Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






V. Человек и земля 7 страница






В учении об обществе 3. развивал космополитич. воззрение, отразившее процесс становления мирового гос-ва. 3. распространяет на гос-во закон, общий для всех народов и обнимающий весь мир; благо всех выше блага отд. лица. Политич. закон совпадает для 3. с нравственным. В педагогич. идеях 3. намечены предпосылки учения о характере. Вера 3. в определяемость нравств. поступка мышлением связывала 3. с сократовской традицией и оказала значит. влияние на развитие психологии и этики.

Фрагменты в кн.: Аrnim I., Stoicorum veterum fragmenta, v. 1, Lipsiae, 1921.

Лит.: История философии, т. 1, M., 1940 (см. указатель имён); Pohlenz M., Die Stoa, 2 Aufl., Gott., 1959.

В. Ф. Асмус.

ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ (Zenon Eleates) (ок. 490-430 до н. э., Элея, Юж. Италия), древнегреческий философ. Развивал учение Парменида о едином, отрицая познаваемость чувственного бытия, множественность вещей и их движения и доказывая немыслимость чувственного бытия вообще. Аристотель считал 3. Э. основателем диалектики, так как он одновременно много занимался установлением противоречий и, по-видимому, полагал, что истина выявляется посредством спора или истолкования противоположных мнений (есть указания на то, что 3. Э. излагал своё учение в диа-логич. форме). 3. Э. известен знаменитыми парадоксами (апориями).

Аргументы 3. Э. привели к кризису др.-греч. математики, преодоление которого было достигнуто только атомистич. теорией Демокрита. Осн. мысль апорий 3. Э. (как и Парменида) состоит в том, что прерывность, множественность, движение характеризуют картину мира, как она воспринимается чувствами. Но эта картина недостоверна. Истинная картина мира постигается мышлением. Попытка мыслить множество приводит математику к противоречию. Следовательно, множественность немыслима. То же с мыслимостью движения. Диалектика 3. Э. основывалась на постулате недопустимости противоречий в достоверном мышлении: появление противоречий, возникающих при предпосылке мыслимости множественности, прерывности и движения, рассматривается как свидетельство ложности самой предпосылки и в то же время свидетельствует об истинности противоречащих ей положений о единстве, непрерывности и неподвижности мыслимого (а не чувственно воспринимаемого) бытия.

Критику аргументов 3. Э. с позиций идеалистич. диалектики дал Гегель (см. " Лекции по истории философии", т. 9, Л., 1932, с. 231-45). С позиций материалистич. диалектики эта критика дана В. И. Лениным (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 230-33). Апории 3. Э. явились важнейшим этапом на пути развития антич. диалектики. Они оказали существ. влияние и на развитие философии в новое время, в частности на филос. обоснование математики.

Фрагменты в кн.: Diе1s Н., Die Fragmente der Vorsokratiker, 9 Aufl., Bd 1, B., 1959; Маковельский А., Досократики, ч. 2, Каз., 1915.

Лит.: Сватковский В. П., Парадокс Зенона о летящей стреле, " Журнал Министерства народного просвещения", 1888, № 4, отд. 5, с. 203 - 39; Херсонский Н. X., У истоков теории познания. (По поводу аргументов Зенона против движения), там же, 1911, № 8; Богомолов С. А., Актуальная бесконечность (Зенон Элейский, Ис. Ньютон, Г. Кантор), Л. -М., 1934; Гокиели Л. П., О природе логического, Тб., 1958, с. 32-58; Асмус В. Ф.. История античной философии, М., 1965, с. 40-45; Zeno of Elea. A text, with translation and notes by H. D. P. Lee, Camb.. 1936; Frankel H., Wege und Formen fruhgriechischen Denkens, Munch., 1955; Grunbaum A., Modern science and Zeno's paradoxes, L., [1968]. А. Ф. Лосев.

ЗЕНФТЕНБЕРГ (Senftenberg), город в ГДР, в округе Котбус, на р. Шварце-Эльстер. 24, 3 тыс. жит. (1970). Произ-во стальных конструкций. Один из центров Нижнелаузицкого буроугольного бассейна.

ЗЕНЬКОВ, город, центр Зеньковского р-на Полтавской обл. УССР, на р. Ташань (басс. Днепра), в 33 км от ж.-д. ст. Гадяч. Узел шосс. дорог. 12, 3 тыс. жит. (1970). 3-ды: маслодельный, овоще-консервный, 2 кирпичных. Мебельная ф-ка. Краеведч. музей. Известен с 1604.

ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич (4.7.1881, Проскуров, ныне Хмельницкий, - 5.8.1962, Париж), русский религиозный философ и историк философии. Профессор психологии Киевского ун-та (с 1915). В 1918 министр вероисповеданий в пр-ве гетмана Скоропадского. С 1919 белоэмигрант. Проф. Рус. православного ин-та в Париже (с 1926). В 1942 принял сан священника.Взгляды 3. в целом сформировались под влиянием религ. исканий Н. В. Гоголя и Л. Н. Толстого и в особенности филос. учения В. С. Соловьёва. Осн. работы 3., получившие наибольшую известность на Западе, посвящены истории рус. философии, подлинность и своеобразие к-рой он усматривает в её религ. устремлённости, в преобладании историософских и этико-антропологич. тем, сводя её по существу к религ.-идеалистич. направлению; рус. материализм трактуется 3. как извращённая форма религ. сознания. 3. выступал как идейный противник марксизма-ленинизма.

Соч.: Проблема психической причинности, К., 1914; Психология детства, Лейпциг, 1924; Проблемы воспитания в свете христианской антропологии, Париж, 1934; История русской философии, т. 1 - 2. Париж. 1948-50; Русские мыслители и Европа, 2 изд., Париж, 1955; Апологетика, Париж. 1957; Н. В. Гоголь, Париж, 1961; Основы христианской философии, т. 1 - 2, Париж, 1961-64.

Лит.: Против современных фальсификаторов истории русской философии, М., 1960; История философии в СССР, т. 4, М., 1971 (см. именной указат.). А. П. Поляков.

ЗЕРАВШАН (в верховьях -Матча), река в Ср. Азии. Дл. 877 км, площадь образующей сток части бассейна 17 700 км 2. Начинается в Тадж. ССР из Зеравшанского ледника, в горном узле Коксу, лежащем на стыке Туркестанского и Зеравшанского хр., на выс. ок. 2800 м. На протяжении первых 300 км 3. течёт в узкой глубокой долине. Здесь в реку впадают наиболее крупные лев. притоки - Фандарья, Кштут, Магиан. На равнинном участке долины, начинающемся ниже Пенджикента, 3. до самого устья не получает ни одного крупного притока. Близ Самарканда река распадается на два рукава - Акдарья (северный) и Карадарья (южный), вновь сливающиеся у кишлака Хатырчи. Между рукавами лежит о. Мианкале. В ниж. течении 3., где она известна под назв. Каракульдарья, располагаются Бухарский и Каракульский оазисы. 3. иссякает, не доходя до Амударьи. Питание снегово-ледниковое. Наибольшие расходы воды в июле (250-690 м3/сек), наименьшие - в марте (28-60 м3/сек); ср. годовой расход ниже устья Магиана 162 м3/сек. Воды 3. целиком разбираются на орошение. Построены Каттакурганское и Куюмазарское водохранилища. Низовья 3. подпитываются посредством Аму-Бухарского машинного канала водами Амударьи. Долина 3. густо населена, особенно в пределах Узб. ССР, где находятся гг. Самарканд, Каттакурган, Навои, Бухара, Каган.

Лит.: Шульц В. Л., Реки Средней Азии, ч. 1-2, Л., 1965. В. Л. Шульц.

ЗЕРАВШАН, посёлок гор. типа в Айнинском р-не Ленинабадской обл. Тадж. ССР. Расположен на сев. склоне Гиссарского хр., в 229 км к Ю.-В. от ж.-д. ст. Самарканд. Горнодоб. пром-сть.

ЗЕРАВШАНСКИЙ ХРЕБЕТ, горный хребет в Памиро-Алайской системе Ср. Азии, к Ю. от р. Зеравшан. Длина ок. 370 км. На В. (до р. Фандарья) представляет собой узкий хребет с вершинами выс. до 4500-5000 м, в центр. части состоит из неск. коротких цепей, повышающихся с С. на Ю. (высшая точка Чимтарга, 5489 м) и покрытых ледниками. К 3. от Магиана хребет постепенно понижается. В 3. х. имеется ряд продольных депрессий (грабенов) и сквозных долин. Сложен в основном кристаллич. сланцами и известняками, отчасти гранитами (гл. обр. на 3.). В известняках развит карст. Склоны покрыты редким лесом (преим. из арчи), горными степями, разреженной высокогорной растительностью скал и осыпей и частично альп. лугами.

ЗЕРЕНТУЙСКАЯ КАТОРЖНАЯ ТЮРЬМА, центр. тюрьма Нерчинской каторги. Располагалась в м. Горный Зерентуй, в 700 км к Ю.-В. от Читы. Первые каторжане появились в Зерентуе во 2-й пол. 18 в. В 1827 была доставлена группа декабристов, вскоре организовавших Зерентуйский заговор 1828. В 1889 была выстроена кам. 3-этажная тюрьма на 300 чел. После подавления Революции 1905-07 в 3. к. т. находилось св. 800 заключённых. Садистский режим в 3. к. т. привёл к Зерентуйской трагедии. 3. к. т. прекратила существование в февр. 1917.

ЗЕРЕНТУЙСКАЯ ТРАГЕДИЯ, попытка к самоубийству, предпринятая 27 нояб. (10 дек.) 1910 шестью политич. заключёнными Зерентуйской каторжной тюрьмы (Забайкалье) в знак протеста против зверского обращения с ними тюремного начальства. Один из них - эсер Е. С. Сазонов, осуждённый за убийство В. К. Плеве, 28 нояб. (11 дек.) умер. Весть о 3. т. вызвала студенч. волнения в ряде городов России. Внесённый 29 нояб. (12 дек.) в 3-ю Гос. думу с.-д. и трудовой фракциями запрос о 3. т. был отклонён черносотенным большинством Гос. думы. Лит.: Нерчинская каторга. Сб., М., 1933.

ЗЕРЕНТУЙСКИЙ ЗАГОВОР 1828, неудавшаяся попытка заключённых Зерентуйской каторжной тюрьмы (Забайкалье) организовать вооруж. восстание с целью освобождения. Заговор возглавил декабрист И. И. Сухинов. Участники заговора (ок. 20 чел.) предполагали обезоружить местный гарнизон, поднять восстание на др. рудниках и заводах Нерчинской каторги, идти в Читу и освободить находящихся там декабристов. Восстание намечалось на 25 мая (6 июня) 1828, однако в результате предательства заговор был раскрыт. Главные его участники (В. Бочаров, П. Голиков, В. Михайлов, Ф. Моршаков и др.) расстреляны, остальные наказаны плетьми. Приговорённый к расстрелу Сухинов накануне казни покончил самоубийством. - Лит.: Гессен С., Заговор декабриста Сухинова, М., 1930.

" ЗЕРИ И ПОПУЛЛИТ" (" Zeri i Popullit" - " Голос народа"), албанская ежедневная газета, орган ЦК Алб. партии труда (АПТ). Издаётся с 1942 в Тиране 6 раз в неделю. Тираж (1971) 90 тыс. экз.

ЗЕРКАЛО, тело, обладающее полированной поверхностью и способное образовывать оптич. изображения предметов (в т. ч. источников света), отражая световые лучи. Первые сведения о применении металлич. 3. (из бронзы или серебра) в быту относятся к 3-му тыс. до н. э. В бронзовом веке 3. были известны преим. в странах Др. Востока, в железном веке получили более широкое распространение. Лицевая сторона металлич. 3. была гладко отполирована, обратная - покрыта гравированными либо рельефными узорами или изображениями; форма обычно круглая, с ручкой (у древних греков часто в виде скульпт. фигуры). Стеклянные 3. (с оловянной или свинцовой подкладкой) появились у римлян в 1 в. н. э.; в начале средних веков они исчезли и снова появились только в 13 в. В 16 в. была изобретена подводка стеклянных 3. оловянной амальгамой. С 17 в. многообразие форм и типов 3. (от карманных до огромных трюмо) возрастает; обрамления 3. становятся более нарядными. Часто 3. служат отделкой стен и каминов в дворцовых интерьерах эпохи барокко и классицизма. В 20 в. с развитием тенденций функционализма в архитектуре 3. почти утрачивают декоративную роль и обычно оформляются в соответствии с их бытовым назначением (в простой металлич. рамке либо вовсе без обрамления).

Оптические свойства 3. Качество 3. тем выше, чем ближе форма его поверхности к математически правильной. Максимально допустимая величина микронеровностей поверхности определяется назначением 3.: для астрономич. и нек-рых лазерных 3. она не должна превышать 0, 1 наименьшей длины волны Xmin падающего на 3. излучения, а для прожекторных или конденсорных 3. может доходить до 10 [ris]

Положение изображения оптического, даваемого 3., может быть определено по законам геом. оптики; оно зависит от формы поверхности 3. и положения изображаемого предмета.

Плоское 3.- единственная оптич. система, к-рая даёт полностью безаберрационное изображение (всегда мнимое) при любых падающих на него пучках света (см. Аберрации оптических систем). Это свойство плоских 3. обусловило их широкое использование со всевозможными конструктивными целями (поворот светового пучка, автоколлимация, переворачивание изображений и т. д.); такие 3. входят в состав точнейших измерит. приборов (напр., интерферометров).

В оптич. системах применяют также вогнутые и выпуклые 3. Их отражающие поверхности делают сферическими, параболоидальными, эллипсоидальными, тороидальными; применяют и 3. с поверхностями более сложных форм. Вогнутые 3. чаще всего (но не всегда) концентрируют энергию пучка света, собирая его, выпуклые - рассеивают. Неплоские 3. обладают всеми присущими оптическим системам аберрациями, кроме хроматических. Положение изображения предмета, создаваемого 3. с поверхностью, обладающей осью симметрии, связано с радиусом кривизны г 3. в его вершине О (рис. 1) соотношением:
[ris]

где s - расстояние от вершины О до предмета A, s'- расстояние до изображения А'. Эта формула строго справедлива лишь в предельном случае бесконечно малых углов, образуемых лучами света с осью 3.; однако она является хорошим приближением и при конечных, но достаточно малых углах. Если предмет находится на расстоянии, к-рое можно считать бесконечно большим, s' равнофокусному расстоянию [ris]


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал