Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XV. Архитектура я изобразительное искусство






Архитектура. В эпоху бронзы племена, населявшие К., оставили памятники, относящиеся к андроновской культуре. Поселения того времени (Атасуйское, Каркаралинское - Карагандинская обл.; Алексеевское - Кустанайская обл.; и др.) состояли из 10-40 прямоугольных в плане жилищ-полуземлянок и хоз. построек. Сохранились культовые сооружения - дольмены, менгиры, погребальные ограды из кам. плит (могильник Бегазы, Центр. К.), курганы. В 1-м тыс. до н. э.- первых вв. н. э. у племён, населявших К. (саков, усуней и канглов), наряду с переносным жилищем - войлочной юртой было стационарное - дом из битой глины или сырцового кирпича в укреплённых оседлых поселениях (Чи-рикрабат, 5-2 вв. до н. э.; Бабышмул-ла, 4-2 вв. до н. э.; оба - Кзьгл-Ордин-ская обл.). Сохранились величеств, курганы с кам. облицовкой насыпи, бревенчатой камерой захоронения (могильник Бесшатыр на р. И ли, Алма-Атинская об л.), а также погребальные сооружения из крупного сырцового кирпича (городище Тегискен, 9-8 вв. дон. э., Кзыл-Ордин-ская обл.) с рядом помещений. Уникально для этого времени купольное погребальное сооружение Баланды II (4-2 вв.до н. э., Кзыл-Ординская обл.).

Погребальное сооружение Баланды II (Кзыл-Ординская область). 4-2 вв. до н.э. Вверху - план. Внизу - разрез.

Кроме укрепл. оседлых поселений, усуни и канг-лы имели также города-ставки: Чигу в Семиречье (к Ю.-В. от оз. Балхаш), Битянь на Сырдарье (среднее течение). В период, когда терр. К. входила в состав Тюркского каганата (6-8 вв.), а затем (8-10 вв.) в Тюргешский и Карлукский каганаты, развивались гг. Исфиджаб (с 11 в.- Сайрам, Чимкентская обл.), Тараз (ныне Джамбул) и др., сооружались крепости и замки-усадьбы (замок городища Баба-Ата, сев. склоны Каратау, Чимкентская обл.). С 8 в., с распространением ислама, в К. появляются новые типы зданий (мечети, медресе) и архит.-строит, приёмы (применение обожжённого кирпича, арочно-купольные конструкции, облицовка стен резной терракотой и др.). Строятся сардобы, бани, караван-сараи, мавзолеи. От 8-10 вв. сохранились мавзолеи конусообразной формы из кам. плит (Козы-Корпеша и Баян-Слу на р. Аягуз, к С.-В. от оз. Балхаш). В Юж. К. в период гос-ва Караха-нидов (10-12 вв.) города, возникшие на базе древних поселений (Тараз и др.), имели 3-частную структуру: цитадель, " шахристан" (гор. кварталы) и " рабат" (предместье).

С 10 в. складывается тип купольно-центрич. мемориального сооружения (мавзолеи Бабаджи-хатун в с. Головачёвка близ г.Джамбула, 10-Нвв., Айша-Биби), квадратного в плане, перекрытого сферич. или конич. куполом на арочных парусах, а затем-портально-купольного (мавзолей Сырлы-там, Кзыл-Ординская обл., 11-12 в.), прямоугольного в плане, с мощным порталом и тем же видом перекрытия. После монг.-тат. нашествия, со 2-й пол. 13 в. возрождаются и в 14-16 вв. достигают экономич. и культурного подъёма города (Сыгнак, Тараз, Сайрам и др.), возводятся монумент, сооружения-мавзолей Алаша-хан близ Улутау (Карагандинская обл.; 2-я пол. 13 в.), комплекс мавзолея-мечети Ходжа Ахмеда Ясави в г. Ясы (ныне г. Туркестан Чимкентской обл.; кон. 14 в.). Джунгарские нашествия (40-е гг. 17 в. - 20-е гг. 18 в.) привели в упадок культуру К.; сократилось строительство монумент, сооружений (мавзолеев, мечетей), утратилось архит. мастерство. В 17-18 вв. вдоль границ терр. К. возникли рус. воен. укрепления - Яицкий Городок (Уральск), Гурьев, Оренбург, Орск, Семипалатинск и др. Подъём экономики после окончат, присоединения К. к России (60-е гг. 19 в.) вызвал оживление строит, деятельности. Города Сев. и Вост. К., возникшие на базе воен. укреплений, обычно состояли из 4 осн. частей: крепости, казачьей станицы, т. н. татарской слободки и собственно города с прямоугольной сетью улиц. Для старых городов Юж. К. характерно деление на " старый" и " новый" город. Наряду с 1-этажными домами строились, гл. обр. в духе эклектики, адм. и торговые здания, ж.-д. вокзалы; сооружались мечети и медресе. В стр-ве мавзолеев применялись арочно-купольные конструкции, в отделке использовались орнаментиров. облицовочные плитки, резьба по камню и росписи. Мавзолеи возводились портально-куполь-ные из обожжённого кирпича (Жуздена, 1-я пол. 19 в., Торт-Кара, 40-е гг. 19 в., - оба в Карагандинской обл.)или купольно-центрические из ракушечника (в местности Сенек на п-ове Мангышлак). В Зап. К. в кон. 19 - нач. 20 вв. были распространены " сагана-тамы" - надгробные сооружения (прямоугольные в плане, без крыши; стены украшены резьбой), известные ещё в средневековье. Часто встречаются " кулуп-тасы" - кам. резные столбы-памятники.

В сов. время, уже в 20-е гг., одновременно с ремонтно-восстановит. работами, началось стр-во жилых и обществ, зданий (в Кзыл-Орде, Чимкенте и др. городах), в архитектуре к-рых заметно стремление использовать традиции нац. зодчества (айваны, двсфики и т. д.). Индустриализация, развернувшаяся с 20-30-х гг., вызвала интенсивное развитие архитектуры и градостроительства. Массовое сооружение благоустроенных жилых и обществ, зданий велось в растущих старых и в возникающих новых городах - Балхаше, Караганде, Риддере (ныне Лениногорск) и др. и в посёлках - Ачисае, Ленгер-угле (ныне г. Ленгер), Джезказгане (ныне город) и мн. др. Города, посёлки, заводы вырастали вдоль Туркестано-Сиб. ж. д. Развитие нефт. пром-сти на р. Эмбе вызвало новое стр-во в Гурьеве. В кон. 20-х- нач. 30-х гг. строятся здания в духе сов.конструктивизма(Дом правительства, ныне здание ун-та, в Алма-Ате). Для архитектуры сер. 30-40-х гг. характерно использование ордерных форм (портики, колоннады, пилястры), нередко сочетающихся с традиц. элементами нац. зодчества (стрельчатые арочные проёмы, мотивы нац. орнамента). Среди лучших сооружений этого времени - мед. ин-т, Казах, театр оперы и балета им. Абая в Алма-Ате. Однако в предвоен. годы и в первое десятилетие после войны некри-тич. использование наследия приводило подчас к эклектике и архаизации.

1. Бронзовая фигурка архара (деталь жертвенного котла). 5-3 вв. до н. э. 2. Блюда. Керамика. 10-12 вв. 3. Серьги. Золото, инкрустация сердояиком и альмандином. 5-6 вв. 4. Диадема из Каргалинского клада. Золото, инкрустация бирюзой. 2 в. до н. э. - 2 в. н. э. 5. Тукти килем (тканый ворсовый ковёр). Джамбулская область. Нач. 20 в. 6. Алаша (тканый безворсовый ковёр). Кзыл-Ординская область. 19 в. Фрагмент. (1, 4-Центральный музей Казахстана, Алма-Ата; 2, 3, 5, 6 - Мугей-кабинет археологии и этнографии Института истории, археологии и этнографии Академии наук Казахской CCP, Алма-Ата.)

К ст. Казахская CCP. 1. Мавзолей Бабаджи-хатун в селе Головачёвка близ г. Джамбул. 10-11 вв. 2. Мавзолей Алаша-хан близ Улутау (Карагандинская область). 13 в. 3. Мавзолей Жуздена (Карагандинская область). 1-я пол. 19 в. 4. Мечеть в селе Чаян (Чимкентская область). 2-я пол. 19 в. 5. Мавзолей Айша-Биби в селе Головачёвка. 11 -12 вв. 6. Кулуптас некрополя Караган на полуострове Мангышлак. Конец 19 в. 7. Саганатам Мамбетчина на плато Устюрт. 1910. 8. Мастер Дутбай Жандаулетов. Мавзолей Нурбергепа Калишева в Сенеке на полуострове Мангышлак. Конец 19 в. 9. Мавзолей-мечеть Ходжа Ахмеда Ясавн в г Туркестане (Чимкентская область). Конец 14 в. (снимок сделан до реставрации 1955 - 57).

