Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественные науки. Философия. Древнейший период инд






Философия. Древнейший период инд. философии можно охарактеризовать как попытку филос. осмысления культовых текстов - вед. Истолковывая сакральные термины и действия, мыслители этого периода выработали филос. понятия риты (безличный универсальный миропорядок), тапаса (всеобщее психоэнерге-тич. начало), пуруши (духовная сущность и одновременно антропоморфный образ общества) и вач (идея божеств, речи). В нач. 1-го тыс. до н. э. в среде жрецов-брахманов складываются школы си-стематич. комментирования вед, в ходе к-рого обособились след, филос. проблемы: природа бытия (к-рое мыслилось как единая духовная сущность, пронизывающая Вселенную); природа истины и возможность познания; истинность как отождествление индивидуального сознающего начала со всеобщей духовной сущностью; этич. поведение (орг-ция последовательности действий по поддержанию мирового, социального и душевного порядка, соответствующего религ. рангу, социальному статусу, полу и возрасту индивида); сущность свободы и возможность освобождения (с помощью особых усилий: йоги, отшельничества, аскетизма, культивирования сокровенного знания, плодом к-рых должно было явиться исчезновение уз материального, " профаниче-ского" существования); философия языка (др.-инд. мыслители считали, что вещи возникают вследствие их называния творцом мира либо же понятия вещей оказываются возможными благодаря их именованию). Эта проблематика образовала основу идеологии брахманизма, к-рая в дальнейшем передавалась в виде устных текстов на санскрите: Брахман, Араньяк и Упанишад.

В Упанишадах выявляется содержание, общее для последующей философии И.: бытие, истина и благо как высшие цели и формы духовного существования объединяются в понятии Брахмана, а индивидуальные мысли, слова и действия в стремлении к этой цели - в понятии Атмана. В Упанишадах осмысляется и древнейшая йогич. практика как психич. активность, дающая практич. возможность познания Брахмана - Атмана. И природа, и дух в равной степени считаются несотворёнными. Система социальных прав и обязанностей изображается в соответствии с мифология, миропорядком, так что индивид сознаёт свой социальный статус как некое естеств. положение в космосе, а этич. правила сводятся к набору предписаний по отысканию человеком надлежащего места в духовной иерархии. Здесь лежат истоки кастовой идеологии (см. Касты), выраставшей из варнового принципа органич. членения общества, известного ещё ведам. Постепенно (возможно, под влиянием до-ведийских культов и мифологии) в Упанишадах намечаются три концепции, оказавшие огромное влияние на последующее развитие филос. и религ. мысли И.: 1) перевоплощение и карма: после смерти живого существа его душа переходит в др. тело; процесс этот - безначален, в каждом новом теле душа испытывает страдание и наслаждение в зависимости от тех благих и дурных поступков, к-рые совершались ею в прежних рождениях; механизм связи каждого данного существования души с суммой прежних действий обусловливается и регулируется т. н. законом кармы, к-рымопределяется не только, где и когда перевоплотится душа, но и её биол. ранг, пол, социальный статус, психологич. тип, этич. и интеллектуальный уровень; 2) дхарма: понятие нормы, образца поведения, этич., социального и психич. бытия живого существа; прообраз его осознанного бытия, понимаемого как всеобщность, существующая независимо от индивидуальных проявлений; 3) гуиы: осн. типы ориентации в материальной, психич. и умств. действительности. Гун было три-тамас (природная инертность, психич. пассивность и бессознательность), раджас (природная активность, энергичность и тенденция к проявлению деятельного и волевого начал), саттва (органичность, уравновешенность, самотождеств. разумность). Эти три понятия связываются с осн. идеей Брахмана - Атмана: карма есть деятельное бытие при отвлечении от субъективного аспекта - сознания; дхарма - сознание, становящееся бытием благодаря механизму кармы; гуны - осн. формы связи бытия и сознания в плане соотнесения кармич. деятельности с действительностью дхармы.

В период 7-4 вв. до н. э. интеграция разнородных социальных иэтнич. групп, населявших Индостан, достигла такой степени, что впервые становится возможным говорить о единстве инд. культуры. Получили развитие систематич. организованные школы и направления филос. мысли, противостоящие брахманско-ве-дийской идеологии: локаята, джайнизм, бхагавата, ранняя санкхъя, адживака и буддизм.

Зачинателем инд. материализма (ло-каяты) считают легендарного Брихас-пати, выдвинувшего учение о независимом и безначальном принципе " свабхавы" (природы) как основе всякого бытия. Локаятики критиковали принцип причинности, отрицали достоверность всех источников знания, кроме непосредств. чувств, восприятия. Сознание, согласно локаяте, исчезает с распадом организма. Материальные тела представлялись как комбинации четырёх осн. элементов: земли, воды, воздуха и огня, объединённые силой свабхавы. Исходя из этого, в этике локаяты отвергался принцип кармы, жертвоприношения объявлялись ненужными, понятия о добре и зле-относительными, представление о дхарме - недоказуемым. В позднейшей разновидности локаяты - учении чарваков - собственно филос. элементы отходят на задний план и уступают место чисто гедонистическим призывам. Материалистические идеи локаяты оказали стимулирующее влияние на мн. школы индийской философии.

В основе учения джайнов лежало представление о плюрализме атомарных индивидуальных душ (джива) и противостоянии им неодушевлённой природы (аджива). Высшим идеалом джайнизма выступает душа, полностью освободившаяся от притока неодушевлённой материи. Джайнизм не признаёт тождества индивидуальной души абсолютному духовному принципу и тем самым полагает освобождение (мокша) плодом чисто индивидуального действия. Легендарный основатель бхагаваты Кришна Васудева объединил широко распространённые в образованной среде др.-инд. общества религ.-этич. н филос. идеи неведийского толка в учение об особом тип: индивидуального поведения (идеальный воин - " истинный йог"). В основу его мировоззрения положена кшатрий-ская этика незаинтересованного действия как формы служения в миру религ. идеалам. Эта этика оказала огромное влияние на формирование древнего и раннесред-невекового инд. общества, поскольку в ней впервые обособилось специфически социальное, кастовое сознание, отличное от раннего - варнового - понимания общества как организма. Поэтому на позднейших этапах ннд. истории идеологи кастового общества многократно обращаются к наследию бхагаваты. В приписываемом аскету Маккали Деве учении адживака полностью отрицается наличие духовной субстанции: сознание выступает как уникальный результат сверхтонких соединений материи. Ранняя санкхья, приписываемая мифич. мудрецу Капиле, представляет собой дуали-стич. филос. систему, в основе к-рой лежит противопоставление независимых начал: познающего недеятельного субъекта (пурушн) и активной природной субстанции (пракрити). Процесс познания, отождествляемый с этапами либо актами миропроявления, начинается с намерения пуруши быть зрителем и готовности пракрити продемонстрировать игру разных форм активности (гун). В результате пуруша понимает свою инородность миру явлений и осознаёт себя как свободного субъекта. В санкхье, как и в бха-гавате, было развито наметившееся ещё в Упанишадах противопоставление проявленного (вьякта) и непроявленного (авьякта) состояний бытия. Во всех этих учениях сказалось стремление к анализу и проверке реальным опытом брахманист-ского мира духовного абсолюта; утвердилась мысль, что пути самопознания не предуготованы: каждый должен самостоятельно обнаруживать их для себя. Отсюда - небывалый интерес к психологии и способам объективного описания и обоснования действительности субъективного опыта. Эти тенденции наиболее полно выразились в буддизме, к-рый впервые чётко противопоставил метод свободного критич. анализа опыта тра-диц. догматнч. комментированию, одновременно утвердив примат йогич. практики над религ. априоризмом. Осн. метод буддизма сводился к следующему: абс. бытие (как индивидуальное, так и бытие вообще) рассматривалось как психич. феномен, к-рый затем представлялся в виде онтологич. картины. Отсюда - принципиально двуаспектное рассмотрение любой проблемы в буддизме, где всякий объект мира'может быть поставлен в соответствие с определённым психич. состоянием, а всякое субъективное психич. состояние в процессе йогич. созерцания и транса переживается как объект. Возникнув на почве традиц. инл. философствования, буддизм обнаружил свою фундаментальную противоположность духу этого философствования, ибо последнее строилось на принципиальной невозможности обойтись без личного или универсального духовного начала. В раннеклассический период развития инд. философии (4-1 вв. до н. э.) складываются шесть ортодоксальных (в смысле приверженности ведам) филос. систем. Осн. формой исходного текста для всех них явилась сутра - набор афористич. высказываний, излагающих осн. положения учения. В последующие века на основе толкования сутр, уточнения и конкретизации их создавались комментарии разных порядков следования и соподчинения. В своей совокупности они составляли корпус филос. лит-ры, объединяемый целостностью филос. позиции (даршана), т. е. системой. Системы, в свою очередь, группировались по степени близости. Исторически оказались взаимосвязанными и дополняющими друг друга филос. традиции ньяи и вайшешики, санкхьи и йоги, мимансы и веданты. В вайшешике были разработаны онтологич. основания плю-ралистич. реализма и создана система категорий, к-рая впоследствии была интерпретирована ньяей в плане учения о познании, что позволило ей дать формально логич. и семантич. обоснование вайшешики. Классич. санкхья снабдила йогу системой гносеологии и выступила по отношению к ней в качестве обобщённого филос. осмысления. Йога же дополнила спиритуалистич. философию санкхьи натуралистич. психофизиологией. Миманса, представляющая собой результат предельного развития истолкования вед в их ритуальном аспекте, своей острой критикой всяких попыток решения проблем познания и этики, достижения освобождения и построения онтологии вне рамок авторитетных предписаний вед, способствовала уточнению осн. положений метафизики веданты. Разработанная мимансой философия языка вошла в состав семантич. анализа веданты. В социальном плане миманса представляет собой законченный образец общинной идеологии, утверждавшей вечность и неизменность традиционной организации инд. общества. Выросшая на основе истолкования в духе абс. монизма гл. положений Упанишад, веданта отстаивала безусловное тождество Атмана и Брахмана, утверждая нереальность индивидуального опыта и существования. Тем самым она подвергла сомнению самую возможность неортодоксального умозрения, напр, в духе буддизма, и предлагала теоретич. обоснование авторитета вед. Названные шесть систем инд. философии, взятые в целом, полностью характеризуют идеологию индуизма в её филос. аспекте. Их объединяет ясно очерченный круг поставленных ими проблем. Это прежде всего - проблема реализма; все эти системы в большей или меньшей степени выступали приверженцами безусловной реальности существования - духовного либо материального. Затем-это проблема выбора достоверных средств познания, благодаря которым из реальности первоначал следовала бы реальность по крайней мере одного источника познания (восприятия, логического вывода, авторитета вед, либо интуиции). По существу само противопоставление этих ортодоксальных систем (астика) неортодоксальным системам (настика) происходило прежде всего в плане методологии и теории познания: джайны полностью отрицали авторитет вед, буддисты - авторитет вед и реальность мира, аджи-ваки и материалисты - реальность вед и достоверность всех средств познания, кроме чувственных, и т. д.

В позднеклассич. период развития инд. философии (1-8 вв. н. э.) кристаллизировались осн. положения шести ортодоксальных систем и были развиты позднейшие формы филос. буддизма. К нач. н. э. сложились буддийские сутры " Праджняпарамиты", где проблемы онтологии выступили в обособленном виде. Абс. бытием объявляется шуньята (" пустота"), с точки зрения к-рой никакое психич. и предметное существование не может рассматриваться как реальное. Эта идея была разработана в двух осн. направлениях: в учении Нагарджуны (2 в. н. э.) -т. н. мадхъямики, где абсолютность онтология. пустоты связывается с диалектичностью человеческого познания, и учении виджнянавады (йога-чара 3-5 вв.), где в качестве единств, безусловной реальности выступает само сознание в объективированном виде. Оба эти течения возникли уже в русле буддизма махаяиы. Примерно в это же время оформляются и два чисто схоластич. направления буддизма хинаяны: саут-рантика и вайбхашика. Крупнейшим представителем последней был коммен*-татор раннебуддийских канонич.текстов Буддхагхоша, создание же осн. трактатов буддизма махаяны связано с именами Ашвагхоши, Асанги, Васубандху, Диг-наги и Дхармакирти. Дигнага первым в инд. философии построил образцовую систему критич. анализа средств познания как разновидностей духовной деятельности, а Дхармакирти формализовал его систему, сведя эту деятельность к совокупности интеллектуальных процедур. Дхармакирти завершает важнейший период развития буддийской философии, дополнив обособленную в виде предмета онтологию спец. предметом - методологией (" праманавада"). В связи с этим начиная с 6-7 вв. обостряются филос. противоречия ортодоксальных школ с буддизмом, явное превосходство методов к-рого заставило их (в первую очередь - ньяю и веданту) разработать собств. системы с учётом новых методо-логич. средств.

Начало ср.-век. периода инд. философии (8-17 вв.) отмечено выдающейся фигурой Шанкары, к-рый синтезировал всю предшествующую традицию ортодоксальной философии, доведя её до совершенства благодаря применению метода буддийской диалектики. Созданная им система недвойственной веданты послужила теоретич. основанием не только последующей индуистской филос. и ре-лкг. мысли, но и самой индуистской социальной организации (кастового общества). До наст, времени традиция Шанкары остаётся наиболее влиятельной в И. Предложенная Шанкарой система (неотличе-ние индивидуального духа от абс. субъекта и неотличение абс. субъекта от высшей реальности) явилась предельным ло-гич. основанием мн. позднейших систем филос. и религ. умозрения. Мадхва (9 в.) создал веданту " двойственности - недвойственности", или диалектического дуализма. Рамануджа (11-12 вв.) развил вишнуистскую веданту ограниченной недвойственности, в основе к-рой лежала идея отождествления бога с абс. реальностью и вытекающая отсюда этика личной эмоциональной приверженности (" бхакти"). Крупными ведантистами были Валлабха (15 в.), разработавший учение Нимбарки (11 в.) о троичном различении природы абсолюта; Мадхава (15 в.), автор филос. компендиума по истории всех школ. Последним выдающимся достижением инд. философии этого периода явилась школа навьяньяя (12-17 вв.), основанная Гангешей Упад-хьяей, в к-рой была разработана единственная (до нач. 20 в.) в мире законченная система интенсиональной формальной логики отношений и создана критич. методология анализа теорий истинности.

Конец средневековья отмечен своеобразными фигурами Чайтаньи Нанака и Кабира (15-16 вв.), стремившихся к созданию синтетических филос.-религ. систем. Идеалом Чайтаньи был образ простого, не искушённого в философских и догматических тонкостях человека, ищущего правды и бога. Нанак стал основателем общины сикхов, объединявшей мусульманские и индуистские элементы. Кабир положил начало широкому религ. движению, в основе к-рого лежала идея отказа от общинной и кастовой идеологии.

Д. Б. Зилъберман, А. М. Пятигорский.

В 18 - нач. 19 вв. в философии преобладали просветит, идеи, тесно связанные с религ.-идеалистич. традициями. " Глашатай новой эры", поэт-мыслитель Ве-мана синтезировал в форме идеалистич. монизма раджайоги принципы ряда ре-лиг.-филос. систем древней и ср.-век. И., проповедовал " очищение" религии, осмысленное отправление культа, гуманную этику, отвергал аскетизм, отшельничество и т. п. Идеи реформации религии отстаивал и мусульм. мыслитель Валиул-ла-шах. Выдающимся просветителем нач. 19 в. был Раммохан Рай, создавший в 1828 об-во " Брахмо самадж", идеология которого основывалась на принципах объективного идеализма ведантистского толка. Деятели этого об-ва первые в И. обратились к изучению европ. философии. В мировоззрении Г. Дерозио, возглавлявшего об-во " Молодая Бенгалия", идеи религ. реформации сочетались с материа-листич. тенденциями. Идеи материализма проповедовал и его последователь Акшай Кумар Датт.

Развитие философии во 2-й пол. 19 в. связано с поисками путей нац. освобождения И. от брит, господства. Созданное в 1875 Д. Сарасвати об-во " Арья самадж" провозгласило лозунг " Назад к Ведам! " и в то же время проповедовало рационализм и монотеизм, " активизм" личности и идеи социального прогресса. С просветит, и религ.-реформаторскими идеями в сфере ислама выступил Сайд Ахмад-хан. Реформация индуизма особенно отразилась в учении Рамакришны Парама-хансы, согласно к-рому все религии истинны и ведут к познанию единого бога. Популярность приобрели его гуманистич. идеи служения ближнему как акта служения богу, осуждение кастового неравноправия и т. д. В области философии он был ведантистом, пытался синтезировать двайту, адвайту и вишиштха-адвайту.

В кон. 19-нач.20вв. филос. мысль в И. развивалась под влиянием выдающегося просветителя С. Вивекананды, стремившегося содействовать пробуждению масс, исходя при этом из религии индуизма. Основой его философии послужила веданта; он развивал также теорию " универсальной религии". В 20 в. получило распространение религ.-филос. и обще-ственно-политич. учение М. Ганди, ставшее идеологией инд. нац.-освободит, движения (см. Гандизм).

В 1925 по инициативе Р. Тагора и С. Радхакришнана был создан Инд. филос. конгресс, на ежегодных сессиях к-рого обсуждаются важнейшие проблемы развития инд. философии. С 20-х гг. 20 в. выдвинулась плеяда исследователей инд. философии: М. Хариянна, Б. Дас, С. Дасгупта, Радхакришнан и др. Весьма влиятельными становятся " интегральная веданта" А. Гхоша, учения М. Икбала, К. Ч. Бхаттачарьи, а в области эстетики- взгляды Тагора, А. Кумарасвамн и др. В центре внимания бурж. философии 20 в., в целом идеалистической, стоят социально-этич. и нац. проблемы. После завоевания независимости на основе нац. религ.-идеалистич. традиций создаются т. н. академич. системы (Радхакришнан, Т. М. П. Махадеван, Г. Р. Малкани, П. Т. Раджу, П. Р. Дамле и др.). К ним примыкают религ.-филос. учения С. Ши-вананды, С. Бон Махараджа, С. Ранга-натхананды, С. Джнанананды н др. При этом мистико-интуитивистским течениям противостоят рационалистич. тенденции. В 1950-х гг. оформилась школа " философии науки" (П. Дж. Чауд-хури, Ч. Т. К. Чари и др.). Существ, место в бурж. философии и социологии отводится социальным и гуманистич. проблемам (Р. Мукерджи, Г. С. Гхурие, Р. Н. Саксона и др.), к-рые разрабатываются также идеологами партии Инд. нац. конгресс (Дж. Неру, Сампурна-нанд и др.), в частности для обоснования концепции " общества социалистического образца".

Носителем марксистско-ленинского мировоззрения выступает Коммунистич. партия И. В трудах инд. марксистов Д. Чаттопадхьяя, М. Роя, Б. Сена, Р. Санкритьяяны, Баларамамурти, Р. Б. Шармы и др. анализируется сущность инд. материализма, буддистской философии, др.-инд. филос. систем. В трудах А. Сена, Н. Кабираджа, X. Мукерджи и др. освещается развитие инд. философии в новое и новейшее время, даётся анализ идеологии гандизма. В трудах и выступлениях А. К. Гхоша, Ш. А. Данге, Ш. Г. Сардесаи, Г. Адхикари и др. Деятелей КПИ разрабатываются кардинальные проблемы социально-экономического и политического развития И.

Филос. учреждения и журналы: Инд. филос. конгресс (осн. в 1925) и Инд. ин-т философии в Амалнере (общий орган: " The Philosophical Quarterly", c 1925), Инд. филос. ассоциация (г. Нагпур) и Инд. академия философии в Калькутте (общий орган: " Journal of the Philosophical Association", Nagpur), Ин-т вост. философии в г. Вриндабан (орган: " Indian Philosophy and Culture"), Центр науч. исследований в области метафизики при ун-те Вишвабхарати в г. Шантинике-тон (орган: " Visva-Bharati Journal of Philosophy"), Центр науч. исследований в области философии при Индусском ун-те в Варанаси (Бенарес), Центр науч. исследований адвайты и смежных филос. систем при Мадрасском ун-те. Марксистские журналы: " Indian Studies. Past and Present" и " Horizons" - орган Керальского института марксистских исследований (г. Тируванантапурам).

А. Д. Литман.

Историческая наука. Зарождение ист. науки в И. относится к древности, когда наряду с сочинениями религ.-философского содержания и эпосом создавались также итихасы (" истории"). Древнейшая инд. хроника " Раджатарангини" Калханы (12 в.) повествует об истории Кашмира. С 13-14 вв. при дворах мусульм. правителей составляются ист. хроники на перс, яз. Наиболее важные из них хроники Барани и Афифа (14 в.), Абул Фазла, Низам-уд-дина Ахмада, Бадауни (16 в.), Мухаммада Касима Феришты (17 в.).

Совр. ист. наука в И. возникла в колон, период как часть англ, историографии, хотя имела специфич. нац. черты - особое внимание к культурному наследию страны, критич. отношение к англ, колон, режиму и т. п. Первым из индийцев начал изучение древних памятников просветитель Раммохан Рай. Историей мусульман в Индии занимался Сайд Ахмад-хан. Крупным специалистом санскрита, ведической и буддийской лит-р был Р. Л. Митра, ставший в 1885 первым индийцем - председателем Азиатского об-ва в Калькутте. Индийские историки проделали большую работу по изучению и изданию древних и ср.-век. памятников литературы (X. П. Шастри, Д. Р. Бхандаркар, Шамашастри, К. П. Джаясвал и др.), по выявлению, публикации и изучению эпиграфики (Кришна Шастри, Д. Ч. Сиркар). Важную роль в открытии культуры Мохен-джо-Даро и Хараппы в 20-х гг. 20 в. сыграл Р. Д. Банерджи. Обществ, деятели Д. Наороджи, М. Г. Ранаде, а также многие историки (Б. Д. Басу, Р. Ч. Датт и др.) вскрыли экономич. последствия брит, владычества в И. Видным историком И. был Джадунатх Саркар, работы к-рого (опубл. в основном в 30-40-х гг.) посвящены преим. 17-18 вв. В работах многих инд. историков 1-й пол. 20 в. доказывалось, что политич. и социальные ин-ты И. ни в чём не уступали европейским или даже превосходили их своим совершенством. В процессе этих исследований был выявлен ценнейший ист. материал.

После завоевания Индией независимости (1947) значительно расширился объём археол. раскопок, источниковедч. работы, введены в оборот новые документы на перс, и инд. языках, стали выходить новые ист. журналы. Систематически изучается история борьбы за независимость, особенно деятельность Инд. нац. конгресса и М. К. Ганди. В Дели и столицах многих штатов выходят книги серии " Борьба Индии за свободу". В них собран огромный фактический материал, но большинство работ по нац.-освободит, движению (авторы П. Ситарамайя, Г. Н. Сингх, В. П. С. Рагхуванши, К. К. Датта) не вскрывает социально-экономич. причин движения и не выделяет роли различных классов в нём. В многочисленных " Историях Индии", созданных инд. авторами (С. Айянгар, Ч. С. Рамасвами, 1948-52; Ч. С. Шринивасачари, Р. Айянгар, 1947 - 1952; Нилаканта Шастри, 1950-52, и др.), и особенно в капитальной " Истории и культуре индийского народа" (предисловие К. М. Мунши, гл. ред. Р. Ч- Мад-жумдар, вышло 8 тт. из задуманных 10) делаются попытки выявить вклад инд. народов в мировую историю и обосновать тезис о специфичности и неповторимости истории И. Хотя в центре внимания инд. историков остаётся изучение политич. событий и культуры, социально-экономич. исследованиям отводится всё более важное место. Работы К. М. Ашрафа и М. Ясина о социальном строе " мусульманских" государств, К. М. Гупты, А. Аппа-дорая, Т. В. Маха лингама по экономич. истории Юж. Индии, А. Боза, А. С. Алте-кара, Р. Ш. Шармы, Л. Гопала, П. Нийоги об обществ, отношениях в Сев. Индии до 13 в. значительно расширили представления о глубинных процессах, шедших в И. в прошлом. Издано много монографий по истории отд. местностей И. (Р. Д. Чокси о Махараштре, А. В. Р. Рао об Андхре, и др.).

В Инд. Республике историография И. представлена в основном тремя направлениями. Наиболее многочисленны представители объективистского направления, умеренной националистич. идеологии. Для него характерны фактологизм и преувеличенное внимание к политич. истории и деятельности ист. личностей, следование традициям англ. бурж. историографии. Работы другой группы историков проникнуты стремлением возвеличить всё индусское путём критики всего колониального (и вообще европейского) и умаления роли в истории И. неиндусских групп и религ. общин, в частности - мусульман. Для них характерно тенденциозное использование источников, неисторич. апологетич. подход к деятелям прошлого. Третье направление представлено пока ещё немногочисл. учёными, стремящимися к материалистич. объяснению истории. В их числе руководитель компартии Ш. А. Данге, к-рый сделал попытку дать марксистское освещение проблемы возникновения классового общества в И.; Д. Д. Косамби, изучавший социально-экономич. аспекты древней и ранне-средневековой И.; Р. Ш. Шарма и Л. Гопал. С материалистич. позиций исследуют социальный строй И. 16-18 вв. Ир-фан Хабиб, Сатиш Чандра, Т. Райчаудху-ри и др., аграрную историю 19-20 вв. - С. Ч. Гупта. Марксистское освещение нац.-освободит, борьбы содержится в работах X. Мукерджи, Н. Кабираджа, Л. Натараджана и др.

Важнейшие центры изучения истории: Индийский н.-и. ин-т истории (Бомбей), Ин-т ист. исследований (Калькутта), крупнейшие ун-ты - Делийский, Бомбейский и др. Много ист. об-в. Осн. перио-дич. издания: " Journal of Indian History" (с1921), " Indian Historical Quarterly" (c 1925), " The Quarterly Review of Historical Studies" (c 1961). О науч. учреждениях и периодич. изданиях см. также в ст. Индология. л. Б. Алаев.

Экономическая наука. Зачатки экономич. знаний прослеживаются в др.-инд. трактате " Артхашастра" и в хрониках феод, периода. После завоевания И. англ, колонизаторами (сер. 18 - 1-я пол. 19 вв.) представители инд. экономич. мысли разделяли различные идеи запад-ноевроп. бурж. экономич. мысли, прежде всего англ, классич. бурж. политич. экономии. С кон. 19 в. в условиях развития инд. нац. движения начала складываться инд. нац. школа бурж. экономистов. Её основателями считаются деятели нац. движения Д. Наороджи и М. Г. Ранаде. Наороджи усматривал причины экономич. отсталости И. в системе колон, эксплуатации. В книге " Нищета и небританское управление в Индии" (1901) он впервые сделал попытку рассчитать нац. доход страны и размеры колон, х-ва. Ранаде, уделявший в своих работах значит, место агр. вопросу, выступал поборником уничтожения собственности колон, гос-ва на землю и утверждения принципа бурж. собственности. Критич. анализом колон, х-ва занимались также Т. К. Гокхале, Р. Ч. Датт, Р. Мукерджи и др.

После завоевания независимости (1947) круг изучаемых экономич. проблем значительно расширился, появились новые исследования, связанные прежде всего с практич. потребностями становления и развития независимой нац. экономики. Важнейшее место в них занимает разработка теоретич. и методологич. основ планирования и регулирования, экономич. политика, проблемы народонаселения и занятости, агр. вопрос. Существ, прогресс достигнут в изучении планирования и практич. использования эконо мич. моделей и межотраслевых балансов (С. Чакраварти, А. К. Сен, П. Ч. Маха-ланобис, М. Мукерджи, Б. С. Минхас, П. Н. Мадур, Д. Гадгил, А. Вайдияна-тан, П. Пант). Большое внимание уделяется также общим социально-экономич. исследованиям (К. Н. Радж и В. К. Р. В. Рао), вопросам концентрации и централизации произ-ва и капитала (Р. К. Ха-зари), определению позиций иностр. капитала (М. К. Куриан), положению и перспективам развития гос. сектора (Р. К. Нигам). Марксистская экономич. мысль направлена на разработку соц.-экономич. проблем И., экономич. политики (А. Гхош, Мохит Сен).

Центры экономич. науки: Делийская школа экономич. исследований, Ин-т экономич. роста, Национальный совет прикладных экономич. исследований, Центральная статистич. орг-ция, Делийское отделение инд. статистич. ин-та (Дели); экономич. ф-т Бомбейского ун-та, Резервный банк Индии, Центр экономич. исследований торговой палаты, Демогра-фич. центр, Н.-и. ин-т Таты (Бомбей), Ин-т политики и экономики им. Гокхале (Пуна), Инд. статистич. ин-т (Калькутта), экономич. ф-т Калькуттского ун-та. Научные центры связаны с гос. орг-циями, ведающими вопросами экономич. развития: Нац. плановой комиссией, Мин-вом финансов, отраслевыми мин-вами и Бюро гос. предприятий. Значит, аналитич. работа ведётся и самой Нац. плановой комиссией.

Экономич. журналы и газеты: " Economic Review" (c 1949) - орган Нац. конгресса, К ст. Индия. Архитектура. \. Чайтья в Карли. 1 в. до н. э. Интерьер. 2. Ступа № 1 в Санчи. 3-2 вв. до н. э. (ограда- 2 в. до н. э.; ворота - 1 в. до н. э.). 3. Храм Кайласанатха в Эллоре. Сер. 8 в. 4. Большой храм (Брихадешвара) в Танджавуре. 11 в. 5. Дворец Вир Сингх Део в Датии. Ок. 1620. 6. Минарет Кутб-Минар в Дели. Ок. 1200-20. 7. Храм Кандарья Махадео в Кхаджурахо. Ок. 1000. 8. Гробница Селима Чишти в Фатихпур-Сикри. Начата в 1571. 9. Зал Дивани-Кхас в Агре. 1637. 10. Б. В. Доши. Институт индологии в Ахмадабаде. 1969. 11. Храм Лакшми Нараян в Дели. 1938-39. 12. Ле Корбюзье и др. Жилые здания в Чандигархе. 1951-56.

" Economic and Political Weekly" (c 1966), " Eastern Economist" (c 1943), " Capital" (c 1888), " Commerce" (c 1910) - органы крупного бизнеса, и др. А. и. Медовой.

Юридическая наука. Возникновение юрид. науки в И. относится ко 2-1 вв. до н. э. Примерно к этому периоду исследователи относят составление др.-инд. сборника предписаний - законов Ману (см. Ману законы). В доколониальный период инд. юристы занимались в основном толкованием норм традиц. права: сначала индуистского, а затем и мусульманского. В колон, период насильственному введению брит, правовых ин-тов и концепций сопутствовало появление трудов, созданных англичанами и индийцами, получившими образование в Великобритании.

Завоевание независимости (1947) и создание собств. правовой системы обусловило подъём юрид. науки. Рецепция многих брит, правовых ин-тов, известное влияние англ. юрид. мышления не смогли лишить юрид. науку И. специфич. нац. черт. В первые годы после 1947 правовые работы носили в основном чисто комментаторский характер, в 60-е гг. появились оригинальные труды. Внутр. структура юрид. науки определяется сложностью правовой системы И., что связано с федеративной формой гос. устройства, с сохранением традиц. правовых систем, к-рые применяются в различных религ. общинах. Используя метод сравнит, правоведения, учёные создали значит, число работ по актуальным проблемам политич. науки, совр. междунар. права. Наиболее интересными авторами в области консти-туц. права являются М. Г. Гупта, А. Нан-диш, Б.М.Шарма, И.Д.Шарма, Р.Н.Агар-вал, М. Баласубраманьян, Д. Н. Бан-нерджи, Дурга Дас Басу, В. Д. Ма-хаджан и др., в области уголовного и уголовно-процессуального права - Р. Л. Гупта, С. Н. Багга, Б. Н. Баннер-джи, Буп Чанд, Б. К. Бхаттачарья. Разработкой цивилистич. проблем занимаются Д. В. Китал, Д. Н. Гуха, О. П. Агарвал и др. Значит, число оригинальных трудов создано в области адм., торгового, земельного, договорного, семейного и финансового права, общего права и права справедливости, индуистского права и т. д. Подготовка юристов-практиков и науч. работников ведётся на юрид. ф-тах многих ун-тов, а также в специализированных центрах: Инд. школа синтетич. юриспруденции (Бомбей), Юрид. колледж в Патне, Индийский юрид. ин-т (Нью-Дели), Административный колледж (Хайдарабад), Инд. ин-т публичной администрации (Бомбей и отделения в др. городах), Всеиндийский ин-т местного самоуправления (Бомбей) и др. Издаётсяок. 30 центр, и местных юрид. журналов, в т. ч. " Criminal Law Journal" (c 1904), " Delhi Law Times" (с 1965), " Gujarat Law Reporter" (c 1960), " Indian Journal of International Law" (c 1959), " Indian Law Institute Journal" (c 1958), " International Journal of Legal Research" (c 1966), " Journal of Constitutional and Parliamentary Studies" (c 1967) и др. А. А. Мишин.

Языкознание. Началом инд. языкознания, возникшего в 1-м тыс. до н. э. послужил грамматич. и этимологич. анализ текстов вед, имевший целью сохранение традиционного чтения священных гимнов. Др.-инд. традиция грамматич. обобщений легла в основу науч. описания языка в грамматике Панины (4 в. до н. э.). Грамматич. комментарии Катйайаны (3 в. до н. э.) и Патанджали (3 в. до н. э.), основывающиеся на языке произведений, написанных на классич. санскрите, поясняли и дополняли ряд правил Панини. Последующие составители санскр. грамматик следовали его методу и системе. Элементарная грамматика " Катантра" Шарвавармана (1 в. н. э.) послужила образцом для грамматик пали и дравидийских языков. Написанная в Юж. И. (позже Панини) классич. грамматика " Толькаппиям" положила начало тамильской грамматич. традиции.

Система Панини была воспринята составителями и пракритских (см. Пракриты) грамматик, сделавшими первый шаг в сравнительно-ист, языкознании установлением фонетич. соответствий в древне- и среднеарийских языках. К области развития общелингвистич. вопросов в древнем и ср.-век. инд. языкознании можно отнести семантич. теорию слова (шабдашакти) у теоретиков поэтики и логиков и теорию спхота в " Вакйападийа" Бхартрихари (7 в. н. э.).

Начало инд. лексикографии восходит к глоссариям, составлявшимся к ведам (нигханту). Важнейшие из санскр. словарей - " Амаракоша" Амарасинха (6- 8 вв.) и " Абхидханагинтамани" Хемачандры (12 в.); им же составлен оригинальный пракритский словарь " Дешинамамала".

С 19 в. началась эпоха совр. инд. (индоарийского и дравидийского) языкознания, развивающегося в русле мирового языкознания. Р. Г. Бхандаркар (прочитал в 1877 в Бомбейском ун-те серию лекций " О санскрите и происшедших от него языках"), а также англ, учёные, долго жившие и работавшие в И., - Р. Колдуэлл (автор " Сравнительной грамматики дравидийских языков", 1856) и Дж. Бимс (автор 3-томной " Сравнительной грамматики индоарийских языков", 1872-79) явились основателями науч. изучения совр. инд. языков. После 1-й мировой войны 1914-18 исследованию инд. учёными живых языков способствовали подъём нац.-освободит.движения и рост нац. самосознания. Развивались художеств., публицистич., науч. лит-pa и пресса, возрастало значение нац. языков в школах и ун-тах. В связи с этим создавались грамматики и большие толковые словари (напр., " Хинди шабдасагара", 1908-28) и энциклопедии. В 1913 при Калькуттском ун-те была основана кафедра сравнит, филологии; с 1917 её возглавил И. Дж. Тарапоравела, а в 1922-52 ею руководил С. К. Чаттерджи, поднявший инд. языкознание до междунар. уровня. Его капитальный 2-томный труд " Происхождение и развитие бенгальского языка" (1926) и работы по фонетике бенг. языка способствовали появлению монографий инд. учёных по истории и фонетике нац. языков и диалектов. Монументальное " Описание языков в Индии" (1903-28) англ, учёного Дж.А.Грирсона расширило круг лингвистич. исследований, особенно за счёт бесписьменных и малоизвестных языков и диалектов.

Наряду с увеличением кол-ва работ по современным языкам лингвисты и филологи продолжают исследования ве-дич. языка, санскрита, среднеиндоарийских языков. В Деканском колледже под рук. С. М. Катре собираются материалы для полного санскр. словаря. В др. лексикографич. центре-Ведическом ис-следоват. ин-те в Хошиарпуре-ведётся работа по созданию индексов к ведам, брахманам и веданге.

В области изучения пракритов и апаб-хранша известны труды С. К. Чаттерджи, С. М. Катре, Б. Дж. Санде-сара, X. Д. Веланкара, Сукумарсена, А. М. Гхатаге, М. А. Мехендале, Г. В. Тагаре и др.

Кроме диахронич. и синхронич. описания фонологич. и грамматич. строя, лексикологич. и этимологич. исследований, создания двуязычных и толковых словарей, исследований влияния субстрата и результатов языковой интерференции, схожести и расхождения языков, лингвисты разрабатывают нормы гос. языка, науч. и технич. терминологию, вопросы о месте и перспективах англ, языка в И.

Важнейшие науч. учреждения и об-ва: Исследовательский ин-т при Деканском колледже (Пуна, осн. в 1939, издаёт " Bulletin of the Deccan College Research Institute"), Лингвистич. об-во Индии (Пуна, осн. в 1928, издаёт журн. " Indian Linguistics", c 1931), центр изучения санскрита и пракритов при ун-те в Пуне - Ин-т востоковедения им. Б хан дар-кара (осн. в 1917, издаёт " Annals of the Bhandarkar Oriental Research Institute"), Ин-т изучения вед (Пуна), центр дравидийского языкознания при Аннамалай-ском ун-те (Аннамалайнагар, осн. в 1929), кафедра сравнительной филологии Калькуттского ун-та (осн. в 1913), Калькуттское филолргич. об-во (осн. в 1959, издаёт " Bulletin of the Philology Society of Calcutta", с 1959), Ин-т востоковедения при ун-те в Бароде (осн. в 1915, издаёт " Journal of the Oriental Institute, University of Baroda"), кафедры языкознания Делийского и др. ун-тов, Центральный ин-т инд. языков (Майсур, издаёт бюллетень " Vartavaha", с 1969), Центр, ин-т хинди (Агра), центр изучения тамильского языка - Совет по развитию исследований тамильского языка (Мадрас, ОСН. в 1959). В. М. Бескровный.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал