Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XVI. Музыка. До Окт. революции казах, муз
До Окт. революции казах, муз. культура была представлена только нар. творчеством (песни и инструм. пьесы - кюй). На муз. канве речитативного склада жыр-ши (сказители) исполняли эпич. поэмы и легенды, акыны (поэты) складывали поэтич. импровизации, ертекши (сказочники) рассказывали сказки и басни. Распространение получили айтысы (соревнования), привлекавшие массы людей. Нар. муз. творчество основано на семиступенных диатонич. мажорном и минорном ладах, в к-рых элементы пентатоники занимают большое место. Оно характеризуется самобытными интонациями, развитыми песенными и инструм. формами, разнообразными метрич. и рит-мич. структурами. Среди бытующих муз. инструментов: домбра двухструнная (щипковый), кобыз с двумя струнами (смычковый), сыбызгы (духовой, типа продольной флейты), дауылпаз (ударный); с кон. 19 в. распространение получил сырнай (одно-двухголосная гармоника касимовской и тат. разновидностей). Большое значение для развития муз. иск-ва имело творчество нар. композиторов-певцов, инструменталистов и композиторов сер. 19- нач. 20 вв., мировоззрение к-рых складывалось под воздействием передовой рус. культуры. Среди них - основоположник новой письменной казах, поэзии и композитор Абай Кунанбаев, Биржан Кожагулов, Жаяу-Муса Байжа-нов, Даулеткерей Шигаев, Курмангазы Сагырбаев, Их лас Дукенов, Мухит Me-ралиев, Балуан-Шолак Баймурзин, Ахан-Сере Корамсин, Таттимбет Казангапов, Тлепбергенов, Сармалай и др. После Окт. революции зародилась и сформировалась нац. социалистич. муз. культура. В своём становлении и развитии она опиралась на богатейшее нар. муз. творчество, освоение рус. и зарубежной классики, на использование опыта сов. музыки. Значительно активизировалась муз.-обществ, жизнь: возникли самодеятельные театрально-муз. кружки, хоровые коллективы, проводилась работа по записи и изучению муз. фольклора. Известны сборники нар. песен А. В. Затаевича. Получают поддержку соревнования певцов, акынов, музыкантов (одно из первых состоялось в 1919 в г. Верном, ныне Алма-Ата). Формировались новые жанры нар. муз. творчества, расширялись виды исполнительства, появились хоровое пение и ансамблевая игра на муз. инструментах. В 1934 состоялся 1-й респ. слёт деятелей нар. творчества, после к-рого был организован Оркестр казах, нар. инструментов им. КазЦИКа (с 1944- им. Курмангазы). В 1935 открыта филармония им. Джамбула, в её состав вошли казах, хор, оркестр нар. инструментов, ансамбль танца, группа нар. певцов. В 1933 в Алма-Ате основана муз. студия, к-рая в 1934 преобразована в Казах, муз. театр (с 1936- Объединённый театр казах, и рус. оперы, с 1937- Казахский театр оперы и балета). В спектаклях участвовали певцы К. Байсеитова, К. Джандарбеков, К. Байсеитов, M. Ep-жанов и др. В 1934 поставлена первая казах, опера " Кыз-Жибек" E. Г. Бруси-ловского по мотивам одноим. эпоса, затем его же оперы " Жалбыр" (1935), " Ер-Тар-гын" (-" Храбрый Таргьш", 1937). Создаются первые нац. балеты (см. раздел Танец. Балет). В 30-40-е гг. происходило становление казах, массовой песни и романса, камерно-инструм., симф. и хоровой музыки. Возникали новые исполнительские коллективы при радиокомитете: симф. оркестр, ансамбль рус. нар. инструментов, казах, хор сов. массовой и нар. песни. В 1939 создан оргкомитет Союза композиторов К. В 1942 поставлена опера -" Гвардия, алга! " (" Гвардия, вперёд! ") Брусиловско-го - о героизме сов. народа в борьбе с нем.-фаш. захватчиками. Значит, этапом стали опера " Абай" А. К. Жубанова и Л. А. Хамиди (1944), в музыке к-рой использованы мелодии Абая, 3-я симфония ч Сары арка" (" Золотая степь") Брусиловского (1944). В 1944 в Алма-Ате открыта первая в К. консерватория (с 1963- Ин-т иск-в им. Курмангазы); в 1945 при АН Казах. CCP организован сектор искусствоведения. Послевоенные годы характеризуются активной деятельностью казах, композиторов, к-рые вступили на путь творческого, свободного переинтонирования нар. мелоса, в отличие от цитатного его использования в предшествующие годы. Среди опер доминируют произведения на темы современности. Это - " Амангельды" Брусиловского и M. T. Тулебаева (пост. 1945; 2-я ред. 1961), " Тулеген Тохтаров" Жубанова и Хамиди (пост. 1947; 2-я ред. 1963). Событием явилась постановка в 1946 оперы Тулебаева " Биржан и Сара" о нар. композиторе Биржане Кожагулове. В 1953 поставлена опера " Дударай" Брусиловского, в к-рой массовые нар. сцены являются основным стержнем дра-матургич. развития. Первой уйгурской оперой стала " Назугум" К. X. Кужамья-рова (1956). Современности посвящены " Алтын таулар" (" Золотые горы") Ky-жамьярова и H. А. Тлендиева (I960), первая казах, комич. опера " Айсулу" С.М.Мухамеджанова (1964), " Камар-Су-лу" (" Красавица Камар") E. P. Рахмадие-ва, по одноим. роману С.Торайгырова (1963), " Жумбак кыз" (< Загадочная девушка") Мухамеджанова (1971). К 50-летию Окт. революции была поставлена (1967) опера А. В. Бычкова, Г. И. Гризбила и Рахмадиева " Степное зарево" о борьбе за Сов. власть в Семиречье. В симф. жанрах написано большое число произв.; среди них-" Казахская симфония" В. В. Великанова (1947), поэмы " Казахстан" Тулебаева (1951), " Джайляу-да" К. А. Мусина (1948), первая уйгурская симф. поэма" Ризвангуль" Кужамья-рова(1950), 4-я, 5-я, 6-я (" Курмангазы") и 7-я симфонии Брусиловского, симфония " Буря" Мухамеджанова (1968, посвящена 100-летию со дня рождения В. И. Ленина), симфония" Жигер" (" Энергия") Г. А. Жуоановой (1971). Ряд произв. написан для Казах, оркестра нар. инструментов им. Курмангазы. Большое развитие в муз. культуре получил кантатно-ораториальный жанр. Первая кантата в казах, музыке - " Советский Казахстан" - была написана Брусилов-ским к 30-й годовщине Октября. Среди произв. этого жанра - кантата " Огни коммунизма" Тулебаева (1951), оратория " Заря над степью" Жубановой (I960), её же оратория " Ленин" (1969) и оратории " Голос веков" Мухамеджанова (1960), " Ода партии" Рахмадиева (1970). Значит, произв. для хора явились сюиты " За мир" Б. Б. Байкадамова (1953), " Юность" Тулебаева, хоры " Одинокий дуб" Жубановой, " Вечер на Балхаше" Рахмадиева, " Песня о партии" Хамиди. Большой популярностью пользуются песни Тлендиева, Ш. Калдаякова, А. Еспае-ва, С. Каримбаева. Процесс развития в области камерно-инструм. музыки шёл более медленно, чем в др. жанрах. Среди струнных квартетов - " Песня о жизни" Брусиловского, " В родном колхозе" Кужамьярова (основан на уйгурском мелосе). В числе произв. для скрипки с фп.-" Импровизация памяти Абая" Великанова, " Вариации" Жубановой, сюита " Бозайгыр" Брусиловского. В песнях и романсах 50- 60-х гг. отмечается интонационная связь с рус. сов. песнями. В формировании и становлении казах, сов. музыки большую помощь оказали MH. рус. музыканты: композиторы - нар. арт. Казах. CCP E. Г. Брусиловский, засл. деятели иск-в Казах. CCP В. В. Великанов, С. И. Шабельский; дирижёры -засл. деятели иск-в Казах. CCP Г. А. Столяров, В. И. Пирадов, Л. M. Шаргородский; хормейстеры - нар. артисты Казах. CCP А. В. Преображенский, Б. В. Лебедев, А. В. Молодов, и MH. др. Среди деятелей муз. искусства: певцы - нар. артисты СССР P.M. Абдул-лин, P. T. Багланова, P. У. Джамано-ва, E. Б. Серкебаев, Б. А. Тулегенова, нар. арт. Казах. CCP M. M. Абдул-лин, А. Байкадамова, Ш. Бейсекова, Б. Досымжанов, Ж. Елебеков, P. Есимжанова, К. Кенжетаев, Г. Курмангалиев, Ж. Омарова, А. Б. Умбетбаев; домбристы - нар. артисты Казах. CCP К. Жант-леуов, P. Омаров; дирижёры - нар. артисты Казах. CCP Г. H. Дугашев, Ш. К. Кажгалиев, Ф. Ш. Мансуров, засл. деят. иск-в Казах. CCP T. О. Османов и др. Достижения муз. культуры К. были показаны на Декадах казах, иск-ва и лит-ры в Москве (1936 и 1958), на Неделях казах, музыки в Тат. АССР (1962), Арм. CCP (1968), Узб. CCP (1960, 1971). В Казах. CCP работают (1972): Казах, хоровая капелла, Казах, оркестр нар. инструментов им. Курмангазы, Ансамбль песни и танца Казах. CCP, Симф. оркестр, Камерный оркестр Казах, телевидения и радио, молодёжный эстрадный ансамбль " Гульдер", Ин-т иск-в им. Курмангазы, несколько педагогич. ин-тов и ин-тов культуры с муз. отделениями, 11 муз. уч-щ, 156 детских муз. и художеств, школ. Союз композиторов осн. в 1939. В 1972 насчитывал 40 членов. Л ит.: Захаевич А. В., 500 казахских песев и кюйев, А.А., 1931; его же, 1000 песен казахского народа, 2 изд., M., 1963; Музыкальная культура Казахстана. Сб. статей и материалов, [А.-А.], 1955; Гиза то в Б., Казахский государственный оркестр народных инструментов имени Курмангазы, А.А., 1957; Ж у б а н о в А. К., Струны столетий. Очерки о жизни и творческой деятельности казахских народных композиторов, А.-А., 1958; его же, Соловьи столетий, [пер. с казах.], А.-А., 1967; Ka-напин А. К. и Варшавский Л. И., Искусство Казахстана, А.-А., 1958; Композиторы Советского Казахстана.Сб.статей, A.A., 1958; МессманВл., Возрождение песни, А.-А., 1958; Очерки по истории казахской советской музыки, А.-А., 1962; E р з а к ович Б. Г., Песенная культура казахского народа, А.-А., 1966; История музыки народов СССР, т. 1-3, M., 1970-72; Реал-дин Ж., Эннен-операга, Алматы, 1971. Б. Г, Ерзакович.
|