После Великой Отечеств, войны 1941 - 1945 (особенно со 2-й пол. 50-х гг.) в ещё более крупных масштабах развернулось стр-во. Растут и благоустраиваются молодые города, создаются новые (Рудный, Абай, Шахтинск, Ермак, Серебрянск), реконструируются старые. В 50-е гг. в Алма-Ате и др. городах построены адм. здания (Дом пр-ва в Алма-Ате), дворцы культуры, театры, кинотеатры, уч. и спортивные сооружения. С кон. 50-х гг. в К., как и в др. республиках, широко внедряются индустр. методы стр-ва. Для сооружений кон. 50- 60-х гг. (Дворец целинников в Целинограде; гостиница " Казахстан", Дворец спорта и Дворец им. В. И. Ленина- в Алма-Ате)характерны рациональность планировки, лаконичность и ясность архит. форм, использование монументально-декоративного иск-ва. С 1960-х гг. огромный размах получило жилищное стр-во. В Алма-Ате, Караганде, Павлодаре, Чимкенте, Целинограде и др. городах возникли обширные жилые р-ны крупнопанельных домов, отвечающих природно-климатич. условиям К. (антисейсмич. и солнцезащитные устройства), составлены ген. планы крупных городов (ген. план Алма-Аты, 1960-63, арх. Г. А. Бобович, Л. К. Вертоусов) и новых посёлков. Для застройки Алма-Аты кон. 60 - нач. 70-х гг. характерно увеличение этажности, а также новизна архит. форм жилых сооружений. Близ Алма-Аты построен высокогорный стадион Медео (1972, арх. В. 3. Кацев, А. С. Кайнарбаев и др., инж. M. В. Пла-хотников и др.). Освоение целинных и залежных земель (с 1954) положило начало интенсивному стр-ву сел. посёлков. В Алма-Ате в 1935 осн. Союз архитекторов Казах. CCP. M. M. Мендикулов.

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Древнейшие памятники иск-ва на терр. К.- наскальные изображения животных, восходящие к эпохам палеолита (в горах Каратау и Хантау) и неолита (в гроте Джасыбай, Павлодарская обл.; и др.). От эпохи бронзы дошли памятники, относящиеся к андронов-ской культуре: кам. тотемич. изваяния животных (оленя, козла и др.), наскальные изображения сцен охоты (в ущелье Тамгалы, Алма-Атинская обл.; и др.), глиняные сосуды с геом. орнаментами, нанесёнными резьбой, насечкой, штампом. Для иск-ва саков, связанного со скифской культурой (см. Скифы), характерны изображения реальных и фантастич. зверей, входящие в круг " звериного стиля": золотые бляшки с плоскорельефными изображениями оленей из одного из чи-ликтинских курганов (7-6 вв. до н. э.), бронзовые фигурки крылатых львиц на жертвенном столе из Иссыкского клада (5-3 вв. до н. э.) и др. В " зверином стиле" выполнена и золотая ажурная усун-ская диадема из Каргалинского клада (2 в. до н. э.-2 в. н. э.), с динамичными фигурами оленей, птиц, крылатых коней и дракона. Cp.-век. изобразит, иск-во К. (7-17 вв.) представлено кам. изваяниями мужчин, женщин и животных, а также бронзовыми статуэтками женщин. Известны памятники декоративно-прикладного иск-ва этого времени: глиняные сосуды для хранения костей (оссуа-рии) в форме юрты; керамич. посуда - неглазурованная, украшенная на лепным, резным и штампованным орнаментом, и поливная (центр - г. Тараз), с характерным сочетанием чёрного, коричневого, жёлтого, красного цветов; изделия из кожи, металла, декорированные самобытным нац. орнаментом, для к-рого характерны крупные чёткие узоры из завитков, вкомпонованные в ромбы, круги. Традиции декоративно-прикладного иск-ва сохранялись и на протяжении 18-19 вв. Юрта, бытовые предметы - всё украшалось нац. орнаментом. В убранстве интерьера юрты гл. роль играли узорчатые войлочные ковры - текеметы (с ввалянным расплывчатым узором голубого, золотисто-жёлтого, красного цветов), сырмаки (гл. обр. чёрно-белые, с характерным чётким гра-фич. узором) и туе киизы (украшенные аппликацией из красного и чёрного сукна, часто сочетавшейся с вышивкой), а также тканые ковры с многоцветными узорами. Последние бывают как безворсовые (" алаша") с чередующимися орнаментированными полосами, так и ворсовые (" тукти килем"), для к-рых характерно наличие каймы с рисунком, отличающимся от узоров поля. Распространены вышивка (тамбурный шов и гладь) шёлковыми и шерстяными нитками, золотое шитьё, резьба (гл. обр. плоскорельефная) и инкрустация костью по дереву, выделка кожи (тиснение, инкрустация из кожи другого цвета с вышивкой), ювелирное дело (чеканка, гравировка, насечка, скань, чернение, крупные вставки из сердолика). В 19 в. создаются произв. изобразительного иск-ва, отражающие жизнь казах, народа: рисунки и акварели художника-казаха Ч. Валиханова и T. Г. Шевченко, картины и рисунки В. В. Верещагина и др.

В сов. время, уже в кон. 20-х и в 30-е гг., в тесном содружестве с рус. живописцами и графиками H. Г. Хлудовым, H. И. Крутильниковым, В. И. Антощенко-Оленевым работала целая плеяда нац. живописцев и графиков, проявлявшая живой интерес к новым явлениям сов. действительности, а также к историко-революционному прошлому казах, народа: А. Ташбаев, X. и К. Ходжиковы, А. Исмаилов, А. Кастеев и др.

Скульптура 6-15 вв. 1. Голова тюрка. Гранит. 6 - 8 вв. 2. " Архар". Ракушечник. 14 - 15 вв. Казахская художественная галерея им. T. Г. Шевченко. Алма-Ата. 3. Женская фигурка. Бронза. 8в. (1 и 3 - в Джамбулском краеведческом музее).

H. С. Гаев. " Ликбез". Линогравюра. 1969.

Для их творчества того периода характерны попытки освоить станковые формы, выработать нац. художеств, язык. В годы Великой Отечеств, войны художники работали над батальными и ист. картинами, повествующими о героизме сов. людей, портретами героев фронта и тыла, выполняли плакаты и карикатуры " Окон КазТАГа". С сер. 40-х и в 1-й пол. 50-х гг. выросло проф. мастерство художников; дальнейшее распространение получила сюжетная картина (А. Исмаилов, А. Кастеев и др.), а также портрет и пейзаж (A. M. Черкасский, M. С. Лизогуб, Л. П. Леонтьев и др.). Однако наряду с этим в изобразительном иск-ве нередко создавались произв., отмеченные чертами декларативности. Со 2-й пол. 50-х гг. значит, роль в развитии казах. иск-ва стали играть молодые художники, получившие образование в художеств. ин-тах Москвы, Ленинграда и др. городов. Для их творчества 60-нач. 70-х гг. характерно стремление к передаче эмоционального состояния человека, его внутр. связи с окружающим миром, порой воплощающееся в образах обобщён-но-символич. звучания. Эта тенденция повлекла за собой поиски новых выразит, средств. Среди живописцев этого периода выделяются M. С. Кенбаев, К. T. Тель-жанов, A. M. Степанов, С. А. Мамбеев, К. М.Шаяхметов, С. А. Айтбаев. В графике (иллюстрация, эстамп, станковый рисунок) работают H. С. Гаев, P. Сахи, Ч. Б. Кенжебаев, E. M. Сидоркин, И. E. Квачко, в станковой и монумент. скульптуре (преим. портретной) - X. И. Наурзбаев, Б. А.Тулеков, T. С. Досмагам-бетов. В развитии театрально-декорац. иск-ва значит, роль принадлежит В. В. Теляковскому, А. И. Ненашеву, А. Г. Га-лимбаевой, Г. М.Исмаиловой и др. В числе представителей декоративно-прикладного иск-ва - ювелиры, резчики по дереву и кости О. Кенебаев, Л. M. Ходжикова, P. С. Сарсенбин и др.

В Алма-Ате в 1940 осн. Союз художников Казах. CCP (с 1933 по 1940- оргкомитет Союза художников).

H.Б. Нурмухаммедов.

Лит.: Басенов T. К., Архитектурные памятники в районе Сам, А.-А., 1947; Мендикулов M. M., Памятники архитектуры полуострова Мангышлака и Западного Устюрта, А.-А.,, 1956; Басенов Т. К., Орнамент Казахстана в архитектуре, А.-А., 1957; Маргулан A. X., Б а с е н о в T. К., M е н д и к у л о в M. M., Архитектура Казахстана, А.А., 1959; Холстов С. П., По древним дельтам Окса и Яксарта, M., 1962; Акишев К. А., К у ш а е в Г. А., Древняя культура саков и усуней долины реки Или, А.-А., 1963; Изобразительное искусство Казахстана, отв. ред. Б. Г. Ерзакович, A.-A-, 1963; Древняя культура Центрального Казахстана, А.-А., 1966; Мендыкулов M. M., Обновлённая Сары-Арка, А.-А., 1967; С а р ы-к у л о в а Г., Графика Казахстана, А.-А., 1967; Живопись Казахской CCP. [Альбом, предисловие H.-Б. Нурмухаммедова], M., [197O]; Народное декоративно-прикладное искусство казахов. [Альбом. Вступит, ст. H. А. Оразбаевой], Л., 1970; Нурмухам-медов H.-Б., Искусство Казахстана, [M., 197O]; Искусство Казахской CCP. [Альбом. Сост. и авт. вступит, ст. Г. А. Сарыкулова, Л., 1972]; Ежелп мйдениет кувлары, Алматы, 1966.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал