Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVI. Театр






Hap. театральные представления зародились в глубокой древности и ведут своё начало от разнообразных обрядов, игр и танцев племён. Мн. формы нар. театра Дошли до нашего времени (возможно, в мало изменённом виде).

Сценич. воплощение древних эпич. поэм " Рамаяны", " Махабхараты" - основа большинства нар. театр, представлений. Спектакли инд. театра, где многие перипетии сюжета не только разыгрываются актёрами, но и рассказываются, не нуждаются в специальной сценич. площадке, декорациях, большом количестве аксессуаров. Гл. внимание сосредоточено на исполнителе. В его арсенале: декламация, танец, пантомима, пение и нередко иск-во циркового актёра. Одними из самых ярких и выразит, средств традиционного театра являются многочисл. стили и локальные разновидности танца, сформировавшие классич. школы нац. хореографии (бхарат-натьям, катхакали, кат-хак, манипури). Хореографич. основу подавляющего большинства театральных представлений юга И. формируют бхарат-натьям (одна из древнейших форм, построена на лит. сюжете, связана с культом бога Шивы) и катхакали, севера - катхак и манипури. Несмотря на различия в специфике структуры, внутр. организации и стиля каждой из классич. школ, инд. хореографии присущи сочетание танца с песней, высокотехнич. пантомима, развитое драматич. иск-во. Многообразие форм и вариантов нар. театра сохраняет свою синтетич. природу, к-рая остаётся неизменной.

Наиболее популярные формы нар. зрелищ сев. части И. - рамлила и криш-налила, разыгрываемые в дни нац. и религ. праздников в течение 14 дней (иногда и более месяца). Исполняют их любители на гор. или деревенских площадях. Постановка осуществляется, как правило, одним лицом, наиболее опытным и профессионально подготовленным. В основе сюжетов рамлилы и кришналилы лежат различные эпизоды из жизни эпических героев - Рамы и Кришны; между сценами исполняются бытовые интермедии - шомы, не имеющие прямой связи с сюжетом.

В зап. части Бенгалии и Ориссе известно представление джатра. Спектакль начинается обращением к зрителю гл. певца-бибека, к-рый затем комментирует происходящее на сцене. Действие сопровождают хор и небольшой оркестр. Филигранно разработанной системой жестов, строго канонизированным для каждого персонажа сложным гримом и костюмом обладает и др. театральное представление Юж. Индии - якшагана.

Нар. театр представлен в др. районах И. - тамаша (Махараштра), джаши (Кашмир), сванги (Раджастхан) и др.

Нар. театральные формы оказали большое влияние на классич. инд. театр, к-рый формировался в И. в течение 5- 1 вв. до н. э. В древнеинд. трактате " Натьяшастре" (1-е вв. н. э.) детально разработаны вопросы драматургии, актёрского иск-ва, архитектуры театральных помещений. В основу эстетики классич. театра положено учение об эмоции (раса) и её сценич. воплощении (бхава). Правила актёрского иск-ва строго канонизируются, критерием исполнит, мастерства становится их совершенное выполнение. Содержание классич. драмы связано с богатейшей сокровищницей нар. мифотворчества. Гл. действующие лица драмы - боги, святые, мудрецы, правители, высокопоставленные придворные. Древние трактаты по иск-ву театра запрещают воспроизводить на сцене социальные конфликты и трагедийные ситуации (бунт народа, осаду города, свержение власти правителя, смерть героя и др.).

Расцвет классич. инд. драмы и театра связан с творчеством в 4-6 вв. Бхасы, Калидасы и Шудраки. Пьесы крупнейших драматургов И., выходя из традиц. рамок, показали жизнь древней И. во всём её многообразии.

Глубокий социальный кризис, а также захват власти мусульм. династиями, практически наложившими религ. запрет на театр, привели классич. драму к упадку. В 12-13 вв. наблюдается её полное исчезновение. Театр, иск-во И., его самобытные нац. традиции продолжали, однако, своё развитие в нар. творчестве.

Во 2-й пол. 19 в. бурный рост нац.-освободит, движения и нац. самосознания пробуждает к жизни театр европ. типа, драматургию на новоиндийских яз. - бенгали, хинди, маратхи и др. Одной из первых была труппа бенг. артистов (создана ещё в 1795 в Калькутте рус. учёным Г. С. Лебедевым). В 1872 бенг. драматург Г. Гхош основал Нац. театр, оказавший большое воздействие на широкие круги инд. обществен-ности. На яз. хинди, маратхи и др. получила развитие социальная драма. Призыв к борьбе за освобождение от колон, гнёта, резкая критика порядков, установленных в стране англ, колон, администрацией, огромный обществ, резонанс деятельности театра Гхоша побудили англичан издать в 1876 Закон о драматич. представлениях, вводивший жёсткую полицейскую цензуру.

В 40-х гг. 20 в.театральная жизнь страны значит, активизируется. Возникли проф. и любительские театральные коллективы, призывающие к борьбе за освобождение от гнёта колониализма. Ассоциация нар. театров (осн. в 1943) объединила мн. прогрессивные театральные коллективы и организации И. В нач. 50-х гг. получили известность труппа танцовщика и хореографа У. Шанкара, " Малый балет" (организован в 1952 Ш. Бардха-ном) и др.

После достижения независимости возрождается нац. культура, в т. ч. и театральное иск-во. Важное значение имело открытие в 1953 Академии музыки, танца и драмы, к-рая имеет сеть филиалов и организаций во всех штатах. Наиболее известные театры страны в Калькутте - " Бахурупи", " Минерва", " Стар", " Рангмахал", Театральный центр и др. Постоянные театры имеются также в Дели, Илахабаде, Мадрасе, Бомбее, Варанаси, Пуне. В 60-е гг. насчитывалось св. 30 проф. театральных коллективов. В 1959 в Дели при Академии музыки, танца и драмы открыта первая гос. театр, школа, там же имеется Инд. центр иск-ва (создан в 1958).

Театральная жизнь нач. 70-х гг. характеризуется стремлением к синтезу традиц. нац. театра с формами и методами запад-ноевроп. театров, а также созданием новых проф. трупп. В 1971 только в Бомбее работало 22 проф. коллектива. Из числа вновь созданных наиболее популярны: Новый театр (Дачи), " Тарун опера" (Калькутта; в репертуаре спектакль по книге " Десять дней, которые потрясли мир" Дж. Рида - " Ленин - джатра"), " Драматик Винт" (Бомбей) и др.

Театр кукол - один из самых древних видов театральных представлений. В совр. И. наиболее популярны театр марионеток (шт. Раджастхан, Орисса), теневой театр (шт. Андхра, Керала, Орисса)и театр перчаточных кукол (Орисса, Уттар-Прадеш).

Илл. см. на вклейке, табл. XI (стр. 208-209).

Лит.: ДраматургияитеатрИндии, сб. ст., М., 1961; Gupta Chandra Bhan, The Indian theatre, Banaras, 1954; Gargi Вa1want, Theater und Tanz in Indien, В., 1960; Benegal S., A panorama of theatre in India, [New Delhi, 1968]. М. П. Бабкина.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал