Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XII. Печать, радиовещание, телевидение.






В 1972 в И. насчитывалось ок. 120 газет (в т. ч. 76 в провинциях), более 80 журналов (почти все изд. в Тегеране). Важнейшие ежедневные газеты на перс, яз. (тираж указан на 1972): " Эттелаат" (с 1925), полуофициоз, тираж 70 тыс. экз.; " Кейхан" (с 1942), вечерняя газ., тираж 100 тыс. экз.; " Кейхан интернэшонал" (" Keyhan International"), утреннее издание газ. " Кейхан", на англ, яз., тираж 5 тыс. экз.; " Аяндеган" (с 1967), тираж 16 тыс. экз.; " Пейгаме эмруз" (с 1960), тираж 23 тыс. экз.; " Недае Иране новин" (с 1964), орган партии Иране новин, тираж ок. 12 тыс. экз.; " Мех-ре Иран" (с 1942), орган партии Map-дом, тираж 3 тыс. экз.; " Бурс" (с 1961), экономич. газета, тираж 3 тыс. экз.; чЖурналь де Техран" (" Le Journal de Tehran") (с 1935), на франц. яз., тираж 6, 5 тыс. экз.; " Техран джорнал" (" Tehran Journal"), на англ, яз., тираж 5 тыс. экз. Крупнейшие журналы на перс. яз. (тираж на 1972): " Ханданиха" (с 1939), лит.-политический журнал, содержит подборки статей и материалы из иран. и иностр. прессы, тираж ок. 25 тыс. экз.; " Техране мосаввар" (с 1929), еженедельный иллюстрированный журнал, тираж ок. 35 тыс. экз.; " Сепид ва сиях" (с 1953), общественно-политический еженедельный журнал, тираж ок. 30 тыс. экз.

Иранское информац. агентство ПАРС (PARS) создано в 1936. Первые радиопередачи в И. начались в 1940. В И. работают радиостанции в Тегеране, Тебризе, Мешхеде, Исфахане, Ширазе и нек-рых др. городах. Наиболее крупные- " Радио Иран" (на перс, яз.) и Радиостанция и телевизионный центр вооруж. сил США (на англ. яз.). Вещание на зарубежные страны на рус., англ., франц., араб., тур., курдском и урду языках.

Телевизионные передачи в И. начались с конца 50-х гг. Телецентры имеются в Тегеране, Реште, Мешхеде, Тебризе, Бендер-Аббасе и Ширазе (ведут передачи на перс, яз.), телевизионный центр вооруж. сил США в Тегеране (передачи на англ. яз.).

XIII. Литература

Древняя и особенно ср.-век. иран. лит-pa является общим достоянием народов, говорящих на языках иран. группы (персы, таджики, афганцы, курды и др.), многих тюркоязычных народов (узбеки, туркмены, азербайджанцы, турки), некоторых народов Индостана. Все они неоднократно входили в состав общих гос. образований, а яз. фарси (фар-си-дари) в определённые периоды истории был их осн. лит. языком. Поэтому в развитие древней и классич. иран. лит-ры столь же существ, вклад, как и персы, составляющие основное ядро населения совр. И., внесли таджики, а также азербайджанцы, индийцы, турки и др. Иран, лит-ру классич. периода (9-15 вв.) часто называют персидско-тадж. лит-рой.

Элементы мерной поэтич. речи, зачатки героич. эпоса и царских хроник содержатся в дошедших до нас памятниках, созданных на др.-перс, яз.: " Авеста", клинописные надписи Ахеменидов. В период правления Сасанидов на ср.-иран. языках были составлены утраченная позже династийная хроника " Хвадай-намак", эпич. сказания " Ассирийское древо", " Памятка Зарерова сына", " Деяния Арда-шира Папакана", дидактич. сб. " Калила и Димна" (вариант инд. " Панчатантрыь") и др. соч., составившие т. н. пехлевийскую лит-ру, а также соч. религ. и дидактич. характера, связанные с манихейством.

После завоевания И. арабами и включения его в состав Халифата (7 в.) осн. языком лит-ры стал арабский, на к-рый были переведены нек-рые произв. пехлевийской лит-ры, в т. ч. " Калила и Димна". На араб. яз. создавали лирич., панегирич. и сатирич. стихи аль-Хурайми (8 в.), Башшар ибн Бурд (ум. 783). Абу Нувас (между 747 и 762- между 813 и 815) и др. поэты И. (см. Арабская культура, раздел Литература). Уже с 9 в. наряду с лит-рой на араб. яз. развивается лит-pa на яз. фарси. Этот процесс начался на востоке - в Ср. Азии и Хорасане (roc-во Саманидов), на территориях, которые раньше других стали управляться местными династиями (поэты Ханзале Бадгиси, Фируз Маш-рики, Абу Салик Гургани). Лит. яз. фарси-дари и осн. жанровые формы иран. классич. поэзии (рубай, газель, касыда, месневи, кыта) окончательно формируются в творчестве Рудаки (ум. 941) и группировавшихся вокруг него поэтов 1-й пол. 10 в. Неоднократно предпринимавшиеся во 2-й пол. 10 в. попытки создания стихотв. эпич. свода (Дакики и др.) завершаются эпопеей " Шахна-ме" Фирдоуси (около 940-1020). Со 2-й пол. 10 в. яз. фарси становится языком лит-ры и на западе И., во владениях Бундов: поэты-панегиристы Манти-ки Рази (ум. между 980 и 990), Камаладдин Бундар (ум. 1010), Газаири (ум. ок. 1040).

После распада гос-ва Саманидов и включения Вост. И. вместе с частью Ср. Азии в состав гос-ва Газневидов (с центром в Газни, совр. Афганистан) здесь также утверждается панегирич. поэзия с элементами лирики и дидактики: Фаррохи (ум. 1038), " царь поэтов" Унсури (ум. 1039), Менучехри (ум. 1041). Продолжавшая существовать эпич. традиция выражалась преим. в " дописываниях" новых поэм к " Шахнаме": " Гершаспнаме" (1062-64) Асади Туей, " Барзу-наме" Атаи (ум. 1078). Кроме того, создавались отдельные произведения художеств. прозы (напр., " Синдбаднаме", 1050, Абу-ль-Фавариса Канаризи). Элементы художеств, лит-ры содержатся также в историч. соч. Гардизи (И в.), Бейхаки (ок. 995-1077) и др. авторов.

Внимание к человеческой личности, призывы к духовному совершенствованию пробиваются сквозь мистич. форму су-фийской литературы (поэзия Абдаллаха Ансари, 1006-88; поэмы " Сад истин" Санаи, умер 1141, и " Беседа птиц" Аттара, р. ок. 1119) и учения исмаилитов (поэт-мыслитель Насир Хосров, 1004- между 1072 и 1088). Непосредств. выражение гуманистич. идеи находят в рубайятах и газелях Катрана Тебризи (1010-80), в творчестве основоположника жанра " тюремной элегии" Масуда Сада Сальмана (1046 - ок. 1121), сатирика Сузани из Самарканда (ум. 1173). Вершиной развития гуманистич. лит-ры на яз. фарси явилось творчество Омара Хайяма (ок. 1048 - после 1122) и азерб. поэта Низами (1141-1209), особенно его " Пятерица" (" Хамсе"). Вместе с тем к нач. 12 в. в поэзии получает распространение усложнённый риторич. стиль, именуемый " иракским": касыды Муиззи (ум. 1127), Абу-ль-Фараджа Руни (ум. ИЗО), Амака Бухари (ум. 1148), Рашида Ватвата (ум. 1182), творчество крупнейшего панегириста Энвери (ум. ок. 1170) и поэта-мыслителя Хакани (ум. 1199). Не менее характерен риторич. стиль для прозы 12 в.: новые варианты " Калилы и Димны" (1144) Абу-ль-Маали и " Синд-бад-наме" (1160) Захири, дидактич. сб. " Марзбан-наме" и особенно составленная по образцу араб, макам книга " Макамат-и Хамиди" Хамидаддина Балхи. Новым явлением в лит-ре И. 12 в. стала огромная нар. книга об айяре (плуте) Самаке, записанная со слов сказителя в 1189.

После упадка, вызванного монгольским завоеванием (1220-56), во 2-й пол. 13-14 вв. наступает новый расцвет иран. классич. лит-ры: панегирич. поэзия Имами Кермани (ум. 1277), Хумама Тебризи (ум. 1314) и особенно Сальмана Саведжи (ок. 1300-75). Последователи Низами инд. персоязычный поэт Амир Хосров Дехлеви (1253-1325) и Хаджу Кермани (1281 - ок. 1352) возродили дидактич. и героич. эпос, а также расширили тема-тич. диапазон газели, придав ей функцию панегирика-касыды. Живший в Турции суфийский поэт и философ Джалаледдин Руми (1207-73) поднял человеческую личность до высот обожествления. В этот же период усилилось гуманистическое литературное течение, к-рое представляли сатирик Закани (ум. между 1366 и 1370), певец нар. движения сербедаров Ибн Ямин (ум. 1368), прославленные поэты Сзади (р. между 1203 и 1210- ум. 1292) и Хафиз (1300-89), а также Кемал Худ-жанди (ум. между 1390 и 1405). U 15 в. персоязычная поэзия достигает своей вершины в творчестве главы герат-ского лит. центра Джами (1414-92) - учителя и друга узб. поэта Алишера Навои (ум. 1501). И. С. Брагинский. С 16 в. намечается размежевание развивавшихся прежде в едином русле иран. и тадж. лит-р. Азербайджанцы, узбеки, турки и др. тюркоязычные народы, создававшие ранее художеств, произведения преим. на фарси, обращаются к творчеству на родных яз., лишь в отдельных случаях сохраняя традицию двуязычия. Широкое распространение получают опирающиеся на фольклорные традиции демократич. жанры, в т. ч. книжный дастан. Тогда же окончательно формируется как самостоят, лит. жанр шиитская мистерийная поэзия марсийе; к 17- 18 вв. относятся первые записи связанных с ней трагич. мистерий - тазийе. Клас-сич. традиция продолжает развиваться преим. в рамках т. н. дворцовой лит-ры, обнаруживающей черты эпигонства. Зачастую она ограничивается интимной лирикой и касыдами в честь правителей из династии Сефевидов: поэты Ахли Ширази (ум. 1536), Вахши Бафеги (ум. 1583), " царь поэтов" Зулали Хансари (ум. 1615) и др. Мн. иран. поэты переселяются в Ср. Азию, Турцию, особенно в Индию, где поэзия на фарси имела глубокие корни: Орфи Ширази (ум. 1591), Назири Нишабури (ум. 1612), Зухури Ходжанди (убит 1615), Саиб Исфахани (1601-77) и др. Особенно большого расцвета персоязычная поэзия достигла во 2-й пол. 17 - 1-й пол. 18 вв. в империи Великих Моголов, где она не ограничивалась рамками дворцовой лит-ры и содержала протест против социальной несправедливости: Зебунниса (1639-1702), Бедиль (1644-1721), Шейх Хазин (1692-1766) и др. поэты затрагивали в своих произв. сложные философ-ско-нравственные проблемы.

К 17 в. под влиянием персоязычной лит-ры Индии в иран. поэзии повсеместно утверждается усложнённый, т. н. индийский стиль (сабке хинди). Возникают различные формалистич. школы. Одна из них - тазриг (" впрыскивание") по существу полностью лишила поэзию её содержания. Реакцией на отказ поэтов от изображения реальной действительности явилось лит. направление, назв. базгашт (" возвращение"), сторонники которого (поэты 18 в. Моштаг Исфахани, Сабахи Бидгели Кашани, Хатеф Исфахани и др.) стремились возродить в поэзии ясный стиль ранних иран. классиков. Решительным противником витиеватого " инд. стиля" выступил Каэм-Макам Фа-рахани (1778-1835) - придворный поэт Фетх-Али-шаха Каджара. Видными представителями течения базгашт были также Абдулваххаб Нешат Исфахани (1758- 1828), основоположник жанра путевых записок в стихах Мирза Мохаммед Шафи Висаль (ум. 1846), Хабиболла Каани (1808-54) и Соруш Исфахани (ум. 1865). Среди поэтов 19 в. наиболее известны автор сатиры " Сардар-наме" Ягма Джан-даги (1782-1859) и Абу Наср Фатхолла-хан Шейбани (ум. 1889), творчество к-рых знаменовало усиление в лит-ре И. кри-тич. начала. Последним поэтом 19 в., прославившимся в жанре касыды и че-каме (ода), считается Махмудхан Саба (1813-94).

