Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XV. Музыка. Народы И.- носители древнейшей, глубоко самобытной муз






Народы И.- носители древнейшей, глубоко самобытной муз. культуры; её истоки в нар. и культовых обрядах, связанных с разнообразной трудовой и духовной деятельностью народа. В И. рождение музыки традиционно связывают с одним из наиболее ранних лит. памятников " Самавсдой" (2-е тыс. до н. э.), в к-ром собраны гимны-заклинания, исполнявшиеся нараспев при обрядах жертвоприношений. Трактат по театру, музыке и танцу " Натьяшастра" (1-е вв. н. э.) даёт основание считать, что задолго до его создания индийцы обладали высокоразвитой муз. системой, глубоко своеобразной и оригинальной.

Для инд. музыки характерна импровизация. Любое произв., как инструментальное, так и вокальное, импровизируется на основе одного из традиционных ладо-ритмических построений - раги. В инд. музыке применяется семь гл. тонов, соответствующих европ. семизвучной гамме. Помимо главных тонов, различаются звуки, образующие интервалы менее полутона, благодаря чему октава оказывается разделённой на 22 неравных интервала, или шрути (от слова " слышать, различать"). 12 из них формируют рагу, к-рая состоит из пяти, шести или семи звуков (остальные вводятся в импровизацию по мере разработки муз. темы). Рага - одно из основных понятий инд. муз. эстетики; каждая глубоко осмыслена, опоэтизирована, несёт в себе конкретный художеств, образ. Так, рага-васанта символизирует весну, рага-камала - лотос, рага-мегха - тучу, приносящую дождь, рага-шанти ассоциируется с состоянием покоя, рага-шрингара - с чувством любви, рага-хасья - с весельем и т. д. Исполнение par приурочивается к определённому времени суток или года (мелодии утренние, вечерние, полуденные).

Классич. муз. композиция строится в трёхчастной форме: она открывается алапой - медленным, проникновенным изложением темы, её сменяют сложные мелодико-ритмич. вариации, сопровождающиеся аккомпанементом ударных инструментов, и заключает гата - сложные мелодич. варианты темы с изысканной орнаментикой. Сочинённые по такому образцу композиции - крупные произв., исполнение к-рых длится часами. Ритм- один из наиболее ярких элементов инд. музыки. Она по своей природе одноголосна, поэтому роль ритма в создании и развитии муз. образа особенно значительна.

После основания в И. выходцами из Передней и Средней Азии (мусульманами по религии) феод, империй инд. муз. культура вступила в тесное соприкосновение с муз. наследием мусульм. Востока. В результате возник новый муз. стиль, синтезировавший традиционное иск-во индусов и мусульман (за ним закрепилось назв. североиндийского, или хиндустани, в отличие от южноиндийского, или кар-натского). Из большого числа вокальных стилей наиболее популярны: дхурупад (истоки в древних храмовых песнопениях, имеет четырёхчастную форму: сгхаи, ангара, сантара и авход) и кхиял (более поздний, возникший в результате соединения дхурупада с перс, музыкой); подвижная, богато орнаментированная композиция из двух частей - стхаи и антара. Широко распространены также тхумри - изящная лирич. песня о радостях и горестях земной любви, таппа - лирич. произв., содержащее в своей основе выразительные нар. песни Пенджаба; бхаджан и киртан, близкие образцам нар. музыки Бенгалии.

Хотя проф. музыка ведёт своё начало от фольклорных образцов, жанры классической и народной музыки существенно различны. Нар. песни разных районов наделены локальными особенностями, имсвойственны естественная, задушевная интонация, характерная социальная окраска.

С нач. 20 в. под влиянием роста нац.-освободительной борьбы среди инд. музыкантов усиливается интерес к нац. фольклористике. Эта увлечённость особенно проявилась в творчестве выдающегося обществ, деятеля, драматурга, поэта и музыканта Р. Тагора и нашла многочисл. последователей.

После достижения И. независимости появилась новая возможность развития муз. культуры. Созданы Академия музыки, танца и драмы (" Сангит натак академи", 1953), Нац. оркестр Всеиндийского радио (1952), хоровые коллективы при радиоцентрах Дели, Бомбея и др. городов, постоянные печатные органы. С 1954 проводятся конференции инд. песни (" Сангит самелян"), дискуссии и симпозиумы по проблемам муз. творчества - симфонизма, гармонизации нац. музыки, осуществляются реформы муз. образования, нотации и др.

Музыка инд. кино - одно из новых явлений муз. культурной жизни совр. И. С ней ассоциируется понятие совр. лёгкой инд. музыки. Гл. её особенностью является синтез вост. и зап. образцов муз. иск-ва. Среди ведущих композиторов этого направления - А. Бисвас (фильмы " Мунна", " Утешительница Хамдард" и др.), Н. Али (" Байджу Бавра", " Дндар" и др.) и др. композиторы.

Инд. муз. театр (см. также раздел Театр), бытующий с глубокой древности, представлен разнообразными формами синтетич. характера, вобравшими в себя, помимо муз. выразит, средств, танец, пантомиму и слово. Наиболее значит, из них: джатра, тамаша и якшагана. Во время нар. и нац. праздников формируются труппы, к-рые разыгрывают муз.-танц. представления. В 50 -нач. 70-х гг. успешно ведутся эксперименты в области поисков новых форм нац. муз. театра. Его репертуар пополняется новыми интересными работами композиторов Анила Бисваса, Шилы Вате, Бахадура Хусейна Хана, Гуляма Хайдара, Рави Шанкара и др.

Лит.: Синявер Л., Музыка Индии, М., 1958; Культура современной Индии, М., 1966; Мukегji D. P., Indian music. An introduction, [Bombay, 1945]; Danielou A., Northern Indian music, v. 1 - 2, [L. - Calcutta], 1949-54; Sambamoor-t h у P., South Indian music, 5 ed., v. 1 - 5, Madras, 1951 - 56; Sanyal A. N..Ragas and Ragiuis, Bombay, [1959]. М. П. Бабкина.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал