеет нравств. смысла (" Троянки" ), и поэт часто упоминает роль Случая (" Ион", " Елена" ). Комедия, возникшая в Сицилии (Эпи-харм, 6-5 вв. ), но получившая развитие в Афинах 5 в. (т. н. древняя аттич. комедия ), сохранила старинные карнавально-игровые формы, наполнив их новым обществ.-сатирич. содержанием. Комедии Аристофана - смелая и глубокая сатира на политич. и культурную жизнь Афин кон. 5 - нач. 4 вв., на агрессивную внеш. политику рабовладельч. демократии (" Всадники", " Осы" ), на софистич. философию (" Облака" ), на трагедии Еврипида (" Лягушки" ), В комедиях " Ахарняне", " Лисистрата" поэт призывает к прекращению междоусобной Пелопоннесской войны. Вместо индивидуализации персонажей древняя комедия создаёт обобщённые карикатурные образы с использованием фольклорных масок. Наступивший во 2-й пол. 5 в. кризис полиса получил идеологическое выражение в т. н. софистич. движении, к-рое привело к быстрому развитию прозы, достигшей высокого художеств. уровня в области историографии (Геродот, Фу-кидид, Ксенофонт ), филос. диалога (Платон ) и ораторского иск-ва. При этом греч. проза перенимает от поэзии ритмичность, обилие метафор, архитектонику предложения (напр., периодич. речь ). Достигает расцвета в 4 в. красноречие - судебное и политическое (Лисий, Демосфен), а также " парадное" (Исократ). В связи с этим возникает риторика, теория стиля и ораторской аргументации. В 4 в. в верхушечных слоях греч. общества распространялись антидемокра-тич., даже монархич. тенденции (Исократ, Ксенофонт, Платон ); отсюда интерес к образу идеального царя-мудреца и развитие жанра морализующей биографии. Лит. портрет в историографии (Ксенофонт ), красноречии (Исократ ) и филос. диалоге (Платон ) - одно из достижений этого времени. Теория лит-ры тоже становится предметом изысканий; Аристотель в трактате " О поэтах" (не сохранился) и " Поэтике" подвёл итоги исследованиям предшествующего периода. Установление в Г. македонского владычества и образование эллинистич. гос-в (нач. 3 в.) резко изменило уклад греч. жизни. Монархич. режим, утвердившийся в эллинистич. гос-вах, и постепенный упадок греч. классич. культуры проявились в отходе от значит. общественно-по-литич. проблем. Политич. красноречие потеряло почву. Лит-pa обращается к семейным и бытовым темам. Историография и драматургия показывают владычество Случая. На рубеже 4-3 вв. развивается " новая комедия" на семейно-бытовые и любовные темы с гуманной трактовкой обществ. противоречий (Менандр и др.); сюжеты строятся по традиц. схемам (подкинутый ребёнок и т. п.), но постоянные маски получают более индивидуализированную характеристику. С течением времени все виды серьёзной драмы оттесняются мимом, полунатуралистиче-ским-полуфантастическим фарсом. В гре-ко-вост. землях, особенно в сфере влияния Александрии, где господство греков не имело нар. базиса, развивается " учёная" мифологич. поэзия. Так, филолог и поэт Каллимах (3 в.) создаёт малые жанры лирики и эпоса с учёно-антикварным и любовным содержанием. Миф становится материалом для иронич. интимно-бытового изображения. В противоположность Каллимаху Аполлоний Родосский обновляет большой эпос, вводя в него психологич. анализ любви (поэма " Аргонавтика"). Жанровые картинки на мифологич. темы, мимич. сценки из жизни низших слоев города, наконец, буколич. стихи, где пастухи выступают в качестве носителей любовной тоски, характерны для " идиллий" Фео-крита. Натуралистич. характер имеют мимиамбы (сатирич. сценки ) Геронда. Среди малых поэтич. форм - эпиграмма любовная, застольная, надгробная, насмешливая. Значительных историографич. сочинений не сохранилось; возникали псевдоисторич. жанры: фантастич. путешествия-утопии (Эвгемер, Ямбул ); аре-талогия - рассказ о " мощи" и " чудесах" к.-л. бога и его пророков; новелла с историческим, бытовым, иногда сатирич. содержанием. Римское завоевание (с сер. 2 в. до н. э. ) углубило упадок культурной жизни Греции. Только с 1 в. н. э. положение греч. областей начало улучшаться. Верхушка греч. общества обращается к своему прошлому и политика Рима отвечает этим архаистич. тенденциям. В лит-ре они отражаются в виде аттикизма - ориентации на язык аттич. прозы. Историк-моралист Плутарх (1-2 вв. н. э. ) создаёт в своих " Параллельных жизнеописаниях" образы героич. деятелей греч. и рим. прошлого. Апогей греч. архаизма обусловлен культурным оживлением во 2 в. н. э., за к-рым скрывается, однако, отсутствие самостоят. творчества. Т. н. вторая софистика доводит до крайних пределов культ эффектного слова и бессодержательной декламации. Наряду с торжественностью - покорность судьбе, мистицизм и суеверия. Критика этих признаков идейного упадка содержится в сатирическом творчестве Лукиана (2 в. ). Аттикизм и софистика содействовали дальнейшему росту эллинистич. жанров повествоват. прозы. Пассивный, страдающий герой - одна из любимых фигур этой лит-ры. Последний повествоват. жанр античности - греч. роман 1-3 вв. (преим. любовный ) рисует идеальных влюблённых, остающихся верными друг другу, несмотря на удары судьбы и разные искушения (Харитон, Ксенофонт Эфесский, Ямвлих, Ахилл Татий, Лонг, Гелиодор ). С 4 в. античная греч. лит-ра уступает ведущее место христианской, хотя старые формы ещё живут нек-рое время. Широкий охват действительности в её существенных связях и создание идеала человека, хотя ещё в ограниченной ста-тич. форме, - такова всемирно-ист, заслуга др.-греч. лит-ры, определившая её значение для последующего лит.развития Европы начиная с римской лит-ры. Творч. соприкосновение позднейшей лит-ры с древнегреческой -непосредственно или через римскую лит-ру - никогда не прекращалось. По замечанию К. Маркса, греч. иск-во и лит-pa отражают "...детство человеческого общества там, где оно развилось всего прекраснее..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 737 ). Театр. Греч. театр и драматургия возникли из сельских празднеств в честь бога Диониса (см. Дионисии). На этих празднествах исполнялись дифирамбы и фаллические песни, содержавшие элементы диалога и театр. действия. Дальнейшее развитие дифирамба связывается с именем поэта Феспида (2-я пол. 6 в. до н. э. ), к-рому приписывается и введение первого актёра. Из хора, составлявшего вплоть до эпохи эллинизма необходимую принадлежность драмы, во 2-й пол. 6 в. выделился особый исполнитель - актёр, к-рым был сам драматург. Уже в раннее время театр занимал важное место в обществ. жизни греков. Значение театра особенно возросло в период расцвета полисной демократии (5 в. до н. э. ). Творчество великих драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана отразило важнейшие стороны обществ., политич. и духовной жизни греч. народа и создало театр больших идей и совершенной художеств. формы. Нар. характер антич. театра определил особенности организации театр. представлений и устройства здания. Организацию представлений брало на себя гос-во в лице должностных лиц - архонтов. Расходы по содержанию и обучению хора несли как почётную обществ. обязанность богатые граждане, получавшие название хорегов. Спектакли давались на праздниках в честь Диониса [Малых, или Сельских, Дионисиях (в декабре - январе по григорианскому календарю); Ленеях (в январе - феврале); Великих, или Городских, Дионисиях (в марте - апреле)] и носили характер состязания. Каждый из трёх соревнующихся драматургов выступал с тетралогией, состоявшей из трёх трагедий и одной сатировской драмы. В др.-греч. театре женские роли исполнялись мужчинами. Один и тот же актёр играл неск. ролей, от него требовалось умение не только хорошо читать стихи пьесы, но также петь и танцевать. Греч. актёры надевали на лицо маски, сменявшиеся в разл. ролях и даже во время исполнения одной роли. Чтобы увеличить рост, актёры трагедии носили котурны - особую обувь на высокой подошве. Др.-греч. театр состоял из 3 осн. частей: орхестры, скены и театрона. Древнейшее театральное здание в Г.- Театр Диониса в Афинах (кон. 6-4 вв. ). В период утверждения афинской демократии протекала творч. деятельность драматурга Эсхила, автора героико-патриотич. трагедий, поднимающих большие ист. и религ.-филос. проблемы, -" Персы", " Семеро против Фив", " Прикованный Прометей", трилогия " Орестея". Эсхил ввёл 2-го актёра, открыв этим возможность более глубокой разработки трагедийного конфликта и усиления действенной стороны театр. представления. При Эсхиле определилась классич. форма строения трагедии и порядок представления трагедии. Мощный политич. и культурный подъём афинского гос-ва во 2-й пол. 5 в. обусловил новый период в развитии театр. иск-ва и драматургии. В трагедиях Софокла " Антигона", " Царь Эдип", " Электра" и др. выражены гражд. и нравств. идеалы античной демократии эпохи расцвета. Высокое гуманистич. содержание трагедий Софокла, интерес к высвобождению человеческой личности из полисных связей определили драматизацию театр. представлений - появление 3-го актёра, уменьшение роли хора, увеличение диалогич. частей трагедии. С Софоклом связывается также введение декорационного оформления. В трагедиях Еврипида " Андромаха", " Гекуба", " Геракл", " Ипполит", " Медея", " Ифигения в Тавриде", " Финикиянки", " Троянки" изображаются бедствия, порождённые войной, критикуются старые религ. представления, обличается тирания, усиливается внимание к внутр. миру человека, передаче душевных переживаний героев. Древняя аттич. комедия достигла художеств. расцвета в творчестве Аристофана. В сатирич. комедиях " Всадники", " Мир", " Лисистрата", " Осы" и др. он подвергал резкой критике зачинщиков войны, хитрых и алчных демагогов, использующих в низменных целях доверие народа, лицемерных вождей из богатой рабовладельч. верхушки. Кроме трагедий и комедий, ставились также сатировские драмы - весёлые пьесы, в к-рых хор состоял из спутников Диониса - сатиров. В эпоху эллинизма театральное иск-во стало одним из проводников греч. культуры на Востоке. Новая аттич. комедия, крупнейшим представителем к-рой был Менандр, воспроизводила совр. жизнь только в плане семейно-бытовых отношений и личных переживаний человека. Бытовые тенденции новой комедии потребовали соответствующего изменения стиля игры актёров; увеличилось число употребляемых масок для возможно большей индивидуализации традиционных характеров комедии. В эллинистич. эпоху впервые появились актёры-профессионалы, а также актёрские товарищества, членами к-рых были только мужчины и притом свободнорождённые. Среди театров эллинистич. эпохи известны театры в Эпидавре, Мегалополе (Пелопоннес ), Приене, Эфесе (М. Азия ), Оропе (С.-В. Аттики ) и др. Постановка новой комедии, в к-рой хор уже отсутствовал, осуществлялась не на орхестре, а на сце-нич. площадке, называвшейся логейоном. С 5 в. до н. э. в Г. существовали представления, во время к-рых разыгрывались небольшие сценки (чаще всего - импровизация ) бытового и пародийно-сатирич. характера - мимы. Развитие мима во всех его видах способствовало усилению реалистич. тенденций в антич. театре. Среди исполнителей мима были и женщины; актёры играли без масок. Широкое распространение в эллинистич. эпоху получил также пантомим - ми-мич. танец, обычно на мифологич. сюжет. Как правило, актёр пантомима выступал один. Женские роли исполнялись гл. обр. мужчинами. В Юж. Италии и Сицилии в 4-3 вв. до н. э. исполнялись флиаки - небольшие комедийные сценки, отличавшиеся от мима обязат. применением маски. Флиаки пародировали трагедии, но брали и темы из повседневной жизни. Театр. культура Древней Г. оказала огромное влияние на развитие мирового театр. иск-ва. Широко использовали греч. театр. наследие римляне (особенно на ранних этапах развития ), деятели эпохи Возрождения и Просвещения. Демокра-тич. традиции театр. иск-ва антич. Г. сохранили значение и для последующих эпох. Постановка значит. общественно-политич., филос. и этич. вопросов, насыщенность драматургич. произв. идеями патриотизма, внимание к человеку, глубина героич. характеров, пробуждающая гражд. сознание зрителей, составляют жизнеутверждающую силу др.-греч. театра. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Архитекторы, скульпторы, вазописцы (живопись почти не сохранилась ) Г. создали памятники иск-ва, служившие многие века спустя для самых различных народов образцами красоты, гармонии, высокого вкуса. Наиболее полно раскрыв свои возможности в период классики, когда переживала расцвет рабовладельческая демократия, греч. иск-во достигло глубокой человечности художеств. образа. Хотя творчество греков во многом основано на наивных мифологич.представлениях [по словам Маркса, "... греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства. но и его почву" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 736 ) ], оно не противостоит реальной жизни, проникнуто ощущением соразмерности мира и человека, осознанно воплощает красоту естеств. бытия последнего, в частности красоту и гармоничную архитектонику нормально развитого человеческого тела. Характерно, что человеческое метрическое начало присутствует не только в изобразит. иск-ве, но и в зодчестве: как показывает мате-матич. анализ пропорций др. -греч. храмов, они подобны пропорциям человеческой фигуры. Художеств. памятники Г. сохранились не только на терр. Балканского п-ова, но и в М. Азии, на Ю. Апеннинского п-ова, островах и побережье Средиземного м., а также в Сев. Причерноморье (см. Античные города Северного Причерноморья). Собственно греч. иск-во зародилось в недрах микенского (см. Эгейская культура). Преемственная связь микенского иск-ва и иск-ва рубежа 2-1-го тыс. до н. э. прослеживается особенно чётко в расписной керамике и архитектуре (по-следоват. эволюция вазописи от поздне-микенской через субмикенскую и про-тогеометрическую к вазописи геометрического стиля 9-8 вв., сохранение в ранней греч. архитектуре распространённого в микенском зодчестве мега-рона). В пределах хронологич. рамок развития собственно др.-греч. иск-ва (11-1 вв. ) различают неск. периодов: т. н. гомеровский, периоды архаики, классики и эллинизма. В т. н. гомеровский период (11-8 вв. до н. э. ) широкое развитие получила расписная керамика. Геометрич. стиль просуществовал до 7 в. В период его расцвета (8 в. ) создаются служившие надгробиями дипилонские вазы и сосуды бытового назначения. Росписи на лучших памятниках геометрич. стиля впечатляют чёткой ритмикой, выразительностью линий, образующих узоры и фигуры людей. В геометрич. стиле создаются также терракотовые статуэтки и скульптурные украшения сосудов - преим. прилепы щённой обработкой тыльной стороны (Тифон в виде змееподобного существа с тремя человеческими торсами и головами, ок. 570, на фронтоне афинского Гекатомпедона ). Статуарная архаич. скульптура развивается от небольших бронз. статуэток типа " Аполлона из Фив" (дар Мантикла; 1-я пол. 7 в. ) к изваяниям обнажённых юношей-кгуросов и девушек-кор в длинных одеждах, среди к-рых особенно совершенны аттич. статуи зрелой и поздней архаики. В куросах наивно и цельно воплотились эстетич. представления архаики о физич. совершенстве человека, доблести защитника полиса, могуществе совершенного божества - Аполлона. Неподвижность форм (" Артемида Делос-ская", сер. 7 в.; " Гера Самосская", 2-я четв. 6 в. ) сменяется условным обозначением движения (" Нике Делосская", сер. 6 в,, приписывается Архерму ). Скульпторы, мало используя как средство выразительности мимику человеческого лица (т. н. архаич. улыбка ), умели в то же время создать эмоциональный строй образа богатой моделировкой объёма, мастерской пластич. трактовкой драпировок с их то строгим, то изысканным, то прихотливым ритмом складок. В архаич. скульптуре проявляются местные различия: ионич. коры и куросы лиричностью и созерцательностью образов, плавной текучестью форм отличаются от суровых по облику и резких по моделировке дорич. статуй (" Клеобис" и " Битон", созданные ок. 600 Полимедом Аргосским ). В эпоху архаики окончательно сложились осн. разновидности др.-греч. ваз: амфора, кратер, килик, гидрия и др. Вазописцы 7 в. создают композиции т. н. коврового стиля, в к-ром жёсткость линий и условность узоров геометрич. стиля сменились гибкостью силуэтов, обилием растит. мотивов, частым в островной керамике использованием сюжетных сцен. В кон. 7-6 вв. в вазописи Коринфа, а затем Афин утверждается чернофигурный стиль, ведущими мастерами к-рого были Клитий, Эксекий, Амасис; с именем Андокида связан переход ок. 530 от чернофигурной вазописи к красно-фигурной (см. Вазопись). В эпоху классики (5 в.- первыс три четверти 4 в. до н. э. ) достигли расцвета др.-греч. города, сложилась система регулярной планировки (Милет, Пирей ), гл. принципы к-рой (разбивка города прямоугольной сетью улиц, комплексная застройка жилых кварталов равновеликими домами и т. д. ) принято связывать с именем Гипподама. " Гипподамова система" отвечала передовым обществ. идеалам и соответствовала демократич. структуре полиса. Типичным жилищем классич. периода был дом из сырца, осн. помещения к-рого группировались вокруг двора и примыкавшей к нему " пастады" (крытый проход на столбах ). В архитектуре классич. храмов (являвшихся не только святыней, но и своеобразным символом полиса ) типич. черты сочетались с индивидуальными: единая ордерная схема варьировалась путём изменения пропорций и масштаба однотипных построек, что было связано со стремлением каждого города-гос-ва к своеобразию архит. облика гл. сооружений. Поэтому столь различны при общности плана и тождестве ордерных элементов храм Афины Афайи на о. Эгина (ок. 500-480 ), храм Геры II (т. н. " храм Посейдона" ) в Посейдонии (2-я четв. 5 в.; илл. см. т. 2, табл. XXVII ), храм Зевса в Олимпии (468-456 ). На рубеже 6-5 вв. происходят решительные перемены в характере изобразит. иск-ва. Преодолевая условность архаич. форм, скульпторы, вазописцы, живописцы создают более близкие к жизни образы, совершеннее изображают человеческую фигуру и её движение, смелее выполняют многофигурные сцены на фронтонах и фризах. Принципы " строгого стиля", возникшего в начале классич. эпохи, особенно чётко воплотились в вазо-писи. Эпиктет, Евтимид, Евфроний, Дурис, вазописец Брига, работавшие в крас-нофигурной технике, создавали росписи не только на мифологич., но и на бытовые темы, показывая сцены пирушек, занятия в школах, атлетов на стадионах. " Строгий стиль" проявился и в скульптуре 1-й пол. 5 в., вызвав к жизни такие шедевры пластики, как фронтоны храма Афины Афайи на о. Эгина, фронтоны и метопы храма Зевса в Олимпии. В ран-неклассич. пластике наряду с героич. образами (группа " Тираноубийцы" работы Крития и Несиота, 477; статуя Нике работы Пеония, ок. 455; статуя Посейдона или Зевса с мыса Артемисий, ок. 450 ) создаются возвышенно-лирические (рельефы т. н. трона Лудовизи, 2-я четв. 5 в. ). Поиски мастеров 1-й пол. 5 в. завершил Мирон. Совершенство пластич. исполнения человеческой фигуры даёт ему возможность выразить непреходящие по своему значению идеи: победы прекрасного над уродливым (группа " Афина и Мар-сий" ), красоты гармонич. напряжения человеческих сил (статуя дискобола ). В сер. 5 в. иск-во классики достигает расцвета (т. н. высокая классика ). Гл. политич. и художеств. центром Эллады становятся Афины в годы правления Перикла. На разрушенном персами в период греко-персидских войн Акрополе возводятся новые храмы, устанавливаются статуи, образуя живописный ансамбль, на крышках и фигурные ручки из глины и бронзы. Скудное представление об архитектуре гомеровского периода дают немногие остатки построек, терракотовые модели храмов и лит. описания. Судя по археол. данным, строит. техника этого времени уступает микенской и критской. Следующий за гомеровским период архаики (7-6 вв. до н. э. ) отмечен формированием полисов, образованием городов; гл. элементами их градостроит. структуры были святилище (акрополь) и обществ.-торг. центр (агора), вокруг к-рых располагались жилые кварталы. Ведущее место в застройке городов и святилищ занимали храмы (" жилища богов" со стоящей внутри статуей ), к-рые сооружались первоначально из дерева, с нач. 6 в. - из известняка, а с сер. 6 в. - всё чаще из мрамора. Преобладающий тип храма - периптер, прямоугольное в плане помещение, обнесённое снаружи по периметру колоннадой, - складывается в результате длит. эволюции от древнего жилища-мегарона к храму в антах, простилю и амфипро-стилю. Наряду с храмами строились различные по функциям обществ.сооружения: булевтерии (дома для собраний, см. буле), стой, лесхи, театры, стадионы, палестры, гиммасии и др. С переходом к стр-ву из камня складываются гл. разновидности ордера, способствовавшего созданию тектонически ясного архит. образа, выработке соразмерных человеку архит. масштабов. Постройками дорического ордера являются храмы Геры в Олимпии (последние годы 7 или нач. 6 в.), Аполлона в Коринфе (ок. 550), Артемиды на о. Керкира (нач. 6 в.), храм Геры I (т. н. " Базилика"; сер. 6 в.) и " храм Деметры" (2-я пол. 6 в.) в Посейдонии, храмы " С" и " D" в Селинунте (оба - 6 в.). Суровость облика дорич. храмов архаики созвучна настроениям эпохи напряжённой обществ. борьбы внутри греч. полисов. Ионический ордер, к к-рому близок эолийский (капители из Неандрии ), возник в 6 в. в греч. городах М. Азии. Изысканность форм капители и стройность пропорций отличают его от дорического. Он используется в огромных многоколонных диптерах (храмы Артемиды в Эфесе и Геры на о. Самос, оба - сер. 6 в. ) и с нек-рыми видоизменениями в небольших изящных сокровищницах в святилище в Дельфах. Скульпторы архаики украшают храмы рельефами фризов и метоп, статуями на фронтонах, фигурными и орнаментальными акротериями, антефиксами из камня и терракоты. Суровые изваяния изображают богов или героев (Тесей, Геракл, Персей и др. ), борющихся со страшными чудовищами - олицетворениями зла и пороков. Массивность фигур Персея, побеждающего Медузу с помощью стоящей рядом Афины, Геракла, несущего связанных карликов-керкопов (метопы Селинунта ), созвучна архит. формам архаич. храмов (как бы набухающим стволам толстых колонн, высоким и громоздким антаблементам). Динамикой и сложностью композиции отличались непрерывные скульпт. фризы ионич. храмов. От мало связанных друг с другом отд. сцен на более ранних фризах совершается переход к гармонич. и целостным композициям (фриз сокровищницы сифнийцев в Дельфах, ок. 525 ). Рельефы ранних фронтонов (храм Артемиды на о. Керкира ) сменяются круглой скульптурой с обоб- сочетающий элементы асимметрии и симметрии, ионики и дорики, рассчитанный на непрерывную и последоват. смену точек зрения. Лучшие архитекторы и скульпторы работают здесь под руководством Фидия. Иктин и Калликрат воздвигают храм Афины - Парфенон (447-438 ), олицетворяя в его строгих формах, гармоничных пропорциях, во всём его праздничном облике триумф победы в греко-перс. войнах; Мнесикл строит величеств. Пропилеи (437-432 ); безвестный мастер создаёт прихотливый в плане, изящный ионич. Эрехтейон (421-406 ). Строго архитектоничное скульпт. убранство Парфенона (созданное к 432 ) пронизано таким восприятием мира, к-рое избегает мелочей, частностей, деталей и призвано прославлять красоту и гармонию. Статуи и рельефы храма, изображающие исполненных высокого достоинства богов, шествующих в торжеств. процессии афинян, борющихся с кентаврами лапифов, посвящены теме торжества разумного эллинского начала над тёмными силами варварства. Возвышенные идеалы классики, представления о гражд. доблести, духовном, нравств. и физич. совершенстве свободного эллина, ярко выраженные в произв. Фидия и скульпт. убранстве Парфенона, воплотились также в работах Алкамена и Кресилая, в статуях пелопоннесского скульптора Поликлета (2-я пол. 5 в. ), нашли отражение в росписях на вазах, во фресках Полигнота (2-я четв. 5 в. ), терракотовых статуэтках, рельефах на монетах. С нач. 4 в. (после Пелопоннесской войны ), в период кризиса греч. полисной демократии происходит постепенное вытеснение интересов полиса интересами отд. личности. Большое внимание уделяется строительству уже не культовых зданий, а сооружений, теснее связанных с бытовыми потребностями человека: гимнасиев, палестр, одеонов, театров (из к-рых лучше всего сохранился театр в Эпидавре, 350-330, арх. Поликлет Младший ); функционально чёткая композиция греч. театров легла в основу дальнейшего развития мировой архитектуры зрелищных сооружений. Проявляется и тенденция к увековечению личности в постройках мемориального назнач
|