В нач. 19 в. появляется жанр прозаич. путевых записок и мемуаров, познакомивших иран. читателя с жизнью и социальным устройством европ. стран и подготовивших становление новой иран. прозы (напр., " Дневник Мирзы Салех-бека Ширази", 1807).

Большое значение для распространения просветительских идей имели переводы в 1874 комедий выдающегося азерб. просветителя М. Ф. Ахундова. Влияние произв. Ахундова прослеживается в творчестве Мирзы Мальком-хана (1833- 1908), в публицистич. романе " Путешествие Ибрахим-бека, или Горести его любви к родине" (1905-08) Зейн-оль-Абедина Мерагеи (1838-1910), в просветительских соч. Талибова (1855-1910), в публиковавшихся в газете " Суре Эсрафил" (" Труба Эсрафила") памфлетах и фельетонах Али Акбара Дехходы (1879-1956).

В период Иран, революции 1905-11 и нац.-освободит, движения 1918-21 глашатаем демократич. идей становится сатирич. поэзия, тесно связанная с публицистикой. Она представлена творчеством Али Акбара Дехходы, Адиб оль-Мемалека Фарахани (1861 -1917), Мад-жада оль-Эслама Кермани (1871-1924), Мохаммеда Таги Бехара (1886-1951), Ирадж-Мирзы Джелаль оль-Мемалека (1874-1926), поэта и музыканта Абуль-касема Арефа Казвини (ок. 1882-1933). Антиколон, и антифеод, направленностью отличается творчество Мохаммеда Фар-рохи Йезди (1889-1939) и Мирзаде Эшки (1894-1924) - поэтов, ставших жертвами феод, реакции. Социалистич. идеи находят выражение в произв. Абольгасема Лахути (1887-1957; с 1922 жил в СССР). В конце 1-й мировой войны в Тегеране было создано Литературное об-во Ирана (в кон. 30-х гг. переименовано в Об-во мудрого Низами), основными органами к-рого стали журналы " Данеш-каде" (" Копище знаний", 1918-19), Мохаммеда Таги Бехара и " Армаган" (" Гостинец", изд. с 1920) Вахида Дастгарди (1879-1943). Рост нац. самосознания и пробуждение интереса к прошлому страны способствовали становлению жанра историч. романа, первоначально ещё продолжавшего традиции дастана: трилогия " Шамсо-Тогра" (1910) Мохаммеда Багера о монг. владычестве в И., " Любовь и власть" (1919) Шейха Мусы Натари о Кире Великом, " Повесть о древностях" (1921) Хасанхана Бади, романы Санатизаде Кермани, известного также как автора социальной утопии " Собрание сумасшедших" (1924-25). Зачинателем жанра совр. реалистич. рассказа выступил автор сб. " Были и небылицы" (1921-24, рус. пер. 1935) Сеид Мохаммед Али Джамалзаде. Спад революц. движения в нач. 20-х гг. и усиление репрессий обусловили пессимистич. окраску большинства первых социальных романов: " Страшный Тегеран" (1921-24, рус. пер. 1934-36) Мортеза Мошфега Каземи (р. 1887), " Человек" (1925), " Мрачная жизнь" (1931) Аббаса Халили, " Шахрназ" (1926) Яхьи Доулатабади, " Хома" (1927), " Зиба" (1930) Мохаммеда Хед-жази (р. 1896), " Фарангис" (1931) Сайда Нафиси (1895-1966). Духом безысходности проникнута социальная повесть " Мрачная жизнь труженика" (1926, в рус. пер. " Крестьянская доля", 1931) Алихана Ходададде.

30-е гг., отмеченные усилением диктатуры Реза-шаха, в истории лит-ры И. получили наименование " чёрного периода" (" доурейе сиях"). В поэзии возрождается жанр касыды - панегирика в честь главы династии. Мн. поэты вынуждены прибегать к псевдонимам, иносказанию (поэтесса Парвин Этесами, 1907-41). Определённой реакцией на официальную лит-ру тех лет явились искания в области поэтич. формы. Поэт Нима Юшидж (1895-1961), выступивший против канонов традиц. системы поэзии аруз, стал зачинателем свободного стиха (ше'ре ноу). В то время как историч. романы приобретают верноподданнич. окраску (Мирза Хайдар Али Кермани, Хосейн Рокнзаде Адамият), в социальных романах изображается преим. жизнь высшего общества: натуралистич. романы " Ночные и дневные развлечения" (1932), " Прекраснейшее из созданий" (1934) Мохаммеда Масуда Дехати (убит в 1948) и " Я тоже плакал", " Караван любви" Джахан-гира Джалели, а также сб-ки рассказов Али Дашти (р. 1895). Знаменательным явлением лит-ры 30-х гг. стало остросоциальное творчество Садега Хедаята (1903-51). Характерное для нек-рых произв. этого периода развития лит-ры И. влияние эстетики зап. модернизма заметно в нек-рых его рассказах из сб-ков " Заживо погребённый" (1930), " Три капли крови" (1932) и особенно в повести " Слепая сова" (1936, Бомбей). Участник лит. кружка Садега Хедаята " Раб'е" Бозорг Алеви (р. 1904) в 1935 опубликовал сборник реалистических рассказов " Чемодан", в к-ром высмеивал европоманию части иранской интеллигенции.

После падения режима Реза-шаха (1941) в И. наблюдается новый расцвет лит-ры, особенно прозы. В 1946 в Тегеране состоялся 1-й конгресс писателей И. Заметно усилилось реалистич. начало в творчестве Садега Хедаята: сб-ки рассказов " Бродячий пёс" (1943), " Распутство" (1944), повесть " Хаджи-ага" (1945). С новыми реалистич. произв. выступают и такие писатели, как Бозорг Алеви (книга " Пятьдесят три", 1942, о репрессированных в 30-х гг. прогрессивных деятелях культуры; " Тюремные записки", 1941; роман " Её глаза", 1952), Сеид Мохаммед Али Джамалзаде (сб. " Дядя Хосейн-Али", 1942; обличит, повести " Дом умалишённых", 1942, и " Галташан-диван", 1945), Сайд Нафиси (роман-памфлет " На полпути в рай", 1953, рус. пер. 1960) и др. Глубоким гуманизмом отмечены рассказы-миниатюры Бехазина (р. 1914), проза и поэзия Эхсана Табари (р. 1917). Остро-сатирич. пьесы и рассказы пишет Садег Чубек (сб-ки " Кукольный театр", " Обезьяна, поводырь которой умер", 1949). Режиссёр и новеллист Абд оль-Хосейн Нушин (1910-1971)написал пьесу " Первый петух" (1947) о борьбе иран. рабочих; эту же тему разрабатывает в своих рассказах Ахмед Садег. Социальная тематика характерна для повестей Джавада Фазела (" Любовь и слезы", 1952, " Падшая", 1952, и др.). Борьбе за мир посвящены стихи Мохаммеда Таги Бехара, возглавлявшего Иран, об-во сторонников мира. На фарси стали переводиться многие произведения рус. и сов. писателей. В период усиления борьбы против засилья иностр. нефт. компаний с антиимпериалистич. стихами выступили поэты Шеранг, Абу Тораб Джали (р. 1906), автор поэмы о В. И. Ленине Феридун Таваллоли (р. 1917). Социальным и политич. содержанием насыщено творчество поэтессы Жале Сольтани (р. 1922), поэта Сайе (р. 1927) и др. Утверждению свободного стиха способствовало творчество поэта Эхсана Табари и сатирика Афраште (1908-59). Классич. линию иран. поэзии продолжают Мохаммед Хосейн Шахрияр (р. 1906), Рахи Моайери (р. 1909), Парвиз Натель Хан-лари (р. 1913), Мехди Хамиди (р. 1914). Со 2-й пол. 50-х гг. в произв. нек-рых поэтов стали преобладать пессимистич. настроения: Хасан Хонарманди, поэтесса Симинбар Бехбахани (р. 1927); влияние суфизма характерно для философской лирики Надера Надерпура (р. 1929), поэтессы Лобат Шейбани (р. 1932).

В романах и повестях молодых писателей, выступивших на лит. арене в 60-е гг., заметно усиление интереса к социальным проблемам иран. действительности: -" Жители квартала печали" (1964) Этемади, " Когда плакали ангелы" (1963) Ускуи, " Язык слез" (1965) Саркоша и др. Феод, пережитки, невежество и мракобесие в быту подвергаются острой критике в социальных романах " Муж Аху-ха-нум" (1962) Али Мохаммеда Афгани, " Скорбящая Баяла" (1965) Голямхосейна Саэди, " Легенды и колдовство" (1968) Дидевара. Продолжается борьба сторонников новой поэзии с традиционалистами, подчиняющими форму и содержание своего творчества классич. канонам.

Литературоведение в И. восходит к раннему средневековью. Начиная с 12 в. составлялись своеобразные библиографич. антологии - тазкире, включавшие (наряду с лучшими образцами поэзии) сведения о жизни поэтов. Такие тазкире, как " Сердцевина сердцевин" (1220) Ауфи, " Тазкират ош-шоара" (1487) Доулатшаха Самарканди и др., не утратили своего науч. значения по сей день. Наряду с этим уделялось большое внимание поэтике стиха. Возникла наука об арузе (" эламе аруз"). Кодификации перс, аруза посвящена, в частности, книга " Китаб аль-муадждам" Шамса Кайса Рази (13 в.). Новый труд об арузе " Размеры персидского стиха" (1959) принадлежит совр. литературоведу Парвизу Нателю Ханлари. К 20 в. под влиянием европейской науки о лит-ре в И. возникают текстология, история лит-ры, критика. Первым выдающимся литературоведом нового направления был Мирза Мохаммед Абд оль-ваххаб Казвини, к-рый подготовил и издал многочисл. критич. тексты классич. периода, а также важнейшие ср.-век. тазкире. Казвини является автором работ по истории иран. и араб, лит-р. Большим событием в литературоведении И. стала 3-томная " Стилистика" Мохаммеда Таги Бехара. Многочисленные монографии, статьи и текстологические работы создали профессора Тегеранского ун-та: С. Нафиси, Мохаммед Али Тарбият, Забихолла Сафа, Реза-заде Шафаг и др. 50-60-е гг. отмечены стремлением иран. филологов не только к более глубокому литературоведч. анализу, но и теоретич. осмыслению лит. процесса. Интерес к проблемам реализма в лит-ре И. получил отражение в монографиях " Реализм и антиреализм" Митры, " Исследование о новом персидском стихе" (1966) А. Дастегейба, " Поэзия без лжи, без покрывала" (1968) А. Заррен-куба (см. также ст. Иранистика).

X. Г. Кор-Оглы.

Лит.: Крымский А. Е., История Персии, ее литературы и дервишской теософии, т. 1 - 3, М., 1914 - 17; Бертельс Е. Э., Очерки истории персидской литературы, Л., 1928; его же, Избр. труды, М., 1960, 1962, 1965; Болдырев А. Н., Брагинский И. С., Соображения о периодизации классической персидско-таджикской литературы, " Народы Азии и Африки", 1965, №2; Брагинский И. С., 12 миниатюр, М., 1966; Брагинский И., Комиссаров Д., Персидская литература, М., 1963; Комиссаров Д. С., Очерки современной персидской прозы, М., 1960; Кляшторина В. Б., Современная персидская поэзия, М., 1962; Кор-Оглы X., Современная персидская литература, М., 1965; Ризаев 3. Г., Индийский стиль в поэзии на фарси конца XVI - XVII вв., Таш., 1971; Рипка Ян, История персидской и таджикской литературы, [пер. с чеш., предисл. И. С. Брагинского], М., 1970; Резазаде Шафаг, Тарихе адабияте Иран (История литературы Ирана), Тегеран, 1321 с. г. х. (1942); Салим Нейсари, Тарихе адабияте Иран (История литературы Ирана), т. 1 - 2, Тегеран, 1328 с. г.х. (1949); Забихолла Сафа, Тарихе адабият дар Иран (История литературы Ирана), т. 1 - 3, Тегеран, 1335-1341 с. г.х. (1956-62); Browne E. G., A literary history of Persia, v. 1 - 2, L., 1906 - 1908.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал